Консультация «Казахские подвижные игры»
Национальные виды состязаний и игр являются важнейшей частью этнопедагогического наследия коренного населения Казахстана, которое веками служило для воспитания детей и молодежи. В детском возрасте, когда ребенок только начинает ходить и разговаривать, неизменными его друзьями являются игрушки. Они по своему содержанию не сложны, имеют большое воспитательное значение. У детей развиваются наблюдательность, пробуждается самодеятельность и инициатива, творческое начало.
Распространенной среди казахских детей была игрушка «деревянная лошадка» - мастерят ее обычно народные мастера и предназначена для широкого круга детей. Она – дань древней традиции – верховой езды, приучает детей сидеть в седле.
Как известно, зимой возможность поиграть в подвижные игры значительно уменьшается. В былые времена ребята из-за отсутствия одежды и обуви целыми днями находились дома. Такая сидячая жизнь делала детей малоактивными. В такие дни даже самые примитивные игрушки – палки, камушки, альчики, коробки, ножи, тележки и т.д. в какой-то мере развивали ребенка, заставляли его двигаться.
Любили казахские дети бубенчик, который привязывали на шею жеребенку или верблюжонку, пуская их на ночную пастьбу. Бубенчик своим звоном отпугивал от животных хищных зверей. Годился бубенчик и для многих детских игр.
Распространенной детской игрушкой была свистулька, которую обычно мастерили из ветвей дерева, глины, а чаще всего – из сухого камыша. Были свистульки с несколькими просверленными отверстиями.
Игры с включением элементов бега по своему содержанию, правилам и повышению простоты, вполне доступны детям, у которых развиваются быстрота двигательной реакции, уверенность в своих силах.
«Үкі» «Сова» (старший дошкольный возраст)
Цель: Развивать самостоятельность и сообразительность. Учить детей бегу с изменением направления, увертливости.
Пособия: Платок для завязывания глаз.
Описание игры: Если площадка слишком большая, следует очертить круг, за который выходить строго запрещается. С помощью считалки, выбрав водящего, завязать ему глаза и вывести на середину круга – это сова. По команде «1,2,3 – начали» «сова» - водящий должен поймать и обязательно опознать кого-либо из игроков. Участники игры могут меняться верхней одеждой, головными уборами, прибегать к другим уловкам, чтобы сбить с толку «сову». При удаче «сова» меняется с пойманным и опознанным игроком ролями.
Правила игры:
1.Нельзя выходить за линию круга.
2.Игра начинается только по сигналу.
3. «Сову» нельзя трогать руками.
Обращение к лучшим традициям народной педагогики может сыграть решающую роль в оздоровлении современного молодого поколения.
«Белая кость» («Аксуйек») Веселая казахская игра для детей, в которой задействовано неограниченное число участников и ведущий. Главным атрибутом станет «белая кость» — кегля или мяч. Условия игры: Участники выстраиваются в шеренгу лицом к ведущему, держащему в руках «белую кость». Ведущий бросает «белую кость» вдаль над головами участников с такими словами «Белая кость — знак счастья, ключ, лети до Луны, до белых снежных вершин! Находчив и счастлив тот, кто тебя вмиг найдет!». Участники не видят, куда падает кость. По команде ведущего «Ищите кость — найдите счастье скорей! А найдет его тот, кто быстрей и ловчей!» они бросаются на поиски главного атрибута. Побеждает в игре тот, кто быстрее всех найдет «кость» и принесет ведущему. Если предмет в руках игрока заметил другой участник и успел коснуться его рукой, «кость» придется отдать.
Платок с узелком («Орамал») Какие есть казахские национальные игры для детей дошкольного возраста? «Платок с узелком» — игра, доступная для детей дошкольного возраста (не менее 5–6 участников). Играют по правилам: Выбирают водящего, который передает одному из участников платок, завязанный узлом. Игроки встают в круг, а водящий становится по центру круга. Участники водят хоровод. Когда водящий крикнет «Стоп!», игроки бегут врассыпную. Водящий старается поймать участника с платком. Игрок с платком имеет право передать платок другому участнику и усложнить водящему задачу. Пойманный участник с платком получает задание спеть песню или рассказать стихотворение. Он автоматически становится водящим и начинает новую игру.
