Материалдар / Исследовательский проект: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА «Родная земля, родные просторы»
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Исследовательский проект: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА «Родная земля, родные просторы»

Материал туралы қысқаша түсінік
Экологическая тропа – это особая, специфическая форма организации исследовательской, познавательной деятельности учащихся, направленная на изучение природных и антропогенных комплексов, проведение пропагандистской природоохранной работы с подрастающим поколением, ориентации на выбор профессий, связанных с защитой и рациональным использованием природных ресурсов. Поэтому создание экологической тропы должно быть направлено прежде всего на определенные категории посетителей: учащихся образовательных учреждений, детей дошкольных учреждений, педагогов и воспитателей детских учреждений.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
22 Сәуір 2021
433
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


КГУ « Ишимская средняя школа»










ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ  ТРОПА»


 

 «Родная земля, родные просторы»

 

 

 

 

 

Участники экспедиции: Бослер Дарья, Мельник Ирина

Руководитель: Ташетова Айгуль Каирбековна



 


















с. Ишимское

2020 год



 

 








Цель: создать предпосылки для воспитания экологического и природоохранного мышления в целях устойчивого развития 






Задачи: Знакомство с экологическими проблемами, явлениями и процессами окружающей природы. Воспитание активной жизненной позиции. Обучение азам экологической безопасности 
































 

 

Содержание:



1.  Введение

2.  Цели и задачи экологической тропы

3.  Организация экологической тропы

4.  Описание экологической тропы

5.  Правила поведения на природе


6.  Заключение


7.  Литература


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 











  1. Введение


В настоящее время отношения между человеком и окружающей средой складываются не просто и не лучшим образом. Первый опыт исследования природы закладывается в школе при изучении дисциплины «Окружающий мир», затем комплекс научных базовых знаний школьник получает, изучая разделы биологии  - ботанику, зоологию, общую биологию. Но это теория, а для полного понимания природы, явлений, происходящих в ней, тех незначительных практических и лабораторных работ, экскурсий, определенных Программой недостаточно. Необходима трудовая, пропагандистская, художественная, экологически ориентированная деятельность учащихся. А эти виды деятельности не укладываются в рамки урока. Все это требует создания специально оборудованной территории – «кабинета» в природе. И таким кабинетом может выступать экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих деятельность учащихся в природном окружении. Это необходимо также для того, что бы сохранить природу в её первозданном виде и помочь ей восстановиться после антропогенного вмешательства.

Создав экологический маршрут силами волонтёров из числа учителей и учеников нашей школы, мы решаем вопросы экологического, патриотического, социального и спортивного воспитания, способствуем охране окружающей среды.

 

2.  Цели и задачи экологической тропы

Основное назначение троп природы - воспитание культуры поведения людей в природе. Таким образом, она выполняет природоохранную функцию. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине. Маршрут экологической тропы выбирается таким обра­зом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный лан­дшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятель­ности.

Таким образом, целью создания экологической тропы является:

– создание условий для формирования экологической культуры детей, воспитания чувства бережного отношения к родной природе и повышения экологической грамотности.

Задачи:

расширение у детей элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы;

научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора;

уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду;

способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе;

дать возможность осуществить комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на определенном природном  участке.

 

3. Организация экологической тропы
 

Экологическая тропа – это особая, специфическая форма организации исследовательской, познавательной деятельности учащихся, направленная на изучение природных и антропогенных комплексов, проведение пропагандистской природоохранной работы с подрастающим поколением, ориентации на выбор профессий, связанных с защитой и рациональным использованием природных ресурсов. Поэтому создание экологической тропы должно быть направлено прежде всего на определенные категории посетителей: учащихся образовательных учреждений, детей дошкольных учреждений, педагогов и воспитателей детских учреждений.

Для того чтобы тропа выполняла полностью свое предназначение, к ее созданию предъявляются определенные требования:

- маршрут тропы должен соответствовать ее назначению и должен учитывать условия данной местности;

- тропа должна быть расположена в доступной для посещения местности;

- маршрут прокладывается уже по изученной и сложившейся дорожно-тропиночной сети;

- тропа должна пролегать по местности, которая бы отражала полностью цели и задачи создателей тропы;

- тропа должна нести информационную нагрузку: познавательную, просветительную и предостерегающую;

- маршрут учебной экологической тропы не должен быть более 2 километров.

