Материалдар / Культура Древнего Китая.
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Культура Древнего Китая.

Материал туралы қысқаша түсінік
дать общее представление о культуре Древнего Китая; повторить знаниетерминов: культура, духовная культура, материальная культура;познакомить учащихся с наиболее выдающимися научными открытиямиизучаемого времени: китайской письменностью, изобретением бумаги,компаса, сейсмографа, спидометра; дать характеристику китайскоймедицине; сделать вывод о вкладе Китая в Мировуюкультуру;
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Желтоқсан 2017
431
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады



6 класс.

Тема: Культура Древнего Китая.

Цель: дать общее представление о культуре Древнего Китая; повторить знание терминов: культура, духовная культура, материальная культура; познакомить учащихся с наиболее выдающимися научными открытиями изучаемого времени: китайской письменностью, изобретением бумаги, компаса, сейсмографа, спидометра; дать характеристику китайской медицине; сделать вывод о вкладе Китая в Мировую культуру; воспитывать у учащихся чувство прекрасного; прививать учащимся навыки работы с учебником, дополнительной литературой, наглядными пособиями и тетрадью; продолжить работу над технологией формирования социальной компетентности учащихся через работу в команде, сотрудничество, умение слышать и слушать друг друга, вести диалог, отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала; урок-экскурсия.

Оборудование:ИКТ, учебник, дополнительная литература, иллюстративный материал.

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

  3. Изучение нового материала.

    1. Письменность. Изобретение бумаги.

    2. Математика. Астрономия.

    3. География и история. Изобретение компаса, сейсмографа и спидометра.

    4. Медицина.

    5. Конфуций, конфуцианство.

  4. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся.

  5. Итог урока.

  6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

-дом. задание в виде тестов

Беседа:

- Ребята, давайте вспомним, что такое культура? Дайте определение.

КУЛЬТУРА – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении всей его истории.

- Давайте дадим определение материальной культуре.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – это то, что создается для удовлетворения жизненных потребностей человека и процесса труда (орудия труда, предметы быта и т.д.).

- Что мы понимаем под удовлетворением жизненных потребностей?

- Что такое духовная культура?

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА – это то, что создается для удовлетворения духовных потребностей человека (религия, живопись, литература, музыка).

- Что мы понимаем под удовлетворением духовных потребностей человека?

- А научные знания мы относим к материальной или духовной культуре? Это удовлетворение жизненных потребностей или духовных потребностей человека?

  1. Изучение нового материала.

Учитель:

В изучении нового материала нам поможет экскурсия, которую мы с вами сейчас осуществим в мир Древнего Китая. Представьте себе, что вы путешественники и вам предстоит побывать в самой загадочной стране мира.

Сейчас я сформирую из вас группы, каждая из которых получит тему и задание своего исследования. К заданию вы получите дополнительную литературу и иллюстрации. На выполнение задания у вас 10 минут. По истечении этого времени группы отчитаются о своей проделанной работе.

А в это время, пока вы будете отчитываться, трое учащихся из класса составят научный консилиум и, внимательно выслушав вас, подведут итоги и сделают выводы по изученному материалу.

    1. 1-я группа – Письменность. Изобретение бумаги.

- Материал в учебнике + иллюстрации.



Вопрос: Что в китайской письменности вы видите сходного с письменностью других стран и что отличного?

    1. 2-я группа – Математика. Астрономия.

- Материал в учебнике + дополнительная литература.

- Китайские ученые изучали движение Солнца, Луны и пяти планет по отношению к неподвижным звездам, составили карту звездного неба, отметив на ней около 2500 звезд (как раз такое количество человек видит невооруженным глазом), дали название 28 созвездиям, знали, что Луна сама не излучает свет, а светит отраженным солнечным светом. Они создали календарь.

- Высокого развития достигает Китай в математике. Великими китайскими учеными Чжан Цаном и Цзин-Чоу-чаном была написана книга «Арифметика в девяти главах», из которой нам стало известно, что китайцы умели решать уравнения 1-й степени с двумя и тремя неизвестными; умели извлекать квадратные и кубические корни; решать квадратные уравнения.

В III в. в Китае был изобретен прибор для измерения пройденного расстояния – своеобразный спидометр. Когда тележка измерителя проходила одно ли (576 м), деревянные фигурки, установленные на ней, ударяли в барабан.

