Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Конкурс языкознаек «Полиглоты»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Конкурс языкознаек
«Полиглоты»
(казахский, русский и английский языки)
Участники: учащиеся 6, 7, 8 классов
Место проведения: КГУ «Подлесная основная школа»
Мероприятие проводится в компьютерном классе, сопровождается авторской презентацией.
Цель: развитие интереса учащихся к изучению языков, формирование бережного отношения к русскому, казахскому и английскому языкам
Задачи:
Образовательная: повторить и систематизировать пройденный материал
Коммуникативная: формировать навыки общения на трёх языках (казахском, русском и английском)
Развивающая: развивать устную речь учащихся, их мышление, кругозор, память, языковые способности
Воспитательная: способствовать формированию творческих умений и навыков, формировать представление о языках как духовной ценности, форме выражения национальной культуры, воспитывать дружеские отношения
Оборудование: название мероприятия на плакате, шары, жетоны, листы с заданиями, слайды мультимедийной презентации
Форма проведения: конкурс
Ход мероприятия
-
Вступительное слово учителя
Дорогие ребята, уважаемые учителя и гости нашего мероприятия! Сегодня мы с вами проводим занимательный и в то же время познавательный конкурс, посвящённый знанию языков. Тема важная, нужная и в настоящее время очень актуальная. Ребята, как вы думаете, почему в настоящее время очень важно и нужно каждому гражданину нашей республики знать не один, а хотя бы несколько языков?
- Какой язык в нашей республике является государственным?
- А что же тогда русский язык? Какую функцию он выполняет?
- А для чего нужно владеть иностранным, в частности, английским языком?
Да, ребята, вы правы. Знание языков в настоящее время – это необходимое условие для того, чтобы человек чувствовал себя культурной и образованной личностью. Наш Президент Н.А.Назарбаев в своих последних Посланиях народу Казахстана уделил большое внимание именно триединству языков в нашей республике. Цитирую:
«В настоящее время мы принимаем активные меры по созданию условий для того, чтобы наши дети наряду с казахским активно изучали русский и английский языки. Трехъязычие должно поощряться на государственном уровне».
А ещё наш Президент сделал вывод:
«…для современного казахстанца владение тремя языками - это обязательное условие собственного благополучия».
Знать язык сегодня стало
Лишь один, не скрою – мало,
Если два – вопросов нет,
Ты для всех авторитет.
Тех, кто три прекрасно знает,
Все за гениев считают,
Ну, а если же четыре –
Нет людей богаче в мире!
И вот сегодня мы узнаем, насколько наши учащиеся владеют языками и любят их. А теперь скажите, как же называют человека, который знает и может общаться не только на одном, а на нескольких языках?
Правильно, ПОЛИГЛОТ!
Итак, КОНКУРС ПОЛИГЛОТОВ.
В конкурсе принимают участие 5 участников из 6, 7, 8 классов. Просим вас занять свои места.
(Звучит приветственная музыка)
- Мы очень надеемся, что сегодня вы покажете все свои способности и раскроете свой потенциал. Желаем удачи всем участникам!
- Құрметті әріптестер,оқушылар! Бүгінгі «Полиглот» атты ойнымызды бастауға рұқсат етіңіздер. Сайысымызды бастамай тұрып ,оқушыларыма барынша бар білімдерінді көрсетуге сәтілік тілеймін.
- Good morning, pupils and teachers, guests! Welcome to our intellectual show! We are glad to see you we hope that you’ll enjoy today game!
А ещё для того чтобы оценивать ответы участников нам необходимо выбрать жюри. (3 чедовека)
-
Первый конкурс «Представление участников»
(В этом конкурсе участники должны представиться, т.е. кратко рассказать о себе на трёх языках). Максимальный балл – 3.
-
Известный мыслитель Вольтер писал: «Знать много языков, значит
иметь много ключей к одному замку».
Это значит, что для человека, знающего языки, не существует границ, и он может проходить через них без всяких трудностей, особенно в конкурсе «Знатоки» (оценивается 1 баллом каждый правильный ответ). И сейчас – блиц-викторина. Участникам поочерёдно задаются вопросы на трёх языках. Задание на знание пройденного материала, эрудицию и быстроту участников. Отвечать будет тот, кто первый поднимет сигнальную карточку.
