Материалдар / Исследовательский проект "След в истории"

Исследовательский проект "След в истории"

Материал туралы қысқаша түсінік
В целях реализации программы "Рухани жанғыру", ориентированной на возрождение духовных ценностей казахстанцев, а именно спецпроекта «Туған жер» который направлен на развитие «малой родины», вовлечение граждан к развитию родного края, а также на решение социальных проблем я остановила свой выбор именно на этой теме. В каждом городе, крае, ауле есть люди, о которых хочется рассказать всем. Мой проект в номинации «Великие имена Великой степи» является реализацией этого желания. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о человеке, оставившем значимый след в истории нашего края, моей малой родины.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
22 Сәуір 2021
342
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

КГУ «Ишимская средняя школа»











Номинация: «Великие имена Великой степи»



Исследовательский проект

Тема: « След в истории».









Работу выполнила:

Бослер Дарья

ученица 8 «Б» класса

Ишимской СШ

Руководитель:

Ташетова Айгуль Каирбековна

учитель географии







2019 год







Содержание



1. Введение: С.3

  • Актуальность темы исследования

  • Цель исследования

  • Задачи исследования

  • Объект и предмет исследования

  • Методы исследования



2.Результаты исследования: С. 4 – 11

Краткий биографический очерк ………………………………………….

Военная страница в жизни Брали Нуртазина …………………………..

«Брали Нуртазин – умелый прогрессивный руководитель»........................

3. Заключение. С.9

4. Список использованных источников и литературы. С.10

5. Приложение. С.11-12















Введение

Актуальность темы исследования:

В целях реализации программы "Рухани жанғыру", ориентированной на возрождение духовных ценностей казахстанцев, а именно спецпроекта «Туған жер» который направлен на развитие «малой родины», вовлечение граждан к развитию родного края, а также на решение социальных проблем я остановила свой выбор именно на этой теме. В каждом городе, крае, ауле есть люди, о которых хочется рассказать всем. Мой проект в номинации «Великие имена Великой степи» является реализацией этого желания. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о человеке, оставившем значимый след в истории нашего края, моей малой родины.
Подростковый возраст является особым для становления личности. Долг ученика - знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах. А те, кто интересуется историей родного края, тот ведет кропотливую работу по дальнейшему её изучению. «Интересы человека формируются главным образом в его детстве», - писал академик Д. С. Лихачев. Он считал, что «если у ребенка есть интерес к жизни других людей, к истории своей страны, к литературе и искусству, если ему хочется сделать что-то хорошее, то он и вырастет добрым, порядочным, полезным человеком».

Цель исследования:

Рассказать о человеке интересной судьбы, который прославил своим трудом, мастерством свою малую родину.


Задачи исследования:
1. Проанализировать различные виды источников информации по теме исследовательской работы.
2. Изучить биографию, жизнь и деятельность нашего земляка, имя которого носит наша центральная улица .


Гипотеза исследования:
Могу предположить, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, положительно повлиять на формирование их личности.:
Объект исследования: Брали Нуртазин , его личный пример, вклад в развитие современного общества.

Предмет исследования: биография земляка, его общественная и трудовая деятельность
Методы исследования:
Анализ источников информации, наблюдение; беседы, интервью обработка полученных результатов.

Результаты исследования:

Глава I. Краткий биографический очерк

Бог не лишит нас милостей своих,

О Брали я начинаю стих,

Он ношу тяжкую нес на плечах, как нар,

Тем удивляя близких и чужих.

Он был примером, был он мудрецом,

Харизмой обладал людей больших,

Сегодня о герое вспоминаем,

Раз образцом он стал для всех других,

И для казахов он не забываем!


