Р.С. Касымова
к.п.н., доцент
Ж.А. Амантай
2 курс магистрант
Факультета Философии и Политологии
Социальная педагогика и самопознание
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ У ПОДРОСТКА
И НЕОБХОДИМОСТЬ
ИХ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Аннотация: в данной статье анализируются различные подходы к раскрытию сущности коммуникативных навыков у подростков. Авторами рассмотрены факторы, которые влияют на результативность процесса развития коммуникативных навыков у подростков. Факторы условно разделены на две группы: внешние (или социально-обусловленные, социокультурные, средовые, объективно-обусловленные) и внутренние (субъективно-обусловленные, личностно-обусловленные, психофизиологические, индивидуально-своеобразные). Также в статье рассмотрены игровые методики, которые способствуют развитию коммуникативных навыков у подростков.
Ключевые слова: подросток, коммуникативные навыки, игровые методики.
В подростковом возрасте ребенок делает первые самостоятельные рещении в сложном мире взаимоотношений.
Проблема развития коммуникативных навыков у подростков являлась, является и будет являться актуальной проблемой для всех специалистов-практиков, которые по роду своей профессиональной деятельности взаимодействуют с дошкольниками. Всем специалистам (да и родителям) отлично известно, что хорошо развитые в подростковом возрасте коммуникативные умения и навыки способны обеспечить успешность адаптации ребенка к процессу дальнейшего школьного обучения, содействуют успешной социализации и личностному развитию в целом.
В фундаментальных трудах по теории общения, теории и методике социального воспитания подрастающего поколения таких выдающихся ученых как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев [1], Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д.Б. Эльконин, и др. отмечается, что на становление индивидуального своеобразия личности влияет все многообразие, вся палитра, вариативность форм коммуникации с окружающей средой в широком смысле данного понятия (включая антропологическую и природную среду). В работах специалистов по возрастной (детской) психологии (Л.И. Божович [2], И.В. Дубровина [3], И.А. Зимняя [4], и др.) признается, что для развития коммуникативных умений и навыков в подростковом возрасте имеет существенное значение не только общение ребенка с взрослыми, но и со сверстниками, а также общение в условиях разновозрастного коллектива. И.В. Дубровина отмечает, что в общении происходит обмен информацией, смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер [3].
Проведенный анализ научной литературы, а также систематизация имеющегося у авторов статьи опыта профессиональной деятельности (педагогического взаимодействия с дошкольниками) позволил выделить (определить) следующие факторы, которые влияют на результативность процесса развития коммуникативных навыков у подростков.
К внешним (социально-обусловленным, социокультурным, средовым, объективно-обусловленным) факторам, которые влияют на результативность процесса развития коммуникативных навыков подростков, нами отнесены: уровень коммуникативной культуры членов семьи подростка; уровень коммуникативной культуры всех специалистов пенитенциарного учреждения, которое посещал подросток; уровень коммуникативной культуры ровесников подростка, с которыми он проводит значительно количество времени, и которым стремится подражать; стиль семейного воспитания (в частности, даже при достаточно высоком уровне коммуникативной культуры самих родителей они по каким-либо причинам не обращают внимания на речь ребенка, не считают возможным (или нужным) исправлять его речевые ошибки); наличие или отсутствие синдрома дефицита родительского внимания; уровень принятия или отвержения ребенка в группе сверстников; наличие или отсутствие достаточно стабильных дружеских связей и др.
К внутренние (субъективно-обусловленные, личностно-обусловленные, психофизиологические, индивидуально-своеобразные) факторам, которые влияют на результативность процесса развития коммуникативных навыков подростков, нами отнесены: возрастные и индивидуальные особенности ребенка (в частности, тип нервной системы, темперамент, физиологические особенности строения органов речевого аппарата и др.); наличие/отсутствие психофизиологических нарушений, соматических и наследственных заболеваний; уровень интеллектуального развития ребенка; эмоциональная неустойчивость ребенка (беспокойные, тревожные дети и др.); проявления/не проявления повышенной возбудимости; высокий или низкий уровень застенчивости как индивидуально-своеобразного личностного свойства подростка; высокий или низкий уровень эмоциональности, впечатлительности как индивидуально-своеобразных личностных свойств ребенка; повышенный или пониженный уровень экстраверсии/интроверсии подростка; наличие или отсутствие синдрома гиперактивности подростка [5; 6].