К тому же тропа должна быть доступна в транспортном отношении. Желательно, чтобы район тропы хорошо посещался местным населением. При его выборе важно учитывать привлекательность окружающего ландшафта. Следует избегать участков с монотонными однотипными природными сообществами. Необходимо чередование открытых пространств с лесными тропинками, уголков нетронутой природы с участками, которые подверглись значительному антропогенному воздействию.
 

Итак, учебная экологическая тропа должна стать действующей, работающей и «читаемой книгой природы», где от экскурсии к экскурсии, от остановки к остановке, как от страницы к странице, учащиеся смогут познавать тайны природы, видеть чудеса, происходящие в ней и проникаться к ней огромной любовью и восхищением.

Работа по подготовке к созданию учебной экологической тропы должна проходить в три основные этапа:

организационный;

теоретический;

практический.

Первый (организационный) этап – изучение участка природы – планируемого маршрута тропы, изучение краеведческой литературы, знакомство с биоразнообразием отдельных биогеоценозов, встречающихся на маршруте тропы, работа с определителями растений, составление каталога редких и исчезающих видов растений и животных данной местности.

Следующий (теоретический) этап работы связан с определением маршрута тропы, где необходимо составить схематический план с нанесением всех остановок. В работу по организации учебной экологической тропы могут и должны быть вовлечены административные структуры образовательного учреждения и поселения, по территории которого будет проходить маршрут тропы.

Практическая деятельность при организации тропы многогранна и многоэтапна. Учащиеся непосредственно должны участвовать в разработке маршрута тропы, создание карты-путеводителя, описание маршрута, в подборе объектов живой природы для изучения при проведении экскурсий, на практике применять знания, полученные на подготовительном этапе работы над созданием тропы.

 

 

 

 

 
























 


Схема маршрута экологической тропы





 

Условные обозначения:

Ш- школа;  М – магазин;  К – клуб;  С\С – здание сельской администрации;  П – памятник погибшим воинам ВОВ.

                                  












Описание экологической тропы


Стоянка №1. Школьный двор



Здесь проводится анализ экологического состояния школьной территории.
Определяют деревья и кустарники и останавливаются у тополя. Сколько песен сложено о ней, сколько стихов!

Задания для учащихся:

Вспомни стихи и песни о тополе.


  • Тополь -красивое декоративное растение, он быстро растет; выдерживает загрязнение воздуха. В природе тополя распространены по всему северному полушарию- от Китая (здесь и находится их прародина), по всей Евразии, есть в Америке и даже на востоке Африки. Всего в мире насчитывается чуть больше 100 видов тополей. Тополя- деревья солидные, крупные, роста бывают 50-60 м, но чаще дорастают до 40 м. Характерным признаком тополя является быстрый рост, а также способность его листьев очищать воздух от газа и дыма не могут сравниться ни с каким другим видов деревьев. Поэтому в городском озеленении тополь остается одним из самых важных и рациональных элементов, хотя в городе продолжительность жизни его невелика. 60-80 лет – обычная продолжительность его жизни. Кроме этого , в хозяйственных целях очень широко используется древесина дерева: ее применяют для изготовления бумаги и искусственного шелка , делают простую мебель и различную тару, она идет на пиломатериалы и многое другое. А из листьев и почек тополя получают краску. Вот такое замечательное и полезное это дерево-наш старый знакомый тополь.




Стоянка №2. Парковая аллея




                   

Парковая аллея на территории села была заложена в 80-е годы. Она расположена в 200м от школы. Место на территории, где можно наблюдать разнообразие древесной, кустарниковой и травянистой растительности. Здесь можно видеть тополь( черный, пирамидальный), клен, карагач, кустарники, березы. Травянистая растительность представлена одуванчиком, полынью, пастушьей сумкой, подорожником, мятой. Из животных можно встретить ежей, очень много насекомых. Из пернатых больше всего сорок, ворон, воробьев, а еще есть совы.

На территории парковой аллеи установлен памятник воинам, погибшим во время ВОВ. Памятник был установлен в 1985 году, автором проекта является Адиша Нуртазина. Дочь легендарной личности нашего села, героя социалистического труда Брали Нуртазина.