Родился Брали 22 декабря 1922 года в небольшом ауле Еркендык, что находится неподалеку от районного центра, в многодетной крестьянской семье. В декабре 1941 года прямо со школьной скамьи ушел на фронт. В каче­стве полкового разведчика воевал на Волховском и Ленинградском фронтах. За отличное выполнение боевых заданий командования был награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Славы третьей степени, медалью “За отвагу” и другими наградами. Долгожданную победу над фашистами встретил в не­мецком городе Росток. После войны служил в частях Киевского военного округа, ждал со дня на день при­каза о демобилизации, но случилась беда... В сентяб­ре 1945 года взвод, где служил Брали Нуртазин, от­правили в Одессу сопровождать эшелон с мукой. По прибытии в порт обнаружилась недостача, в каждом вагоне не хватало по пять мешков муки. По законам военного времени весь взвод арестовали и три года держали в лагерях под следствием. Только в феврале 1948 года состоялся суд военного трибунала. Коман­дира взвода расстреляли, а солдат, в числе которых был Брали Нуртазин, осудили к лишению свободы сроком на 25 лет.

Изменения в его жизни произошли лишь после 20- го съезда компартии, когда в период культа лич­ности начались пересмотры дел осужденных. В сен­тябре 1954 года Брали Нуртазин был реабилитирован и освобожден со снятием судимости. Вернувшись через год он создал семью, женившись на Зайни Жанабековой, с которой воспитали шестерых детей. Роза, Аймухамет, Адиша, Бадиша, Алихан, Бахыт в даль­нейшем получили достойное воспитание и образова­ние. К сожалению, один из сыновей Аймухамет рано ушел из жизни...

Трудовую, созидательную жизнь Брали Нуртазин начинал мастером, был прорабом, начальником СМУ треста “Жаксыстрой” Целиноградской области. Пос­ле ликвидации треста работал старшим прорабом со­вхоза “Жаксынский” Жаксынского района, затем воз­главил отделение этого же хозяйства.

В 1969 году был назначен директором совхоза “Ишимский”, где проработал более двадцати лег. Именно в эти годы с особой яркостью проявился его талант, как организатора сельскохозяйственного про­изводства и умелого прогрессивного руководителя. Со свойственным ему темпераментом и широтой замыс­лов он поднял экономику совхоза на небывалый по тем временам уровень развития. Совхоз “Ишимский” в годы его руководства стал одним из крупных и экономически развитых хозяйств не только Кийминского района, но и Тургайской, Целиноградской об­ластей, был на доске почета ВДНХ в г. Москве. В селах Донское, Монастырка, Казахстан, Кызыл-ту и на центральной усадьбе проживало в дружбе и согласии свыше 4000 человек различных нацио­нальностей. Рабочие, специалисты совхоза и жители многонационального села, уважительно величали его Борис Григорьевичем.

За время работы Нуртазина Б. в совхозе “Ишим­ский” он уделял внимание, развитию социальной сфе­ры, построив здание средней школы с интернатом для детей, проживающих в отделениях совхоза, со­временный Дом культуры, участковую больницу, бан­но-прачечный комплекс, Дом быта, столовую, хлебо­пекарню, водопровод, теплотрассу и т.д.

В производственном секторе функционировали жи­вотноводческие комплексы, мельница, кормоцеха, строительный участок, кирпичный завод, автогараж, машинно-тракторная мастерская, цеха по выделке шкур и пошиву валенок, уникальный цех по пероработке и консервированию овощей и ягод, теплица для выращивания цветов. Высокими темпами и каче­ственно строилось и жилье для механизаторов и жи­вотноводов, учителей и врачей.

Благодаря усилиям и предприимчивости директора в Красноярском крае России был открыт совхозный леспромхоз, который обеспечивал дефицитными по тем временам лесоматериалами не только совхоз “Ишимский”, ни и Кийминский район, и Тургайскую область. И там для лесорубов были созданы нормальные жилищно-бытовые условия, построены двухэтажная школа, станция техобслуживания, анга­ры для техники леспромхоза и т.д.

Одним словом, Брали Нуртазин, уже в то время стоял у истоков рыночной экономики, обеспечивая жителям сел и труженикам хозяйства уровень жизни, не уступающий городскому образу жизни.