Вопрос: Во II в. до н.э. в Китае была составлена «Математика в девяти книгах», которая служила руководством для земледельцев, астрономов, чиновников и т.д. Как развитие математических знаний было связано с развитием хозяйства и трудовой деятельности жителей Китая?

    1. 3-я группа – География и история. Изобретение сейсмографа, компаса.

- Материал в учебнике + дополнительная литература + иллюстрации.

- Одним из замечательных изобретений, сделанных в Древнем Китае, был компас. Этот прибор был известен китайцам еще во времена Цинь Ши-хуанди. Компас был похож на современный и представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленной из намагниченного железа. Ложку клали на медную пластинку с делениями и она поворачивалась одной стороной на юг, а другой – на север. Никто в древности, кроме китайцев, не знал компаса.

- В 132 г. выдающийся китайский ученый Чжан Хэн изобрел первый в мире сейсмограф, показывавший направление на эпицентр землетрясения. После толчка маятник наклоняется в сторону и упирается в рычаг, который открывает рот дракона, откуда выпадает шарик.

- Сведения о Сыма Цяне – «отце китайской истории»: Он не боялся писать правду о властителях современного ему Китая. Он был безукоризненно честным человеком и добросовестным ученым. Китайский ученый осуждал жестокие законы своего времени, послушных царю чиновников и самого царя – «сына неба». Сохранилось предание: царь, прочитав книгу Сыма Цяня, пришел в ярость. Он приказал уничтожить те главы, в которых говорилось о нем самом, а знаменитого ученого бросить в тюрьму, где тот и умер.

Вопрос: Что вам нравится в Сыма Цяне?

    1. 4-я группа – Медицина.

- Дополнительная литература + иллюстрации.

- В Древнем Китае развивалась медицина. Врачи прекрасно разбирались в лекарственных растениях. Особой популярностью пользовался чай, который стал известен здесь примерно 5 тыс. лет назад. Из чая готовят напиток, который утоляет жажду и снимает усталость, обладает целебными свойствами. В нем много биологически активных веществ. Он обладает тонизирующим свойством, возбуждает деятельность нервной системы, повышает работоспособность и т.д. Чай содержит витамины С, группы В и т.д.



Рецепт приготовления чая по-китайски

В предварительно нагретый сосуд с крышечкой засыпать чай, залить кипятком и через 3 минуты перелить в фарфоровую чашку. Чай пьют горячим без сахара.

На 1 порцию: чай – 5 г., вода – 200 мл.

- Врачи обратили внимание, что если в организм человека ввести сок некоторых растений, то этот человек не так сильно чувствует боль. Обезболивающие средства использовались при хирургических операциях.

- Китайские врачи открыли в древности новый способ лечения больных: врач колол тело больного специальными металлическими иглами (выбор места укола зависел от недуга, которым страдал больной). Современные врачи пользуются иглоукалыванием и считают, что этим способом можно лечить некоторые болезни, плохо поддающиеся лечению обыкновенными лекарствами.

- Китайцы знали о круговом движении крови. Так в III в. до н.э. в «Трактате о Внутреннем» было записано: «Сосуды сообщаются между собой по кругу. В них нет начала и конца… Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно… а сердце хозяйничает над кровью.».

Вопрос: Какие открытия китайских врачей сохранили значение до нашего времени?

    1. 5-я группа – Конфуций, конфунцианство.

Shape1

«Не печалься, что люди не знают тебя. Печалься, что ещё не проявил свои способности» Конфуций

Прочитать текст и ответить на вопросы

Учение отражало взгляды и интересы служилого чиновничества. Родоначальником религии Китая был Кун-цзы, Конфуций.

         Классические конфуцианские книги распадаются на «Пятикнижие» (У-цзин) и «Четверокнижие» (Сы-шу). Эти книги далеко не все могут считаться религиозными. Основное содержание учения Конфуция – это учение о правилах поведения, о правильной жизни. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государсвенной службы и о правильном порядке в семейном быту.

Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж  — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.

Конфуцианский культ представляет собой простое узаконение традиционных, сложившихся в Китае с древности, семейно-родовых обрядов. Важнейшим из культов конфуцианства был культ предков. Он стал главной составной частью китайских религиозных верований и обрядов. Каждая семья имела свой семейный храм или молельню. Каждый род – ши – имел свой родовой храм предков, посвященный родоначальникам. Каждая родовая группа – син(фамилия) – имела храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмах исполнялись или главой семьи, или старшинами родов.

