Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Математикалық есептерді талдаудағы жаңаша әдістер
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби
Факультет философии и политологии
Кафедра политологии и политическех технологий
Ысқақ О.Е.
Самостоятельная работа докторанта №4
Особенности участия НПО в разрешении конфликтов
1 курс, докторант, «Конфликтология»
Проверил(-а): Зайниева Л.Ю., профессор
Алматы, 2022
Неправительственные организации ( далее – НПО) это категорч организации, которые составляют часть гражданского общества. Они характеризуются тем, что целью их существования является не финансовая прибыль, а нечто другое, что может включать в себя множество целей, инициатив и действий. Примеры НПО это не только иницитиативные группы, возникающие в связи с природоохранными проблемами, нарушения прав человека, а также и благотворительные организации в различных сферах, культурные ассоциации, религиозные организации, юридические фонды, международные организации.
На Всемирной конференции по правам человека 1993 года, известной как Венская конференция, присутствовали представители 841 неправительственной организации со всего мира, каждая из которых определила свою миссию как работа с правами человека. Хотя эта цифра сама по себе впечатляет, она представляет лишь малую толику от общего числа действующих в мире правозащитных НПО.
Большинство организаций, провозгласивших себя «правозащитными», как правило, занимаются защитой гражданских и политических прав. Наиболее известными из таких организаций, по крайней мере, на международной арене, являются «Международная Амнистия», «Хьюмэн Райтс Вотч» » (Human Rights Watch), «Международная федерация за права человека», «Хьюмэн Райтс Фёрст» (Human Rights First) и «Интерайтс» (InterRights). Однако, как мы уже видели, гражданские и политические права являются лишь одной из многих категорий различных прав человека, признанных международным сообществом. Более того, новые права продолжают возникать даже сегодня. Если мы примем все это во внимание и включим в этот список неправительственные организации, противостоящие бедности, насилию, расизму, проблемам здоровья, бездомности и охраны природы, не говоря о многих других, то истинное число неправительственных организаций, занятых защитой прав человека в той или иной форме, будет исчисляться во всем мире сотнями тысяч.
Неправительственные организации могут пытаться участвовать в защите прав человека на многих различных направлениях и уровнях, и в соответствии с характером их целей будут изменяться применяемые ими стратегии: они могут быть более общими или более конкретными, долгосрочными или краткосрочными, местного, общенационального или международного масштаба и т.д.
Как нам представляется, в сфере урегулирования международных конфликтов НПО могут выполнять две основные роли.
Во-первых, в рамках превентивной дипломатии НПО предпринимают меры по предотвращению перерастания межгосударственных споров в вооруженные конфликты, содействуя диалогу и создавая условия для взаимопонимания сторон. НПО вносят свой вклад в поддержание или улучшение отношений между сторонами. Они содействуют установлению контактов с целью снижения напряженности между участниками конфликта.
Во-вторых, НПО могут играть роль посредника и медиатора. В данномслучае их деятельность направлена на разрешение уже существующих вооруженных конфликтов и примирение конфликтующих сторон. Данная практика получила название «полуторного направления дипломатии».
Дипломатия второго направления – это взаимодействие представителей неправительственных некоммерческих организаций (аналитических центров, «фабрик мысли») из разных государств, цель которых состоит в поиске точек соприкосновения, которые не могут найти официальные представители государств (дипломаты). Диалоги экспертов направлены на обмен мнениями и информацией с целью улучшения понимания каждой из сторон позиций и политики друг друга, не основываясь на жёстких требованиях регламента [1, с. 66].
Первой осознанной попыткой запустить полноценный процесс в формате дипломатии второго направления обычно называют Дартмутские диалоги между США иСССР, которые впервые состоялись в октябре 1960 г. Первая конференция в Дартмутском колледже собрала американских и советских ученых и бывших чиновников для откровенного разговора о различиях между их странами и возможностях развивать сотрудничество при сохранении этих различий. Советскую делегацию возглавлял Александр Корнейчук, являвшийся не только популярным среди партийной элиты писателем, но и личным другом Н. С. Хрущева. Среди советских участников был и Виктор Чхиквадзе, директор Института государства и права АН СССР, Модест Рубинштейн, сотрудник ИМЭМО АН СССР. Кроме того, в состав советской делегации входили знаменитые ученые, писатели и деятели культуры: композитор Вано Мурадели, писатель и редактор журнала «Юность» Борис Полевой, режиссер Сергей Юткевич. Участниками американской делегации были Уильям Бентон, бизнесмен и бывший сенатор, Норман Казинс, редактор американского журнала Сатудей Ревью (Saturday Review), Джордж Кеннан, дипломат и автор концепции «сдерживания коммунизма», Ричард Легхорн, юрист, работавший на правительство США и на НАСА [1, с. 67].