Хочу отметить, что эта предпринимательская жилка отца есть у его сына Алихана Нуртазина, который в первые годы независимости и суверенитета республи­ки возглавил крупную агрофирму, успешно занимав­шуюся выращиванием и переработкой сельскохозяй­ственной продукции, а сегодня сумел освоить и другие направления рыночной экономики, предоставляя вы­сокооплачиваемую работу тысячам сограждан.

Благодаря целенаправленной племенной работе по выращиванию молочного и мясного крупнорогатого скота, совхоз “Ишимский” ежегодно перевыполнял планы по поставкам государству молока и мяса. В хозяйстве имелось 7000 голов КРС, более 25000 голов овец, 5000 голов свиней, около 1000 лошадей. Была здесь и ферма по откорму уток и гусей.

Каждую весну земледельцы совхоза на 25 тысячах гектаров засевали зерновые культуры, а во время убо­рочной страды с каждого гектара собирали в среднем по 16 центнеров зерна. Хлеборобы совхоза “Ишимс­кий” сдавали государству более 20 тысяч тонн пше­ницы.

Кроме того, занимались здесь и выращиванием ку­курузы на силос, семеноводством многолетних и од­нолетних трав. На полях овощеводческой бригады со­бирали овощи и картофель, а на площади более пяти гектаров - плодово-ягодные различные культуры.

Стоит заметить, что кормозаготовители совхоза для общественного поголовья скота и личного подворья заготавливали большое количество кормов. Запас сена, соломы и зерноотходов в этом хозяйстве был всегда на два — три года вперед.

Из воспоминания первого секретаря Кийминского райкома партии Р.Х Сариевой:

- Как-то, в Кийминском райкоме компартии ко мне на прием записались представители соседней Жезказганской области — начальник райсельхозуправления, директора совхозов. Представившись, они рас­сказали мне, что у них в регионе небывалая засуха, которая сильно подорвала кормовую базу. Поэтому им приходиться ездить по хозяйствам соседних облас­тей и просить сено, солому везде, где только можно. С этой целью приехали и к нам.

Я понимала, что помочь им мог только директор совхоза “Ишимский”, который для расширения кор­мовой базы (заливных лугов) даже плотину построил через реку Ишим. Связавшись по телефону с Брали Нуртазиным, рассказала о проблеме и просьбе сосе­дей, хотя, зная его отношение к нерадивым руково­дителям, и не рассчитывала на то, что вопрос будет решен положительно.

Как и ожидалось, он сказал следующее:

- “Да, Рысты Халесовна, Вы правы, у меня доста­точно заготовлено кормов и есть возможность по­мочь им.

Но хотелось бы знать, где они были раньше, ведь могли заранее приехать к нам со своей техникой, людьми и заготавливать на наших сенокосных угодь­ях позарез нужные им корма. У них иждивенческое отношение, прошу Вас, так и передайте им.

Только ради уважения к Вам, я выделю жезказганцам необходимое им количество кормов”.

Этот факт говорит о том, что Нуртазин Б. не тер­пел бесхозяйственность и иждивенчество, в то же вре­мя всегда был готов поддержать слабое хозяйство и оказать посильную помощь нуждающимся.

За высокие показатели труженики совхоза “Ишим­ский” не раз выходили победителями Всесоюзного, республиканского, областного, районного социалис­тических соревнований, а сам руководитель был удостоен высокого звания Героя Социалистического Тру­да, неоднократно награждался орденами и медалями, Почетными грамотами и благодарностью руководите­лей республики, области, района. Специалисты сов­хоза Бекбергенов Кельден, Гертнер Виктор, Джалалов Анатолий, Рыскельдинов Жылкайдар, Чепурной Сергей и другие, работавшие под руководством Б. Нуртазина, в последующем сами стали руководителя­ми совхозов.