«Цыплята» («Балапандар») Участников игры разбивают на 3 группы. В каждой выбирают «наседку» и «коршуна», остальные участники считаются «цыплятами». Играют так: «Цыплята» выстраиваются в колонны, держат друг друга за талию. Впереди становятся «наседки». «Наседки» водят «цыплят» по площадке змейкой с песенкой «Мы все смелые ребята. Развеселые цыплята! Нам не страшен хищный коршун. С нами наша мать! Мы идем с ней погулять, чудеса повидать!». «Коршуны» наблюдают и стараются ухватить рукой того, кто случайно отцепится от цепочки. Разорвавшуюся цепочку нужно снова соединить. При этом «наседка» защищает «цыплят», хватая рукой «коршуна». Если «наседка» успела задеть его ладонью, «коршун» считается выбывшим из игры. Выигрывает та группа участников, в которой «наседка» сохранит самое большое количество «цыплят».
“Роль игры при изучении казахского языка”
Одним из
важнейших факторов в воспитании гражданственности и патриотизма в
любом обществе является чувство глубокого уважения к языку своего
государства. Чем раньше ребенок начинает изучения язык, тем легче
усвоить его. Сегодня никого не нужно убеждать в необходимости знать
государственный
язык.
На
современном этапе развития общества, вопрос обучения
государственному языку, становится одной из актуальнейших проблем
дошкольного образования. Двуязычное обучения в детском саду
предполагает практическое овладения ребенка казахским и русским
языками, как средствами общения.
Ушинский писал: « Язык народа лучший никогда не увядающий и вечно
вновь распускающийся цвет, всей духовной жизни, начинающийся далеко
за границами истории. В языке одухотворяется весь народ, и вся его
Родина.»
Изучение языка- нелегкое
дело, однако
человек, знающий несколько языков, становиться духовно богаче, чем
любой владеющий одним. Решения этой проблемы, в насыщенности
содержания образования культурно- историческим материалом, в
организации системного подхода к образовательно-воспитательному
процессу, деятельности, направленной на саморазвитие и само
реализацию личности ребенка. Важным аспектом при этом являются
использование новых форм и игровых технологий. Основными задачи по
изучению казахскому языку в дошкольном учреждении: с помощью игры
научить понимать обращенную речь, уметь вступать в контакт с
окружающими, используя простейшие речевые средства; выражать свои
мысли и впечатления; активизировать словарь; формирования
произношения специфических звуков казахского языка.
В обучении казахского языка детей дошкольного возраста огромна роль
игры. По существу, играть и через игры познавать окружающий мир-
это естественное состояния для ребенка этого возраста. В этом
возрасте у детей преобладает наглядно- образное мышление. Поэтому
очень важно не только рассказать, но и показать. Для этого
необходим различный наглядный материал (картинки, игрушки, кубики,
лото, книги). Игра способствует формированию устойчивого интереса к
учению и снятию напряжения, активизирует деятельность обучаемых и
позволяет воечь в учебный процесс слабых и стеснительных детей.
Игры по изучению казахского языка развивает познавательные интересы
детей, помогает запоминанию слов, закрепляют знания, приобретаемые
на организованной учебной деятельности. В ходе игры осуществляется
личностно- ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и
детей между собой, их обучение в парах, в группах. Дети играя не
замечают, что идет обучение. Например: на первом занятии дети
учатся называть предмет на казахском языке. На данном этапе
эффективны следующие игровые технологий; «Правильно –не правильно»,
«Лови ошибку», «Покажи назови» и другие. На следующем этапе дети
описывают предмет, называют цвет, считают. Обязательно провожу
повторение пройденного материала, посредством диалога с детьми или
игровой форме.
