Конспект логопедического
занятия
«Волшебная
шкатулка»
(звуки «с» и
«сь»)
Цель: Развитие фонематического восприятия через
активизацию познавательно - речевой
деятельности.
Задачи:
Коррекционные:
-
закрепить умение четко и утрированно произносить звук «С» в
словах (т.е. закрепить формирование кинестетической основы
артикуляторных движений при произношении
звука);
-
опираясь на слуховые, зрительные, кинестетические ощущения,
различать звук в потоке других звуков, обозначать его
символически;
-
активизировать и обогащать речевую практику
детей;
-
учить определять место звука в
слове.
Оздоровительные:
-
создать благоприятный микроклимат на
занятии;
-
учить снимать умственное напряжение через активизацию общей
моторики;
Развивающие:
-
развивать слуховое, зрительное внимание и
память;
-
формировать интонационную выразительность
речи;
Воспитательные:
-
воспитывать внимание к обращенной
речи;
-
воспитывать умение слушать друг друга; помогать, не
перебарывать;
-
развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную
отзывчивость.
Развивающая
среда: Снежинки узор на стекле, шкатулка, серебряный
колокольчик, зеленая губка, зеркала,
аудиозапись звука метели, экран, синие, красные, белые снежинки,
разрезные картинки для команд, доска с магнитами, серебряный
клубок.
Ход
занятия:
Организационный
момент
Дети сидят
на диванчиках. У педагога в руках
снежинка.
Угадайте,
что в ладошках
Это
маленькая... беленькая...
сверкающая...
Хрупкая
звездочка с неба упала.
Мне на
ладошку легла и
пропала...
(Снежинка)
Она
настоящая - искусственная? Почему так
решили?
(Настоящая
снежинка маленькая, искусственная большая, холодная - теплая,
тающая - не тающая, хрупкая - не всегда ломается, из настоящего
снега строят горки и катаются, лепят снеговиков - искусственными
снежинками украшают дом, елки,
наряды)
А вы хотите
быть
снежинками?
Динамическая
пауза.
Кружатся
снежинки в воздухе
морозном,
Падают на
землю золотые звезды.
Вот одна
снежинка упала на
ладошку:
Ой, не тай,
снежинка, подожди
немножко.
У кого на
платье больше снежинок? (У Снегурочки). А Снегурочка - это кто? А
где она
живет?
Стук в
окошко.
Знакомство со звуком
«С».
Рисунок на
окне.
Кажется к
нам кто - то стучится. Посмотрим? Никого нет, на стекле красивый
узор. Кто его мог нарисовать?
(Снегурочка)
На стекле
морозный иней,
Сколько
черточек и линий.
Знаю только
я одна,
кто стоит
там у окна.
На стекло
Снегурка дышит
И усердно
буквы пишет:
С -
снежинка, снег, сама.
Кто пишет
буквы на стекле? Какие буквы написала Снегурочка? Назовите и
обведите их пальчиками. Какие из них обозначают гласные звуки?
Какие согласные? Какие глухие? А звонкие? Сядет тот, кто слово с А
(У, И, П, М, Н, О) нам
назовет.
Шкатулка с
играми.
(На
подоконнике под покрывалом шкатулка с
играми.)
Дети
посмотрите - шкатулка. На крышке - снежинка. Как вы думаете, кто
ее принес? Посмотрите, Снегурочка передала нам волшебную шкатулку
с играми. Игры связаны с ее любимым звуком. Интересно, какой это
звук.
Открываем
шкатулку и слышится звук ветра, метели (с - с - с). Что это? Это
Снегуркин звук вырвался на свободу. Кто его запомнил?
Произнесите.
Произношение, характеристика звука,
цветовое
обозначение.
(Из шкатулки
достаем зеркало, звоночек, брусочек (преграда), дорожку, губку
зеленого цвета, синий кубик, волшебный
клубочек).
Зачем нам
зеркало? (поможет узнать, что делают губы, зубы и язык, когда мы
произносим звук), звонок (звонкий - глухой), губка (твердый или
мягкий).
