Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз

Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Ж. Сәбитов
ЯЛАНГТУШ (ЖАЛАНТОС) ИЗ РОДА АЛШИН
СабитовЖаксылык Муратович
ABSTRACT:
This article examines the political biography of Emir of Bukhara Yalangtush from Alshyn tribe. Nizamud-Din received his nickname Yalangtush for brave behavior during the battles in which he fought without defense armor. Ancestor of Yalangtush was the famous Golden Horde emir Alau, who lived in the middle of the XIV century. Father of Yalangtush called Boy Hodja (Bay Hodja). Subsequently, he earned the nickname Seitkul when he served to Seid. From 1607 to 1640-ies Yalangtush served as emir to Bukhara and Balkh rulers. His areas of military action was wide, ranging from Iran and northern lands of Indian Mughals (Afghanistan), ending the war with Dzhungars and Kalmyks. Apparently in the late 1630s or early 1640s years Yalangtush became the informal leader of the Alshyn tribe, Younger Juz of Qazaqs. Relationship factor and formal accessories of Alshyn tribe to Yalangtush possessions, made him to be more active than other Bukhara emirs, to participate in clashes with Kalmyks and Dzhungars. Shortly after Yalangtush death his close relatives, from Alshyn-Alimuly tribe moved to Qazaq khanate. Today, the descendants of Yalangtush live in Kyzyl-Orda region of Kazakhstan (clan Tortkara, subtribe Alimuly, tribe Alshyn), in some parts of Uzbekistan.
KEY WORDS: Qazaqs, Uzbeks, Yalangtush, Alshyn, Aiteke, Bukhara khanate.
Постсоветская историческая наука развивается очень медленными темпами. Особенно это касается темы истории Казахстана и Средней Азии в древности и средневековье. Одним из таких частных вопросов данной части истории является биография государственного деятеля Бухарского ханства Ялангтуша (Жалантоса) (?-1656) из рода Алчин. Так как имя Ялангтуш встречается в русских [Галиев, 1998: 98] и среднеазиатских источниках, а Жалантос встречается только в современном казахском шежире, ниже мы будем использовать написание Ялангтуш (вместо современного казахского Жалантос). Несмотря на то, что это два варианта одного имени в разных диалектах (жокающий и йокающий диалекты) средневекового тюрки, Ялангтуш фиксируется в различных источниках, в отличие от варианта Жалантос. История рода Алшин нами разбиралась в отдельной публикации
Интересной является этимология имени Ялангтуша (Жалантос). Хорошхин А.П. считал, что данное имя можно перевести как «Гладкий камень» [Хорошхин, 1876]. По нашему мнению, данное имя можно перевести как «Голая грудь». Скорее всего, это прозвище, и оно было получено за то, что в бою, видимо в молодости, он был без доспехов, закрывавших грудную клетку. Как мы увидим ниже, мусульманским именем Ялангтуша было Низам уд-дин.
В казахстанской историографии принято считать Жалантоса казахским батыром из рода Алшин-Алимулы-Торткара (так назывался клан потомков четырех смуглых братьев). В то время как Узбекистанской историографии Ялангтуша принято называть узбеком. При этом стоит отметить, что в русских летописях он обозначен как татарский князь. Данный диспут при продолжении дискуссии приобретает ненаучный, а политический характер. Здесь стоит отметить, что обе стороны экстраполируют и приписывают данной личности твердую самоидентификацию по отношению к современным нациям, которые как активные субъекты начали формироваться только в индустриальную эпоху (в разных регионах в разное время, но в основном в XIX-XX веках). Данная постановка вопроса ненаучна. В доиндустриальную (аграрную) эпоху всегда существовало несколько идентичностей, причем родовая идентичность в то время доминировала над политической. Ногайские мурзы в XVI веке в зависимости от разных политических обстоятельств могли стать казахами (подданными казахских ханов), крымскими татарами (подданными крымских ханов), узбеками (подданными ханов Хивы или Бухары) или остаться ногайцами (подданными ногайских биев), но свою родовую идентичность они не меняли. Таким образом, родовая идентичность превалировала и доминировала над другими идентичностями. Поэтому Ялангтуш не чувствовал себя ни казахом, ни узбеком в современном понимании данных терминов, он считал себя Алшином (алчином), потомком Золотоордынского эмира Алау, а уж потом у него проявлялись религиозная (мусульманин) и политическая идентичности (подданный узбекских ханов Балха и Бухары). Ялангтуш был изначально узбекским эмиром (который воевал с казахскими султанами и ханами), позже под его контроль попали некоторые казахские кочевья (видимо рода Алшин), поэтому его называют и казахским батыром. Мы можем называть Ялангтуша узбекско-казахским (скорее больше узбекским) эмиром из рода Алшин, большая часть жизни которого прошла в служении бухарским ханам. Но при этом под конец своей жизни Ялангтуш стал соратником казахского хана Джангира и был фактическим правителем казахского Младшего жуза (рода Алшин). С учетом донационального характера этнических образований (в конструктивистком плане) в Казахстане и Средней Азии (о чем мы писали выше), попытки «приватизировать» и объявить Ялангтуша только «узбекским» или только «казахским» государственным деятелем не научны. Безусловно, у Ялангтуша доминировали скорее всего два вида идентичности (родовая: Алшин и религиозная: мусульманин-суннит). В плане политическом, Ялангтуш был гораздо более продолжительное время «узбеком», то есть подданным узбекских ханов Бухары и Балха, чем «казахом», подданным казахского хана Джангира. Более того, Ялангтуша трудно назвать подданным казахского хана Джангира. Скорее в борьбе с джунгарами и калмыками, они были больше союзниками, при этом в военном отношении сил у Ялангтуша было чуть больше, чем у Джангира (20 тысяч и 15 тысяч).
