Цель: дать образное представление о семье, о типах
семей, акцентировать внимание на моральных
нормах.
Формируемые умения:
заботиться о чести семьи, соблюдать моральные
нормы, проявлять доброту и уважение по отношению к друзьям,
одноклассникам, членам семьи.
Ход урока
1.Организационный
момент.
2.Постановка проблемы и определение темы
урока.
-Сейчас я вам расскажу одну притчу. Однажды к
маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту
друг другу, с вопросом: кого она любит больше все на свете? Мать
молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить. "Вот свеча — это я!
Её огонь — моя любовь!"Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её
от своей. "Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь!
Разве от того что я дала, огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей
свечи остался прежним…" И так она зажгла столько же свечей, сколько
у неё было деток, и огонь её свечи оставался таким же большим и
тёплым.
-О чем эта притча?
- О чем мы сегодня будем говорить на
уроке?
3. Постановка целей
урока.
-Итак , на какие вопросы нам необходимо ответить
на уроке? (ученики предлагают версии)
-Все верно, мы с вами узнаем, что такое семья,
какие отношения существуют в семье, какие проблемы возникают в
современной семье, какие типы семей существуют.
4. Актуализация знаний.
-Каждый из вас что-то о семье знает , предлагаю
проверить знания и выполнить задание «Верное или неверное
утверждение». Если вы согласны с утверждением поднимаете зеленую
карточку, если вы не согласны с утверждением поднимаете красную
карточку.
Задание «Верное или неверное
утверждение»
-
Брак и семья – это юридически оформленный союз
мужчины и женщины.
-
Семейные отношения регулируются Семейным
Кодексом.
-
Семьи могут быть
трехпоколенными.
-
Семьи могут быть многодетными.
-
В каждой семье ведется домашнее
хозяйство.
-
Семейный бюджет – это доходы и расходы семьи за
определенный период времени.
-
Семьи могут быть среднедетными.
5. Открытие нового
знания.
-Сейчас вам предстоит групповая работа. Вам
необходимо выполнить определённый перечень заданий и публично
выступить с оглашением ваших результатов. Информацию нужно найти в
интернете.
Задание для первой группы.
Информация о происхождении слова
«семья».
Задание для второй
группы.
Информация о классификации семей.
Задание для третьей
группы.
Определите, в чем заключается конфликт поколений.
Задание для четвертой
группы.
Назовите традиции семьи.
(Дети выступают с
информацией)
-Молодцы, вы все отлично справились с
заданием.
-Зачастую, родители и дети не понимают друг друга.
Именно разбору такой ситуации будет посвящено наше следующее
задание.
«Родители часто видят себя в своих детях. Когда
они обижаются и критикуют какие-то твои ошибки или промахи, вполне
возможно, что это именно те ошибки и промахи, которые они когда
делали сами. Родители, которые полагают, что в подростковом
возрасте им что-то не удалось… могут активно препятствовать тебе
заниматься именно этой деятельностью, чтобы уберечь тебя от
возможного краха. Родители, проявляющие чрезмерную опеку, обычно
думают, что всегда лучше уберечь своих чад от огорчений и
неприятностей, даже если это означает, что ребёнок никогда не
сможет реализовать себя, доказать себе свои возможности…Есть и
полная противоположность этой категории родителей они считают, что
их отпрыску открыты все границы… Хочешь верь, хочешь нет, но
большинство, имея таких все позволяющих родителей, очень
переживают, полагая, что родители совершенно о них не заботятся,
что им безразлична их судьба». (Д. Снайдер)
Вопросы и задания к тексту:
-
Какие категории родителей упоминает автор в
тексте? Кратко сформулируй их особенности по отношению к
детям.
-
Какому типу психологического климата в семье
соответствуют отношения непонимания? отношения
вседозволенности?
-
К каким последствиям может приводить непонимание
между детьми и родителями?
-
Как избежать возможного конфликта в семье, где
между родителями и детьми нет взаимопонимания?
6. Первичное
закрепление.
-Сейчас мы переходим к следующему заданию, в
котором мы будем анализировать определённые жизненные случаи,
связанные с семьей и решать пути выхода из сложившейся
ситуации.
Ситуация №1. В
общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими
детьми.
Мама Нины, довольная поведением дочери, часто
говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая
красивая».А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее
и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня
ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается,
а у тебя...»
Вопрос: обе
мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего
результата в воспитании?
Решение:обе
мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая мама
применяет позитивное сравнение, а вторая мама — негативное. Тем
самым «проектирование» поведения Нины и Тани
разное.
Если мать - уверенный в себе человек, то, как
правило, она хвалит своего ребенка и выделяет его среди других
детей положительно. Это способствует повышению самооценки
ребенка.Если мать - человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то
хуже других людей, к своему ребенку она будет относиться так же,
передавая ему свою собственную неуверенность. Лучше сравнивать
поведение детей с его же собственным, которое было вчера, в
прошлом.
Ситуация №2.
«Мой сын Миша (7 лет), - пишет мама, - почти
совершенство. Но в своём классе на людях всегда молчит. Я
старалась его оправдать какими-то причинами: устал, торопится
домой и т.д. Когда же он дома — все в порядке. А на людях —
замыкается. Посоветуйте, что делать?»
Задание: дайте совет маме Миши.
Решение:постарайтесь объяснить Мише, что застенчивость
часто воспринимается как недружелюбие, и чтобы нравится людям,
надо быть более общительным.
7. Информация о домашнем
задании.
-Вам необходимо составить проект по теме
«Традиции моей семьи»
8. Подведение итогов и
рефлексия.
-Наш урок был посвящен важной теме:
«Семья»
-Скажите на все ли вопросы, которые мы поставили
перед собой в начале урока, мы получили ответы?
-Ответьте на вопросы :
За
что ты можешь себя похвалить?
За
что ты можешь похвалить одноклассников?
За
что ты можешь похвалить учителя?
Что
приобрел?
Что
тебя удивило?