Задания для учащихся:

1. Местонахождение лесопарка.

2. Опишите ярусы растительности. Первый древесный ярус. Охарактеризуйте его (растут ли деревья по всей площади равномерно или пятнами), состав древостоя (какие деревья преобладают). Степень сомкнутости крон каждой породы.

В названии каждой породы отметьте высоту дерева, диаметр ствола, возраст, состояние.

 

Стоянка № 3. Пойма реки Ишим




Поймой называют нижнюю часть речной долины, которая периодически затапливается водой( в период половодья или кратковременных паводков). Речные поймы, как правило, имеют ровную поверхность и покрыты густой травянистой растительностью, редкими деревьями или кустарником. Пойма отличается чрезвычайной плодородностью. Поэтому сельские жители нередко используют земли в качестве своих огородов или кормовых угодий. Сочная трава используется для выпаса молодняка и птицы, вода старицы, образовавшаяся в пойме реки, служит водопоем для домашних и диких животных.



Но есть и волнующие нас проблемы. Вода весной во время половодья доходит до окраин села. При этом когда она отступает, забирает с собой груды мусора, бытовые отходы, перенасыщенные различными веществами, а также останки домашних животных. Вся эта грязь через ерики попадает в реку, что ухудшает состояние воды старицы и реки Ишим.


Стоянка № 4. река Ишим





Река Ишим( каз Есіл) одна из крупнейших рек Казахстана, является левым и самым длинным притоком Иртыша. А что обозначает собственно название реки «Есиль»? Топонимист Г.К. Конкашбаев пишет, что слово Исил- означает « скручено-волнистое течение» То есть, течение реки таково, что похоже на аркан, который перекручивается в движении. Да и это действительно так! Проходя рядом с нашим селом столько извилин на реке, и каждая по своему особенна, красота поражает! Население использует воду реки для хозяйственно-питьевых целей, а также используется в целях рекреации, очень много пляжей и красивых живописных уголков для отдыха и ловли рыб. Река очень богата рыбой, здесь водится щука, размеры ее внушают, окунь, линь, карась, сазан, плотва, налим,


Описание маршрута вдоль реки


По мере продвижения вдоль реки мы увидели одну пару серых журавлей. Увидев нас они взлетели, но покружив в небе они вернулись на тоже самое место. Наверняка они здесь гнездятся! Вообще из водоплавающих птиц на реке много чаек, редко бывают утки и гуси. Но там к концу села на повороте реки еще гнездится одна пара лебедей. Кроме рыб и птиц, есть и другие обитатели реки как лягушки, нам тоже удалось их повстречать, часто по вечерам мы слышим кваканье этих земноводных. А еще ужи и раки. Очень много раков, а вы знаете что раки являются индикаторами чистоты воды. Водные растения составляют особую экологическую группу так называемых гигрофитов. Одни растения живут только в воде, другие на суше, но в местах с высокой влажностью почвы. Есть растения, прикрепленные ко дну озера с плавающими листьями и цветущие над водой. К ним относится кувшинка белоснежная. У самого берега мы наблюдаем видовой состав прибрежных растений: камыши, осоки и др. В воде можно обнаружить различные водоросли.









Стоянка № 5. Луг






Луг – участок земной суши, занятый многолетней травянистой растительностью. Наш луг расположился в пойме реки. После разлива почва становится плодородней, так как река выносит и откладывает ил, удобряющий почву. Плодородная почва и обилие влаги создают особый тип растительности, в которых преобладают злаки- тимофеевка, мятлик, овсяница и другие. На этом участке нашего путешествия мы много повстречали лекарственных трав: мяту перечную, ромашки, календулу лекарственную, подорожник, душицу, мать-и-мачеху, тысячелистник обыкновенный, и др. Луг это важная кормовая база животноводства, так как используется под пастбища.



Задания для учащихся:

1.Дать описание растениям, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.




