ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
В V-VII КЛАССАХ
Урок 2
ТЕМА: «Комплексное повторение». «Пунктуация и
орфография».
ЦЕЛИ УРОКА:
•
повторить и обобщить знания учащихся о применении
знаков препинания.
•
уточнить правила фонетического и морфемного
разбора слов.
•
диагностика навыков работы с орфограммами в
тексте, анализ текста.
ТИП УРОКА:
повторение и обобщение изученного материала.
НА ДОСКЕ:
-
-
аромат
прелес..ный
голубой
прекрас..ный
двенадцать
поз..ний
зап..вать песню
врач..
зап..вать лекарство
доч..
загл..деться
горяч..
библ..тека
вскач..
д..лина
спряч..ся
|
ХОД УРОКА
1. Организационный
момент
2. Проверка домашнего
задания
3. Работа по теме урока
•
Запишите под диктовку в тетради высказывание
писателя В. Шкловского: «К книге нужно относиться как к жизни...
выискивать в ней точное знание и идти от книги к книге. Ведь книга
— это только дорога» (один ученик записывает высказывание на
доске).
•
Подчеркните орфограммы и объясните основную мысль
высказывания. Выделите грамматическую основу последнего
предложения.
•
Если книга — дорога к знаниям, то что является
целью этой дороги? (новые знания, интересная информация, обогащение
лексикона).
•
Какими частями речи выражена грамматическая
основа в последнем предложении?
•
Объясните постановку тире. Сделайте схему этого
предложения.
•
Напишите транскрипцию слова
относиться,
разберите это слово по составу, обозначьте
морфемы.
•
Определите вид, возвратность, спряжение этого
глагола.
•
Найдите имя прилагательное в этом высказывании,
определите его разряд.
4. Работа в тетради
Спишите с доски слова, подчеркните в них
орфограммы, вспомните правила написания этих слов (комментированное
письмо). На каждый вид орфограммы придумайте свои примеры (по
цепочке).
(О б р а з е ц: аромат —
безударная гласная о в корне, не проверяемая ударением, слово
запоминается (вокзал, картофель).
5. Работа с учебником
Чтение вслух § 1 «Пунктуация и орфография».
Работа с отрывком из письма А. Чехова.
6. Беседа
• Ответьте, пожалуйста, какие нормы литературного
языка вы знаете? (орфоэпические, орфографические,
пунктуационные).
• Что такое орфография? (раздел науки о языке,
который изучает правила написания слов).
• Что такое пунктуация? (раздел науки о языке,
который изучает знаки препинания и правила их
постановки).
• Какова роль пунктуации в литературной речи?
(знаки препинания помогают более точно и полно выразить смысл
письменной речи).
7. Работа с деформированным
текстом
•
Прочитайте на доске текст. Перепишите его в
тетрадь, разделив текст на предложения; правильно поставьте нужные
знаки препинания.
Багратион лучший генерал
русской армии так выразил свое мнение о Багратионе как о полководце
Наполеон который не раз довольно безуспешно посылал против него на
лучших своих маршалов и действительно любимец и правая рука
Суворова друг Кутузова Багратион был орлом русской армии так по
крайней мере называли его солдаты Багратион был великим мастером
наступательного боя для этого у него были необходимые качества
во-первых тактический глазомер во-вторых железное упорство и
наконец поистине легендарная храбрость почему он всегда находится в
самых опасных местах солдаты ценили и любили его так как они любили
Суворова и Кутузова.
(По С. Борисову)
•
Проверка готового текста (у доски работает ученик
со своим вариантом готового текста, за ним следующий работают по
одному предложению, по цепочке).
•
Ребята, какими знаками препинания вы завершили
предложения? (Это знаки завершения.)
•
Какими знаками разделяли прямую речь и слова
автора, однородные члены предложения? (Это знаки
разделения.)
•
Какими знаками препинания выделяли придаточные
предложение, вводные слова? (Это выделительные
знаки.)
•
О назначении знаков препинания прочитайте в
таблице в § 2 на стр. 6, 7.
8. Подведение итогов
урока
9. Сообщение домашнего
задания
Составьте таблицу «Правописание гласных в корне
слова».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К
УРОКУ
Знаки препинания и правила их постановки возникли
не сразу. В древнерусских книгах, переживших несколько столетий, мы
находим тексты, написанные от руки, практически без знаков
препинания. (И даже без разделений предложений на слова.) Знаки
препинания сформировались в основном после изобретения
книгопечатания, постепенно были созданы и правила их постановки.
Эти правила постоянно совершенствовались. Причина изменений —
развитие языка, его усложнение. Двоеточие и тире — знаки смыслового
неравноправия. Кавычки выделяют всё, что пишущий считает нужный
обозначить как «чужое». Скобки — всё, что пишущий отводит на второй
план Точка с запятой — это «усиленная запятая», или «ослабленная
точка». Иногда знаки препинания работают в паре: тире с запятой,
многоточие с вопросительным знаком... (Энциклопедический словарь юного
филолога).