На повторение пройденного материала, очень эффективны следующие
игры:
«Бусы», «Кыз куу», «Кто больше?» и.т.д. Например: игра «Кто
больше?» Кто позовет слов по определенной теме тот и победитель. По
ходу игры я беру на заметку кто усвоил тему, а кто нет. С целью
создания интереса разыгрываем разные игровые ситуации. Например:
предлагаю отправится в продуктовый магазин, на прием к врачу,
поездку в Астану, и путешествии. При изучении тем: «Семья»,
«Овощи», «Фрукты», «Домашние животное» и др. на организованная
учебная деятельность по казахскому языку, своевременно закрепляются
в игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх «Дом», «Магазин»,
«Больница» и.т.д. Я организую работу с детьми с учетам их
индивидуальных особенностей. В игре «Покажи и назови» отражается
индивидуальная работа. Каждый ребенок показывает иллюстрации по
темам и называет их на казахском языке. Эту игру можно провести по
всем темам. В зависимости от способностей ребенка задание ребенка
могут усложняться или упрощаться. Например: слабому ребенку я
называю слова, а он показывает , а сильный ребенок сам показывает и
называет. Или слабый просто показывает, а сильный ребенок описывает
, называет цвет на казахском языке. Соответственно на занятиях
ведется работа в парах. Например: « Я назову, а ты покажи». Один
ребенок называет слово по теме, а второй ребенок показывает
соответствующую рисунок, игрушку. Игра «Кыз куу». Выбирается
мальчик и девочка одинакового уровня знании. Я или сильный ребенок
называет слова на русском языке. А игроки говорят перевод на
казахском языке. Кто первым сказал слово делает шаг в перед. Кто
дойдет до финиша первым, тот и победитель. Игра «Покажи правильно».
Дети работают парами с карточками по теме. Я называю слова, а дети
должны показать соответствующую карточку. За правильный ответ
получают асыки. У кого больше тот и победил. Еще дети любят играть
в подгруппах. А для успешной игры реализации поставленной задачи по
обучению детей и внедрению казахского языка организованной учебной
деятельности необходимо наработка и систематизация доступного
материала для усвоения детьми казахского языка с использованием
новых форм и технологий. Поэтому, был организован краеведческий
мини-музей. Где собирался дидактический, наглядный материал для
изучения родного края.
Одним из критериев игровой деятельности- это разнообразные формы
работы с детьми:
• Экскурсии-путешествия;
• Театрализованные игры,
• Выставки и конкурсы.
Продолжение изучение и закрепления казахского языка отражается в
игровых организованных учебных деятельностях как «Путешествие в
космос», «Хочу все знать», «Знатоки казахского языка», «Лидеры ХХI
века» и.т. Например: в организованной учебной деятельности на тему
«Путешествие в космос» сам учебный деятельность организован как
игровой форме путешествие. Дети получают письмо от Звездочета и
отправляются в космос. Там они выполняют разные задании от
Звездочета, и в конце находят сюрприз который приготовил Звездочет.
Организованная учебная деятельность «Хочу все знать» проводится в
форме конкурса.. Дети делятся на две команды выполняют разные
задания, за правильные ответы получают асыки. В конце какая команда
больше собрала асыки, те побеждают.
В заключении хочу сказать, что дети играя учатся применять свой
знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В
игре воспитывается интерес к изучению государственного
языка.
Игра- важное
средство эстетического воспитания дошкольников как, в этой
деятельности проявляется и развивается творческое воображения,
способность к замыслу, развивается ритм и красота движении. В играх
отражаются и развиваются знания и умения, полученные на
организованной учебной деятельности, театрализованные представления
и всевозможные игры наиболее подходящие, преемлимы по изучению
казахского
языка.