Интересным является вопрос о том, когда же Алшины Ялангтуша (подразделение Алимулы) перешли из подданства узбекским ханам Бухары и Балха в подданство казахским ханам. Скорее всего, это произошло до времени подавления восстания Байата Кара Туксабы из рода Алшин, когда большая часть узбекских Алшинов была истреблена, так как внучатый племянник Ялангтуша Айтеке-бий известен как соратник казахского хана Тауке.Скорее всего, часть узбекских Алшинов ушла во времена раннего правления Тауке (либо во времена его предшественника хана Батыра) к казахским Алшинам (подразделение Байулы), которые перешли к казахам в начале 1600-ых годов из Едисанской Орды (часть Ногайской Орды). Также интересно идентифицировать Байата Кара Туксабу с персонажами из алшинских генеалогий. Вполне возможно Байата здесь это обозначение подразделения Байулы, а Туксаба не титул, а имя человека. В этом случае мы можем отождествить данного персонажа с Токсабой, потомком АлауАлшина из подразделения Алшин-Байулы.
Генеалогия данного Токсабы следующая: сын Байбакты, сына Аскара, сына Султансиыка, сына Кыдыркожи, сына Асанкожи, сына Кыдуара, сына Алау. Таким образом, данный Токсаба был шестиюродным дядей Ялангтуша [Үсенбаев, 2003: 66]. Хотя сильных аргументов в эту пользу нет, помимо частичного совпадения хронологии жизни и имен двух персонажей. Кроме того, Туксаба могло быть не именем, а титулом. Поэтому данная гипотеза не совсем аргументирована.
Возвращаясь к Ялангтушу, стоит отметить его происхождение: генеалогия Ялангтуша известна по казахским устным генеалогиям (Шежире):
Ялангтуш (Жалантос) имел следующую генеалогию: сын Сеиткула, сына Токбана, сына Ораза, сына Карамашака, сына Алима [Галиев, 1998: 121], сына Кайырбая, сына Кыдуара, сына Алау [Сабитов, 2015: 391]. Таким образом, Ялангтуш был потомком золотоордынского эмира Алау, современника хана Джанибека (1342-1357).
Как известно Байулы-Алшины присутствовали среди казахов примерно с 1600-ого года, после смерти ногайского бия Ормамбета (Ураз-Мухаммеда). До этого они находились в Едисанской части Ногайской Орды и кочевали между Волгой и Уралом. Алимулы, по нашему мнению, вошли в состав казахов чуть позже.
Интересным является тот факт, что Алшины (Алчины) не известны среди узбеков вплоть до времен Ялангтуша. По всей видимости, они пришли из Ногайской Орды на территорию Средней Азии, во времена гражданских войн 1550-ых годов (к примеру Алшины-Алимулы могли находится в составе Джембойлуков (Алтыульской Орды)), либо после смерти Ормамбет-бия в 1598 году, когда от Большой Ногайской Орды откололись каракалпаки и часть ногайских родов ушла к казахам. В это же время часть ногайских Алшинов могла уйти на территорию Средней Азии.
Когда родственники Ялангтуша (Алшин-Алимулы) перешли на сторону казахов не понятно, но это произошло после смерти Ялангтуша. Внучатый племянник Ялангтуша Айтеке-бий (внук его брата Акша-бия) был известным казахским бием (князем), соратником Тауке-хана. Интересно, что мавзолей Айтеке бия (1644-1700) находится в городе Нурата Навойинской области Узбекистан [Ахмедова, 2015], что показывает промежуточное положение данного подразделения Алимулы-Алшин между «казахами» и «узбеками» (этим оно схоже с группой курама). Видимо часть племени Алимулы-Алшин ушла после смерти Ялангтуша к казахам, а другая часть племени Алшин осталась среди узбеков. В 1680-ых годах Байата Кара Туксаба, предводитель племени Алшин восстал против узбекского хана [Ахмедов, 1982: 115], в итоге он был убит, а большая часть племени была истреблена в конце 1680-х годов [Ахмедов, 1982: 118]. Стоит отметить еще одну группу рода Алшин среди объединения курама: «О части состава узбеков, произошедших от трех братьев Улуг-йуз, Урта-йуз, Кичи-йуз, известных в преданиях под именем курама… Кичик-йуз: …. Алчин…. Подразделения Алчин: Чагалбайлы, Хурдан, Куйун, Канчигали, Илак, Киравучи, Кариз, Турт-Курдан, Мурат-Али, Култифа, Сайат, Калтакай» [ИКПИ, 2005: 242]. Здесь Чагалбайлы можно соотнести с племенем Жагалбайлы, которое по казахским шежире не входило в состав Алшинов, а было соседним племенем из Младшего жуза. Из всех подразделений рода Алшин, только Турт-курдан отдаленно напоминает название Торткара (родовой клан Ялангтуша и Айтеке), а Култифа напоминает мелкое подразделение Култума, присутствующее среди Алшинов Южного Казахстана. Видимо эти Алшинские подразделения среди курама ушли от «казахов» и оказались в составе «узбеков» во второй половине XVI века. По данным казахских шежире, потомки Кудайназара, сына Жалантоса живут в Бухарской области в Тамдынском районе. По устным консультациям узбекских исследователей потомки узбекских Алчинов живут в городе Джума в Пастдаргамском районе Самаркандской области. Также, судя по всему часть потомков Айтекебия живет в городе Нур-ата.