«Полуторная дипломатия» отличается от дипломатии второго направления участниками. В последнем случае участники, вовлеченные в процесс урегулирования межгосударственного конфликта, не являются официальными представителями конфликтующих сторон, это представители научного, академического сообщества и НКО, которые взаимодействуют со своими коллегами из других стран. При «полуторной дипломатии» взаимодействия выстраиваются между частным лицом, представителем авторитетной МНПО, и властями конкретного государства. Так, например, посредничество (саммит в Кэмп-Дэвиде в июле 2000 г.) Президента США Б. Клинтона между председателем Палестинской национальной автономии Ясиром Арафатом и премьер-министром Израиля Эхудом Бараком является примером классической дипломатии. Роль президента США Джимми Картера в достижении мирного договора (Кэмп-Дэвидские соглашения) между Израилем (Менахем Бегин) и Египтом (Анвар Садат) также являет собой пример классической дипломатии. Другими словами, в роли посредника выступают государства или межправительственные организации. При «полуторной дипломатии» функции посредника выполняют различные частные лица. Например, это посредничество бывшего президента ЮАР Нельсона Манделы между конфликтующими сторонами (этническими группами тутси и хуту) в период гражданской войны в Бурундии. Деятельность бывшего президента США Джимми Картера (он был в статусе основателя и директора неправительственной организации «Центр Картера»), который сыграл роль посредника в урегулировании северокорейского кризиса, также является примером «полуторной дипломатии».
Напомним, что в 1994 г. при его содействии было достигнуто «рамочное соглашение», согласно которому Ким Ир Сен согласился заморозить ядерную программу и поставить ее под контроль МАГАТЭ в обмен на строительство двух ядерных реакторов на легкой воде, (они не могут быть использованы для создания ядерному оружия), а также гарантии США о неприменении ядерного оружия против Северной Кореи. В 2005 г. при посредничестве экс-президента Финляндии Мартти Ахтисаари (на тот момент он позиционировался как учредитель и руководитель неправительственной организации «Инициатива по преодолению кризисов») был подписан мирный договор, положивший конец тридцатилетней войне между правительством Индонезии и сепаратистским движением в провинции Ачех [6]. Среди организаций, которые занимаются разрешением как международных, так и внутригосударственных конфликтов, можно выделить: – Центр за гуманитарный диалог (Женева); – Центр Картера (Атланта); – Институт мира (Вашингтон); – Инициатива по преодолению кризисов (Crisis Management Initiative). Неправительственные некоммерческие организации являются каналами коммуникации по обмену информацией и точками зрения между участниками конфликта, оказывая таким образом помощь сторонам в понимании интересов и целей друг друга. Это снижает вероятность искажения информации. В частности, В. В. Путин проводит встречи с экс-госсекретарем США, председателем консалтинговой фирмы Киссинджер Ассошиэйтс Генри Киссинджером, который после встреч делится своими мыслями от разговора с представителями администрации Белого дома.
В разгар военных действий на востоке Украины в апреле 2015 г. Москву посетили члены «Группы Старейшин». Данный неформальный клуб был создан покойным ныне президентом ЮАР Нельсоном Манделой для решения глобальных проблем современности и разрешения конфликтов по всему миру. В ходе общения с Президентом России В. В. Путиным члены клуба стремились узнать позицию России по отношению к глобальному миропорядку, мотивы и причины внешнеполитических действий Москвы на международной арене в целом и на украинском направлении в частности [1, с. 68-69].