На мой взгляд, необходимо развивать механизмы эмоциональной регуляции поведения так же, как и формы интеллектуальной деятельности. Необходимо часто заниматься с детьми развивать речь детей, Оказывать помощь им в изучении государственного языка, следить за детьми и заниматься с ними, и мы воспитаем эмоциональных, уравновешенных умных и способных к обучению детей.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Консультация «Казахские подвижные игры»
Консультация «Казахские подвижные игры»
Консультация «Казахские подвижные игры»
Национальные виды состязаний и игр являются важнейшей частью этнопедагогического наследия коренного населения Казахстана, которое веками служило для воспитания детей и молодежи. В детском возрасте, когда ребенок только начинает ходить и разговаривать, неизменными его друзьями являются игрушки. Они по своему содержанию не сложны, имеют большое воспитательное значение. У детей развиваются наблюдательность, пробуждается самодеятельность и инициатива, творческое начало.
Распространенной среди казахских детей была игрушка «деревянная лошадка» - мастерят ее обычно народные мастера и предназначена для широкого круга детей. Она – дань древней традиции – верховой езды, приучает детей сидеть в седле.
Как известно, зимой возможность поиграть в подвижные игры значительно уменьшается. В былые времена ребята из-за отсутствия одежды и обуви целыми днями находились дома. Такая сидячая жизнь делала детей малоактивными. В такие дни даже самые примитивные игрушки – палки, камушки, альчики, коробки, ножи, тележки и т.д. в какой-то мере развивали ребенка, заставляли его двигаться.
Любили казахские дети бубенчик, который привязывали на шею жеребенку или верблюжонку, пуская их на ночную пастьбу. Бубенчик своим звоном отпугивал от животных хищных зверей. Годился бубенчик и для многих детских игр.
Распространенной детской игрушкой была свистулька, которую обычно мастерили из ветвей дерева, глины, а чаще всего – из сухого камыша. Были свистульки с несколькими просверленными отверстиями.
Игры с включением элементов бега по своему содержанию, правилам и повышению простоты, вполне доступны детям, у которых развиваются быстрота двигательной реакции, уверенность в своих силах.
«Үкі» «Сова» (старший дошкольный возраст)
Цель: Развивать самостоятельность и сообразительность. Учить детей бегу с изменением направления, увертливости.
Пособия: Платок для завязывания глаз.
Описание игры: Если площадка слишком большая, следует очертить круг, за который выходить строго запрещается. С помощью считалки, выбрав водящего, завязать ему глаза и вывести на середину круга – это сова. По команде «1,2,3 – начали» «сова» - водящий должен поймать и обязательно опознать кого-либо из игроков. Участники игры могут меняться верхней одеждой, головными уборами, прибегать к другим уловкам, чтобы сбить с толку «сову». При удаче «сова» меняется с пойманным и опознанным игроком ролями.
Правила игры:
1.Нельзя выходить за линию круга.
2.Игра начинается только по сигналу.
3. «Сову» нельзя трогать руками.
Обращение к лучшим традициям народной педагогики может сыграть решающую роль в оздоровлении современного молодого поколения.
«Белая кость» («Аксуйек») Веселая казахская игра для детей, в которой задействовано неограниченное число участников и ведущий. Главным атрибутом станет «белая кость» — кегля или мяч. Условия игры: Участники выстраиваются в шеренгу лицом к ведущему, держащему в руках «белую кость». Ведущий бросает «белую кость» вдаль над головами участников с такими словами «Белая кость — знак счастья, ключ, лети до Луны, до белых снежных вершин! Находчив и счастлив тот, кто тебя вмиг найдет!». Участники не видят, куда падает кость. По команде ведущего «Ищите кость — найдите счастье скорей! А найдет его тот, кто быстрей и ловчей!» они бросаются на поиски главного атрибута. Побеждает в игре тот, кто быстрее всех найдет «кость» и принесет ведущему. Если предмет в руках игрока заметил другой участник и успел коснуться его рукой, «кость» придется отдать.
Платок с узелком («Орамал») Какие есть казахские национальные игры для детей дошкольного возраста? «Платок с узелком» — игра, доступная для детей дошкольного возраста (не менее 5–6 участников). Играют по правилам: Выбирают водящего, который передает одному из участников платок, завязанный узлом. Игроки встают в круг, а водящий становится по центру круга. Участники водят хоровод. Когда водящий крикнет «Стоп!», игроки бегут врассыпную. Водящий старается поймать участника с платком. Игрок с платком имеет право передать платок другому участнику и усложнить водящему задачу. Пойманный участник с платком получает задание спеть песню или рассказать стихотворение. Он автоматически становится водящим и начинает новую игру.