Ниже можно отметить следующие эпизоды биографии Ялангтуша.
Исмаилов Б. писал: «спасаясь от голода, в 1581 году его отец Сейткул, p.вместе со своими родственниками из рода торткара (алимулы) переселился с территории современного Казалинского района в Бухару. Еще подростком Жалантос начал служить казахскому хану Динмухаммеду» [Исмаилов, 2012]. Здесь стоит отметить, что, во-первых, не понятно откуда взялись сведения о служении Дин-Мухаммеду (у Галиева В.З. нет эпитета казахский по отношению к Дин-Мухаммеду), во-вторых Динмухаммеда была два: один являлся Аштарханидом, второй был сыном казахского хана Хак-Назара (Тыным, правитель Ташкента в начале 1600-ых годов).
Сведения Исмаилова Б. восходит к данным Галиева В.З., который писал, что «Жалантос родился в 1576 году», а также, что его отец Сеиткул вместе с братом-ханом Шигаем (?) в 1581 году переселился в горы Нур-ата севернее Бухары. Также с 12 лет Ялангтуш воспитывался в окружении хана Динмухаммеда [Галиев, 1998: 12]. Здесь стоит отметить, источник этих данных не ясен. Если это та ссылка, указанная на 13-ой странице, то Галиеву В.З. стоило опубликовать ее в своей книге, как это было сделано по отношению к статье Досмухаммедова Х. Если же нет, то данные сведения были придуманы самим Галиевым В.З., так как нет никакой ссылки на эти «факты».Также «Сеиткул, отец Жалантоса» не являлся братом хану Шигаю.
В главе про Ялангтуша в книге «Казахские личности» помимо информации из книги Галиева В.З., сказано следующее: «С 12 лет воспитывался в окружении бухарского хана Динмухаммеда. В мечети получил свое первое образование. Также учился в специальной военной школе, где проходили обучение будущие правители и военачальники. В результате очень рано научился науке управления и военному делу. В 1593 году в возрасте 17 лет Жалантос избирается бием части родов алимулы, которые кочевали на территориях городов Булангар, Лайыш, Каттыкорган. А в 1595—1598 годах проходит обучение в городе Багдад. Хан отмечал не по возрасту высокий ум Жалантоса» [Жалантос Бахадур батыр, 2005].
Стоит отметить, что без ссылок на первоисточники данной информации доверять не стоит.
Как мы знаем, Ялангтуш был бухарским эмиром, служившим узбекским ханам. В 1607 году он был назначен аталыком Ташкента при казахском чингизиде Шах Саиде [Кляшторный, 1992: 297].
Большая часть биографии Ялангтуша известна по источнику Бахр ал-Асрар Махмуда Бен Вали. Ниже мы перескажем коротко эти сведения из монографии Бертон О. [Burton, 1997]
В 1608-09 годах Вали-Мухаммед послал Ялангтуша против Абули-султана, который угрожал Самарканда. Но тот бежал в Сыгнак, поэтому Ялангтуш вернулся в Самарканд [Burton, 1997:128].
Во время политического противостояния Вали-Мухаммеда с Имамкули, Ялангтуш занял позицию Имамкули [Burton, 1997:129]. Это противостояние вылилось в гражданскую войну. Во время этой войны Ялангтуш направился к Имамкули и привез его в Самарканд во время войны с Вали-Мухаммедом. [Burton, 1997:132-133].
Имамкули назначил сына Ишим-хана правителем Ташкента и Туркестана за место сына Турсун Мухаммеда, но Ишим и Абули не перестали нападать на Ташкент и Туркестан. Ялангтуш выступил против Ишима [Burton, 1997:136].
Весной 1611 года Казахи стали осаждать Ташкент. Лидерами казахов были Ишим, Абули, Турсун. После того как Имамкули направился в поход против них, они отступили и запросили мира. В условиях возможного нападения дяди Имамкули с поддержкой из Ирана, Имамкули согласился на мир. Имамкули назначил Шах саида, сына Турсуна правителем Туркестана и Ташкента. Его аталыком был назначен Ялангтуш-бахадур из племени Алчин [Burton, 1997:131]. Это был компромиссный вариант, который устроил обе стороны. Фактически Имамкули получил нужный ему мир, отдав данные города казахским султанам, с сохранением вассальной зависимости назначенного Шах саида по отношению к самому себе. Ялангтуш долго не находился в Ташкенте и выступил в поддержку Имамкули, который был занят войной со своим дядей Вали-Мухаммедом. Он вместе с Имамкули выступил на Самарканд [Burton, 1997:132].
После того как Имамкули назначил Турсун-Мухаммеда правителем Ташкента, Ялангтушу было приказано присоединится кНадир Мухаммеду в Ура-Тюпе для совместного похода против врагов Турсун-Мухаммеда, а именно против казахского хана Абул-Мухаммеда (сын Кельди Мухаммеда), правившего в Андижане. [Burton, 1997:139].