Стоянка № 6 Пещера




Следующая стоянка нашего путешествия, удивительное творение природы родного края это скалистая пещера, которая расположена на Сарыарке, как и в прочем вся наша местность. Сарыарка – очень древняя, сильно разрушенная низкогорная область Казахстана. На протяжении миллионов лет здесь хозяйничали ветер и дождь, жара и мороз, снег и вода. Когда-то высокие горы под влиянием внешних сил разрушились и образовались различные типы рельефа: низкогорья, гряды, мелкосопочники и равнины. Наша пещера, название произошло потому что в скалах находится небольшое углубление схожая с пещерой, тому доказательство. Двигаясь по маршруту мы заметили, что пещера находится на возвышенности и когда мы добрались до нее, то увидели как раскинулось наше село, было видно как на ладони. Мы изучили состав и залегание горных пород. Скалы были сложены древними осадочными и магматическими породами, среди которых преобладают граниты, порфириты, песчаники и сланцы архея и протерозоя. Горные породы залегали в вертикальном положении. Поразительная красота, внизу в ущелье густая травянистая растительность, луговые цветы, местами произрастали березы причудливой формы и на дне блюдца с водой, образовавшиеся из осадков. Иногда снег мог лежать не тая, до конца мая и начало июня. Вот такие нетронутые места дикой природы есть у нас!




Стоянка № 7 Мусорная свалка




Двигаясь по маршруту от живописного места « Пещера» к селу, мы обнаружили огромную свалку, которая протянулась в несколько сотен гектар. Мусорная свалка это просто ужасно! Здесь происходит стихийный вывал мусора. И этот момент нам удалось запечатлеть. А ведь мусор разлагаясь отравляет почву, воду и воздух. На сегодняшний день накопились целые горы отходов. Земля, где расположилась свалка благодаря жителям села, это пастбища. Часто бывает, что наш домашний скот пасется на мусорной свалке. Отсюда болезни домашних животных. Зачастую приводящей к гибели, из-за того, что в желудке застрял целлофановый мешок. Сами себе вредим! Свалка это серьезный источник загрязнения окружающей среды. Она поглощает плодородные земли, приводит к гибели местной флоры и фауны, расширяется до ближайших поселений и отравляет людей. Огромное скопление мусора является наиболее острой проблемой и эту проблему надо как- то решать!!!


Задания для учащихся:

1.Как бы ты решил проблему мусорных свалок? Какие бы принял меры и провел мероприятия для спасения окружающей среды?


Сортировка бытовых отходов


Стоянка № 8 Родник



Родник - так народ издавна называет бьющий из глубины водный источник. Родниковая вода зачастую отличается прозрачностью , свежестью и отличным вкусом. Такой родник недавно обнаружили жители села. Он находится в ерике на полтавке, район села находящийся за мостом. Под завалами засохших веток деревьев и густых зарослях травы, его очень трудно заметить. Слева от тропинки расположен родник в своем первозданном виде. Ключ бьет из-под земли и бежит вниз по склону. На этой стоянке рассказывается о роли родников для питания рек , использования их для бытовых и иных нужд. А как можно проверить , чистая ли в роднике вода? Элементарная оценка качества воды может быть проведена на основе таких показателей, как цвет и запах воды, ее прозрачность и наличие примесей. Более точный анализ можно провести только в лаборатории.


Задания для учащихся:

1.Побудь немного в роли исследователя и сделай элементарную оценку качества воды. Наполни чистую пластиковую бутылку водвой из родника и внимательно ее рассмотри.

Ответь на следующие вопросы :Какой цвет у воды? Есть ли запах какой? Прозрачна ли вода? Есть ли в ней примеси? Сделай вывод.

Для характеристики родника ответь еще на несколько вопросов:Какой грунт образует дно родника? Какова растительность в самом роднике и около него? Много ли здесь мусора? Чем ты это сможешь объяснить? Как ты думаешь, влияет ли мусор на чистоту воды? Каковы твои действия?


Итоги нашего исследования


 Мы совершили 2-х дневную экологическую экспедицию в своем регионе. Изучили и исследовали наиболее значимые, интересные и уникальные объекты на маршруте экологической тропы. Создание учебных экологических троп способствуют повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые мы получили на тропе , тесно связаны с программным материалом .Они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроке, а главное умение применять их на практике, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

По итогам нашей работы мы составили картосхему тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов, определили видовой состав растений и животных, выявили экологические проблемы окружающей местности.

В дальнейшем мы решили:

  • продолжить организацию экскурсий на тропе, массовых внеклассных мероприятий с использованием тропы: экологические походы, экологические и краеведческие игры и соревнования , а также пропаганду учебной эколо

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!