Курс занятий для учащихся младшего подросткового
возраста "Познай себя"
Самый чувствительный период для развития
интеллектуальных способностей детей - это возраст от 3 до 8 лет. К
окончанию начальной школы ребенок имеет определенный уровень
развития всех интеллектуальных способностей. Но результаты
исследований показывают, что уровень развития логического мышления
у учащихся 5-6 классов достаточно низок, дети невнимательны, у них
плохо развита память. Следовательно, подросткам необходима помощь в
развитии познавательных процессов.
Если по каким-либо причинам в дошкольном и
младшем школьном возрасте с ребенком не проводились занятия,
направленные на развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, то
это еще не поздно сделать в подростковом
возрасте.
В тоже время, в период младшего подросткового
возраста особенно заметным становится рост сознания и самосознания
детей. Расширяется их сфера знаний о себе, о людях, об окружающем
мире. Развитие самосознания подростка находит свое выражение в
изменение мотивов основных видов деятельности: учения, общения и
труда. Детские мотивы, характерные для младшего школьного возраста,
теряют свою силу. На их месте возникают новые, “взрослые” мотивы,
которые приводят к переосмыслению содержания целей и задач
деятельности.
Цели занятий:
-
Дать
детям общее понятие о психологии как науке; знания о себе, о своем
внутреннем мире, о некоторых психологических функциях, о способах
саморазвития.
-
Совершенствовать коммуникативные умения
подростков.
Характер работы по курсу занятий представляет
собой классный часы
(один раз в месяц), направленные на самопознание
школьников, развитие познавательных процессов, осознание своих
способностей и возможностей.
Тематический план
занятий
№
п/п
|
ТЕМА
|
ЦЕЛЬ
|
1
|
Психология как наука
|
Познакомить с психологией - наукой о душе,
внутреннем мире человека
|
2
|
Память
|
Дать понятие память. Виды
памяти.
Самодиагностика, тренировочные
упражнения.
Обсудить
способы эффективного запоминания.
|
3
|
Внимание
|
Дать понятие внимания.
Провести самодиагностику.
Познакомить учащихся с упражнениями для
тренировки и развития внимания.
|
4
|
Мышление
|
Дать понятие мышления. Виды
мышления.
Провести самодиагностику.
Познакомить учащихся с упражнениями для развития
мышления.
|
5
|
Восприятие
|
Дать понятие восприятия. Виды
восприятия.
Познакомить учащихся с упражнениями для развития
восприятия.
|
6
7
|
Общение
Общение
|
Учить понимать других людей.
Учить
оценивать, понимать и раскрывать самого себя.
|
8
|
Индивидуальные особенности
людей
|
Обсудить
влияние индивидуальных особенностей на общение и поведение
людей.
|
Содержание
занятий
Психология как
наука.
Игра “DIXI”, заповеди, беседа о
психологии.
Память.
Виды памяти, “Найди отличия”, слуховая память,
“пиктограммы”, “Запомни знаки”, “Добрые слова”, игра “Слухи”,
обсуждение способов запоминания и развития
памяти.
Внимание.
Виды внимания, игра “Часы”, “Расстановка чисел”,
игра “Пропусти число”, беседа “Как развивать
внимание”.
Мышление.
Виды мышления, “5 лишний”, “Анаграммы”,
“Составление предложений”, “Что лишнее”, “Сформулируй определение”,
беседа о способах развития мышления.
Восприятие.
“Таблица цифр”, “Развиваем глазомер”, “Развиваем
наблюдательность”, игра “Самые наблюдательные”, беседа о
необходимости быть наблюдательным.
Общение.
Виды общения, игра “Пластилиновый мир”, тест
“Проверь уровень своей коммуникабельности”, игра “Да ну, тебя, в
болото”.
Индивидуальные особенности
людей.
Тип темперамента; ведущее полушарие головного
мозга; диагностика, беседа.
Список используемой
литературы:
-
Андреев
J. А., Хромов Л. Н. Тренируйте память. М.: Просвещение,
1994.
-
Рогов Е.
И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.:
Владос, 1996.
-
Рудестам
К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990.
-
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления
детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
-
Тихомирова Л. Развитие интеллектуальных
способностей ребенка. Младший подростковый возраст. М.: Рольф,
2001.
-
Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей.
Ярославль, Академия развития, 1997.
-
Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей.
Ярославль, Академия развития, 1997.
Занятие № 3
Тема: ВНИМАНИЕ
Ход занятия
Игра-энергизатор
“Часы”
Инструкция: В игре
участвует 13человек. Учащиеся встают в круг, изображая циферблат.
