Конспект организованной
учебной деятельности дошкольного воспитания и обучения детей
средняя группа (от 3 лет), старшая группа (от 4
лет)
Өткізу күні/Дата
проведения:
Тәрбиеші/Воспитатель:
Білім беру
саласы/Образовательная область:
Познание
Пән/Предмет: Естествознание
Өтпелі тақырып/Сквозная
тема: «Перелетные птицы.»
Тақырыбы/Тема: «Перелетные птицы.»
Мақсаттары/Цели: Расширение знаний о перелётных птицах, о том, что
заставляет их улетать в теплые края. Повторение сезонных признаков.
Развитие познавательного интереса. Воспитание бережного отношения к
природе.
Педагогикалық технологиялар
/пед.технологии: здоровьесберегающая, игровая.
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное
обеспечение: карточки с изображением птиц, пуховые и маховые
перья птиц, веер.
Словарная работа: метеорологическая станция, синоптик, природные
явления, народные приметы, сезонные изменения в
природе.
Билингвальный
компонент: қылау-снежинка, орман-лес,
тал-шыбықтар-деревья
I.Ұйымдастырушылық
кезеңі/Организационный
момент.
Кинессиология - упражнение «Сова» - положите
левую руку на правое плечо и сожмите плечо левой рукой. Поверните
голову и посмотрите назад через плечо. Опустите подбородок на грудь
и глубоко вздохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое
движение, положив правую руку на левое
плечо.
II. Негізгі
бөлімі/Основная часть
Воспитатель: - Ребята почтальон принес нам
письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют.
Кто это? (птицы)
Элемент сюжетно-ролевой игры
«Орнитологи»
Воспитатель: - Сегодня на занятии мы с вами будем
говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы
знаете кто такие орнитологи?
Словарная работа
Педагог при помощи толкового словаря знакомит
детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их
распространение.
Воспитатель: - Раз, два, три повернись в
орнитологов превратись. Проходите в научную
лабораторию.
-
Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас
задания.
Д/и «Угадай, что за
птица» (1
задание)
Игра: «Не сорока, не ворона и не чайка» (дети
стоят в кругу)
Педагог говорит слова: «Не сорока, не ворона и не
чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает каждому ребенку
картинку с изображением птицы: кукушка, ласточка, скворец, соловей,
трясогузка, грач, цапля, журавль, аист.
Упражнение: «Птицы
Якутии» (2
задание)
Воспитатель: - Выберите иллюстрации, на которых
изображены птицы Якутии
Игра «Назови лишнюю
птицу» (3
задание) (дети сидят на стульях)
(На
фланелеграфе выставлены картинки с изображением птиц: ласточка,
грач, кукушка, соловей, гусь.
Воспитатель: - Какая птица лишняя?
Почему?
- А
почему, остальных птиц называют дикими? (Живут самостоятельно, пищу
добывают сами, сами строят себе жилище).
-
Какую пользу приносят дикие птицы? (уничтожают
насекомых).
Воспитатель: - Ребята закройте глаза (картинки с
птицами педагог переставляет местами, вместо гуся ставит
ворону)
Воспитатель: - Какая птица лишняя?
Почему?
-
Зачем перелетные птицы улетают в теплые края? (нечем питаться,
негде жить, холодно.)
Воспитатель: - Закройте глаза (педагог картинки с
птицами переставляет местами, вместо вороны ставит
орла)
-
Какая птица лишняя? Почему? (орел хищная птица, он охотится за
мышами и другими животными).
Игра с мячом “Продолжи предложение, найди
причину”(4
задание).
Воспитатель: - Я говорю начало предложения, а вы
его заканчиваете.
Педагог читает предложения, дети заканчивают
их.
-
Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить
птенцов).
-
Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем
питаться)
- У
цапли длинные ноги, потому что…(она ходит по
болоту)
- У
орла большое гнездо, потому что…(он большая
птица)
-
Все люди любят слушать соловья, потому что…(он красиво
поет)
-
Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит
своего гнезда)
Упражнение: «Загадка»
(5
задание).
Воспитатель: - Выберите картинку с изображением
птицы и загадайте про нее загадку своим товарищам (дети по очереди
выходят к столу, где лежат картинки с птицами, берут одну и
загадывают про нее загадку).
Из
всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам
и ищу червяков. (Грач)
Я
не строю своего гнезда, и подкидываю свои яйца в гнезда других птиц
(Кукушка)
Я
пою лучше всех птиц (Соловей)
Я
черненькая, маленькая, стою свои гнезда из травы и глины под
крышами домов. (Ласточка)
Я
могу подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек.
(Скворец)
Я
одна из самых полезных птиц, уничтожаю мух и комаров. Когда хожу по
земле, то потряхиваю своим длинным хвостиком.
(Трясогузка)
Свои гнезда я вью в ямках на земле. Люди говорят,
если рано утром не слышно моего голоса – это к дождю или плохой
погоде. (Жаворонок).
Упражнение «Почему птицы
летают» (6
задание).
Воспитатель: - Проведите эксперимент и
определите, почему птицы умеют летать.
-
Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас перышки. Рассмотрите
их, чем перья отличаются друг от друга? (одни - мягкие, маленькие,
другие – жесткие, длинные).
-
Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу.
Почему? (пушистое, мягкое, теплое), где они расположены? (на теле
птицы)
- А
другое - называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где
расположены маховые перья? (на крыльях и
хвосте)
-
Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним, какой воздух?
(невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при
беге).
-
Возьмите карандаш. Какой он легкий как перо или
тяжелее?
-
Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш
упал)
-
Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? (нет,
они падают).
-
Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью, воздух
может ненадолго удержать?
-
Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте тоже
сделать с перышком. Они также быстро упали, как
карандаш?
-
Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью
ненадолго удерживаются в воздухе).
На
примере веера педагог показывает, как раскрываются крылья и хвост у
птиц, когда они взлетают.
Воспитатель: - С раскрытыми крыльями и хвостом
птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами
крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле
раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и
прижимает к телу.
-
Покажите на веере, как это происходит.
-
Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это
происходит?
III. Қорытынды/Итоговая
часть/
Воспитатель: - Что понравилось на
занятии?
Релаксация.
Воспитатель: - Полетели птицы. Летят, крыльями
машут (дети поднимают руки вверх, вниз)
- Ветер поднялся, все труднее птицам
лететь!
- Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья
(дети медленно поднимают руки)
- Очень трудно птицам.
- Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее
холодного дождя.
- Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко.
Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых
(дети ложатся на живот, руки в стороны)
- Так устали наши птички, что не пошевелиться
им!
- Согрелись наши птички. Высохли
перышки.
- Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали
они теплыми.
- Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали
ножки теплыми.
- Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали
теплыми.
- Головки согрелись, и они теплыми
стали.
- Так хорошо нашим птичкам
отдыхать.
Воспитатель: - А нам пора возвращаться в
группу.
Воспитатель: - Раз, два, три обернись обратно в
детей превратись.