Особенности процесса формирования и развития коммуникативных навыков подростка наблюдаются на протяжении всего подросткого возраста.
На сегодняшний день для развития коммуникативных навыков подростков появляется необходимость и потребность в использовании методик, характер которых зависит от индивидуальных особенностей подростка. А так как большую часть времени подросток проводит в пенитенциарном учреждении, то развитие коммуникативных навыков происходит именно в условиях учреждении. В последнее время возрастает потребность в овладении разными коммуникативными умениями и навыками, способами общения в процессе обучения, усиливается необходимость в освоении растущим человеком способов межличностного взаимодействия. Этот процесс может и должен осуществляться в педагогической действительности воспитателей пенитенциарной учреждении. Л.С. Выготский писал, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие подростка, в том числе и развитие и его коммуникативной культуры личности.
На данный момент времени отмечается недостаточная разработка методических игровых механизмов и индивидуальных подходов к формированию коммуникативной культуры у подростка. По-прежнему в пенитенциарно-воспитательном процессе учреждения преобладает односторонняя трансляция подросткам знаний без установки обратной связи с воспитанниками. Это противоречие отмечает в своих работах Ш.А. Амонашвили. Он определяет, что учебно-воспитательный процесс является эффективным только в том случае, когда педагог развивает индивидуальное желание подростка общаться на занятиях с педагогов и ровесниками, индивидуальное желание ребенка считать, читать, писать, и т. д., а не концентрируется на формальности.
На сегодняшний день имеются противоречия, которые требуют своего разрешения: а) между значительными социально-педагогическими возможностями пенитенциарного учреждения в развитии коммуникативных навыков у подростка средствами игры и недостаточным использованием индивидуально-ориентированных игровых методик на практике; б) между востребованностью новых методик с использованием игровых индивидуально-ориентированных технологий по развитию коммуникативных навыков у подростка и недостаточной из научно-методической разработанностью с учетом изменений в современных парадигмах, программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
В подростковом возрасте закладываются основы базовой культуры личности, в том числе и коммуникативной культуры.
Средством развития коммуникативных навыков у подростка могут выступать игровые технологии. Эффективность использования методик игровых технологий в развитии коммуникативных навыков подростка может быть обеспечена, если: а) игровые методики используются как компонент стимулирования и коррекции развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в общей системе воспитания; б) содержание игр определяет направленность коррекционно-развивающей работы с подростками; в) технология реализации игр включает поэтапную деятельность, направленную на выявление коммуникативных проблем подростков, подбора соответствующих индивидуально-ориентированных и дифференцированных игр и их целесообразное использование в работе с подростками.
Коммуникативные навыки – это навыки общения взаимодействия людей между собой, то есть умение понимать себя и другого, умение слышать собеседника, умение помогать друг другу в затруднительных ситуациях, умение устанавливать дружеские отношения.
Рассмотрим следующее понятие «навык». В психологическом словаре навык – это действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием сознательной регуляции и контроля. В совокупности со знаниями и умениями навыки обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении. Навыки формируются путем подражания или выработки рефлексов условных, но также путем ошибок. На формирование навыка влияют следующие факторы: мотивация, обучаемость, уровень развития субъекта, наличие базовых знаний, умений; полнота уяснения содержания навыка, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (скорость).
Как отмечает чешский исследователь З. Новак, одним из основных компонентов коммуникативных навыков является процесс обозначения, который представляет собой своеобразный переход от невербального общения к вербальному, причем этот процесс непосредственно связан с объемом словарного запаса ребенка, как активного, так и пассивного. Результаты исследований З.Новака показали, что дети с менее развитыми вербальными навыками, испытывали затруднения, прежде всего с активным словарем, а уж потом пассивным. Речь неразрывно связана с мышлением. В период дошкольного возраста совершается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, понятийному мышлению. По мере овладения учебной деятельностью и усвоений системы знаний умственные операции дошкольника становятся менее связанными с наглядной опорой.