В конце 1614 года Ялангтуш совершил рейд в Хорасан [Burton, 1997: 142). Против него с 20 тысячами выступил шах аббас. Войскаялангтуша разорили предместья Мешхеда. Не получив подкрепления и разрешения от Имамкули вступать в бой с Шах Аббасом, Ялангтуш отступил в Бухарское ханство. [Burton, 1997:143].
После смерти Хусайн-хана Шамлу, правителя Хорасана на протяжении 20 лет, Ялангтуш решил совершить набег. С 1 тысячью воинов он пересек Сырдарью для разорения окрестностей Герата. Сын Хусайн-шаха Хасан-шах, узнав об этом, укрепил город и подготовился к осаде. Ялангтуш спустя некоторое время вынужден был отступить [Burton, 1997: 146].
Около 1621 года Имамкули выступил против казахов Турсун-Мухаммеда [Burton, 1997: 153]. Он потерпел поражение, потеряв от 10 до 20 тысяч воинов. После этого он потребовал поддержки от своего брата и эмиров Балха. Ялангтуш присоединился к армии из Балха. Казахи нанесли второе поражение армии Имамкули. [Burton, 1997: 154].
В 1619-20 (по другой версии в 1622-23) годах претендент на престол Рустам Мухаммед вторгся в Бухарское ханство. Спустя некоторое время против него выступил Ялангтуш со своей армией и союзниками из числа хазарейцев. Рустам Мухаммед бежал в Герат, оставив своих сторонников защищать горд Убе. Ялангтуш пустился преследовать его, но не смог поймать, при этом он смог захватить богатую добычу, которую он отправил в Бухарское ханство [Burton, 1997: 158-159].
В 1621-22 годах Шах Аббас решил свести счеты с Ялангтушем и направился в поход против Бухарского ханства. Он выделил 40 тысяч воинов во главе с Халаф-беком для битвы с Ялангтуш-бахадуром. Но Ялангтуш, опасаясь такой большой армии, отступил в Кабул. Спустя некоторое время Шах Аббас принял предложение о мире от бухарского ханства. [Burton, 1997: 161].
В 1623 году Ялангтуш построил крепость Чатур возле Газни, из которой сборщики налогов могли собирать налоги с местных Хазарейцев. После этого Ялангтуш ушел обратно, оставив главным своего племянника. Хазарейцы обратились к губернатору Кабула, который подчинялся Индийским правителям. Его войска разрушили крепость и убили племянника Ялангтуша. Ялангтуш, решил отомстить за пемянника и попросил у Надир-Мухаммеда армию. Получив 10 тысяч солдат, добавив иррегулярное ополчение он выступил против могулов [Burton, 1997: 166].
В начале июля 1624 года в битве могулы одержали вверх [Burton, 1997: 166-167].
Ялангтуш потерял от 300 до 600 человек, 1000 лошадей и много воинского снаряжения [Burton, 1997: 167]. Для предотвращения конфликта правитель Балха Надир Мухаммед попросил прощения у могульского императора.
В конце 1625 года Ялангтуш подговаривал известного Афганского мятежника Ахдад Бад Нахада атаковать горную территорию Тира, южнее Джалалабада, обещая атаковать Газни в то же время. После действий Ахдада, Ялангтуш не смог реализовать задуманного. Губернатор Кабула собрал армию, Ялангтуш из-за того что не был готов к большому конфликту вынужден был извинится. В 1628 году Ялангтуш участвовал в осаде Кабула, после этого он восстанавливал крепость Бамиан [Burton, 1997: 174].
В 1628 году после смерти Ишим-хана, власть в Ташкенте захватил Абули-султан, который начал читать хутбу на свое имя. Имамкули вызвал из Балха Ялангтуша, который только вернулся из Бамиана. Абули бежал в Кашгарию. Ялангтуш захватил Ташкент. [Burton, 1997: 174].
В 1629 году племянник Ялангтуша попал в плен иранцам [Burton, 1997: 177].
В 1632-33 годах Ялангтуш вместе с будущим ханом Абд ал Азизом участвовал в походе на Хорасан [Burton, 1997: 180].
В середине 1633 года Ялангтуш захватил в Хорасане город Сарахс, где оставил тысячный гарнизон. Иранские войска в сентябре 1633 года штурмом взяли Сарахс, захватив много пленных. Большая часть была казнена, за исключением племянника Ялангтуша, который был отослан Бухарцам, в надежде на прекращение боевых действий [Burton, 1997: 181].
В 1635 году Надир-Мухаммед посылает Ялангтуша для защиты города Джиджекту от иранского набега, но тот не успевает защитить город [Burton, 1997: 185].
В 1635 году Ялангтуш был послан ханом Имамкули против казахов. Ялангтуш осадил Мурат-султана (сын Тауекель-хана) в городе Пскент. Мурат признал власть Имамкули, Ялангтуш переключился на решение других задач. Ялангтуш захватил Ташкент, но Мурат-султан при помощи других казахских султанов (Джангир, сын Ишима и Мухамедияр, сын Турсун-Мухаммеда) и калмаков выступил снова против Имамкули. 23 марта 1636 года он осадил Ташкент и Туркестан. Ялангтуш смог снять осаду и объединится с армией Имамкули [Burton, 1997: 188].
В этом походе, во время шествия на Андижан, Ялангтуш находился в авангарде войска с 4 тысячами воинов. В итоге этой компании казахские султаны были разбиты в боях в Фергане [Burton, 1997: 189].
