Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
«Жизнь моя принадлежит народу и только смерть принадлежит мне самому».исследовательская работа
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ОСШ №
Исследовательская работа на тему:
«Жизнь моя принадлежит народу и только смерть принадлежит мне самому»
Автор:
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
2023-2024 учебный год
Содержание
Введение
1. Казахские Бии-легенды века……………………………………………………………………..1-2
Основная часть
. Айтеке би и его место в истории………………………………………………….........................3.-4
3.Примеры поэтического красноречия Айтеке би……………………………………………………4-5
4. Жизнь моя принадлежит народу и только смерть принадлежит мне самому ………….….6-7
Заключение…………………………………………………………………………………………….
5. Пути популяризации изучения духовного и культурного наследия биев-шешенов……...8
Список литературы……………………………………………………………………………………………..9
Введение
Казахские Бии-легенды века
Помнится, в нашем детстве старейшины рода, аксакалы собирались вместе, обсуждали происходящие события, накопившиеся проблемы и, принимая решение, наперебой приводили цитаты из высказываний степных мудрецов, мастерски владевших словом (биев-шешенов). При этом аккуратно записывали в толстых тетрадях все, что высказывалось и говорилось на этих своего рода собраниях, на которых и шлифовались сознание, дух народа.
И сегодня стоит задача сохранить и передать дальше все это бесценное достояние, доставшееся нам от предков, умевших ценить высокий смысл слов мудрости.Определяя место образных выражений и их познавательное значение, Абай Кунанбаев: «Есть бесценное наследие старины у биев — пословицы, афоризмы, знай их». Он учил относиться с глубоким уважением к поучениям, мудрым назиданиям. «Не принимай слово по человеку, по словам принимай человека» — завещал поэт.
В казахском языке слова би и шешен (оратор) воспринимаются почти как синонимы. Прежде всего, он должен хорошо знать историю своей страны, людей и события прошлого, должен знать порядок решения спорных вопросов, иначе говоря, должен знать законы адата (свод законов и традиций у мусульманских народов). Настоящий би-оратор не боится угроз хана, не продается за взятки, он смел и честен
В казахском обществе, начиная с 14 по 18
века, основной судебной властью обладал суд биев, что в переводе с
казахского «бий» - означает «судья, избранный народом». Выполнять
функции бия мог любой общинник, обладающий достаточным авторитетом,
знанием норм обычного права и
красноречием.
Наиболее
выдающимися биями своего времени, мудрецами, великими сынами народа
были: Толе би, Айтеке би, Казыбек би.Во время правления Тауке хана,
вышеназванные бии, вошли в высший законодательный совет известного
«Жетіжарғы» - свод законов.Айтеке би официально был советником хана
и возглавлял Младший Жуз.Казыбек би- дипломат, главный судья
Среднего жуза,
Толе происходит из дулатовского рода жаныс, восходящего к Кудайберды, известного тем, что у него было девять сыновей. В их роду, принадлежащем к простонародью, до Толе не было ни баев, ни биев. Толе родился в 1663 г. в урочище Жайсан в Жамбылской области. Умер в 1756 г. в Акбурхан-орде, Ленгерском районе Шымкентской области. После смерти хана Старшего жузаЖолбарыса он правил Ташкентом в течение шести лет (1743-1749).
Айтеке, настоящее имя АйтыкБайбекулы, один из знаменитых правителей Младшего Жуза, родился в 1681 году. В 1652 году при правлении хана Тауке укрепилась роль биев, как высших судебных лиц и ведущей политической силы в ханском совете. Они привлекались к участию в съездах родовой знати, где решали наиболее важные вопросы жизни ханства.