По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека – это сыновняя почтительность (сяо) и почитание предков.

Вопросы:

1.Интересы какой социальной группы отражало конфуцианство.

2.Основные идеи конфуцианства

3.Каким, по мнению Конфуция, должен быть идеальный правитель?

4.Что включало в себя понятие человеколюбие?

5.Важнейший культ конфуцианства.

6.Главнейшая обязанность человека по Конфуцию.

  1. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

В ходе отчета групп классом заполняется таблица по культуре Древнего Китая:

ДОСТИЖЕНИЯ, ОТКРЫТИЯ:

1.

2.

3.

4.

5.

  1. Итог урока.

 Закрепление: Китайская шкатулка

В шкатулке лежат изобретения китайцев, которыми пользуется весь мир.

1.Путеводитель, который применяют в туризме, геологии, путешествиях, морских походах, в самолетах и т.д. (компас).

2.Это любят все, используют каждый день, называется “Тцай-е” (Чай).

3.натуральный, гладкий, тонкий, легкий, приятный, применяется в быту, в медицине, аэрофлоте, одежде и т.д. (шелк).

4.Изобретение необходимое для письма ученикам, студентам, политикам всем образованным людям для передачи и хранения знаний (бумага).

5.По определению Суворова – пуля это “дура”, а в ней изобретение китайцев? (порох).

6.Эта игра изобретена в Китае и считается интеллектуальной игрой, в нее играли даже императоры (шашки).  

Класс вместе с учителем делает вывод по изученному материалу:

- Какую тему мы сегодня разработали на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Важна ли эта тема для нашего времени?

- Почему?

- Оцените свою работу сегодня на уроке.

- Что нам сегодня на уроке удалось, а над чем надо поработать?



  1. Домашнее задание: читать, пересказывать § 19 отвечать на вопросы в конце параграфа устно; составить кроссворд по изученной теме.







































Материал для 1-й группы Письменность. Изобретение бумаги















Бумага. Письменность. Литература. 
В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали для письма. Китайцы самостоятельно создали письмо. Это произошло более трех тысяч лет назад (можно отметить, что китайское письмо – одно из древнейших в мире). Умение писать иероглифы не только правильно, но и красиво требовало большого усилия и даже художественного таланта. В Китае высоко ценилось искусство каллиграфии- красивого написания иероглифов.
Shape2

Вопрос: Что в китайской письменности вы видите сходного с

письменностью других стран и что отличного





Материалы для 2-й группы

Математика. Астрономия.

- Китайские ученые изучали движение Солнца, Луны и пяти планет по отношению к неподвижным звездам, составили карту звездного неба, отметив на ней около 2500 звезд (как раз такое количество человек видит невооруженным глазом), дали название 28 созвездиям, знали, что Луна сама не излучает свет, а светит отраженным солнечным светом. Они создали календарь.





- Высокого развития достигает Китай в математике. Великими китайскими учеными Чжан Цаном и Цзин-Чоу-чаном была написана книга «Арифметика в девяти главах», из которой нам стало известно, что китайцы умели решать уравнения 1-й степени с двумя и тремя неизвестными; умели извлекать квадратные и кубические корни; решать квадратные уравнения.



В III в. в Китае был изобретен прибор для измерения пройденного расстояния – своеобразный спидометр. Когда тележка измерителя проходила одно ли (576 м), деревянные фигурки, установленные на ней, ударяли в барабан.





Вопрос: Во II в. до н.э. в Китае была составлена «Математика в девяти книгах», которая служила руководством для земледельцев, астрономов, чиновников и т.д. Как развитие математических знаний было связано с развитием хозяйства и трудовой деятельности жителей Китая?











Материалы для 3-й группы.

География и истории

Изобретение сейсмографа и компаса.

Shape3



































СЕЙСМОГРАФ





- В 132 г. выдающийся китайский ученый Чжан Хэн изобрел первый в мире сейсмограф, показывавший направление на эпицентр землетрясения. После толчка маятник наклоняется в сторону и упирается в рычаг, который открывает рот дракона, откуда выпадает шарик.





Shape4

КОМПАС



- Одним из замечательных изобретений, сделанных в Древнем Китае, был компас. Этот прибор был известен китайцам еще во времена Цинь Ши-хуанди. Компас был похож на современный и представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленной из намагниченного железа. Ложку клали на медную пластинку с делениями, и она поворачивалась одной стороной на юг, а другой – на север. Никто в древности, кроме китайцев, не знал компаса.

Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути. 

Shape5





























СЫМА ЦЯНЬ

Дата рождения: в 145 или ок. 135 г. до н. э.

Дата смерти: ок. 86 г. до н. э.

- Сведения о Сыма Цяне – «отце китайской истории»: Он не боялся писать правду о властителях современного ему Китая. Он был безукоризненно честным человеком и добросовестным ученым. Китайский ученый осуждал жестокие законы своего времени, послушных царю чиновников и самого царя – «сына неба». Сохранилось предание: царь, прочитав книгу Сыма Цяня, пришел в ярость. Он приказал уничтожить те главы, в которых говорилось о нем самом, а знаменитого ученого бросить в тюрьму, где тот и умер.

Вопрос: Что вам нравится в Сыма Цяне





Материалы для 4-й группы

Медицина

- В Древнем Китае развивалась медицина. Врачи прекрасно разбирались в лекарственных растениях. Особой популярностью пользовался чай, который стал известен здесь примерно 5 тыс. лет назад. Из чая готовят напиток, который утоляет жажду и снимает усталость, обладает целебными свойствами. В нем много биологически активных веществ. Он обладает тонизирующим свойством, возбуждает деятельность нервной системы, повышает работоспособность и т.д. Чай содержит витамины С, группы В и т.д.



Рецепт приготовления чая по-китайски

В предварительно нагретый сосуд с крышечкой засыпать чай, залить кипятком и через 3 минуты перелить в фарфоровую чашку. Чай пьют горячим без сахара.

На 1 порцию: чай – 5 г., вода – 200 мл.



- Врачи обратили внимание, что если в организм человека ввести сок некоторых растений, то этот человек не так сильно чувствует боль. Обезболивающие средства использовались при хирургических операциях.

- Китайские врачи открыли в древности новый способ лечения больных: врач колол тело больного специальными металлическими иглами (выбор места укола зависел от недуга, которым страдал больной). Современные врачи пользуются иглоукалыванием и считают, что этим способом можно лечить некоторые болезни, плохо поддающиеся лечению обыкновенными лекарствами.

- Китайцы знали о круговом движении крови. Так в III в. до н.э. в «Трактате о Внутреннем» было записано: «Сосуды сообщаются между собой по кругу. В них нет начала и конца… Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно… а сердце хозяйничает над кровью.».

Вопрос: Какие открытия китайских врачей сохранили значение до нашего времени?

Shape6

ПРОЦЕДУРА ПРИЖИГАНИЯShape7





МОДЕЛЬ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА С ТОЧКАМИ ДЛЯ ИГЛОУКАЛЫВАНИЯ

 










5-я группа – Конфуций, конфунцианство.

Shape8







«Не печалься, что люди не знают тебя. Печалься, что ещё не проявил свои способности» Конфуций











Прочитать текст и ответить на вопросы

Учение отражало взгляды и интересы служилого чиновничества. Родоначальником религии Китая был Кун-цзы, Конфуций.

         Классические конфуцианские книги распадаются на «Пятикнижие» (У-цзин) и «Четверокнижие» (Сы-шу). Эти книги далеко не все могут считаться религиозными. Основное содержание учения Конфуция – это учение о правилах поведения, о правильной жизни. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государсвенной службы и о правильном порядке в семейном быту.

Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж  — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.

Конфуцианский культ представляет собой простое узаконение традиционных, сложившихся в Китае с древности, семейно-родовых обрядов. Важнейшим из культов конфуцианства был культ предков. Он стал главной составной частью китайских религиозных верований и обрядов. Каждая семья имела свой семейный храм или молельню. Каждый род – ши – имел свой родовой храм предков, посвященный родоначальникам. Каждая родовая группа – син(фамилия) – имела храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмах исполнялись или главой семьи, или старшинами родов.

По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека – это сыновняя почтительность (сяо) и почитание предков.

Вопросы:

1.Интересы какой социальной группы отражало конфуцианство.

2.Основные идеи конфуцианства

3.Каким, по мнению Конфуция, должен быть идеальный правитель?

4.Что включало в себя понятие человеколюбие?

5.Важнейший культ конфуцианства.

6.Главнейшая обязанность человека по Конфуцию.

















Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!