Разработка классного часа
:
« Буллинг: справимся
вместе»
Подготовила : Мазанова
Л.Н
Тема : « Буллинг: справимся
вместе»
Задачи:
1.
Обобщение знаний учащихся об отношениях между
одноклассниками
2.
Анализ умений строить
доброжелательные и доверительные отношения в коллективе, избегать
конфликтов и ссор;
3.
Создать благоприятные условия для развития умений
сотрудничать и действовать
сообща.
Цели: продолжить формирование негативного отношения
детей к таким понятиям, как буллинг, , агрессия
и пр;
продолжить формирование толерантного отношения к
сверстникам и взрослым людям; формирование умения найти пути выхода из ситуаций
травли;
продолжать развивать такие нравственные качества,
как терпимость к людям, милосердие, сострадание, нетерпимость к
любому виду насилия.
Оборудование:
Наглядный демонстрационный и раздаточный материалы: бумага, ручки,
карандаш.
1 этап. Организационный момент (настрой на
работу).
Учитель: - Здравствуйте ребята!
Посмотрите, какой сегодня замечательный день! Давайте создадим в
нашем классе приятное настроение. А чтобы у нас все получилось,
повернемся к своему соседу и улыбнемся ему самой милой улыбкой и
пожелаем друг другу удачи !
-Девиз нашего классного часа: « Живи с людьми
так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали
друзьями»
- Сегодня мы поговорим с вами о том, что же
провоцирует непонимание между людьми и что заставляет нас
становиться жестокими, нетерпимыми, агрессивными.
-Учитель задает вопросы, а ученики встают,
садятся отвечая как положительно, так и
отрицательно.
Кто
любит шутки?
Кто
когда-нибудь подшучивал над своим другом?
Кто
не любит, когда над ним подшучивают?
Кто
получал прозвища?
Кто
знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и
больше...»?
Кто
хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел?
Кто
хотя бы раз оказался не прав в споре?
Кто
согласен, что «на обиженном воду возят»?
Введение в тему занятия
а )« Листок честности»( каждый ребенок на каждом
классном часе пишет о том ,что его волнует, о чем он переживает,
может что – то натворил и хочет извиниться .Это секрет между
учителем и ребенком)
-Кто из вас бывал когда-нибудь в ситуации, когда
другие дети отвергали вас, не принимали в свою компанию, не хотели
с вами играть ?
Что вы делали в таких случаях?
б )Игра « Правда или действие» ( спрашиваю тех
детей , которые в «Листке честности» написали о ситуации ,которую
надо разобрать)
-Что происходит, если одного и того же человека
постоянно не принимают в компанию, отвергают?(ответы детей) Сейчас
вам предстоит небольшое испытание. Но предупреждаю сразу оно не из
легких.
в ) Игра « Попробуй выйти»
-Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь
руками. Один ученик должен остаться в круге и попытаться вырваться
из круга. Как только ему это удастся, следующий должен войти в круг
и попытаться вырваться из него. Любой из вас в любой момент может
разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить одноклассника, но
это слишком легко.
Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не
причинить боли..
(Цель: Дети, по какой-либо причине чувствующие себя
отвергнутыми, склонны исполнять либо роль тирана, проявляя при этом
особенно агрессивное поведение, либо жертвы. Эта игра поможет им
проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные
варианты конструктивного поведения в подобных
ситуациях.)
Рефлексия упражнения (примерные
вопросы)
· Как ты себя чувствовал в центре круга?· Что ты
чувствовал, когда пытался вырваться из круга?· Как ты почувствовал
себя, когда это у тебя получилось?· Что ты чувствовал, когда был
частью круга?· Хотел ли ты, оказаться на месте того кто в центре
круга? Почему?· Какие доводы ты приводил, чтобы тебя выпустили из
круга?· Что для тебя было самым трудным?
Учитель : - Ребята, сейчас я прочитаю вам
отрывок из сказки, а вы угадаете ее название
В
некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и
старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они -
не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб
засевали.Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть:
собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей
истребить, города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой,
загоревали. А сыновья утешают их:- Не горюйте, батюшка и матушка,
пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам
одним не тосковать, пусть с вами Иванушка остается: он еще очень
молод, чтоб на бой идти.- Нет, - говорит Иван, - не к лицу мне дома
оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!Не
стали старик со старухой Иванушку удерживать да отговаривать, и
снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья мечи
булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и
поехали.
