Конспект занятия по обучению грамоте «Страна
знаний»
Цель: Закрепить умение определять местоположения звука
в слове; Упражнять в звуковом анализе слов, закрепить знания о
различии гласных и согласных звуков, закрепить понятие у детей
давать основные характеристики звуков закрепить понятие, что такое
предложение, составлять предложения с помощью схемы. Развивать
фонематический слух и внимание.
Материалы к занятию:
фигуры магнитофон, шарик, конверт с письмом.
Плакат со схемами предложений Посылка. Игрушки: мяч,
кубик, машина, кукла. Медальки с цифрой «5», сундучок, карточки:
синие, красные, зеленые.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли
гости. Поприветствуйте их. В группу влетает шар с письмом.
Воспитатель обращает внимание детей на конверт. Открывает его, и
читает письмо.
«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний, я
сегодня приглашаю вас в гости,
в мою Страну Знаний! Мне так хочется знать, чему же вы научились на
занятиях? В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые
вы должны выполнить. Я надеюсь, что вы справитесь с заданиями.
Желаю вам удачи!
В-ль : ребята, вы хотите отправиться в Страну
Знаний? Ну, хорошо, я предлагаю вам отправиться на веселом
паровозе.
(Звучит музыка, дети имитируют движения
паровоза)
Воспитатель: Ну, вот и остановка, а прежде чем
узнать, как она называется, вы должны угадать
загадку.
Есть на белом
свете дом.
Обитают буквы в
нём.
Буквы
прописные,
Буковки
строчные,
Книжные,
тетрадные,
Очень
аккуратные.
Невелик и прост
на вид,
Дом зовётся
- АЛФАВИТ.
Вос-ль : правильно! И как вы думаете, как называется наша
остановка?
Вос-ль : молодцы, остановка называется
«Звукобуквенная»
Блиц- опрос
Игра «Доскажи словечко».
1.
Всё, что мы говорим – это… (речь)
2.
Наша речь состоит из … (предложений)
3.
Речь бывает устной и … (письменной) 4. Предложение состоит из…
(слов)
5.
Слово можно разделить на. (слоги)
6.
Слог состоит из … (звуков) или из … (букв)
7.
Звуки мы … (слышим и произносим)
8.
Буквы мы видим, читаем и … (пишем)
9.
Звуки бывают гласные и … (согласные)
10.
Гласные звуки (поются, тянутся)
11.
Согласные… (не поются, не тянутся
Давайте с вами вспомним все гласные звуки и
сделаем гимнастику для наших губок. А-О-У-Ы-И-Э-Е
(выполняется
упражнение).
Воспитатель: А сейчас я вас прошу команды
занять свои места.
Воспитатель. А это, кажется и первое
задание:
1 задание
Королева Знаний посылку
прислала,
А в
ней подарки вам,
Но
вы не ждите подсказки:
Названия подарков на слоги
поделите,
И
сколько в слове том частей - скорее вы скажите!
(воспитатель достает из посылки игрушки и
показывает детям: куклу, мяч, кубик, машину)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие
интересные подарки! Сколько слогов в слове «Кукла»?(2). А как
еще мы сможем проверить? (при помощи хлопков). Сколько в этом
слове гласных звуков? (2). Почему? (потому, что, сколько в слове
гласных, столько и слогов).
Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных
звуков? (тоже 1)
Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько
гласных звуков? (тоже 3)
Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним
словом? (игрушки)
Вос-ль : Ребята, давайте поиграем в
игру «Ромашка».
2 задание
Воспитатель: . А вот и второе задание.
Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов,
которые дружат между собой)
Королева Знаний
карточку со схемами в подарок вам
прислала
Вы ж проявите свое
умение
Составьте со словами
предложения!
Воспитатель: составьте предложения по
схемам со словом игрушки! (На).
_______
______.
_______ ______
______.
___
______ ______
______.
Воспитатель: Скажите ребята, что означает
каждая полоска в предложении? (это слово).
А что означает первый знак в предложении?
(это начало предложения и оно пишется с большой
буквы). Что ставим мы в конце предложения и что
это обозначает? (точку, что предложение
окончено).
(Дети составляют предложения со словом игрушки
по схемам.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим
задание мы с вами справились! Давайте немного отдохнем и опять
пойдем путешествовать по Стране Знаний.
Физкультминутка
Воспитатель: Вот мы и набрались сил и теперь
можем дальше продолжать выполнять задания. Вот еще одно
задание от Королевы знаний
3 задание
Вос-ль : Королева знаний прислала вам
зашифрованные слова , вы по первым буквам должны угадать , какое
слово спряталось.
(задание выполняется по командам
)
4 задание
Звуковой анализ слова
(каждая команда дает характеристику одному звуку
и отмечает его буквой)
Вос-ль : Ребята, давайте поиграем в
игру «Угадай звук»
(вос-ль называет гласные, согласные твердые,
мягкие звуки , а дети показывают соответствующую
карточку.)
4 задание
Вос- ль : Королева знаний прислала вам ребусы,
каждая команда должна
расшифровать по два ребуса.
5 задание
Вос
–ль : Королева знаний прислала необычные цветы и просит , чтобы вы
собрали цветок и почли слово.
(каждой команде по три цветка)
6 задание
Вос-ль : Ребята у нас осталось последнее задание.
Надо прочитать слоги и составить из них слова.
Игра «Цепочка слов»
(каждой команде по две цепочке
слов
Вос-ль : ребята , вы все молодцы , выполнили все
задания Королевы Знаний
Я
думаю, что Королева знаний очень довольна. Вам было
интересно?
Вос-ль : (заглядывает в сундучок) Ой, ребята, а
здесь остался ещё один конверт, наверное с заданием (открывает
конверт, а в нем находятся медальки,
«Пятерочки», для каждого ребенка. Воспитатель раздает
медали каждому ребенку.)
Воспитатель: Ребята, ну вот и закончилось
наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в
нашу группу. Давайте опять сядем в наш паровоз, который отвезет нас
в нашу группу.
Итог занятия.
Воспитатель: Какое было занятие? Чем мы
занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?