Тема: «Я в
ответе за свои поступки»
Цель: создать
условия для формирования у детей умений анализировать свои поступки
и черты характера, прогнозировать последствия своих
действий.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями
«поступок» и «ответственность»; помочь учащимся понять, почему так
важно уметь отвечать за свои поступки; убедить учеников в том, что
человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин
уважения.
Развивающие: способствовать развитию познавательных
способностей – внимания, памяти, мышления; способствовать развитию
чувств ребёнка – гордости, сопереживания, сочувствия;
способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за свои
поступки.
Воспитательные: создать условия для воспитания чувства
гуманизма, коллективизма, уважения к окружающим, стремления
совершать добрые дела и красивые поступки; формировать навыки
самосознания и
самовоспитания.
Оборудование:
мультимедийная презентация, карточки с
заданиями.
Ход классного
часа
I. Вступительная
часть
- Добрый день,
дорогие ребята!
- Посмотрите в
окно и скажите, какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или
солнечный?
- Какое
настроение вызывает у вас такая
погода?
- Как вы
думаете, что можно сделать для улучшения
настроения?
- Конечно,
нужно просто улыбнуться. Улыбнитесь широко-широко друг другу и
самим себе. Теперь поднимите глазки на меня. Я желаю, чтобы хорошее
настроение сопровождало вас ещё очень
долго.
- Покажите, как
должны сидеть за партой прилежные
ученики.
Сядьте
правильно: спина прямая, ноги ровно стоят на полу, руки лежат на
парте.
II.Подведение к теме занятия.
Целеполагание.
- Чтобы
определить тему классного часа, внимательно прослушайте
стихотворение и ответьте на несколько
вопросов.
Дети учатся
думать, мечтать
На вопросы
ответ получать
О поступках
людей рассуждать
Коль плохой, то
его осудить,
Ну а слабый –
его защитить.
- О чём
стихотворение? (О поступках
людей)
- Как вы
думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О
поступках)
- Мы поговорим
с вами о поступках, а также об ответственности за свои
поступки.
III.Основная
часть
1. Рассказ с
элементами беседы о
поступках.
- Как вы
понимаете слово поступок? (Поступок - это какое-либо действие,
совершенное человеком)
Поступок - это
совершенное кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и
последствиями.
- Как вы
думаете, какие бывают поступки? (Поступки бывают хорошими и
плохими)
- По каким
признакам можно определить - поступок хороший или
нет?
(Хороший
поступок добрый, приносит пользу людям. Плохой поступок приносит
неприятности, зло, обиду, боль, горе и огорчение
людям)
2. Игра «Сделай правильный
выбор».
- Предлагаю
поиграть в игру под названием «Сделай правильный
выбор».
- Я буду
называть поступки человека. Если это хороший поступок, хлопните в
ладоши, если это плохой поступок – топните
ногой.
Порвал блузку,
вежливо разговаривает, защитил слабого, обидел друга, помог одеться
братику, поссорился с мамой, уступил место в транспорте пожилому
человеку, толкнул ногой щенка, разрушил птичье гнездо, помог убрать
посуду.
- Каждый день
мы совершаем разные поступки. Действия мы совершаем в отношении к
самому себе, к людям, к окружающему миру. И чтобы не навредить
окружающим вас людям, да и самим себе, старайтесь не совершать
плохих поступков.
3. Разбор
ситуаций.
- На партах у
вас лежат карточки – одна на двоих. На них записаны ситуации и
варианты того, как бы вы поступили в каждой из
них.
- Обсудите в
парах, как бы вы поступили в каждой из предложенных ситуаций и
обведите кружочком выбранный вами
ответ.
1. Вы взяли в
библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном
экземпляре (больше таких нет). Библиотекарь попросил вернуть её
через два дня. Но вы не успели её
прочитать.
Как вы
поступите:
а) просто не
принесёте книгу;
б) принесёте
книгу и попросите дать её ещё
раз;
в) скажите, что
забыли книгу дома.
2. Ваш товарищ
не сделал задачу, так как не знает, как
делать.
Как вы
поступите:
а) дадите
списать;
б) скажете, что
нужно на уроке внимательно слушать
учителя;
в) после уроков
объясните товарищу решение
задачи.
3. На улице
плачет девочка.
Как вы
поступите:
а) попытаетесь
ей помочь;
б) подумаете о
том, что же могло
произойти;
в) не обратите
внимания.
4. Мы с другом
играем в бадминтон. К нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что
у него нет такой игры.
Как вы
поступите:
а) скажете,
чтобы не приставал;
б) ответите,
что не можете ему помочь;
в) скажете,
чтобы он попросил родителей купить ему такую
игру;
г) предложите
ему попробовать поиграть с
вами.
5. Ваш
одноклассник на вас
обиделся.
Как вы
поступите:
а) подумаете о
его чувствах и о том, что можете сделать в этой
ситуации;
б) обидитесь в
ответ;
в) докажете
ему, что он не прав.
Обсуждение
ответов.
Вывод: Каждый
должен думать о том, как повлияет его поступок не только на самого
себя, но и на окружающих его людей. Человек должен отвечать даже за
слова, которые он
произносит.
- Народная
мудрость гласит:
«Слово не
воробей, вылетело - не
поймаешь»
- Как вы
понимаете значение этой
мудрости?
- Нужно думать,
прежде чем что-то сказать, потому что сказанные слова уже не
вернёшь назад.
- Как вы
понимаете значение правила «Чего не хочешь для себя – не делай
другим»?
- Нужно
относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к
тебе.