В пенитенциарном учреждении огромную роль играют различные виды активности подростка (физическая активность; психическая активность; социальная активность). Физическая активность ребенка играет огромную роль даже на занятиях по развитию коммуникативных навыков подростков. Здоровый подросток стремиться к движению, он любопытен, любознателен. Он жаждет знаний об окружающем мире, что способствует эффективному общению детей. Психическая активность – это потребность нормально развивающегося подростка в познании окружающей жизни: предметного мира природы, человеческих отношений. Социальная активность проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику. В целом же физическая активность определяет успешное развитие психической и социальной активности. В совокупности это влияет на умственное и личностное совершенствование подростка.
Проанализировав вышеизложенное, можно сделать вывод, что коммуникативные навыки у подростков это – навыки общения, взаимодействия детей с взрослыми, сверстниками, то есть умение помогать друг другу в затруднительных ситуациях, умение устанавливать позитивные межличностные отношения.
Игра имеет большое значение в развитии личности детей дошкольного возраста. Взрослый становится для подростка главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Организация занятий по развитию коммуникативных навыков подростков в немалой степени зависят от личностных качеств и профессионализма воспитателей учреждении. Методически грамотное общение педагога с подростками во многом определяет эмоциональное самочувствие детей, способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ребенка, влияет на характер его взаимоотношений со сверстниками. (В обратном случае, неадекватное педагогическое общение может стать фактором, препятствующим благополучному развитию детей.)
Игровая среда развития подростка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в учреждении. Игровая среда развития ребенка обеспечивает разные виды его активности (умственная активность, физическая активность, коммуникативная активность, и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения), происходит развитие личности подростка.
Коммуникативная игра способствует интенсивному развитию речи, языковой практике, а, кроме того, является диагностическим инструментом.
Подростковый возрастной период характеризуется активным развитием воображения подростка. Педагог предлагает детям представить ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Воображение проявляется в сочинении сказок, рассказов, игр. Сочиняя всевозможные истории, стихи, изображая разных персонажей, дети могут заимствовать известные сюжеты, порой не замечая этого
Подвижные игры имеют немаловажное значение в формировании коммуникативных навыков. Как было выше, потребность в движении является естественной для дошкольников, что влияет на развитие психических процессов. Методики с использованием игровых технологий разрабатываются на основе совокупности дидактических и психолого-педагогических принципов (в частности, принцип доступности, комплексности, наглядности, и др.), что будет обеспечивать их эффективность социально-педагогическом процессе развития коммуникативной культуры подростков.
Деятельности принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой его личностного (социально значимого) развития. Принцип целостности предполагает, что программа игровых методик – это не отдельные упражнения по развитию коммуникативных навыков подростков, а целостная система взаимодополняющих и гармонично сочетающихся методов и приемов, органично вписывающиеся в систему повседневных отношений ребенка с разными людьми. Принцип постепенности предполагает плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным. Принцип индивидуализации: длительность работы с каждым дошкольником будет зависеть от его умственного, коммуникативного развития, от темпа усвоения знаний и умений в процессе игровых занятий, выполнения заданий. Принцип организации совместной деятельности ребенка и взрослого предполагает, что программа игровых занятий используется в процессе общения ребенка с взрослым. Принцип организации совместной деятельности детей: ребенок, будучи включен в совместную деятельность, распределенную между несколькими членами группы, усваивает те элементы, образцы действий, которые транслируют другие, совершенствует свои навыки.
Именно в подростковом возрасте закладывается фундамент для развития общения детей, поэтому возникает необходимость в формировании коммуникативных навыков. В связи с тем, что большую часть времени подростки проводят в исправительной учреждении, то в условиях пенитенциарных учреждения необходимо создать условия для усовершенствования развития коммуникативных навыков.
Список литературы
1 .Бодалёв А.А. Личность и общение . М.: Изд-во «Наука», 1983.
-
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1988.
-
Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: Изд-во МСПИ, 2003.
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Р-н/Д.: Феникс, 1997.
-
Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога. М.: Владос, 2007.