В 1638 году Ялангтуш послал подарки императору Индии на сумму 10 тысяч рупий, после обещания жить в мире с могулами, Император Индии пожаловал Ялангтушу 20 тысяч рупий и 3 тысячу рупий его посланнику [Burton, 1997: 192].
Летом 1638 года Надир Мухаммед послал Ялангтуша в набег на Хорасан [Burton, 1997: 194].
В 1639 году могулы напали на Бамиан и Гиндукуш, Надир Мухаммед отправил Ялангтуша с 3 тысячами воинов разведать ситуацию и противостоять могулам. [Burton, 1997: 196].
2 июля 1639 года в первой стычке армия Ялангтуша победили могулов, убив 80 человек и захватив в плен большое количество могулов. 14 июля вместо поздравлений, Ялангтуш получил приказ избегать битвы. Ялангтуш был разочарован, но был вынужден соблюдать приказ [Burton, 1997: 197].
Позже Ялангтуш был отозван из армии обратно [Burton, 1997: 198].
Летом 1640 года сын Индийского императора попытался совершить набег на владения Аштарханидов, но мгновенная реакция Ялангтуша заставила принца покинуть данную территорию [Burton, 1997: 200].
Сын Ялангтуша эмигрировал в Индию в 1640 году [Burton, 1997: 200].
В августе 1640 года Надир Мухаммед обещал русскому царю послать против калмаков Ялангтуша с 12 эмирами и 50 тысячами войска [Burton, 1997: 201].
В феврале 1641 года Ялангтуш собрал армию для похода на Хорасан. Но поход не случился из-за восстаний в Ташкенте и Бадахшане. Ялангтуш направился подавлять их [Burton, 1997: 205]. После подавления войска направились в набег на калмыков.
Тепкеев В.Т. писал: «весной 1641 г. калмыцкие улусы подверглись нападению войск князя Елантуша из Балха, в результате которого калмыкам был нанесен ощутимый урон. По-видимому, это был ответ балхинцев на поход Сюнке» [Тепкеев, 2014: 123].
Когда Имамкули начал слепнуть, по некоторым данным Ялангтуш уговаривал некоторых эмиров поддержать притязания Надир Мухаммеда на ханский престол [Burton, 1997: 207].
После воцарения Надир Мухаммеда Ялангтуш потерял свои земли в Кашмарде и в землях Хазарейцев, но приобрел высокий статус в Бухаре, став вторым лицом в ханстве после хана [Burton, 1997: 213].
В 1643 году казахский хан Джангир с 600 воинами выступил против огромного войска джунгар (от 25 до 50 тысяч воинов) и попросил о помощи бухарского хана. Тот выслал ему в помощь войско Ялангтуша из Бухары, войско своего сына Абдал Азиза из Самарканда и войско Абдрахмана Уйсуна из Андижана [Burton, 1997: 220]. К концу битвы успело подойти только войско Ялангтуша. Приход 20-тысячного войска Ялангтуша помог одержать казахам победу над джунгарами. Потеряв 10 тысяч убитыми и 1 тысячу пленными джунгары отступили.
В этой операции Ялангтуш фиксируется в русских источниках как соратник Джангир-хана. [ИКРИ,2006: 347-348, 350-351].
Темиргалиев Р.Дж. пишет, что Жалантос был «независимым казахским правителем» и «между калмыками и джунгарами располагались кочевья Джангира и Жалантоса» [Темиргалиев, 2013]. Здесь стоит отметить первоисточник данных сведений: «А Урлюк де Тайша кочюет от Контайши далеко в 5-ти месяцах… меж де ими кочуют многие тайши, которые с ним во брани: Кунделентайша и Талайтайшины дети и Янгир царевич и Ялантуш» [ИКРИ, 2006: 350]. Причем стоит отметить, что русские источники связывают Ялангтуша и Джангира. Если джунгары идут против казахов, то обязательно на Джангира и Ялангтуша [ИКРИ, 2006: 351]. Здесь стоит отметить, что Ялангтуш на помощь Джангиру выходил из Бухары, в то время как Абдрахман Уйсун из Андижана. При этом Ялангтуш был быстрее Абдрахмана. Видимо такая скорость помимо ханского приказа имела и другие мотивы. Если согласится с тем фактом, что некоторые казахские кочевья являлись «кочевьями Жалантоса», то забота о своих кочевьях была дополнительным мотивом столь быстрого хода армии Ялангтуша. Безусловно данными «кочевьями Жалантоса» являлись земли рода Алшин (видимо подразделения Байулы-Алшин, вошедшего в состав казахов в первом десятилетии 1600-ых годов), которые признавали лидерство знаменитого эмира и родственника Ялангтуша (лидеры Байулы-Алшинов были 6-8-юродными братьями Ялангтуша, то есть по средневековым меркам, недалекими родственниками). Таким образом, Ялангтуш имел владения как в разных частях Бухарского ханства (также в Балхском владении на территории современного Узбекистана и Афганистана), так и в Казахском ханствах (видимо земли рода Алшин в нижнем течении реки Сырдарьи).