- Никогда не
забывайте эти важные
правила.
4.
Физминутка (видеоролик).
- Ребята, я
думаю, вы уже немного утомились. Предлагаю всем выйти из-за парт и
потанцевать.
-
Присаживайтесь на свои места. Сядьте правильно: спина прямая, ноги
ровно стоят на полу, руки лежат на
парте.
5. Рассказ об ответственности с элементами
беседы.
- Как вы
знаете, за плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести
ответственность!
- Как вы
понимаете, что такое
ответственность?
Ответственность
– это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет
после твоего действия.
- Чему мы
должны научиться? (Учиться вести себя ответственно и анализировать
свои поступки, научиться отвечать за свои
поступки)
6. Упражнение "Какие качества характера свойственны
ответственному
человеку?"
- Предлагаю вам
выполнить в парах одно интересное
задание.
- На партах у
вас лежит лист бумаги, на котором записан вопрос: «Какие качества
характера свойственны ответственному человеку?». Ниже приведены
разные варианты ответов и вам нужно подчеркнуть те ответы, которые
вы считаете правильными.
Честность, мужество, общительность, замкнутость, доброта,
недоброжелательность, внимательность, равнодушие, трудолюбие, лень,
боязнь трудностей, активность, умение преодолевать трудности,
умение отвечать за свои
поступки.
- Проверим, как
вы выполнили задание. Прочитайте те ответы, которые вы
выбрали.
- Скажите,
какого же человека можно назвать ответственным? (Честного,
мужественного, общительного, доброго, внимательного, активного
человека, который может преодолевать трудности и отвечать за свои
поступки)
7. Просмотр и обсуждение видеоролика (фронтальная
форма)
- А сейчас мы с
вами просмотрим мультфильм, после чего вы ответите на некоторые
вопросы. Во время просмотра проследите за тем, какие поступки
совершает каждый герой.
Просмотр фрагмента мультфильма «Лунтик и его друзья.
Самый старший»
- О чём
мультфильм? (О приключениях Лунтика и его
друзей)
- Что делали
жучки в начале мультфильма? (Играли в детские игры: катали машинку,
строили домики из песка, играли в
куклы)
- Кто к ним
пришёл? (Гусеницы – Вупсень и
Пупсень)
- Что они
сделали? (Они забрали у жучков игрушки, разрушили их домики из
песка)
- О чём просили
гусениц жучки? (Чтобы гусеницы не трогали их
игрушки)
- Как
отреагировали гусеницы на их просьбу? (Они громко смеялись, и с
ухмылкой отвечали, что просто
играют)
- Кто к ним
подошёл? (Лунтик и Кузя)
- Что увидели
друзья? (Они увидели разрушенные домики из песка и нагло смеющихся
и ухмыляющихся гусениц)
- Что они
сказали гусеницам? (Они сказали: «Как вам не стыдно? Разве можно
обижать маленьких?»)
- Что на это
ответили гусеницы? (Они ответили, что просто играли, а жучки начали
хныкать)
- Что на это
сказали Лунтик и Кузя? (Они сказали, чтобы гусеницы играли в другом
месте)
- Как
отреагировали гусеницы? (Они сказали: «Что ты нами командуешь? Мы
старше вас, а значит, делаем что
хотим!»)
- Что потом
сделали гусеницы? (Гусеницы
ушли)
- Что сказал им
вслед Лунтик? (Чтобы гусеницы попросили у жучков
прощения)
- Что ответили
ему гусеницы? (Что не будут просить
прощения)
- Хороший ли
поступок совершили гусеницы?
(Нет)
- Что им
следовало бы сделать? (Попросить у жучков
прощения)
- Разве можно
так поступать, даже если ты старший?
(Нет)
- Почему?
(Потому что старшие должны помогать младшим, а не обижать
их)
- Досмотрим
мультфильм до конца и узнаем, что же произошло
дальше.
Просмотр фрагмента мультфильма «Лунтик и его друзья.
Самый старший»
- Что решили
сделать друзья? (Они решили проучить
гусениц)
- Что же
придумали друзья, чтобы проучить гусениц? (Друзья поступили по
отношению к гусеницам так, как гусеницы поступили с
жучками)
- Понравилось
ли это гусеницам?
- Конечно
нет!
- Осознали ли
гусеницы свою ошибку? (Да)
- Что они
пообещали? (Они пообещали, что больше никогда не будут обижать
младших)
- Попросили ли
гусеницы прощения у жучков?
(Да)
- Что они
сделали в конце мультфильма? (Построили жучкам домики из
песка)
- Что вы
поняли, просмотрев
мультфильм?
- За свои
поступки нужно нести ответственность. Нельзя обижать
младших.
- Как было
сказано ранее, «поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали
с тобой»
- Какой вывод
мы можем сделать? (Каждый должен нести ответственность за свои
поступки. От этого зависит
многое)
IV.Заключительная
часть
- Что же
необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком?
(Научиться отвечать за свои
поступки)
- Я желаю,
чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя
ответственность за свои поступки и умели управлять
собой.
- Сегодня мы с
вами вели серьёзный разговор на одну из важнейших
тем.
- Мне хотелось
бы узнать, к какому выводу вы
пришли?
- Я назову
начало фразы, а вы постарайтесь её продолжить.
Итак:
Сегодня я понял
...
Я бы
хотел…
Сегодня я приду
домой и …
- Ребята, в
течение всего классного часа вы были внимательны, активно работали
над предложенными заданиями. Я надеюсь, что наша беседа не прошла
даром, и вы отметили для себя что-то важное и нужное в
жизни.