Викторина на русском языке
1. Как называется самая древняя русская летопись? («Повесть временных лет»)
2. Какую строчку не прочтёт ни один учёный? (Шов на платье)
3. Главное назначение языка. (Средство общения, средство выражения мысли.)
4.Что можно разбить, получив за это не выговор, а благодарность. (Цветник, клумбу)
5. Назовите страну, в которой четыре государственных языка. (Швейцария: немецкий, французский, итальянский, ретороманский.)
6. Какое государство можно носить на голове? (Панама)
7. Как называют слово, образованное из начальных звуков слов или названий их начальных букв? (аббревиатура)
8. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене)
9. Сколько в русском языке согласных букв? (21)
10. Назовите автора «Илиады и Одиссеи»? (Гомер)
11. Как называют самого умного человека? (вундеркинд)
12. Из названий каких двух букв можно приготовить пищу? (к, ш)
13. Какой язык самый распространенный? (китайский)
14. Что говорит на всех языках мира? (эхо)
15. Что изучает фонетика? (звуки речи)
Викторина на казахском языке
1.
«Кел, балалар, оқылық!» кімнің өлеңі? (Ыбырай Алтынсарин)
2. Қазақстанның Республикасының президенті? (Нұрсұлтан Әбішұлы
Назарбаев)
3. Аптаның бесінші күні қалай аталады? (Жұма)
4. Қазақстан Республикасының бас қаласы? (Астана)
5. Қазақстан Республикасының Мемлекеттік ту жобасының авторы?
(Шәкен Ниязбеков)
6. Тәуелсіздік күні қашан тойланады? (16 – желтоқсан)
7. Кім? Кімдер?Не? Нелер? сұрағына жауап беретін сөз табы? (Зат
есім)
8. Төрт түлік малдарды ата? (Сиыр, қой, ешкі, түйе, жылқы)
9. Адамға өмір сүру үшін не қажет? (Ауа, су, жылу, жарық,
тамақ)
10. Жүз жасаған жыр алыбы. (Жамбыл)
11. Елтаңбаның негізгі бояуы қандай? (Алтын түстес)
12. Қазақ балаларына алғаш рет мектеп ашқан кім? (Ыбырай
Алтынсарин)
13Қаңтар айы жылдың нешінші айы? – он бірінші ай
14. 30 тамыз қандай мереке? – Қазақстан Республикасының
Конститутциясы күні
15.Он екі мүшеге не жатады? – бас, екі көз, екі құлақ, мұрын, ауыз,
екі қол, ден, екі аяқ
Викторина на английском языке
-
How much letters in English alphabet? (26)
-
What is the capital of Great Britain? (London)
-
What is the place you live? (home)
-
What is the capital of Kazakhstan? (Astana)
-
Who give us milk? (cow)
-
What can we read in Library? (books)
-
What language speaks Australians? (English)
-
What country speaks German language? (German)
-
What day is today? (Friday)
-
The fatherland of football? (England)
-
What languages speak in Kazakhstan? (Kazakh, Russia)
-
Who is Barak Obama? (A president of USA)
-
Who is the president of Kazakhstan?
-
A thing we can write? (a pan)
-
What we can drive? (a car)
3. Сколько всего языков в мире? Почему мы говорим на разных языках? Возможно ли появление новых языков? Ответить на эти вопросы непросто. Библейская история гласит, что когда-то люди говорили на одном языке, но они были так горды, что решили возвести высокую башню, чтобы прославить себя и стать выше бога. И тогда произошло смешение языков, которое назвали «Вавилонским столпотворением», ибо люди превратились в толпу, в которой ни один не понимал другого, т.к. они стали говорить на разных языках.
- Что обозначает фразеологизм «Вавилонское столпотворение»?
Для того чтобы понимать друг друга, людям приходится сегодня изучать другие языки. В мире насчитывается свыше 6 тысяч языков.
Изучать языки – чрезвычайно интересное занятие. Самыми интересными фактами из области языкознания вы сможете поделиться прямо сейчас. За каждый названый вами факт вы получаете один балл Подготовить такие факты – это тоже было домашним заданием участников. Итак, Это интересно!