«Цыплята» («Балапандар») Участников игры разбивают на 3 группы. В каждой выбирают «наседку» и «коршуна», остальные участники считаются «цыплятами». Играют так: «Цыплята» выстраиваются в колонны, держат друг друга за талию. Впереди становятся «наседки». «Наседки» водят «цыплят» по площадке змейкой с песенкой «Мы все смелые ребята. Развеселые цыплята! Нам не страшен хищный коршун. С нами наша мать! Мы идем с ней погулять, чудеса повидать!». «Коршуны» наблюдают и стараются ухватить рукой того, кто случайно отцепится от цепочки. Разорвавшуюся цепочку нужно снова соединить. При этом «наседка» защищает «цыплят», хватая рукой «коршуна». Если «наседка» успела задеть его ладонью, «коршун» считается выбывшим из игры. Выигрывает та группа участников, в которой «наседка» сохранит самое большое количество «цыплят».
“Роль игры при изучении казахского языка”
Одним из
важнейших факторов в воспитании гражданственности и патриотизма в
любом обществе является чувство глубокого уважения к языку своего
государства. Чем раньше ребенок начинает изучения язык, тем легче
усвоить его. Сегодня никого не нужно убеждать в необходимости знать
государственный
язык.
На
современном этапе развития общества, вопрос обучения
государственному языку, становится одной из актуальнейших проблем
дошкольного образования. Двуязычное обучения в детском саду
предполагает практическое овладения ребенка казахским и русским
языками, как средствами общения.
Ушинский писал: « Язык народа лучший никогда не увядающий и вечно
вновь распускающийся цвет, всей духовной жизни, начинающийся далеко
за границами истории. В языке одухотворяется весь народ, и вся его
Родина.»
Изучение языка- нелегкое
дело, однако
человек, знающий несколько языков, становиться духовно богаче, чем
любой владеющий одним. Решения этой проблемы, в насыщенности
содержания образования культурно- историческим материалом, в
организации системного подхода к образовательно-воспитательному
процессу, деятельности, направленной на саморазвитие и само
реализацию личности ребенка. Важным аспектом при этом являются
использование новых форм и игровых технологий. Основными задачи по
изучению казахскому языку в дошкольном учреждении: с помощью игры
научить понимать обращенную речь, уметь вступать в контакт с
окружающими, используя простейшие речевые средства; выражать свои
мысли и впечатления; активизировать словарь; формирования
произношения специфических звуков казахского языка.
В обучении казахского языка детей дошкольного возраста огромна роль
игры. По существу, играть и через игры познавать окружающий мир-
это естественное состояния для ребенка этого возраста. В этом
возрасте у детей преобладает наглядно- образное мышление. Поэтому
очень важно не только рассказать, но и показать. Для этого
необходим различный наглядный материал (картинки, игрушки, кубики,
лото, книги). Игра способствует формированию устойчивого интереса к
учению и снятию напряжения, активизирует деятельность обучаемых и
позволяет воечь в учебный процесс слабых и стеснительных детей.
Игры по изучению казахского языка развивает познавательные интересы
детей, помогает запоминанию слов, закрепляют знания, приобретаемые
на организованной учебной деятельности. В ходе игры осуществляется
личностно- ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и
детей между собой, их обучение в парах, в группах. Дети играя не
замечают, что идет обучение. Например: на первом занятии дети
учатся называть предмет на казахском языке. На данном этапе
эффективны следующие игровые технологий; «Правильно –не правильно»,
«Лови ошибку», «Покажи назови» и другие. На следующем этапе дети
описывают предмет, называют цвет, считают. Обязательно провожу
повторение пройденного материала, посредством диалога с детьми или
игровой форме.
