*В контексте тем:
|
«Моя семья и друзья», «Мир
вокруг нас»
|
Школа:
|
Дата: «____»____________20___г.
|
ФИО учителя:
|
Класс: 1 «____»
класс.
|
Количество
присутствующих:
отсутствующих:
|
Тема урока:
|
Сложение и вычитание с помощью числового
луча
|
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на
учебную программу):
|
1.1.2.5 выполнять устно сложение и вычитание без перехода через
десяток: чисел в пределах 20/сложение и вычитание десятков
1.1.2.1 понимать действие сложения как объединение множеств, не
имеющих общих элементов и вычитание как удаление части
множества
1.1.2.4 составлять, знать и применять таблицу сложения однозначных
чисел без перехода через десяток
1.1.2.3 применять переместительное свойство сложения; свойство 0 и
1
|
Цели урока:
|
-
выполнять устно сложение и вычитание без перехода через десяток:
чисел в пределах 20, сложение и вычитание десятков;
-
понимать
действие сложения как объединение множеств, не имеющих общих
элементов, и действие вычитания как удаление части множества;
-
использовать знаки «+», «-»,
«=».
|
Критерии успеха
|
Сформировать понятия о сложении как об объединении двух множеств и
о вычитании как о действии, обратном сложению, научить складывать и
вычитать с помощью числового луча.
На уроке
первоклассники научатся складывать и вычитать в пределах 20 с
опорой на числовой луч, составлять и записывать выражения,
используя знаки
«+»,«-»
и «=».
Числовой
луч — это часть прямой, точки которой отмечаются числами.
Сложение при помощи числового луча
— это перемещение вправо. Вычитание — это перемещение влево.
|
Привитие
ценностей
|
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»:
казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение;
сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в
течение всей жизни.
|
Межпредметные
связи
|
|
Навыки
использования ИКТ
|
На
данном уроке учащиеся не используют ИКТ
|
Предварительные
знания
|
|
Ход урока
|
Этапы урока
|
Запланированная
деятельность на уроке
|
Ресурсы
|
Начало урока
|
Актуализация
знаний.
1. Числовой
ряд:
а) – счет
от 10 до 20 (прямой и обратный)
дети хором считают по
рядам;
б) – назовите
последующее число 15 и 17;
в) – назовите
предыдущее число 20 и 14;
г) – какое
число стоит между 13 и 15, 17 и 19;
д) – дан ряд
чисел: 10 60
70
– Что можно сказать об
этих числах?
(Круглые, двузначные,
расположены в порядке возрастания, 10 и
60 являются суммой 70.)
– Какое наибольшее число?
Наименьшее?
– На
сколько 70>60
10<60
– Как узнать на сколько
одно число больше или меньше другого?
– Составьте для этих
чисел всевозможные равенства.
(карточки, работа у
доски)
10 + 60 = 70
60 + 10 = 70
70 – 10 = 60
70 – 60 = 10
Актуализация знаний о числовом
луче.

|
|
Середина
урока
|
Вводное задание. Организуйте работу детей с небольшими
группами предметов, чтобы они могли поэкспериментировать в части
объединения групп и нахождения общего количества предметов.
Повторите работу с двумя новыми группами игрушек. Обсудите с
ребятами, что происходит при объединении предметов, как называется
это действие. Напомните, что при сложении используется знак «+».
Предложите выполнить сложение при помощи числового луча. Найдите
на числовом луче число, соответствующее количеству предметов
первой группы. Попросите первоклассников показать это число на
числовом луче. Спросите, сколько они добавили к этому числу.
Обратите внимание детей на то, что действие сложения на числовом
луче — это движение вправо. Попросите учащихся выполнить сложение
при помощи числового луча и сравнить друг у друга полученный
результат вычисления.
Организуйте работу ребят в парах по объединению групп предметов
(например, книг, карандашей и т. д.). Результаты сложения школьники
смогут найти при помощи числового луча и записать на
ламинированных листах.
Создайте
новую группу предметов в таком же количестве, что и количество
предметов в первой группе, в данном случае 15. Спросите, что
произойдет, если убрать 3 игрушки из этой группы, что произойдет,
если убрать 12 игрушек. Запишите результаты вычитания и свяжите это
с действием сложения. Объясните учащимся: действие по удалению
части предметов называется вычитанием. При этом
используется знак «-». Покажите запись вычитания в виде выражения,
на котором видно, как используются знаки «-» и «=».
Продемонстрируйте, как объединение двух групп предметов составляет
общее количество и как оно связано с удалением одной группы
предметов от их общего количества. Скажите учащимся, что вычитание
— это действие, обратное сложению.