Проводим
исследовательскую деятельность по характеристике звука, цветовому
обозначению.
(Губы в
улыбке, язык - горкой, направлен к нижним зубам, воздушная струя
холодная (как зимний ветер). Серебряный клубок поможет нам
рассказать о
звуке.
«Клубочек
серебряный передавай,
О звуке
С-С-С рассказывай» -
согласный,
глухой, твердый, обозначаем синим
цветом.
Ушки -
послушки
Выходим на
ковер.
Клубок
в руках у
логопеда. Экран из
шкатулки.
Как услышишь
ветра свист
Ты в
снежинку обратись.
С-М-А-С-К-С-С-И-С
ом-ат-ас-са- ку-
СУ-
ИС
Массстер,
носсс, колосс, порог, сссстекло, ручка,
матроссс.
Слова с
картинки. «Шкатулка»
Снежинки разного цвета. Делимся на команды. Находим свое место в
группе по снежинкам. Собираем разрезные картинки и находим слова
со звуком «С». Составляем картину на доске из разрезных частей.
Выборочно 2-3
предложения.
А теперь
сядет тот, кто место звука в слове назовет. (Санки «С» в начале
слова.)
Бусины.
Остались ли
еще игры в шкатулке? Подарим Снегурочке бусы? Сколько слов мы
подберем звуком «С», столько бусин
нанижем.
Подбери
словечко в
группе.
Посмотрите
вокруг себя, назовите слова со звуком «С». Определим место звука
(индивидуально) (свой конструктор, Саша, сандалии, стало, лиса,
воспитатель, кресло, стол, стул, палас). В комнате слов мало Бусы -
короткие. Давайте разделимся на команды и поищем слова в
картинках.
А как
передать бусы? (варианты предлагают дети: положить на подоконник,
вынести на улицу и
т.д.
Физкультминутка
Мы играли,
мы играли,
а теперь мы
дружно встали.
Ножками
потопали,
Ручками
похлопали,
Чуть
головкой повернем,
И играть с
тобой пойдем.
Домики из
шкатулки
Ты словечко
называй, ему домик
подбирай.
Называем
слово – картинкой определяем место звука в слове находим
домик.
День и
ночь
Ночь
наступает - глазки
закрывает,
День
наступил - глаза всем
открыл.
Что
изменилось? (Картинка со звуком пропала и
появилась)
Составление
предложений по двум
картинкам (произнесем
слов со звуком
«С»)
ИЛИ
Разрезные
картинки (осколок
произнесение слов со звуком
«С»).
Подарки.
Какие игры из шкатулки понравились? Вернем
шкатулку Снегурочке и в благодарность подарим еще рисунки, в
которых есть звук «С». Выберем карандаши (Ссси-ний, Красссный,
проссстой).
Снег
кружится снег
искрится
Снег,
снег,
снег.
Рады
снегу зверь и птица и конечно
человек.
Хорошо -
плохо
Как думаешь снег - это хорошо? Почему? Плохо?
Почему? (хорошо - можно строить горки, играть в снежки, красиво,
чисто, укрывает травку от морозов; плохо - съешь снег - заболеешь и
т.п.)
Ледышки из
шкатулки.
На что похоже? Положите ледышек столько,
сколько звуков
услышишь.
Соня
спит и видит
сон:
Снова
снегом
заметен
Дом и
сад и
синий
Всюду
- всюду снег и
иней.
Сколько ледышек получилось? (10) Какие
словечки встречались в стихотворении со звуком «С»? В шкатулке
есть еще
слова.
Кружатся снежинки в воздухе
морозном.
Падают на
землю
Золотые
звезды.
Вот
одна снежинка упала на
ладошку.
Ой,
не тай снежинка, подожди
немножко.
Подуйте
на снежинку, чтобы не растаяла Ф - Ф - Ф -
Ф
Слово громко назови и звук в домик
посели
Отгадывание загадок. Отгадки -слова со звуком
«С».
4
Богачева Юлия
Михайловна