Начало
урока
|
Вводное задание. Объявите
учащимся, что сегодня они совершат путешествие в космос. Выведите
их на улицу, чтобы они провели наблюдения; глядя на небо, нашли
место, где оно сходится с землей. Скажите, что эта кажущаяся линия
называется линией горизонта.
Предложите школьникам подумать над тем, что
находится за горизонтом.
Учитель. Когда
корабль уплывает из порта, провожающие видят его до горизонта, а
потом он куда-то исчезает. А люди на корабле смотрят на удаляющийся
берег: вот и он исчез, скрылся, видна только вода и вода. Хотя
стоит вскарабкаться на мачту, и вновь виден берег. Но пройдет
немного времени, берег удалится и опять исчезнет за горизонтом.
Горизонт – это воображаемая линия, где земля сходится с
небом.
Подумай. Предложите
провести опыт: сначала нужно двигать игрушечный или бумажный
кораблик по плоской парте. Первоклассники должны будут сесть так,
чтобы поверхность стола была на уровне их глаз. Спросите: "Целиком
или частично виден кораблик во время движения?" (Целиком.) Потом
этот же кораблик следует двигать по мячу. Учащиеся заметят, что
сначала появляется только верхушка корабля, а уже потом он целиком,
как и в реальной жизни. Это еще одно доказательство того, что Земля
имеет форму шара.
В
завершение можно сказать, что окончательным подтверждением
шарообразной формы Земли являются снимки из
космоса.
|
|
Середина
урока
|
Плоская ли Земля?
Предложите учащимся рассмотреть рисунки.
Расскажите им, какой представляли люди Землю в древности. Спросите,
почему они так представляли.
Можете провести следующий опыт вместе с
учениками: предложите взять в руки плоскую тарелку, поставить на
нее маленькие макеты людей (животных). Спросите: "Что бы произошло,
если бы Земля была такой?" (В древности люди боялись, что если
человек выйдет за край, то упадет в другое
пространство.)
Исследуй. Разделите
класс на две группы. Сообщите, что каждая группа должна изучить
доказательство того, что Земля круглая.
-
я группа.
Дайте этой группе фото Луны во время лунного затмения. Попросите
обратить внимание на форму тени. Предложите провести опыт: между
настольной лампой (Солнцем) и листом бумаги (Луной) помещайте по
очереди предметы разной формы. Это могут быть мяч, ручка, книга,
ластик. "Какой предмет отбросил круглую тень?" (Мяч.) Значит, форма
Земли — шар.
-
я группа.
Этой группе предложите материал из энциклопедии про горизонт, линию
горизонта. Проведите обсуждение, чтобы учащиеся из разных групп
смогли поделиться полученными знаниями и сделанными
выводами.
Учитель. Очень
интересно путешествовать по родной стране. Но ведь есть и другие
страны. Кто из вас знает какие-то другие страны? Где вы
были?
Ученики отвечают.
Учитель. Да, на
свете много разных стран. Там живут такие же, как вы, мальчики и
девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете. Кто знает,
как называется планета, на которой мы живем?
Ученики. Земля.
Муравей. Интересно,
а на что похожа наша планета Земля?
Ученики
высказываются.
Учитель. Разные
народы Земли по-разному представляли себе устройство мира. В
Древней Индии были уверены, что Земля плавает на огромной черепахе
по океану. А в Древнем Китае считали, что Земля – это лепешка с
обрезанными краями. И совсем еще до недавнего времени, каких-то 300
лет назад, многие люди верили в то, что мир – это что-то вроде
громадного сундука, у которого крышка – небо.
Но как же
люди узнали, что Земля – шар? А когда человек со стороны увидел
свою планету. Это произошло, когда Юрий Гагарин первым из людей
поднялся в космос. Ведь люди давно замечали, что чем выше
поднимешься, тем дальше видно. Заберешься на дерево – видно то,
чего, стоя на земле, не разглядишь. А заберешься на гору – совсем
далеко видно. Все это происходит оттого, что Земля не плоская, как
тарелка, а круглая, как мяч. А человек по сравнению с Землей
слишком мал, чтобы увидеть ее всю сразу.
Ученики. Земля – это
шар. Космонавты увидели, что наша планета – шар.
Физкультминутка
Дружно
встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь
богатыри! Руки в
стороны.
