Жолмырза Сандуғаш
Ақылбекқызы
Казахская Академия спорта и
туризма РК
Эффективные пути повышения познавательной
активности учащихся на уроках физической
культуры
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Познавательный интерес, физическая культура,
активность, здоровьесберегающие технологии
Основной целью
государственной политики страны в области физической культуры
провозглашается оздоровление нации, формирование здорового образа
жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически
крепкого поколения. В этих условиях существенно повышается статус
физической культуры как учебной дисциплины и как важнейшего
компонента целостного развития личности. Известно, что
деятельность, в том числе и физкультурно-спортивная, при наличии к
ней интереса со стороны человека носит более активный и
самостоятельный характер, протекает более облегченно и продуктивно
по сравнению с обычными условиями.
Физическая
культура, являясь одной из граней общей культуры человечества, его
здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в
труде, учебе, быту, общении, способствует решению
социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Одной из самых старейших проблем школьного обучения является
формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается
многими известными психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев,
Л.И. Божович и т.п. Именно ими была поднята проблема: как повысить
у ребенка интерес к учению, т.е. формировать мотив. Проблема
формирования и развития интереса школьника к урокам физкультуры и
здоровья в настоящее время в науке становится всё более
обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в
здоровом молодом поколении. Неустойчивость современной окружающей
среды требует не только высокой активности человека, но и его
умения, способности нестандартного поведения. В процессе обучения
учащиеся не должны быть пассивными объектами воздействия учителя.
Необходимо, чтобы они сами проявляли активность, направленную на
овладение учебным материалом. В связи с этим перед учителем стоит
задача всеми имеющимися в его распоряжении способами и средствами
обеспечить высокую учебную активность учащихся. Важно знать
направленность активности школьника, какие цели она преследует:
эгоистические или коллективистские, общественные или
антиобщественные. Иначе, заботясь о повышении активности и
воспитывая таким путем трудолюбие, как одно из положительных
качеств личности, можно невольно способствовать развитию других,
уже отрицательных качеств личности. Для этого учитель должен
формировать интерес к занятиям физическими упражнениями,
целеустремленность учащихся в развитии у них волевых, психических и
физических качеств, вызывать у учащихся удовлетворение от уроков
физической культуры. Важно при этом соблюдать дидактические
принципы, которые обеспечивают не только успешность обучения, но и
сохранение и укрепление здоровья учащихся. Активность учащихся на
уроке физической культуры во многом зависит от учителя. Существует
много путей и способов повышения активности учащихся: правильная
постановка задач на уроке, эмоциональное проведение урока, создание
положительного социально-психологического климата на уроке,
устранение ненужных пауз и т.д.[1].
Интерес можно определить как
эмоционально-познавательное отношение к предметам или
непосредственно мотивированной деятельности, переходящее при
благоприятных условиях в эмоционально - познавательную
направленность личности. Формирование интереса учащихся к занятиям
физической культурой будет эффективным, если:
1) применяется объективная система контроля
процесса физического воспитания, выполняющая стимулирующую роль
оценки;
2) в качестве мотивирующих факторов применяется
интегральная оценка, профиль физической подготовленности и
показатели физического здоровья;
3) мотивирующие факторы объединены в методике
формирования интереса к занятиям физической культурой
учащихся.
Интересы учащихся к занятиям физической культурой
бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать
осанку, это и желание развивать двигательные и волевые качества.
Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о
красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о
развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить
силу, выносливость, быстроту, ловкость. Значимость привлекательных
сторон физической культуры меняется и с
возрастом.
Если младшие школьники проявляют интерес к
двигательной активности вообще, то подростки занимаются физическими
упражнениями уже с какой-то конкретной целью, у старшеклассников на
первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, то
есть с подготовкой себя к определенной профессиональной
деятельности. И все эти аспекты необходимо
учитывать.
В методике обучения физической культуре ставится
задача сделать обязательным использование на уроках игр и
занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на
развитие познавательного интереса и уровня физической
подготовленности учащихся.
Столь важная роль интереса в обучении не
случайна. Его можно считать своеобразным эпицентром активизации
обучения, формирования активности школьника и его положительного
отношения к учению, к учителю, к школе, к соучастникам своей
деятельности, к процессу и результатам своего
труда.
Проблема формирования интереса к учению в истории
русской педагогической мысли и практике обучения изучалась многими
дидактами прошлого (К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, Д. И.
Писарев, А. Дистервег). Изучению проблемы физического развития в
обучении отводятся и современные исследования (Ф. Н. Голоболин, Н.
В. Кузьмина, В. Г. Ананьева, Г. И. Щукина и многие
другие).
Центральным вопросом отечественной дидактики в
проблеме познавательного интереса учащихся является отыскание таких
средств и методов, которые возбуждали бы их познавательный интерес,
привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной
деятельности с учителем, активизировали бы его учение. А обучающая
деятельность учителя, опираясь на опыт и интересы учащихся, на их
ценные устремления и запросы, приобретала бы значительный эффект в
совершенствовании учебного процесса.
Здоровьесбережение и ее роль в учебном процессе
рассматривается и учителями, и учеными различно. М. А. Данилов,
например, видел в занимательности роль побудителя школьника к
учению; Б. П. Есипов рассматривал ее как средство активизации
учебной деятельности; Н. И. Гамбург использование занимательности
считает средством повышения качества обучения. В исследовании Г. И.
Щукиной занимательность – важный стимул возбуждения интереса к
предмету.
Особое место мы отводим формированию физического
развития младших школьников на уроках физической культуры. Интерес
к ней в начальных классах поддерживается применением на уроках игр,
общеразвивающих упражнений, вопросов, заданий. Интересные игры и
практические задания, проведение соревнований привлекают внимание
детей, усиливают и развивают их физически, служат основой для
занятий спортом [2].
Использование приведенных выше форм, средств и
методов организации и обучения на уроке позволяет достичь
положительных результатов: Из всего выше сказанного, хотелось бы
отметить важность соблюдения принципа индивидуального подхода к
ученику. Нужно помнить, что успех, обучения во многом определяется
интересом к изучаемому предмету. Ею можно пробудить, предоставив
детям возможность творческого мышления на уроке. Затронутая мною
тема трудна и многолика, требующая более глубокого изучения
предмета. Специфика преподаваемого мною предмета требует особого
подхода, сложно связать теорию с практикой в урочной
деятельности.
Использованная
литература:
1.Формирование интереса к урокам физической
культуры у младших
школьников.
Вериго А.В.,
источник:: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=586398
2. Использование здоровьесберегающих технологий в
общеобразовательном процессе на уроках физической
культуры. Корчагина
Н.А.