Один игрок – водящий - становится в центре, он называет время, а
участники игры, находящиеся там, где в это время находятся стрелки,
одним хлопком обозначают положение часовой стрелки, а двумя
хлопками - положение минутной стрелки. Тот, кто ошибается,
становится водящим.
По окончанию игры проводится ее обсуждение,
учащимся предлагается ответить на вопрос, почему допускались
ошибки.
Объявляется тема
занятия.
Что такое внимание? – заслушиваются все ответы
детей, дается определение из словаря.
Внимание - это направленность и сосредоточенность
нашего сознания на определенном предмете или
явление.
Учащимся предлагается закрыть глаза и ответить на
вопросы:
-
Сколько
окон в кабинете?
-
Какого
цвета шторы в кабинете?
-
Сколько
парт в ряду у окна?
В результате обсуждения учащиеся подводятся к
выводу, что существуют разные виды внимания, один из них -
непроизвольное внимание, которое возникает без усилий
воли.
Оценка произвольного
внимания.
Для оценки произвольного внимания можно
использовать методику “Расстановка чисел”.
Инструкция: Выписать числа в возрастающем
порядке. (Время работы - 2минуты.)
16
|
37
|
98
|
29
|
54
|
80
|
92
|
46
|
59
|
35
|
43
|
21
|
8
|
40
|
2
|
65
|
84
|
99
|
7
|
77
|
13
|
67
|
60
|
34
|
18
|
Средняя норма – 22 числа.
Игра “Пропусти число”.
(Позволяет учащимся выйти из-за парт, сменить
положение, отдохнуть).
Инструкция: Встаньте
в круг. Необходимо считать вслух, а числа, содержащие 3 или
делящиеся на 3, заменять хлопками. Тот, кто ошибается, выбывает из
игры.
Изучение свойств
внимания:
Устойчивость внимания. Учащимся предлагается
подумать, что это такое. (Это способность отвлечься от всего
постороннего).
Даны два числа: 84 26
Задание:
1. Умножить 1-ую цифру 2-ого числа на 2-ую цифру
1-ого числа.
2. Прибавить 2-ую цифру 2-ого
числа.
3. Вычесть 1-ую цифру 1-ого
числа.
4. Ответ запишите.
Распределение внимания. (Это умение выполнять
несколько дел одновременно).
К доске выходят 3 человека, встают рядом. Крайние
начинают считать с любых чисел. По сигналу учителя они
останавливаются. Средний ученик должен сказать на каком числе
остановился каждый.
Обсуждение вопросов:
- Зачем нужно быть
внимательным?
Выслушивается мнение всех детей, делается вывод о
необходимости развивать внимание.
Как развивать внимание?
Обсуждаются способы развития
внимания.
Игровой тренинг.
(Проводится при наличии
времени).
Игра на развитие устойчивости и объема
внимания.
2- 6- 3- 4- 5- 8= 12
9- 8- 1- 3- 5- 2= 12
8- 6- 1- 7- 9- 5= 12
3- 2- 1- 4- 5- 3= 12
7- 9- 8- 4- 3- 5= 12
Задание 1. Между
цифрами отсутствуют знаки “+” и “-”. Необходимо их
расставить.
Задание 2. Ответьте
на вопросы:
-
каких
знаков, “+” или “-”, было больше;
-
какие
цифры встречались чаще;
-
сколько
действий в каждом примере.
Если на большинство вопросов даются правильные
ответы, то это свидетельствует о хорошем объеме внимания и
достаточно развитой наблюдательности.
Ералаш (развитие устойчивости, концентрации и
объема внимания).
Задание: Строки
стихотворения разделены на две части. Первые слова каждой строчки
написаны слева, а продолжение- справа. Но все перепуталось,
получается бессмыслица. Необходимо расставить все по своим местам.
( на выполнение задания дается не более 5 минут).
Злой кабан
Пароход
Соловей
Дикобраз
Кошка
Маша
Буратино
Портной
Еж
Чиж
Рак
Стол
Чайник
Мальчик
|
сидел на ветке
томился в клетке
точил клыки
давал гудки
накрыт к обеду был
физику учила
хвостик свой ловила
сшил себе штаны
все поел блины
усами шевелил
летал под облаками
гонялся за мышами
прыгал во дворе
булькал
на костре
|
В конце занятия делается
вывод о том,
что учащиеся могут самостоятельно развивать свое внимание с помощью
данных упражнений. Проводится обратная связь (что понравилось, что
не понравилось, что нового узнали о себе, т.д