Как пишет Тепкеев В.Т. в конце 1644 года, калмыцкие мурзы «должны были вместе участвовать в войне против Елантуша в районе реки Сырт (Сыр-Дарья). Бухарский хан обратился к чакарским тайшам с предложением устроить битву на этой реке в отместку за прежние набеги калмыков на Бухару и Ургенч. Калмыки, видимо, вызов приняли, и торгутские тайши с 10 тыс. воинов совместно с чакарцами двинулись к месту сражения. К сожалению, итоги этой войны не известны, но по улусам молодых тайшей пронесся слух, будто бы на бухарской земле Лузан, Санжин и Елден потерпели поражение и были разбиты» [Тепкеев, 2014:165]. Видимо данное место было выбрано не случайно и совпадало с расселение подразделения Алшин-Байулы, которое к этому времени было в подчинении Ялангтуша.
Во время конца правления Надир-Мухаммеда в новой политической ситуации выступил за низложение Надир-Мухаммеда и возведение на престол его сына Абдал Азиза [Burton, 1997: 227].
В гражданской войне Ялангтуш с неохотой возглавил войско Абд ал Азиза. Кроме того он ссылаясь на преклонный возраст отказался от титула Аталык [Burton, 1997: 230].
В 1647 году Ялангтуш вместе с Абд ал Азизом воюет против могулов. Могулы решили Ялангтушу предложить взятку в размере 30 тысяч туманов (от 3 750 тысяч до 4 285 714 танга или от 165 тысяч до 257 142 рублей). Взамен они требовали покинуть провинцию Балх, но Ялангтуш отказался. Получив отказ, могулы напали. В битве, которая длилась целую неделю, Ялангтуш потерял огромное количество людей. После этого Ялангтуш стал просить помощи у Абд ал Азиза, также предлагая заключить мир с Казахским ханом Джангиром, чтобы освободившиеся воинские контингенты были переправлены в Балх, на помощь Ялангтуш. [Burton, 1997: 246].
После этого казахские султаны присоединяются к войску Абд ал Азиза и вместе с ним и Ялангтушом воюют против могулов [Тулибаева,2012: 48]
АбдалАзиз летом 1647 года посылал Ялангтуша в качестве посла-переговорщика к Индийскому императору Аурангазебу [Burton, 1997: 249].
В итоге, могулы проиграли войну в 1647 году объединенной армии под руководством Абд ал Азиза, Ялангтуша и казахского хана Джангира [Burton, 1997: 253-254].
После этой войны Ялангтуш пропадает со страниц хроник как активный политический деятель.
В источниках упоминается также некий Пулад Сарай родственник Ялангтуша [Burton, 1997: 266].
Также стоит отметить, ошибку выявленную Тулибаевой Ж.М.
Ранее отрывок про Ялангтуша прочитывался как:
Абд ал-Азиз-хан с казахскими хаканами и Ялангтуш-аталыком, Алчин-бек-оглы-бием с двумя лаками всадников-кровопийц узбеков и казахов переправился через Джайхун в Герат [МИКХ, 1969: 396].
Сейчас отрывок прочитывается так: «Ялангтуш аталык Алчином, Бек-оглы-бий бахрином»[Тулибаева, 2012], то есть в истории не было отдельного Алчин-бек-оглы.
Интересным является следующий отрывок:
Абд ал-Азиз-хан и Йалантуш не прекращали взаимной вражды... перешли через Джайхун [МИКХ, 1969: 397].
В новом переводе этого источника этот отрывок отсутствует. Поэтому трудно понять, что имел в виду автор. Здесь подразумевается то, что Ялангтуш в 1647 году враждовал с Абд ал Азизом. К сожалению, в других источниках такое событие не отражено.
Помимо письменных летописей, есть еще и документы, в которых упоминается Ялангтуш.
1. Надпись в Шер-Дор: «Эмир-полководец, справедливый Ялангтуш: язык, могущий выразить слова восхваления его совершенств - жемчуг, такое медресе соорудил на земле, что его высотой земля возгордилась перед небом: в несколько лет не долетит на вверх высокой его арки с большими усилиями крыльев орёл ума, в несколько карнов (карн равен 36 годам) не взбёрется на вершину его башен искусный акробат мысли по канату. Когда архитектор изобразил свод его арки то небо от удивления прикусило новую луну, как палец. Так как Ялангтуш Бахадур был основателем его, то год постройки его назван «Ялангтуш Баходур»» (1619 год) [Надпись, 2012].
2. «1631 г. февраля 23 — марта 23. Купчая (васика) Ялангтуш бая, сына Бой ходжи, бия, на приобретение у Мухаммадкуличухраакоси, сына Гульбод бия 1100 танобов обелённой земли в Тезаккенте вилоята Кеш за 52 500 танга» [Документы, 1954].
3. «1642 г. марта 21 — апреля 20. Распоряжение Ялангтуш-бий-аталыка, подтверждающее, по повелению хана, наследственные права Ходжа Бабы на 3,5 меры воды милк, которая ранее была утверждена в качестве суюргала его отца муллы Ходжа-арбаба» [МИУТ, 1963: 15].
4. «1643 г. апреля 20. Закладная (васикаичоиз) Бойбека, сына Ялангтуш атолика, на заклад мулло Надиру Самарканди, сыну мулло Абдулло, сада и одного участка пахотной земли, являющейся обелённым имением залогодателя, расположенным в махалле Посарчак самаркандского тумона Шовдор, за 2200 танга» [Документы, 1954].