-
Nikitina N.I. The characteristics of the model for development of communicative deontological culture of school principals in the system of their refresher training / N.I. Nikitina, N.V. Avtionova, O.I. Volenko, V.M. Grebennikova // Life Science Journal. – 2014. – Т. 11. – №12. – С. 542–546.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ У ПОДРОСТКА И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ У ПОДРОСТКА И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Р.С. Касымова
к.п.н., доцент
Ж.А. Амантай
2 курс магистрант
Факультета Философии и Политологии
Социальная педагогика и самопознание
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ У ПОДРОСТКА
И НЕОБХОДИМОСТЬ
ИХ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Аннотация: в данной статье анализируются различные подходы к раскрытию сущности коммуникативных навыков у подростков. Авторами рассмотрены факторы, которые влияют на результативность процесса развития коммуникативных навыков у подростков. Факторы условно разделены на две группы: внешние (или социально-обусловленные, социокультурные, средовые, объективно-обусловленные) и внутренние (субъективно-обусловленные, личностно-обусловленные, психофизиологические, индивидуально-своеобразные). Также в статье рассмотрены игровые методики, которые способствуют развитию коммуникативных навыков у подростков.
Ключевые слова: подросток, коммуникативные навыки, игровые методики.
В подростковом возрасте ребенок делает первые самостоятельные рещении в сложном мире взаимоотношений.
Проблема развития коммуникативных навыков у подростков являлась, является и будет являться актуальной проблемой для всех специалистов-практиков, которые по роду своей профессиональной деятельности взаимодействуют с дошкольниками. Всем специалистам (да и родителям) отлично известно, что хорошо развитые в подростковом возрасте коммуникативные умения и навыки способны обеспечить успешность адаптации ребенка к процессу дальнейшего школьного обучения, содействуют успешной социализации и личностному развитию в целом.
В фундаментальных трудах по теории общения, теории и методике социального воспитания подрастающего поколения таких выдающихся ученых как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев [1], Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д.Б. Эльконин, и др. отмечается, что на становление индивидуального своеобразия личности влияет все многообразие, вся палитра, вариативность форм коммуникации с окружающей средой в широком смысле данного понятия (включая антропологическую и природную среду). В работах специалистов по возрастной (детской) психологии (Л.И. Божович [2], И.В. Дубровина [3], И.А. Зимняя [4], и др.) признается, что для развития коммуникативных умений и навыков в подростковом возрасте имеет существенное значение не только общение ребенка с взрослыми, но и со сверстниками, а также общение в условиях разновозрастного коллектива. И.В. Дубровина отмечает, что в общении происходит обмен информацией, смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер [3].
Проведенный анализ научной литературы, а также систематизация имеющегося у авторов статьи опыта профессиональной деятельности (педагогического взаимодействия с дошкольниками) позволил выделить (определить) следующие факторы, которые влияют на результативность процесса развития коммуникативных навыков у подростков.
К внешним (социально-обусловленным, социокультурным, средовым, объективно-обусловленным) факторам, которые влияют на результативность процесса развития коммуникативных навыков подростков, нами отнесены: уровень коммуникативной культуры членов семьи подростка; уровень коммуникативной культуры всех специалистов пенитенциарного учреждения, которое посещал подросток; уровень коммуникативной культуры ровесников подростка, с которыми он проводит значительно количество времени, и которым стремится подражать; стиль семейного воспитания (в частности, даже при достаточно высоком уровне коммуникативной культуры самих родителей они по каким-либо причинам не обращают внимания на речь ребенка, не считают возможным (или нужным) исправлять его речевые ошибки); наличие или отсутствие синдрома дефицита родительского внимания; уровень принятия или отвержения ребенка в группе сверстников; наличие или отсутствие достаточно стабильных дружеских связей и др.
К внутренние (субъективно-обусловленные, личностно-обусловленные, психофизиологические, индивидуально-своеобразные) факторам, которые влияют на результативность процесса развития коммуникативных навыков подростков, нами отнесены: возрастные и индивидуальные особенности ребенка (в частности, тип нервной системы, темперамент, физиологические особенности строения органов речевого аппарата и др.); наличие/отсутствие психофизиологических нарушений, соматических и наследственных заболеваний; уровень интеллектуального развития ребенка; эмоциональная неустойчивость ребенка (беспокойные, тревожные дети и др.); проявления/не проявления повышенной возбудимости; высокий или низкий уровень застенчивости как индивидуально-своеобразного личностного свойства подростка; высокий или низкий уровень эмоциональности, впечатлительности как индивидуально-своеобразных личностных свойств ребенка; повышенный или пониженный уровень экстраверсии/интроверсии подростка; наличие или отсутствие синдрома гиперактивности подростка [5; 6].
