Сквозная тема: | ТРАДИЦИИ И ФОЛЬКЛОР |
Школа: ОСШ № 46 им. Т. Бигелдинова |
Дата: «____»____________20___г.
| ФИО учителя: С.М.Тахмезова
|
Класс: 1 «____» класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Тема урока: | Казахские узоры в народном творчестве. |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
1.2.3.1Измерять, размечать, вырезать, придавать форму, собирать, соединять, объединять материалы и компоненты простыми способами1.2.3.4Использовать элементы казахской национальной культуры при создании творческих работ
|
Цели урока: | Знакомство с казахским национальным узором, его особенностями. Связь жизни и обучения. |
Критерии успеха | Учащиеся узнают: О традициях украшения предметов казахского быта узорами, об особенностях казахского узора.Учащиеся научатся: Узнавать казахские узоры в предметах быта, рисовать казахский узор «копщармутз» и на его основе составлять другие узоры. Творческая задача для учащихся: на основе казахского узора «конщармушз» составить простейший узор. |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Ход урока |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке
| Ресурсы |
Начало урока | У казахского народа очень много изделий прикладного искусства, украшенных узором. Орнамент всегда очень популярен среди народов, выходит что это один из декоративно-прикладного искусства передаваемый из поколения в поколения. Мастера -искусники старались вести в орнамент новые элементы, обогатить композицию. В народе таких людей называют " ОЮШЫ" -"ОРНАМЕНТЩИК", и в народе считали что "Резва мысль у того, кто рисует орнамент". - Издавна казахский народ придавал большое значение народным промыслам, связанным с обработкой шерсти, кожи, дерева, кости. И говорить мы свами будем о коврах, которые изготавливали вручную. Каждый вид казахских ковров имеет свои особенности изготовления. Ворсовые и безворсовые ковры изготавливают на специальных станках. Мастерицы подбирают пряжу определенного цвета и ткут узор по заранее определенному орнаменту. Кииз – гладкий войлок из белой или серой шерсти, им покрывали юрту. Тускииз – (ковры настенные) искусные мастерицы вышивают вручную разноцветными нитками. Часто они используют бисер и золотую нить. Эти удивительной красоты настенные ковры украшают самым разнообразным растительным узором. Сырмаки – напольные ковры – выполняют методом аппликации. Узоры вырезают из разноцветного войлока, а швы маскируют красивой тесьмой. Для создания плетеной узорной циновки – шымши – нужен специальный камыш – чий. Камышинки чия обматывают разноцветной шерстью и сшивают между собой. Так получается прочная и красивая орнаментальная циновка. Текемет делают так: на распушённый слой шерсти одного цвета накладывают узорные фигуры из влажного окрашенного войлока другого цвета. Затем войлок скатывают в рулон и уплотняют. И в старину, и в наши дни работа над текеметом сопровождается пением и шутками. Существует поверье, что от этого ковры становятся теплее.Теперь ребята я познакомлю наиболее часто встречающимися видами орнамента.
| Учебник, с. 90- 91. Изделия народных мастеров: небольшие корпе, аяк-капы, баску- ры и др. http://www.bilu. kz/ornament.php http://el.kz/rn/ articles/view/ content-15436 http:. uralskweek. kz/2015/03/20/ pismena-iz- proshlogo- kazaxskie- nacionalnye- ornamenty- vchera-i-segodnya- fotoreportazh- multimedia/
|
Критерии успеха | Отвечают на вопросы учителя.
|
|
Середина урока
| Қошқар мұйіз- бараний рог- похож на завитки пара рогов у барана. Его часто изображают на одежде, коврах, сырмаках, текеметах, корпешках,в юрте, мечах, ножах,ювелирных украшений,посуде,изделия из войлока, сумках, головных уборах как женских и мужских. Считается самым главным орнаментом из всех видов, из которого происходят остальные виды. Учитель рассказывает о происхождении казахских узоров, подробно останавливаясь на одном - «конщармушз». Его стоит нарисовать на доске, прокомментировать характер линий, объяснить, почему он так называется. Далее следует рассмотреть, как этот узор применяется в народных изделиях. Показать образцы различных ковров, корпе, предметов быта - посуды, оружия, ювелирных украшений, рассказать, где используются казахские узоры. Хорошо, чтобы это были не только фотографии, но и реальные предметы.
Самостоятельная работаПосле объяснения материала учащиеся приступают к самостоятельному выполнению заданий в рабочей тетради №2 на с. 14-15.
| Рабочая тетрадь №2. Цветные фломастеры, карандаши.
|
Критерии успеха |
|
|
Конец урока
| Эта тема важна, так как прививает учащимся интерес и любовь к национальным ценностям. Обращает внимание учащихся на истоки национального искусства, развивает патриотические чувства. Ценить искусство своей страны может только человек, обладающий определенными знаниями в этой области. Учитель вместе с детьми делает первые шаги в этом направлении. А впереди еще большая кладовая народного творчества, которую предстоит изучать. |
|
Критерии успеха | Отвечают на вопросы учителя.
|
|
ДифференциацияКаким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | ОцениваниеКак Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровье и соблюдение техники безопасностиЗдоровьесберегающие технологии.Используемые физминутки и активные виды деятельности.
|
Индивидуальная помощь в создании работ
| Эта тема важна, так как прививает учащимся интерес и любовь к национальным ценностям. Обращает внимание учащихся на истоки национального искусства, развивает патриотические чувства. Ценить искусство своей страны может только человек, обладающий определенными знаниями в этой области. Учитель вместе с детьми делает первые шаги в этом направлении. А впереди еще большая кладовая народного творчества, которую предстоит изучать. | ФизкультминуткаМы устали, засиделись, Нам размяться захотелось.Отложили мы тетрадки, Одна рука вверх, другая вниз,Приступили все к зарядке.рывками менять руки.То на стену посмотрели, То в окошко поглядели.Вправо, влево, поворот, Повороты корпусом.А потом наоборот.Приседанья начинаем, Приседания.Ноги до конца сгибаем.Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись!И в последний раз присели. А теперь за парты сели. Дети садятся на свои места.
|