5. «1650 г. апреля 30. Купчая (васика) Ялангтуш бая, сына Бой ходжи бия, на приобретение у Ниёз бека и Ходжи бека, сыновей Ошуракушбеги 2/6 сада и 2/6 участка земли, составляющих обелённое имение в махалле Посарчак самаркандского тумона Шовдор, за 1000 танга».«с севера примыкают к имению его высокородие убежища прощения, скончавшегося Бой бека, находящемуся теперь в руках известных его наследников; с востока примыкают тоже подобно этому; с юга примыкают частью к земле упомянутого Бой бека и частью к саду (чахорбог) эмира Тохира. Расстояния на всех границах ясно обозначены»[Документы, 1954].
Здесь стоит отметить, что выше мы видим, что у Ялангтуша был сын по имени Бойбек. В Казахских шежире Байбек является племянником Жалантоса и отцом Айтеке-бия, хотя часто Айтеке-бия называют внуком Ялангтуша [ИКРИ, 2007: 510], в то время как он был внучатым племянником Ялангтуша [Үсенбаев, 2003:367].
В источниках отмечается, что Бойходжа и его сын Ялангтуш были учениками Ходжа Хошима Дагбеди - потомка знаменитого суфийского лидера направления накшбандийа Махдум Агзама (1461-1542). Ялангтуш и его дочери: Иклима бону, Ойбии были похоронены на кладбище в Дагбите у ног Ходжа Хошима Дагбеди[Веселовский, 1888: 87-93], [Kаттаев, 1994: 49, 75].
Здесь присутствует противоречие согласно казахским шежире, отца Ялангтуша звали Сеиткул, а согласно узбекским источникам Бой-ходжа. На самом деле данное противоречие можно легко объяснить. У степняков часто человек носил несколько имен. К примеру, известный Кабанбай-батыр известен также как Ерасыл и Дарабоз. Часто бывало, что имя человека заменялось прозвищем (лакаб). К примеру, в среде карагадинских ЧингизидовXX начала века был случай, когда человека назвали Бату, но позже его «переименовали» в Бёкты, из-за того, что первое имя не подходило ему «по статусу». И человек параллельно имел два имени. Та же ситуация могла быть и с отцом Ялангтуша. Бой-ходжа (Бай-ходжа) могло быть именем, а Сеиткул («раб Сеида», т.е. «раб человека из потомков пророка Мухаммеда») было обидным прозвищем, полученным за службу Ходже Хошиму Дагбеди (потомок Махдум Агзама). Как известно (устная консультация Сеит-Омара Саттарова и Аслана Есполова) из шежире, Махмуд Агзам (предок Ходжа ХошимаДагбеди) происходил из рода Сеид-ходжа, подразделения Кылышты-ходжа. Поэтому под прозвищем Сеиткул, подразумевалось «раб человека из рода Сеид» (Ходжа Хошима Дагбеди). Ставшие классическими примеры Мухаммед-Ханафии Валиханова (больше известного как Шокан Валиханов) и Ибрагима Кунанбаева (больше известного как Абай Кунанбаев) также свидетельствуют о существовании такой традиции, когда прозвище вытесняло официальное имя.
Также стоит отметить, что Ялангтуш в российской историографии был очень известен как меценат, построивший мечети Тилля-кари и Шер-Дор (Ширдар). Хорошхин А.П. писал: «Тилла-кари и Ширдар построены более 200 лет тому назад правителем Самарканда Йаланг-бием или ЙалангТаш-бахадуром на деньги и сокровища, награбленныя им в г. Машад, въ Персии. Йаланг-Таш (гладкий камень) был родом узбек из колена Алчин» [Хорошхин, 1876]. Эварницкий Д.И. писал: «Мечеть Тилля-кари построена в 1618 году христианской эры Ялангтушем Багадуром из узбекского рода Алчина. Мечетъ Шир-дар построена в 1616 году, по уверению Абу-Тагир-ходжи, названным выше Ялангтушем Багадуром, из узбекского рода Алчина, и представляет собой самое великолепное здание из всех трех мечетей, стоящих на Регистане» [Эварницкий, 1893: 73-77].Масальский В.И. также писал: «Мечеть и медресе Тилля-кари (то есть раззолоченная) построена в 1647 г. эмиром Ялангтушем-бахадуром (полководцем Имам-кулихана) из узбекского рода «алчин». Справа от Тилля-кари, под прямым к ней углом, расположена мечеть Шир-дор (то есть украшенная львами), основанная в 1618 г. тем же эмиром Ялангтушем» [Масальский, 1913].
Иванов П.П. писал: «Упадок политического значения аштарханидов в Бухаре сопровождался ростом военно-политической мощи отдельных бухарских феодалов из числа узбекской знати, к которой принадлежал, например, известный сановник (аталык) хана Абдул-Азиза (1645—1680), бий Ялантуш, строитель знаменитых самаркандских медресе Шир-дар и Тилля-кари» [Иванов, 1958].