Мы ладонь к
глазам приставим,
Ноги
крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, Поворот
вправо.
Оглядимся
величаво,
И налево
надо тоже Поворот влево.
Поглядеть
из-под ладошек.
И направо,
и еще Поворот вправо.
Через левое
плечо. Поворот
влево.
Буквой «л»
расставим ноги.
Точно в
танце – руки в боки.
Наклонились
влево, вправо.
Получается
на славу!
Беседа.
(Показ
глобуса.)
Учитель. Люди
создали модель Земли – глобус. Земля – громадный шар. Глобус –
модель, «игрушечная» Земля. На нем нарисовано все, что есть на
Земле: океаны и моря, реки и озера, горы и низменности. Какого
цвета больше всего на глобусе?
Ученики. Синего.
Учитель. Это океаны
и моря. Вода в них соленая. Самые глубокие впадины раскрашены на
глобусе темно-синим цветом. Видите, на глобусе есть голубые
извилистые нити. Как вы думаете, что это?
Ученики.
Реки.
Учитель. Да, через
равнины и леса, тундру и болота несут они свои воды в моря и
океаны. Среди коричневых гор и зеленых равнин мелькают на глобусе
голубыми блестками озера. А вот посмотрите, на глобусе некоторые
места раскрашены коричневой и зеленой краской. Как вы думаете, что
это?
Ученики. Леса и
пустыни.
Учитель. Итак, Земля
имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень
велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх
ногами, но не замечают этого. Их, как и все на Земле, удерживает
земное притяжение. Шарообразная форма планеты объясняет, почему
людям никогда не удалось добраться до края Земли. У нее нет края.
Зато люди могут совершать кругосветные путешествия: обогнув Землю,
вернуться на то же место.
А как вы думаете, Земля неподвижна или
движется?
Ученики. Движется.
Учитель. Рассмотрите, как движется Земля вокруг Солнца и
вокруг своей оси.
Ученики. Движение
Земли можно сравнить с движением самолетика вокруг башни
карусели.
|
Учебник:
Как выглядит планета Земля, с.
56—57. Рабочая тетрадь:
Рабочий лист 37 "Планета Земля", с. 39. Рабочий
лист 38 "Как выглядит планета Земля", с. 40.
Ресурсы:
|
Дополнительные
задания
Учащиеся смогут изготовить шар из папье-маше.
Прежде всего ознакомьте их с правилами техники безопасности при
работе с ножницами и клеем. Обклейте шар снаружи кусочками мелко
порванной бумаги (папье-маше). Сделайте земной шар. После того как
шар высохнет, красками нужно изобразить сушу, моря, океаны и озера,
реки. Можно предложить это задание в качестве групповой работы.
Наблюдайте за ходом работы, поощряйте похвалой ту группу, которая
делает шар красиво и аккуратно, не спеша, дружно, поддерживая друг
друга. Напоминайте детям, что совместная работа всегда
успешна.
|
живет.
Какая она? Первоклассники смогут подобрать слова, называющие
признаки планеты Земля, и написать их на лучах изображенного
Солнца.
Письмо Негеша. Ученики
попытаются прочитать письмо. Они поймут, что для этого им
потребуется вычеркнуть все буквы О. Получится слово "Земля". Далее
учащиеся смогут составить предложение с данным словом: "Земля — это
шар" или "Земля — это планета".
на
шар.
Форма Земли. Оцениваются
активность школьников в ходе проведения наблюдения, умение
самостоятельно выполнять практические задания.
Дети смогут выбрать рисунки предметов, которые
имеют такую же форму, как Земля. Они должны отметить шар. Если
кто-то выберет тарелку, то предложите подумать, шарообразная
тарелка или плоская. Можно вспомнить изученное на уроках математики
представление о том, что на плоском листе бумаги сложно изобразить
объемные фигуры, поэтому используют плоскую фигуру —
круг.
|
Физкультминутка
Дружно
встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь
богатыри! Руки в
стороны.
Мы ладонь к
глазам приставим,
Ноги
крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, Поворот
вправо.
Оглядимся
величаво,
И налево
надо тоже Поворот влево.
Поглядеть
из-под ладошек.
И направо,
и еще Поворот вправо.
Через левое
плечо. Поворот
влево.
Буквой «л»
расставим ноги.
Точно в
танце – руки в боки.
Наклонились
влево, вправо.
Получается
на славу!
|