Логопедическое занятие по теме: "Зимние
приключения"
Бузыкаева Инна Олеговна,
логопед
Цели:
-
Активизировать словарь и расширить представления
детей по лексической теме «Зима».
-
Упражнять в образовании существительных с
уменьшительно-ласкактельными суффиксами и подборе родственных
слов.
-
Учить составлять предложение по
образцу.
-
Закрепить знание названий цвета и умение
подбирать определения к слову.
-
Совершенствовать артикуляционную и мелкую
моторику, координацию речи с движением.
-
Развивать внимание, восприятие и сенсорные
способности.
Оборудование:
-
предметные картинки: снег, снежинка, снеговик,
снегурочка, снегири;
-
картинки-опоры для проведения массажа (Т.А.
Куликовская);
-
массажные мячи, ленты; картинка-
загадка;
-
ёлка, ёлочные украшения – разноцветные
шары.
Ход занятия.
I. Организационный
момент.
Посмотрите, какие красивые
узоры нарисовал на окне мороз. Сегодня на улице очень холодно. А мы
мороза не боимся, мы всегда бодрые и весёлые, потому что нам
помогает массаж – «наше солнышко». Покажем, как мы его
делаем?
II. Массаж лицевых
мышц.
Ладошка – это солнышко, а
пальчики – лучи.
-
Солнышко, милое,
Поделись своей силою!
Просыпайтесь лучики
Согревайтесь, рученьки.
-
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками провело
И погладило.
-
Солнышко проснулось,
К щечкам прикоснулось,
Лучиками провело
И погладило.
-
Солнце личико согрело
Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись
Наши губки улыбнулись.
-
На ветвях развесил иней
Ночью Дедушка Мороз.
Он сегодня очень сильный
Щиплет щеки, лоб и нос.
-
Побежим домой скорей,
Не догонит нас мороз!
Рукавичкой посильней
Разотрем мы щеки, нос.
-
За снежинками снежинки
Тихо кружатся, летят.
Укрывает все тропинки
Покрывалом снегопад.
|
(поглаживающие
круговые движения правой рукой
левой ладони и наоборот,
поочерёдное поглаживание пальчиков)
(поглаживающие движения от середины
лба к верхней части ушей)
(поглаживание от носа к средней
части
ушей)
(поглаживание от середины подбородка
к нижней части ушей
потянуться руками вверх улыбнуться)
|
III. Работа по
теме:
1.
Дидактическая игра «Доскажи
словечко». Подбор родственных слов к слову
«снег».
Зимой все покрыто белым,
пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом.
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю …(снег)
С неба всё скользят
пушинки
Серебристые …(снежинки)
Словно в белый пуховик
Нарядился …(снеговик)
Рядом снежная фигурка
Это девочка …(снегурка)
На снегу-то посмотри
С красной грудкой …(снегири)
Словно в сказке, как во
сне
Землю всю украсил …(снег)
2.
Игра с мячом «Скажи
ласково». Образование существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Снег – снежок, зима -…,
ветер -…, снегурка -…, снежинка -…, мороз -… и т.д.
3.
Посмотрите на картинку-загадку. Какого предмета
не хватает?
Ёлка
|
- снежинка
|
- снеговик
|
Снеговик
|
- ёлка
|
- снежинка
|
Снежинка
|
- снеговик
|
- ?
|
Нам для новогоднего
праздника тоже нужна ёлка?
А где растут ели? Давайте мы
с вами отправимся в лес.
IV. Динамическая
пауза.
А попасть мы туда сможем,
прокатив мяч по снежным дорожкам.
(прокатить массажный мяч по
волнистым дорожкам)
я совсем замёрзла. А вы,
ребята? Что нужно делать, чтобы не замёрзнуть на улице?
(ответы)
Упражнение «Погреем
ушки». Массаж биологически активных точек ушной
раковины.
Ушки ты свои найди
и скорей их покажи.
Ловко с ними мы играем
вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз,
ушко, ты не отвались!
А потом, а потом
покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло
отогреть его так можно.
Упражнение на координацию речи с движением
«Снежки».
Раз ,два, три, четыре
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем – совсем не сладкий.
Раз – подбросим, два – поймаем
Три – уроним и сломаем.
4. Подбор определений к
слову «ЁЛКА».
Вот мы и добрались до лесной
полянки. Нравится вам ёлочка?
Ёлочка (какая?) …. Ответы
детей.
V. Составление
предложений по образцу.
К новогоднему празднику
ёлочку нужно украсить?
Чем украшают
елочку?
Я взяла с собой разноцветные
шары.
Мы будем ёлку наряжать и
составлять красивые предложения.
Например: Я повесила голубой
шар.
VI. Итог занятия.
Сюрпризный момент.
Игра «Чудесный
мешочек».
- определить на ощупь;
- по запаху.
Детям раздаются
мандарины.