Казыбек КелдибекУлы (1667-1764) - известный в народе как КаздауыстыКазыбек ("Казыбек, непревзойденный в слове и слоге", буквально "Казбек с непревзойденным голосом"), получивший это название, как говорит легенда, от заклятого врага казахов, КонтайчиГалданЦерена, пораженного и загипнотизированного его красноречием. Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов подчинить себе, заставить делать то, чтопредлагает оратор. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учѐными и мудрецами, героями и властителями дум.было использовано как оружие при принятии окончательных решений.Таким образом, придерживаясь правильного пути казы и бии пользовались ораторским искусством, чтобы окончательные решения хорошо воспринимались и доходили до сердец слушателей
Основная часть
2.Айтеке би и его место в истории
В истории Казахского ханства было немало личностей, оставивших своей созидательной деятельностью глубокий след в историческом прошлом своего народа и страны. Со временем становится заметней их роль в формировании исторического сознания народа. В плеяде таких исторических личностей особое место занимает Айтеке би. Слова Айтеке бия: «Народные слезы не высыхают и на солнце», «Жизнь моя принадлежит народу, мне принадлежит только собственная смерть» — точно передают видение мира и смысл жизни трех великих биев, ставших легендами при жизни. Родовое объединение Торткара из Младшего жуза, к которому принадлежал Айтеке би, как и значительная часть ряда казахских родов Младшего жуза, в связи с беспрестанной борьбой за удельную власть, нередко переходящей в войны между отпрысками властвующих династий, перемещалось на юг и надолго занимало своими кочевьями эти просторы.
Айтеке би большую часть жизни провел на просторах к югу от междуречья Сырдарьи и Амударьи. Прямые предки Айтеке би пользовались известностью в Казахской степи. Например, его предок Ораз би (1299-1385 гг.) был одним из ближайших советников основателя огромного государства в Средней Азии великого Тимура, сделавшего своей столицей город Самарканд. Считающийся после Тимура и Улугбека третьим известным правителем Самарканда Жалантос приходился родным дедом Айтеке бию. Айтеке получил разностороннее для своего времени образование.
С пяти лет проходил обучение у известных биев — степных цицеронов, а также в семье Жалантоса. Айтеке учился в знаменитом медресе Улугбека и овладел рядом восточных языков: арабским, персидским и тюркским. По окончании медресе, вернувшись в родные места, стал участвовать вместе с отцом в управлении народом.
В 21 год он стал главным судьей казахов, узбеков и каракалпаков, проживавших в окрестностях Бухары и Самарканда. Он присутствует на приемах иностранных послов, в том числе из дальнего зарубежья. Овладение сокровищами мудрости казахских биев и народа, искусством красноречия, соединенного с ученостью и традицией знаменитых предков, принесли Айтеке бию широкую известность и популярность. В народной памяти зафиксировалась выразительная простота, подлинная философичность его речей и решений. Если Казыбек бия называли «звонкоголосым», то, упоминая имя Айтеке би, на первый план выдвигали отточенность рассуждений, сравнивая его изречения с острым мечом.
Многим запомнились слова Айтеке бия, отражающие его искреннюю любовь к Родине: «Если ты богат, принеси пользу народу. Если ты воин, сокруши врага. Если же ты, будучи богатым, не принесешь пользу народу, будучи воином, не сразишь врага, то станешь чужаком своего народа».
Айтеке би — один из главных авторов «Жеты Жаргы». Именно он выступил против закона кровной мести, принципа кровь за кровь и заменил его принципом «справедливого наказания» и «откупа», дабы остановить цепь кровавой вендетты между родами. Из статей, предложенных Айтеке би в своде законов «Жеты Жаргы», известны такие, как «Суйек куны» («Плата в случае смерти кого-либо»), «Онер куны» («Плата за искусство»).
3.Примеры поэтического красноречия Айтеке би
Ему принадлежит выражение: «Би должен быть на высоком нравственном и моральном уровне, чтобы принимать разумные решения, влияющие на жизнь и судьбу всего казахского народа»
Айтеке с ранних лет прославился остроумием, красноречием, меткостью слова. Если Казыбек бия называли «звонкоголосым», упоминая имя Айтеке би, на первый план выдвигали отточеность рассуждений, сравнивая его изречения с острым мечом. По одной легенде Толе би и Казыбек би, хлопоча по возвращению куна за убиенного когда-то мужчину, прибыли в Младший жуз – род Айтеке. Спор продолжался несколько дней, но обе стороны так и не смогли прийти к согласию. И однажды, незаметно сидевший у порога юноша в сердцах промолвил: «У горных вершин есть один недостаток – нет перевала. В половодье у рек есть один недостаток – нет брода. У златоустых биев один недостаток – никому не даете слова». Сказав так, юноша встал и вышел. То был Айтеке.