Он особое внимание уделял трудовому воспита­нию и подготовке кадров сельского хозяйства, начи­ная со школы. В отделении совхоза селе Монастырка успешно работала в то время единственная в респуб­лике ученическая чабанская бригада, наставником ко­торой был Герой Социалистического Труда, чабан Абдрахман Бергибаев. А на центральной усадьбе сов­хоза был открыт филиал сельского профессиональ­но-технического училища по подготовке молодых ме­ханизаторов.

Брали Нуртазин, был человеком сильной воли, всег­да и везде мужественно защищал интересы своего хозяйства. Он никогда не терпел несправедливости от кого бы они ни исходили, требовал оценку своей деятельности только по производственным показате­лям совхоза и уровню жизни сельчан.

Его принципиальность, стремление говорить прав­ду в глаза не всем, естественно, нравились. Было немало руководителей и вышестоящих органов, кото­рые желали его ухода с должности директора при­быльного совхоза.

В 1989 году Брали Нуртазин был освобожден от зани­маемой должности по собственному желанию в связи с переездом на постоянное место жительства в г. Це­линоград.

Но и здесь его неиссякаемый трудовой энтузиазм заставил изучать кооперативное движение и новую рыночную экономику. На этой волне, невзирая на свой преклонный возраст, он открыл в городе Цели­нограде кооператив “Нуртаза” по производству гор­чицы и цех по расфасовке продуктов питания...

Нуртазин Брали ушел из жизни в мае 1995 года, прожив нелегкую, но интересную и самоотвержен­ную жизнь, которая служила достойным примером для всех, кто его окружал.













Заключение



Красивого на земле много, вся земля красивая..

Дело не в красоте, дело, наверное, в том,

Что даёт родина каждому из нас в дорогу.

В мире все связано. Изучая историю своего края, школы, я познакомилась с удивительным человеком, жившим на этой земле. Жизнь и трудовая деятельность Брали Нуртазина достойны восхищения и преклонения, весь опыт его работы показывает, что даже на селе человек может стать известным и успешным. Именно поэтому мне хотелось  рассказать об этом удивительном человеке.

Каждое время выдвигает своих героев. Мой герой – герой и военных действий и герой мирного времени. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Выполняя свою работу, я открыла для себя много нового: изучила историю своего края, много интересного узнала о жизни моего земляка. Этот замечательный человек своим каждодневным трудом приносил пользу многим людям, работая на благо своего края и процветания всей страны. Долг каждого человека уважительно относиться к истории родного села, края, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства. Завтра мы вступим в жизнь, и судьба Казахстана будет в наших руках. Мы должны знать историю нашей страны, ее особенности и понимать черты национального характера. Задача нынешнего молодого поколения - не превращаться в равнодушных, бесчувственных людей, не допускать в себе симптомов современной болезни – «денежной шизофрении». Делать правильные ориентиры в жизни помогают простые люди, такие, как Брали Нуртазин.
Я очень рада, что в ходе своей работы смогла пообщаться с этим замечательным человеком, у него есть чему поучиться. В нашем краю много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое еще мной не открыто, поэтому мне есть над чем работать.
Свое выступление я хотела бы закончить поэмой о Брали Нуртазине







Казахи, немцы, русские, как хана

Его воспринимали постоянно,

Такому званью подходил вполне,

Хоть ханской власти нету в Казахстане.

Воспринимал сынов народов разных

Словно своих сородичей прекрасных,

Из одного дома люди разных наций,

Чему тут сокрушаться, удивляться?

На пастбищах, в полях трудились люди,

Пшеницы первый сноп несли на блюде,

Росли в садах деревья белым строем,

Плоды земли лежали на столе,

Тот рай , который Брали построил,

Легендой стал известен всей стране.

Қ. Аманжол





























Список использованных источников и литературы.

    1. «Поэма о Брали» Корганбек Аманжол

    2. Газета «Жаксынский вестник» № 2 (6462) 18 января 2008 г

    3. Энциклопедия Акмолинской области 1992 г

    4. Интернет ресурсы

    5. Школьный музей

    6. Сельская библиотека

    7. Школьная библиотека

    8. Журнал «» №





Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