(-Жители Папуа Новой Гвинеи разговаривают почти на 700 языках (это составляет примерно 15 процентов от всех языков мира).
-Из книги рекордов Гинесса: Самым главным полиглотом назван бразилец Зияд Фавзи, владеющий 58 языками. Он преподаёт иностранные языки в Сан-Паулу).
(-Жители Папуа Новой Гвинеи разговаривают почти на 700 языках (это составляет примерно 15 процентов от всех языков мира).
-Из книги рекордов Гинесса: Самым главным полиглотом назван бразилец Зияд Фавзи, владеющий 58 языками. Он преподаёт иностранные языки в Сан-Паулу).
4. Конкурс «Полиглот»
Ваша задача – отгадать загадку и дать ответ на русском, казахском и английском языках.
1. Ног нет, а хожу, (сағат,
Рта нет, а скажу, часы,
Когда вставать, когда спать, clock)
Когда работу начинать
2. Души и языка нет, а говорит разумное (book, кітап, книга)
3. Стоит дом: кто в него войдет, тот и ум приобретет (мектеп, школа, school)
4. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (дерево, tree, ағаш)
5. Пейте, дети, вы коровье … Будете здоровы! (молоко, milk, сүт)
6. Над горем … своего не смейся никогда
Не то настигнет самого такая же беда (друг, дос, freind)
7. 90-80, сколько получится? (десять, он, ten)
8. Время года после лета? (осень, күз, autumn)
9. Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые,
И маленькие дети? (яблоко, алма, apple)
10. То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь, дәптер, exrcise book)
5. Конкурс «Переводчик» аналогичен конкурсу «Полиглот». Вспомним, что такое фразеологизмы? Верно, это устойчивые сочетания слов. Они есть во всех языках. Ваша задача: найти соответствия русских фразеологизмов в казахском и английском языках. (каждый правильный ответ оценивается 1 баллом)
Русские и казахские фразеологизмы
1) Бес аспап – заячья душа (золотые руки)
2) Коян журек – как кошка с собакой (заячья душа)
3) Ит пен мысыктай – лучше поздно, чем никогда (как кошка с собакой)
4) Дымын iшiнде болсын – заячья душа (держи язык за зубами)
5)Ештен де кеш жаксы – держи язык за зубами(лучше поздно, чем никогда)
Русские и английские фразеологизмы
1) To take one self in hand - бросать слова на ветер (взять себя в руки)
2) To head is round and round - взять себя в руки (голова идёт кругом)
3) To take the floor- голова идёт кругом (достать из-под земли)
4) One hair stand on end - войти в историю (висеть на волоске)
5) To talk to the wind - достать из- под земли (бросать слова на ветер)
6) To go down in history - жить как кошка с собакой (войти в историю)
7) To lead`a`cat`and`dog`life - висеть на волоске (жить как кошка с собакой)
6. Какие слова называются заимствованными?
Заимствованные слова есть во всех языках, потому что народы, общаясь, «меняются словами».
В своем подавляющем большинстве иноязычные слова были заимствованы вместе с вещью, явлением, понятием и т. д. (например, зонтик — из голландского языка, марка — из немецкого, диктор — из латинского, бульвар—из французского)
А вот ещё несколько интересных сведений о том, как появились в русском языке некоторые слова.
История слова – вокзал. Оно появилось в 18 веке. Некая дама по имени Джейн Во превратила свою усадьбу на берегу реки Темзы в окрестностях Лондона в место общественных увеселений и построила там павильон, назвав его «Воксхолл» - «зал госпожи Во». По примеру лондонского «Воксхолла» такие же сады появились и в других садах Европы. В конце 19 века «воксхолл» уже значило «концертный зал на железнодорожной станции». Такой зал в Павловске под Петербургом стали называть вокзалом. Когда была построена железнодорожная линия из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали Вокзал. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции России.
Слово клоун пришло к нам тоже из английского языка. Так назывался шут в английской комедии. Клоун происходит от латинского –колонус-«сельский житель». Горожане постоянно смеялись над наивностью и неловкостью «деревенщины».