Особенности процесса формирования и развития коммуникативных навыков подростка наблюдаются на протяжении всего подросткого возраста.
На сегодняшний день для развития коммуникативных навыков подростков появляется необходимость и потребность в использовании методик, характер которых зависит от индивидуальных особенностей подростка. А так как большую часть времени подросток проводит в пенитенциарном учреждении, то развитие коммуникативных навыков происходит именно в условиях учреждении. В последнее время возрастает потребность в овладении разными коммуникативными умениями и навыками, способами общения в процессе обучения, усиливается необходимость в освоении растущим человеком способов межличностного взаимодействия. Этот процесс может и должен осуществляться в педагогической действительности воспитателей пенитенциарной учреждении. Л.С. Выготский писал, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие подростка, в том числе и развитие и его коммуникативной культуры личности.
На данный момент времени отмечается недостаточная разработка методических игровых механизмов и индивидуальных подходов к формированию коммуникативной культуры у подростка. По-прежнему в пенитенциарно-воспитательном процессе учреждения преобладает односторонняя трансляция подросткам знаний без установки обратной связи с воспитанниками. Это противоречие отмечает в своих работах Ш.А. Амонашвили. Он определяет, что учебно-воспитательный процесс является эффективным только в том случае, когда педагог развивает индивидуальное желание подростка общаться на занятиях с педагогов и ровесниками, индивидуальное желание ребенка считать, читать, писать, и т. д., а не концентрируется на формальности.
На сегодняшний день имеются противоречия, которые требуют своего разрешения: а) между значительными социально-педагогическими возможностями пенитенциарного учреждения в развитии коммуникативных навыков у подростка средствами игры и недостаточным использованием индивидуально-ориентированных игровых методик на практике; б) между востребованностью новых методик с использованием игровых индивидуально-ориентированных технологий по развитию коммуникативных навыков у подростка и недостаточной из научно-методической разработанностью с учетом изменений в современных парадигмах, программах обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
В подростковом возрасте закладываются основы базовой культуры личности, в том числе и коммуникативной культуры.
Средством развития коммуникативных навыков у подростка могут выступать игровые технологии. Эффективность использования методик игровых технологий в развитии коммуникативных навыков подростка может быть обеспечена, если: а) игровые методики используются как компонент стимулирования и коррекции развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в общей системе воспитания; б) содержание игр определяет направленность коррекционно-развивающей работы с подростками; в) технология реализации игр включает поэтапную деятельность, направленную на выявление коммуникативных проблем подростков, подбора соответствующих индивидуально-ориентированных и дифференцированных игр и их целесообразное использование в работе с подростками.
Коммуникативные навыки – это навыки общения взаимодействия людей между собой, то есть умение понимать себя и другого, умение слышать собеседника, умение помогать друг другу в затруднительных ситуациях, умение устанавливать дружеские отношения.
Рассмотрим следующее понятие «навык». В психологическом словаре навык – это действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием сознательной регуляции и контроля. В совокупности со знаниями и умениями навыки обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении. Навыки формируются путем подражания или выработки рефлексов условных, но также путем ошибок. На формирование навыка влияют следующие факторы: мотивация, обучаемость, уровень развития субъекта, наличие базовых знаний, умений; полнота уяснения содержания навыка, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (скорость).
Как отмечает чешский исследователь З. Новак, одним из основных компонентов коммуникативных навыков является процесс обозначения, который представляет собой своеобразный переход от невербального общения к вербальному, причем этот процесс непосредственно связан с объемом словарного запаса ребенка, как активного, так и пассивного. Результаты исследований З.Новака показали, что дети с менее развитыми вербальными навыками, испытывали затруднения, прежде всего с активным словарем, а уж потом пассивным. Речь неразрывно связана с мышлением. В период дошкольного возраста совершается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, понятийному мышлению. По мере овладения учебной деятельностью и усвоений системы знаний умственные операции дошкольника становятся менее связанными с наглядной опорой.
