Дата: Класс: 6 |
Тема: Лексика. Лексический разбор слова. |
Цель урока: | Формировать навыки пользования словарями, способствовать обогащению словарного заопаса учащихся; повправляти в лексическом разборе слова; развивать культуру устной и письменной речи; |
Ожидаемый результат | Умение находить местоимения, объяснение условий выбора дефисного написания, написания с не. Умение анализировать теоретический материал, выделение из него главного. Умение работать в паре, группе. |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха | Ученики осмысливают поставленную цель. |
|
5 мин. | II. Мотивация к изучению нового материала. С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.Задание: Назовите слова, которые могут связывать предложения и абзацы в рассказе в единое целое и передавать последовательность действия. Объяснить лексическое значение слова (желательно с помощью словаря).2. Какое слово по происхождению: собственно украинское или заимствованное.3. Относится ли слово к активного словарного запаса (возможно, является устаревшим или неологизмом).4. Объяснить, является ли слово общеупотребительным или ограниченным в употреблении (например, діалектним, профессиональным словом или термином).5. Объяснить, многозначных или однозначных слов оно принадлежит.6. Определить, в прямом или переносном значении употреблено слово.7. Назвать его омонимы, синонимы, антонимы (если есть). | Ученики отвечают на вопросы учителя, а также составляют рассказ. | карточки |
20 мин. | Актуализация знаний
БеседаСоставление ассоциативного кластера на тему: «Лексикан»
Изучая теоретический материал учебника, выявить примеры диалектизмов, просторечных слов, жаргонизмов, неологизмов, профессиональных и устаревших слов в текстах упражнений и объяснить их лексическое значение и цель употребления..Какие слова называют словами,ограниченными в употреблении? -Приведите пример слов стилистически нейтральных и стилистически окрашенных.-Возрастёт ли число неологизмов в будущем?Почему?Посмотрите на рисунки: Как называются эти выражения? Какие фразеологизмы изображены и что они обозначают? Что нам предстоит еще узнать?1 группа: фразеологизмы, связанные с частями тела, с действиями и профессиями.2 группа: фразеологизмы, связанные с животными, цифрами.3 группа: фразеологизмы, пришедшие из греческой и библейской мифологии. | Ученики работают над упражнениями. Демонстрируют свои знания. Составляют рассказ.
| учебник
|
10 мин. | Закрепление урока. По методу «Снежный ком» проводит закрепление урока.Работа над произведением. Для всех групп Прием «Синквейн»1. Дети возвращаются к таблице «Верю не верю», корректируют свои знания.2. Прием синквейнСоставить перечень языков, из которых заимствованы слова в русский язык ( по убывающей) на основе этимологического словаря и словаря иностранных слов. Работа со словарём: самостоятельный отбор ярких примеров толкования слов-омонимов или синонимов и составление для них схемы словарных статей, полный лексический анализ одного из слов (по выбору уч-ся).Задание для группы, 1.Заменить данные фразеологические сочетания одним словом и записать это слово, составить предложение с одним из фразеологизмов:1) делать из мухи слона, 2) кровь с молоком, 3) мозолить глаза,- 4) как две капли воды, 5) бить баклуши,6) набрать в рот воды, 7) семи пядей во лбу, 8) когда рак на горе свистнет, 9) зарубить на носу, 10) куры не клюют.2 Задание: группы записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….
| Демонстрируют свои знания. |
|
5 мин. | V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. | Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. | Дерево Блоба
стикеры |
2 мин. | VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
дополнительная информация
|
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся | оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? | межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями |
|
|
|
рефлексия.были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? |
|
Итоговая оценкаКакие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
| 1.
2.
1.
2. |