«Облыстық арнайы жалпы білім беру
мектеп - интернаты» ММ
ГУ
«Областная специальная общеобразовательная
школа-интернат»
Доклад
Тема: Использование нетрадиционных
технологий в коррекционно развивающей работе с детьми
ООП
Подготовила: учитель надомного
обучения
Айдарханова
А.Е.
Павлодар
2018г.
ТЕМА
САМООБРАЗОВАНИЯ
«Использование
нетрадиционных технологий в коррекционно развивающей работе с
детьми ООП»
Использование нетрадиционных
методов в коррекционной педагогике на
сегодняшний момент представляет особую актуальную
значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной
эффективности традиционных приемов и
форм.
Включение в практику
нетрадиционных
методов позволяет усовершенствовать
коррекционный
процесс. Разнообразные
нетрадиционные методы и приемы
предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность
детей и повышают эффективность логопедической
работы в целом.
На сегодняшний день в
коррекционной педагогике
получили широкое распространение нетрадиционные
методы: логопедический массаж, Су-Джок –
японская технология пальцевого
массажа, фитотерапия, ароматерапия, пескотерапия
(крупотерапия, имаготерапия, сказкотерапия и
другие).
Для выявления скрытых
способностей ребёнка и
расширения границ возможностей его мозга в
коррекционной педагогике широко
применяются кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о
развитии головного мозга через движение, наука о развитии
умственных способностей
и
физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиология существует уже 2000 лет, используется во всём мире.
Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и
Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана
кинезиологии.
Кинезиологические методы влияют не только на
развитие умственных способностей и физического
здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры
больших полушарий, что способствует
развитию способностей человека и коррекции
проблем в различных областях
психики.
В случае, когда детям предстоит интенсивная
умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной
работой применять
кинезиологический комплекс
упражнений.
Для результативности
коррекционно-развивающей
работы необходимо учитывать
определённые условия:
1. занятия проводятся ежедневно, без
пропусков;
2. занятия проводятся в доброжелательной
обстановке;
3. от детей требуется точное выполнение движений
и приёмов;
4. упражнения проводятся стоя или сидя за
столом;
5. алгоритм проведения любого занятия должен
включать набор упражнений, активизирующих
работу разных полушарий и
развивающих их взаимодействия.
Необходимо помнить о комплексном подходе и во
время каждого занятия применять упражнения из
следующих групп:
- упражнения на развитие тонкой моторики кистей
рук,
- координации
движений,
- графических навыков и пространственной
ориентации;
- упражнения на развитие различных видов
восприятия внимания и памяти;
- дыхательно – координационные
упражнения;
- упражнения для профилактики нарушения
зрения;
- упражнения, формирующие различные виды
мыслительных операций.
Не только многочисленные научные исследования, но
и опыт педагогов, воспитателей специальных
организаций образования области
показывает, что применение
нетрадиционных
методов в современной педагогической науке
является самым эффективным средством профилактики и компенсации
имеющихся нарушений у детей.
В настоящее время все
нетрадиционные
направления доступны, и в тоже время, оставляют
за собой огромный потенциал и материал для дальнейших модификаций.
Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств
и методов для повышения резервных возможностей человека, в
настоящее время является актуальной задачей. Проблема заключается в
своевременной активной «пропаганде» нововведений среди
педагогов, психологов и умелого сочетания комплекса
психолого-педагогических дисциплин с новыми
нетрадиционными
подходами.
Все специальные подходы к организации
образовательного процесса направлены на организацию обучения
обучающихся с особыми образовательными
потребностями как
ситуацию ежедневного общения в контексте реальной
предметно-практической деятельности, конкретных дел и событий,
когда происходит активный обмен знаниями, способами
деятельности.
В основе подходов к организации учебного процесса
обучающихся лежит педагогическая концепция
«нормализации», принятая во всем мире в качестве основополагающей
идеи организации жизни лиц с выраженной умственной
отсталостью. Согласно этой концепции обучающийся
является основой и единственной точкой отсчета
при проектировании всей системы коррекционно-педагогических
мероприятий.
Планируемые педагогические мероприятия включают в
себя не только непосредственную работу с обучающимися, но и
преобразование окружающей среды, создание условий, стимулирующих
собственную деятельность каждого обучающегося.
На основе концепции «нормализации» сформулированы
принципы организации процесса обучения и воспитания обучающегося с
особыми образовательными потребностями в условиях специальной
школы:
1) обеспечение возможности для обучающегося
развиваться в индивидуальном темпе, сохраняя при этом свои
уникальные особенности. Соблюдение этого принципа предполагает
постоянное изучение возможностей и поступательного развития
обучающегося, с целью определения содержания индивидуальной
программы его обучения. Признание минимальных продвижений в
развитии и усвоении навыков, как положительных результатов в
обучении;
2) самостоятельный выбор
педагогом содержания, методов, форм,
дидактических средств обучения каждого обучающегося с учетом
индивидуальных возможностей и результатов мониторинга
образовательных и личностных достижений;
3) создание соответствующей школьной среды для
формирования практической деятельности и социальных навыков у
обучающихся. Помещения для организации занятий с
обучающимися преобразуется в пространство, отражающее
различные жизненные ситуации;
4) интегрированный характер ежедневной
деятельности обучающихся в школе. По всем учебным предметам урок
носит интегрированный характер;
5) развитие мышления, языка и коммуникации, как
средств социализации. У обучающихся имеются специфические проблемы
в развитии речи, мышления, общения, которые компенсируются
педагогическими средствами. Выстраивается
последовательная работа по расширению понимания речи, формированию
вербальных и невербальных средств общения, развитию
наглядно-действенного мышления
обучающихся;
6) социализирующая направленности
учебно-воспитательного процесса:
введение обучающихся в сложную социальную среду за пределами
школы.
Процесс обучения обучающихся с особыми
образовательными потребностями жестко не регламентирован не только
содержательно, но и с точки зрения организационных
форм. Такой подход в
обнавленном образовании способствует приобретению предметных знаний,
социальных и коммуникативных навыков, личностных качеств, которые
направлены на реализацию потенциальных возможностей
обучающихся.