Покажите, как вычитание может быть смоделировано с использованием
числового луча. Сообщите первоклассникам, что действие вычитания
на числовом луче — это движение влево.
Уточните, встречались ли учащиеся в жизни с данными действиями.
Попросите привести примеры.
Аквариум. Предложите первоклассникам прочитать текст
задания в учебнике. Рассмотрите схему, которая демонстрирует
соотношение частей (количества рыбок каждого цвета) и целого
(общего количества рыбок).
Спросите:
-
С
помощью какого действия можно узнать, сколько всего рыбок в
аквариуме?
-
Как это
показать на числовом луче?
-
В каком
направлении нужно двигаться по числовому лучу, чтобы найти
результат сложения?
-
Закрепите вывод о том, что знаком сложения является плюс, и, чтобы
узнать результат сложения, нужно двигаться по числовому лучу
вправо.
Веселые лягушата. Предложите
учащимся рассмотреть иллюстрацию. Обсудите, сколько было лягушат
первоначально, сколько их прыгнуло в пруд, сколько лягушат
осталось. Попросите ребят пояснить схему, показывающую отношение
между частями и целым.
|
Учебник:
Сложение
и вычитание с помощью числового луча, с. 96—97.
Рабочая тетрадь:
Рабочий
лист 93 «Сложение и вычитание с помощью числового луча», с. 95.
Рабочий
лист 94 «Решаем с помощью числового луча», с. 96.
Ресурсы:
-
маленькие игрушки;
-
геометрические фигуры;
-
числовой
луч с числами от 11 до 20, представленный на доске;
-
карточки
с числами от 11 до 20;
-
бельевая
веревка и прищепки;
-
любые
предметы, которые можно использовать для счета: ручки, карандаши,
книги и т. д.;
ламинированная бумага и листы с числовыми лучами для каждого
человека.
|
Критерии успеха
|
Учащиеся
поясняют схему, показывающую отношение между частями и целым.
|
|
Конец урока
|
Попробуй. Следует обратить внимание детей на то, что можно
зафиксировать одной большой стрелкой несколько одновременно
выполняемых по числовому лучу шагов. Школьники также смогут прийти
к выводу о том, что использование одной большой стрелки удобнее
использования нескольких маленьких стрелок, и это экономит время
для решения примера. Работа выполняется фронтально.
Реши. Предложите
первоклассникам рассмотреть группы предметов и определить, какие
знаки следует поставить между данными группами, чтобы результат
действий оказался верным.
|
|
Критерии успеха
|
Ответы
а) знак
плюс;
б) знак
минус.
|
|
Дифференциация
Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие
задачи Вы планируете поставить перед более способными
учащимися?
|
Оценивание
Как Вы планируете
проверить уровень усвоения материала учащимися?
Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете
использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время
урока.
|
Здоровье и
соблюдение техники безопасности
Здоровьесберегающие технологии.
Используемые
физминутки и активные виды деятельности.
|
Дополнительные задания
Реши
примеры с помощью числового луча. Учащиеся смогут найти
значения выражений с помощью числового луча.
Ответы
14+ 3 =
17;
-
=
14;
13-5 =
18;
18-5 =
13.
Составь примеры по рисункам и реши их. Задание направлено
на определение умения составлять примеры, опираясь на числовой
луч.
Реши
примеры. Опираясь на иллюстрацию, ребята смогут составить
примеры на сложение и вычитание. Решение примеров первоклассники
смогут выполнить с помощью числового луча.
|
К концу
урока учащиеся будут:
—понимать сложение как объединение двух множеств и счет направо по
числовому лучу;
-
понимать
вычитание как действие, обратное сложению, и счет налево по
числовому лучу;
-
составлять и записывать выражения, используя знаки «+» и «-»;
-
складывать и вычитать в пределах 20 по числовому лучу.
Задайте
следующие вопросы, чтобы определить, на каком уровне дети усвоили
полученные знания:
-
Как
называется действие, в котором используется знак «+»?
-
Как
называется действие, в котором используется знак «-»?
-
Как мы
будем двигаться по числовому лучу при сложении чисел? При
вычитании?
-
Определите с помощью числового луча, сколько будет, если к 13
прибавить 6? Что получится, если из 17 вычесть 5?
Организуйте самооценивание учащихся с помощью «Лестницы успеха» в
рабочей тетради.
|
Динамическая пауза
Мы хлопаем в ладоши,
хлоп, хлоп хлопки над
головой
Мы топаем ногами, топ, топ высоко поднимаем
колени
Качаем головой головой вперед назад
подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять,
опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и
подпрыгнуть
|