Несмотря на молодость Айтеке би, его слово имело большой вес при разрешении тех или иных разногласий. На одном из традиционных сборов на вершине Культобе, обращаясь к собравшимся, Айтеке би сказал: «Не приведя народ к счастью, разве достигнет цели герой? Не воздав доблестному мужу по заслугам, разве обретет народ покой?! Там, где опора страны – муж достойный, а мужа опора – достойный народ, разве не ждут их удача и благо? Не воздав герою по чести его, сам себя унизишь. Горе накличешь, беду обретешь, коли ничтожество на трон вознесешь. Ничтожный зарится на чужое, достойный заботится о грядущем. На чужое позаришься – споткнешься. Народ благословит, коль о грядущем печешься. Истинный сын с пути не собьется – предков завет его ведет. Достойный народ с пути не собьется, если дорогой чести идет!»
Он
–советник Тауке-хана, сам батыр, вместе с Тауке участвовал в
отражении джунгарского нападения на
Сайрам.
Джунгарский хан Галдан-Бошакту, начиная с
1681 года, не давал покоя казахам южного региона.
Накупив оружия у
русских и порох у китайцев, он яростно терзал мирные казахские
аулы, вклинивался в глубь страны, чинил безнаказанные разбои,
добрался до города Сайрама. Потом до основания разрушил и Сайрам,
разграбил близлежащие казахские и каракалпакские поселения, угнал
скот, пленил тысячи юношей и девушек. Особенно пострадал от
джунгарских нашествий род Алим. Не стерпев такую обиду и произвол,
Айтеке би собрал из казахов-алимцев и каракалпаков пятитысячное
войско, и в 1683 году выступил в поход против Галдан-Бошакту. В
этом открытом столкновении казахов с войском Галдан-Бошакту, Айтеке
схлестнулся с ним в одиночном поединке и победил, не прибегнув к
оружию.
— Начнем со
словесного поединка, — предложил Айтеке бию джунгарский
предводитель. – Я слышал, ты непревзойденный златоуст-шешен,
прозванный двужальным казахским бием. А я – калмыцкий хан. Ответь
мне! Я хан в каком поколении?
— Верно: твой
отец грозный и родовитый хан белой кости, но сам ты низменного
происхождения раб. Мать твоя – рабыня, плененная в бою с
китайцами.
— Откуда
знаешь? Докажи! – потребовал
Галдан-Бошакту.
— Можно быть и
батыром, и ханом, но если в жилах течет рабская кровь, это видно по
трусливым повадкам. Раб всегда оглядчив. Пока ты выбирался в круг
на поединок со мной, ты трижды оглянулся назад. Не нашелся тебе на
замену ни один смельчак, готовый заступиться за честь хана. Отсюда
я понял, что ты не совсем из ханских
кровей.
Галдан-Бошакту
удивился ответу Айтеке би и задумался. Подобные слухи до него
изредка доходили и раньше.
— Тогда
определи моего боевого
коня-тулпара!
— И боевой конь
твой не чистых тулпарских кровей. Исстари замечено: мул похож на
своего хозяина. Конь твой – помесь с
ослицей.
— Как
объяснишь?
— Тебя в нем
привлекли его стать и выносливость. Полагаю, ты обрел коня у
проезжего торгаша. Кобылица-мать рано околела, и жеребенка вспоила
своим молоком ослица. Отсюда выносливость и покладистость. Когда ты
выезжал в круг, конь твой замотал головой, широко разинул пасть и
изо всех сил заржал. Заржал по-ослиному, с натугой, надсадно,
тяжко, втягивая бока. Чистокровный тулпар так не ржет. У того
ржанье звонкое, открытое, легкое, без натуги, не обрывистое. Оно
льется как соловьиное пение. По этому признаку я и заключил, что
конь твой – помесь с ослицей.
Галдан-Бошакту
сник. Он выезжал в круг торжественно и важно, при всех богатых
доспехах, уверенный в своем превосходстве, говорил со своим
соперником нехотя, снисходительно, а приметливость, прозорливость
Айтеке бия его ошеломила. Боясь осрамиться перед своим войском, он
отшвырнул клинок в сторону и поехал
прочь.