- Кто может назвать сказку?
(Иван - крестьянский сын и
чудо-юдо)
А давайте вспомним, что было дальше. Вы очень
хорошо помните эту сказку. Как братья относились к Ивану? (ответы
детей). Как вы думаете, почему так? (ответы
детей).
- Можно сказать, что они подшучивали над ним? А
зло шутили? Читая русские народные сказки, часто встречается этот
герой. Над ним шутят, подсмеиваются, называют его обидным
прозвищем. Разве он на самом деле такой уж дурачок? (ответы
детей)
- Что ему помогает с честью выходить из разных
сложных ситуаций? (находчивость, сообразительность, чувство
юмора, доброе отношение к окружающим и т. д.)
- В русском народном творчестве, действительно
очень мало примеров жестокого отношения между людьми, в семье,
друзьями. Наоборот, все эти произведения учат нас дорожить дружбой,
уважать старших, заботится о младших или тех, кто нуждается в
поддержке и помощи. Давайте подумаем, почему это так? (ответы
детей)
- Соглашусь, что наш народ очень милосердный,
добрый, с богатым духовным наследием (можно еще раз обратить
внимание на то, что Иван вовсе не дурак, а очень храбрый, добрый
человек, который благодаря своей находчивости, решимости, отваге
побеждает лютого врага и находит себе много
друзей).
3. Работа в
группах
- Сейчас вам предстоит поработать в группах.
Давайте вспомним основные правила работы в группах. Памятки с этими
правилами лежат на ваших столах.
Работать надо дружно!
Высказывать своё мнение
спокойно.
Терпеливо выслушивать мысли
товарищей.
Не перебивать друг
друга.
Общаться спокойно, тихо.
-Возьмите 2 листа бумаги, пронумеруйте их(№1,№2).
В правую руку возьмите карандаш того цвета который подходит вашему
настроению (карандаш, того цвета с которым вы себя ассоциируете). В
левую руку выберите карандаш того цвета, с которым вы ассоциируете
человека с которым у вас возникала неприязнь. Вы можете нарисовать
линии, круги, узоры или картинку, в общем, все, что вам хочется
изобразить о конфликте.
-Закройте глаза, и когда начнется музыка, вы
можете обеими руками рисовать по бумаге.(2мин.) Вспомните
конфликтную ситуацию, в которую вы попадаете, время от времени, или
человека, ссора с которым вполне вероятна. Часто мы пытаемся решить
свои проблемы по принципу "Око за око, глаз за глаз". Когда кто-то
нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь
нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой на угрозу. Таким образом,
мы только усиливаем наши конфликты.
-Затем поменяйте карандаши местами ( карандаш,
который был в правой руке возьмите в левую и наоборот левый в
правую) и продолжаем рисовать на листе №2.(2мин.) Во многих
ситуациях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю
ответственности за возникновение этого конфликта и подать руку
другому в знак примирения. Так же, в любой конфликтной ситуации
хорошо бы задуматься о позиции другого
человека.
Важно, чтобы каждый ребенок смог показать свой
рисунок, а Вы положительно оценили его: так, чтобы дети поняли, что
подобное рисование — хорошая возможность заметить и назвать свои
собственные чувства и если возможно - пути выхода из
конфликта.
Вывод:
- Ребята, учитесь
чувствовать и понимать что нужно вашему другу, маме, знакомому и
просто человеку, который находится рядом с вами, что для него
важно, что может его обидеть, в чем он нуждается больше
всего. Чтобы преодолеть свои недостатки, надо стать
чуточку добрей. В этом вам помогут ваши друзья, родители, учителя,
а главное – книги.
Рефлексия:
- Что вам понравилось в
занятии?
- Что вы можете взять для себя из нашего общения
на занятии?
- Одним словом оцените свое состояние во время
занятия?
4 этап. Завершение.
“Спасибо за прекрасный
день”
- Пожалуйста, встаньте в общий круг. Мы будем
по очереди поворачиваться друг к другу, улыбаться, пожимать руку и
произносить: “Спасибо за прекрасный день!”