Слово хулиган нам всем хорошо известно. Но не все знают, что это слово было английской фамилией, а не именем нарицательным. В 1890 году в Лондоне жил человек по фамилии Хулиган. Он вел себя так плохо, что вскоре все в Лондоне знали его и говорили о нем. Когда кто-то начинал вести себя плохо, люди говорили: «Он ведет себя как Хулиган». Таким образом, родилось новое слово. Его можно найти не только в английском и русском, но и в других языках.
Конкурс «Заимствования». По значению нужно восстановить слово, которое пришло в русский язык из другого языка. Начнём с французского языка. Затем поговорим по-немецки и по-английски. И в заключение перейдём на латинский. Особо поговорим на английском. Варианты слов предложены на карточках. Но отвечать нужно как можно быстрее. Кто первый поднимет сигнальную карточку, тот и отвечает.
Говорим по-французски
-
пироженое
-
«украшение» к мясу или к рыбе
-
первоклассный лётчик
-
водитель
-
«грибы» магазинные
-
этап соревнования
-безе
-гарнир
-ас
-шофёр
-шампиньоны
-тур
Говорим по-немецки
-
используется для полива
-
обращённая к противнику сторона
-
«ледяная гора»
-
«место лечения»
-
«воин»
-шланг
-лоб
-айсберг
-курорт
-солдат
Говорим по-итальянски
-
вокальное произведение для одного голоса
-
крупный музыкант
-
популярная настольная игра
-
«смертельный прыжок»
-
герой сказки
-ария
-маэстро
-домино
-сальто
-чиполлино
Говорим по-латински
-
«дважды» кричим в театре
-
школьное пособие
-
юридический термин
-
номер в гостинице
-
«папка для ношения бумаг»
-бис
-глобус
-алиби
-люкс
-портфель
Английские слова (насекомые)
-
комар
-
божья коровка
-
кузнечик
-
муха
-
стрекоза
-
бабочка
-
муравей
-
пчела
-Mosquito
-Ladybug
-Grasshopper
-Fly
-Dragonfly
-Butterfly
-Ant
-Bee
Казахские слова (фрукты)
-
яблоко
-
груша
-
виноград
-
арбуз
-
дыня
-
чернослив
-
гранат
-
малина
- алма
- алмұрт
- жүзім
- қарбуз
- қауын
- қара өрік
- анар
- таңқұрай
7. Наш конкурс подходит к завершению. И вот последнее задание для наших участников – творческое.
Поиграем в рифму
-
Почемучкам лучший друг,
Им про всё расскажет…..(book)
-
Друга я узнал секреты,
Он прислал вчера мне….(letter)
-
Белый конь с доски исчез,
Бой на клетках –это…(chess)
-
День рождения у Кати,
Для друзей сегодня…(party)
-
Мой братишка-карапузик
Тоже любит слушать…(music)
-
Не проспать, чтоб на урок,
Мы заводим на ночь…(clock)
-
Нужен всем нам на обед
Пышный, вкусный, свежий..(bread)
-
Охотников оружие: лук, копьё, гарбун,
У едоков оружие- вилка, нож и…(spoon)
-
Брата давняя мечта
Семиструнная …(guitar)
-
Днём и ночью мой сосед
Смотрит, смотрит….(TV set)
- Народная мудрость гласит: «Чем больше ты знаешь языков, тем богаче ты сам». Желаем вам успехов в изучении разных языков. Надеемся, что после сегодняшнего мероприятия вы поняли, что в наше время знание нескольких языков – это не просто хобби, а самая настоящая необходимость.
Хочется ещё раз обратиться к словам нашего Президента Н.А.Назарбаева, который своим указом от 29 июня 2011 года утвердил Государственную программу развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы.
Планируется, что по итогам реализации программы к 2020 году доля взрослого населения, владеющего государственным языком, составит 95%, доля казахстанцев, владеющих русским языком, составит не менее 90%, доля населения республики, владеющего английским языком, составит 20%. И, наконец, доля населения, владеющего тремя языками (государственным, русским и английским) к 2020 году составит 15%.
Хочется надеяться, что кто-нибудь из наших участников или вообще учеников или учителей нашей школы будет в их числе.
Слово жюри.
Литература:
-
Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. Петропавловск, 2012
-
Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка.
Русский язык. 2005. № 19.
Интернет-ресурсы:
-
school8gornya.edusite.ru
-
http://www.bestreferat.ru
-
http://shelgimn.ucoz.ru/