Айтеке би тоже
вернулся к своим воинам. Кто-то из легкомысленных не удержался,
спросил:
— Би-ага!
Неужели и у вас душа ушла в пятки? Что же смалодушничали? Могли бы
безоружного врага и сразить! Как понять ваш
поступок?
— Ой, как ты
можешь говорить подобные глупости?! – подосадовал Айтеке би. – Он
как-никак хан. А я – черная кость. Сказано! Срубить голову хана
может только хан. Он ведь проиграл. То, что его войско изготовилось
к атаке, свидетельство проигрыша в поединке его предводителя. И
теперь наступил черед показать всем вам свою отвагу и
доблесть.
И с этими
словами Айтеке би бросил воинственный
клич:
— Аиртау!
Аиртау! – и, выхватив клинок, первым ринулся в бой против
джунгар.
Война между
казахами и джунгарами 1698 года привела к еще большему ожесточению
непримиримых врагов. Нашествия на казахскую степь шли волна за
волной. Весной 1699 года на расширенном Ханском совете Айтеке би,
обращаясь к именитым казахским баям и предводителям родов,
сказал:
— Вас мало. Вас
горстка. И богатство ваше народ не спасет, не защитит. Хоть вы и
богачи, а народ к праведной жизни не привели. Все султаны,
правители-торе, предводители родов погрязли во взятках. И
соблазненные подачками урусов, чапанами бухарцев и хивинцев,
продают и предают свой народ налево и направо, оптом и поштучно.
Иные ненасытные, властолюбивые и честолюбивые правители даже из
вековой вражды с кровным врагом – джунгарами извлекают личную
выгоду, плетут за спиной народа подлые интриги, вожделенно
примериваются к ханскому трону. Высшая цель бия – единство народа.
Высшая цель предводителя – найти выход из тупика, избежать кабалы.
Несчастен джигит, потерявший родной край. Несчастен народ,
лишившийся кормилицы-земли. А враг коварен и никого не жалеет.
Необходимо считаться с военным положением и точно определить места
обитания народа – летовки, зимовки, осеннюю тебеневку. Правители
родов должны создавать постоянные вооруженные отряды, народные
ополчения, сосредоточить на определенных местах, ближе к опасным
границам, военные посты. Там следует проводить и венные учения.
Большие аулы, богатые скотом, необходимо переселить в глубь песков
Кызылкума и Каракума, во-первых, подальше от набегов, во-вторых,
они по надобности должны обеспечить воинов провиантом, транспортом,
джигитами-смельчаками. Не вступая ни в чье подданство, следует
закупать вдосталь современное оружие. И еще целесообразно объявить
особое положение и обложить всех баев, султанов, торе,
родоначальников данью-налогами в виде лошадей, верблюдов, шерсти,
шкур для обмена на ружья и пушки. Народ только приветствует такое и
ради воли и спокойствия ничего не пожалеет. Для укрепления
обороноспособности предлагаю создать при Ханском совете постоянное
присутствие, которое избрало бы достойного человека, отвечающего за
безопасность нашего народа. Если мы не предвидим и не предупредим
все беды-напасти, народ нас не простит, а
проклянет.
К большому
сожалению, Ханский совет, в котором преобладали самолюбивые и
кичливые торе и султаны, не внял разумным советам Айтеке бия. Ни
одно предложение его не прошло. Это так обескуражило и расстроило
бия, что он погрузился в глубокое уныние, предчувствуя грядущие
тяжкие испытания и беды. Чтобы не видеть свой народ порабощенным
Айтеке би умолял Всевышнего о скорой смерти. Он покинул Ханский
совет, перебрался к родным местам возле
Нураты. В
1700 году самый младший из трех великих биев скончался в возрасте
56 лет
4.Жизнь моя принадлежит народу и только смерть принадлежит мне самому
Среди народа сохранились крылатые слова бия, отражающие его искреннюю любовь к Родине: «Если ты богат, принеси пользу народу. Если ты воин, сокруши врага. Если же ты, будучи богатым не принесешь пользу народу, будучи воином, не сразишь врага, то станешь чужаком для своего народа». Благодаря этим мудрым заветам казахам удалось «тысячу раз погибая, тысячу раз восставать из пепла» (Мың өліп, мың тірілген халық) сохранить свою государственность через века. Сам Айтеке би так обобщил свою жизнь: «Өмірім өзгенікі, өлім ғана өзімдікі» («Жизнь моя принадлежит народу и только смерть принадлежит мне самому»).