В пенитенциарном учреждении огромную роль играют различные виды активности подростка (физическая активность; психическая активность; социальная активность). Физическая активность ребенка играет огромную роль даже на занятиях по развитию коммуникативных навыков подростков. Здоровый подросток стремиться к движению, он любопытен, любознателен. Он жаждет знаний об окружающем мире, что способствует эффективному общению детей. Психическая активность – это потребность нормально развивающегося подростка в познании окружающей жизни: предметного мира природы, человеческих отношений. Социальная активность проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику. В целом же физическая активность определяет успешное развитие психической и социальной активности. В совокупности это влияет на умственное и личностное совершенствование подростка.
Проанализировав вышеизложенное, можно сделать вывод, что коммуникативные навыки у подростков это – навыки общения, взаимодействия детей с взрослыми, сверстниками, то есть умение помогать друг другу в затруднительных ситуациях, умение устанавливать позитивные межличностные отношения.
Игра имеет большое значение в развитии личности детей дошкольного возраста. Взрослый становится для подростка главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Организация занятий по развитию коммуникативных навыков подростков в немалой степени зависят от личностных качеств и профессионализма воспитателей учреждении. Методически грамотное общение педагога с подростками во многом определяет эмоциональное самочувствие детей, способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ребенка, влияет на характер его взаимоотношений со сверстниками. (В обратном случае, неадекватное педагогическое общение может стать фактором, препятствующим благополучному развитию детей.)
Игровая среда развития подростка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в учреждении. Игровая среда развития ребенка обеспечивает разные виды его активности (умственная активность, физическая активность, коммуникативная активность, и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения), происходит развитие личности подростка.
Коммуникативная игра способствует интенсивному развитию речи, языковой практике, а, кроме того, является диагностическим инструментом.
Подростковый возрастной период характеризуется активным развитием воображения подростка. Педагог предлагает детям представить ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Воображение проявляется в сочинении сказок, рассказов, игр. Сочиняя всевозможные истории, стихи, изображая разных персонажей, дети могут заимствовать известные сюжеты, порой не замечая этого
Подвижные игры имеют немаловажное значение в формировании коммуникативных навыков. Как было выше, потребность в движении является естественной для дошкольников, что влияет на развитие психических процессов. Методики с использованием игровых технологий разрабатываются на основе совокупности дидактических и психолого-педагогических принципов (в частности, принцип доступности, комплексности, наглядности, и др.), что будет обеспечивать их эффективность социально-педагогическом процессе развития коммуникативной культуры подростков.
Деятельности принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой его личностного (социально значимого) развития. Принцип целостности предполагает, что программа игровых методик – это не отдельные упражнения по развитию коммуникативных навыков подростков, а целостная система взаимодополняющих и гармонично сочетающихся методов и приемов, органично вписывающиеся в систему повседневных отношений ребенка с разными людьми. Принцип постепенности предполагает плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным. Принцип индивидуализации: длительность работы с каждым дошкольником будет зависеть от его умственного, коммуникативного развития, от темпа усвоения знаний и умений в процессе игровых занятий, выполнения заданий. Принцип организации совместной деятельности ребенка и взрослого предполагает, что программа игровых занятий используется в процессе общения ребенка с взрослым. Принцип организации совместной деятельности детей: ребенок, будучи включен в совместную деятельность, распределенную между несколькими членами группы, усваивает те элементы, образцы действий, которые транслируют другие, совершенствует свои навыки.
Именно в подростковом возрасте закладывается фундамент для развития общения детей, поэтому возникает необходимость в формировании коммуникативных навыков. В связи с тем, что большую часть времени подростки проводят в исправительной учреждении, то в условиях пенитенциарных учреждения необходимо создать условия для усовершенствования развития коммуникативных навыков.
Список литературы
1 .Бодалёв А.А. Личность и общение . М.: Изд-во «Наука», 1983.
-
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1988.
-
Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: Изд-во МСПИ, 2003.
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Р-н/Д.: Феникс, 1997.
-
Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога. М.: Владос, 2007.
-
Nikitina N.I. The characteristics of the model for development of communicative deontological culture of school principals in the system of their refresher training / N.I. Nikitina, N.V. Avtionova, O.I. Volenko, V.M. Grebennikova // Life Science Journal. – 2014. – Т. 11. – №12. – С. 542–546.
шағым қалдыра аласыз