Подводя итоги статьи, стоит отметить, что на данный момент мы не имеем достоверной информации о годе рождения и обстоятельствах жизни Ялангтуша в молодости. Скорее всего, свое прозвище Низам уд-дин Ялангтуш получил за храброе поведение во время боев, когда он сражался без доспехов («с голой грудью»). Предком Ялангтуша был известный золотоордынский эмир Алау, живший в середине XIVвека [Сабитов, 2015:383-393]. Отца Ялангтуша звали Бой-ходжа (Бай-ходжа). Впоследствии он от родственников получил прозвище Сеиткул (раб Сеида). С 1607 по 1640-ые годы Ялангтуш служил бухарскому и балхским правителям. Область его военных действий была широка, начиная от Ирана и северных владений Индийских могулов (Афганистан), заканчивая войнами с джунгарами и калмыками. Видимо в конце 1630-ых или начале 1640-ых годах Ялангтуш стал неформальным лидером племенного объединения Алшин, находившегося в составе Младшего жуза казахов. Лидеры Байулы-Алшин по шежире являлись его 6-8-родными братьями. Именно факторы родства и формальной принадлежности кочевий казахских алшинов к владениях Ялангтуша, заставлял его более активно, чем другие бухарские эмиры, участвовать в боевых столкновениях с калмыками и джунгарами. Внучатый племянник Ялангтуша Айтеке-бий родился от Байбека, племянника Ялангтуша, который жил у него. Видимо и сам Байбек в раннем возрасте стал сиротой, поэтому он получил воспитание у дяди, который считал его своим сыном. То же самое касается Айтеке-бия, который родился у Байбека, который также умер рано при жизни родного дяди Ялангтуша. На сегодняшний день, потомки Ялангтуша живут в Кызыл-Ординской области Казахстана (клан Торткара подрода Алимулы рода Алшин), в некоторых частях Узбекистана. Сын Ялангтуша, сбежавший в Индию, вряд ли оставил многочисленное потомство. Ялангтуш проявил себя сильным полководцем. После смерти Ялангтуша, его род стал терять «политический вес». Вскоре после смерти Ялангтуша, его близкие родственники, относящиеся к подразделению Алимулы-Алшин перешли в подданство к казахским ханам.
Литература:
Burton A. 1997. The Bukharans. A dynastic, diplomatic and commercial history 1550-1702. Curzon, 530 p.
Ахмедов Б.А. 1982. История Балха (XVI - первая половина XVIII в.). Ташкент. 296 с.
Ахмедова У. 2015. Мавзолей Айтекеби в городе Нурата Навойинской области Узбекистан. http://rus.azattyq.org/media/photogallery/uzbekistan_aiteke_bi_mausoleum/27099394.html
Галиев В.З. 1998. Хан Джангир и Орбулакская битва. Алматы. 128 с.
Веселовский Н.И. 1888. Дагбид//Записки Восточного отделения императорского русского археологического общества (под ред. В.Розена). т.3. Санкт-Петербург. С. 87-93.
Документы к истории аграрных отношений в Бухарском ханстве. 1954. Выпуск 1. Акты феодальной собственности на землю XVII-XIX вв. Ташкент. АН УзССР. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVII/1600-1620/Dok_buchar_agrar_17_19/1-20/6.htmhttp://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVII/1600-1620/Dok_buchar_agrar_17_19/1-20/8.htmhttp://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVII/1600-1620/Dok_buchar_agrar_17_19/1-20/9.htm
Жалантос Бахадур батыр. 2005. Казахские личности (под ред. Арына Е.) Алматы, http://www.balkhashlib.kz/m/resurs_16/id/1789
Иванов П.П. 1958. Очерки по истории Средней Азии (XVI - середина XIX в.). Mосква.
Исмаилов Б. 2012. Жалантос бахадур – батыр, полководец, зодчий. http://kv.ucoz.kz/news/zhalantos_bakhadur_batyr_polkovodec_zodchij/2012-09-01-11380
История Казахстана в персидских источниках. 2005. Том 2. (Маджма ал-ансаб вал-ашджар) Алматы. Дайк-Пресс. 692 с.
История Казахстана в русских источниках. 2006. Том 1. Алматы. 720 с.
История Казахстана в русских источниках. 2007. Том 5. Алматы. 620 с.
Kаттаев K. 1994. Махдуми Аъзам ва Дахбед. Самарканд.
Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. 1992. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алматы: Рауан, 373 с.
Масальскiй В.И. 1913. Туркестанский край. Санкт-Петербургъ. Том 12.
Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков. 1969. Алма-Ата. Наука. 650 с.
Материалы по истории Ура-Тюбе. 1963. Сборник актов XVII-XIX вв. (пер. А. Мухтарова). Москва. Изд-во восточной литературы. 136 с.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVII/1600-1620/Ura-Tube/frametext1.htm
Надпись в Шер-Дор. 2012.http://www.e-samarkand.narod.ru/signs.htm
Сабитов Ж.М. 2015.Алшины (алчи-татары) в истории Поволжья и Приуралья в XIII-XIX веках. Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Выпуск 5. Казань. С. 383-393.
Темиргалиев Р.Дж. 2013. Орбулак. http://www.time.kz/blogs/2013/05/30/orbulak
Тепкеев В.Т. 2014. Калмыки в северном прикаспии во второй трети XVII века: проблемы политических взаимоотношений. Элиста. 448 с.
Тулибаева Ж.М. 2012. «Тарих-и Кипчак-хани» как источник по истории казахов XVI – начала XVIII веков. Известия Национального центра источниковедения и историографии. Астана, №3. С.45-55.
Хорошхин А.П. 1876. Сборник статей касающихся Туркестанского края А.П.Хорошхина. Санкт-Петербург.
Үсенбаев Т. 2003.Алшыншежіресі. Қызылорда, 464 б.
Эварницкiй Д.И. 1893. Путеводитель по Средней Азiи. Отъ Баку до Ташкента. Ташкент.