Где гнев, там нет ума.
Только накроет человека, снесет как вода,
Гнев – это бурный горный поток,
Ум – беспредельно спокоен,
Золото застрянет в таком потоке.
Не стоит родниться двум разным людям.
А если породнился, то не говори гневных слов им вослед.
Тот, кто злословит не избежит беды,
Лишь совместная дорога ведет к благополучию и удаче.
Подобно тому как с уважением встречаешь брата, когда он приезжает,
Как торжественно встречаешь гостей.
Если есть расторопный младший брат,
Подобный крыльям быстролетной птицы, ты
Будет спокойна и удовлетворена твоя душа.
Если у старшего брата есть такая отрада,
То обязанность младшего брата – управиться скорее с делами,
А старшего забота – воспитать младшего, не так ли?
Но если повздорили двое, то не избежать пожара.
Среди народа сохранились крылатые слова: «Айтеке би говорит страстно и точно, разрубая (буквально. – авт.) Истину, Казыбек би глубокими суждениями находит ее, Толе би разыскивая повсюду, обнаруживает Истину» («Әйтеке жарып айтады, Қазыбек қазып айтады, Төле тауып айтады»).
5. Пути популяризации изучения духовного и культурного наследия биев-шешенов
Такое явление, как врожденная способность казахов знать, понимать и ценить силу Слова, имеет глубокие корни. Эти корни – заветы наших предков, оставленные своим грядущим потомкам в виде мудрых изречений, слов назиданий, отражающих и сохраняющих в себе богатый духовный опыт, накопленный нашим народом в веках.
Богатое духовное и литературное наследие биев-шешенов никогда не потеряет своего значения в деле сохранения национального сознания казахского народа. Жизнь и деятельность великого сына великой степи Толе-би всегда будет созвучна с великой целью казахов – стать вечным народом
Для
воспитание молодёжи нужно использовать определенные методы и
приёмы.
1) Создание на
базе молодёжных центров и музеев, клубов,площадок, где будут
представлены богатый опыт народа
2) Применение
на мероприятиях и открытых уроках элементы и методы народной
педагогики.
Мы предлагаем следующие пути популяризации:
1. Начинать детей знакомить с историей, культурой, традициями народов нашей страны с детских лет. С помощью игр, различных мероприятий прививать любовь к культуре. Привлекать нужно родителей, использовать ресурс семьи.
2.Возродить в полной мере в школах воспитательный элемент. Проводить общешкольные классные часы и мероприятия.
3.Одной из задач воспитания молодежи в плане освоения национальной культуры является формирование речевой культуры, что особенно важно в настоящее время, когда наблюдаются многие негативные явления
4.Идеологическое воспитание является основой всего содержания воспитания и направлено на воспитание учащихся патриотами своей Родины, людьми со стойкими убеждениями, подлинными гражданами Отечества
6. В этом же направлении должны работать и средства массовой информации.
8. Проведение исторических экскурсий, которые почти совсем исчезли со школ. Особенно сельских. А ведь места памяти, связанные со значительными событиями в истории, личности, посещавшие когда-то родной город, рассказы об их жизни раскроют прошлое родного города, покажут его значимость в стране и как следствие повысят интерес к историиЗаключение
Мое мнение. У нас есть прошлое, у нас есть корни. Мы получаем богатую культуру в наследство от предков, а с помощью истории мы можем узнать, как все это создавалось.Благодаря истории мы познаем данные о произошедших событиях, прогнозируем возможное развитие будущего. Наша богатое культурное наследие дает нам возможность учиться на уже имеющемся опыте .
Список литературы
1.Б.Адамбаева «Казахское народное ораторское искусство» (Алматы, «Анатілі», 1997 г.)
2.Статья « Айтеке би и его
место в истории» Керимсал
ЖУБАТКАНОВ,
кандидат
исторических наук, доцент Казахско-Русского Международного
Университета
3.. Айтеке Байбекулы // Казахстан. Национальная энциклопедия. – Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2004. – Т
4. Интернет ресурсы.
10