На повторение пройденного материала, очень эффективны следующие
игры:
«Бусы», «Кыз куу», «Кто больше?» и.т.д. Например: игра «Кто
больше?» Кто позовет слов по определенной теме тот и победитель. По
ходу игры я беру на заметку кто усвоил тему, а кто нет. С целью
создания интереса разыгрываем разные игровые ситуации. Например:
предлагаю отправится в продуктовый магазин, на прием к врачу,
поездку в Астану, и путешествии. При изучении тем: «Семья»,
«Овощи», «Фрукты», «Домашние животное» и др. на организованная
учебная деятельность по казахскому языку, своевременно закрепляются
в игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх «Дом», «Магазин»,
«Больница» и.т.д. Я организую работу с детьми с учетам их
индивидуальных особенностей. В игре «Покажи и назови» отражается
индивидуальная работа. Каждый ребенок показывает иллюстрации по
темам и называет их на казахском языке. Эту игру можно провести по
всем темам. В зависимости от способностей ребенка задание ребенка
могут усложняться или упрощаться. Например: слабому ребенку я
называю слова, а он показывает , а сильный ребенок сам показывает и
называет. Или слабый просто показывает, а сильный ребенок описывает
, называет цвет на казахском языке. Соответственно на занятиях
ведется работа в парах. Например: « Я назову, а ты покажи». Один
ребенок называет слово по теме, а второй ребенок показывает
соответствующую рисунок, игрушку. Игра «Кыз куу». Выбирается
мальчик и девочка одинакового уровня знании. Я или сильный ребенок
называет слова на русском языке. А игроки говорят перевод на
казахском языке. Кто первым сказал слово делает шаг в перед. Кто
дойдет до финиша первым, тот и победитель. Игра «Покажи правильно».
Дети работают парами с карточками по теме. Я называю слова, а дети
должны показать соответствующую карточку. За правильный ответ
получают асыки. У кого больше тот и победил. Еще дети любят играть
в подгруппах. А для успешной игры реализации поставленной задачи по
обучению детей и внедрению казахского языка организованной учебной
деятельности необходимо наработка и систематизация доступного
материала для усвоения детьми казахского языка с использованием
новых форм и технологий. Поэтому, был организован краеведческий
мини-музей. Где собирался дидактический, наглядный материал для
изучения родного края.
Одним из критериев игровой деятельности- это разнообразные формы
работы с детьми:
• Экскурсии-путешествия;
• Театрализованные игры,
• Выставки и конкурсы.
Продолжение изучение и закрепления казахского языка отражается в
игровых организованных учебных деятельностях как «Путешествие в
космос», «Хочу все знать», «Знатоки казахского языка», «Лидеры ХХI
века» и.т. Например: в организованной учебной деятельности на тему
«Путешествие в космос» сам учебный деятельность организован как
игровой форме путешествие. Дети получают письмо от Звездочета и
отправляются в космос. Там они выполняют разные задании от
Звездочета, и в конце находят сюрприз который приготовил Звездочет.
Организованная учебная деятельность «Хочу все знать» проводится в
форме конкурса.. Дети делятся на две команды выполняют разные
задания, за правильные ответы получают асыки. В конце какая команда
больше собрала асыки, те побеждают.
В заключении хочу сказать, что дети играя учатся применять свой
знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В
игре воспитывается интерес к изучению государственного
языка.
Игра- важное
средство эстетического воспитания дошкольников как, в этой
деятельности проявляется и развивается творческое воображения,
способность к замыслу, развивается ритм и красота движении. В играх
отражаются и развиваются знания и умения, полученные на
организованной учебной деятельности, театрализованные представления
и всевозможные игры наиболее подходящие, преемлимы по изучению
казахского
языка.
На мой взгляд, необходимо развивать механизмы эмоциональной регуляции поведения так же, как и формы интеллектуальной деятельности. Необходимо часто заниматься с детьми развивать речь детей, Оказывать помощь им в изучении государственного языка, следить за детьми и заниматься с ними, и мы воспитаем эмоциональных, уравновешенных умных и способных к обучению детей.
шағым қалдыра аласыз