К одному из примеров успешного гражданского активизма относится «Центр по жилищным правам и выселениям». Эта правозащитная организация была создана в 1994 году, и ее работа направлена на защиту жилищных прав и предотвращение принудительных выселений во всем мире. Центр руководствуется международными правовыми документами, при этом понимая, что «жилье» ‒ это нечто большее, чем крыша над головой. Центр подчеркивает, что «примерно половина населения земли не имеет достойного жилья, хотя это право гарантировано в международных документах по правам человека». В своей работе по защите прав на достойное жилье Центр и его партнеры во всем мире занимаются анализом, пропагандой, просвещением и подготовкой кадров для работы в суде по таким вопросам, как:
-
принудительные выселения;
-
защита собственности;
-
доступ к земле;
-
водоснабжение и канализация;
-
женщина и жилищные права;
-
судебная и правовая защита;
-
реституция и возврат;
-
влияние катастрофических событий на жилищные права.
В ноябре 2010 года, в одном из своих недавних знаковых решений, изложенном в документе «Центр по жилищным правам и выселениям против Италии», Комитет по социальным правам Совета Европы (контролирующий пересмотренную Европейскую социальную хартию) констатировал, что Италия нарушила права ее населения в лице этнической группы цыган-рома, разрушая их лагеря и изгоняя их из страны. Массовые высылки из страны представителей этнической группы цыган-рома, являющихся гражданами других государств Евросоюза, но не Италии, существенно увеличились после 2008 года. Были выявлены следующие нарушения: дискриминация и нарушение прав цыган-рома на достойное жилье, на социальную, правовую и экономическую защиту, защиту от бедности и социального изгнания, а также нарушено право кочующих семей рома на защиту и помощь. Италия также подверглась критике за проведение политики, из-за которой цыгане-рома подвергаются сегрегации и проживают в крайне неудовлетворительных жилищных условиях [2].
Еще один яркий представитель НПО это Международный комитет красного креста (МККК). Со дня образования МККК в 1863 году единственной его целью является предоставление защиты и помощи жертвам вооруженных конфликтов и других ситуаций насилия. Он стремится достичь этой цели, осуществляя свою деятельность непосредственно на местах в разных странах мира, а также содействуя развитию международного гуманитарного права (МГП) и призывая правительства и всех, кто носит оружие, соблюдать его. Он прилагает усилия для активизации гуманитарной деятельности, руководствуясь принципами Женевских конвенций и Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. МККК быстро и эффективно помогает пострадавшим от вооруженных конфликтов и стихийных бедствий в зонах конфликтов, поскольку последствия бедствия еще тяжелее в стране, где и так идет война. Чрезвычайные ситуации непредсказуемы, поэтому наша способность к быстрому реагированию очень важна. Их деятельность в основном направлена на оказание помощи людям, пострадавшим во время войны, а также:
-
борьба с сексуальным насилием;
-
водоснабжение и жилищные условия;
-
воссоединение семей;
-
гуманитарная дипломатия;
-
здравоохранение;
-
изменение климата;
-
посещение заключенных;
-
противоминная деятельность;
-
содействие соблюдению права;
-
сотрудничество с национальными обществами;
-
судебная медицина в вооруженных конфликтах и иных ситуациях;
-
экономическая безопасность.
Будучи ведущей гуманитарной организацией, МККК ежедневно работает в ситуациях конфликтов и насилия по всему миру. В условиях все усложняющейся оперативной обстановки МККК прибегает к помощи судебной медицины, чтобы эффективнее помогать пострадавшим, устанавливать личность умерших и обеспечивать уважительное обращение с их телами. МККК использует свои связи, чтобы распространять знания о МГП, разъяснять свою позицию по гуманитарным вопросам, облегчать проведение операций и повышать информированность о нуждах людей, пострадавших от конфликтов и насилия. Они выступают за беспристрастную, нейтральную и независимую гуманитарную деятельность и против ее ненадлежащего использования [3].
Таким образом мы видим,что повышение эффективности институтов гражданского общества, в том числе НПО, усиление их взаимодействия с государственными органами и международными организациями, многостороннее сотрудничество может способствовать предотвращению и разрешению конфликтов.
Новый характер современной системы международных отношений - её многоуровневость и разноплановость начинает откладывать отпечаток и на специфике современных конфликтов. Сегодняшний конфликт уже мало напоминает собой характерное для Вестфальской системы мира «классическое» противоборство государств. Сторонами конфликта все чаще становятся негосударственные участники международных отношений (на сегодняшний день, например, зарегистрирован лишь один межгосударственный конфликт - между Индией и Пакистаном из-за Кашмира). В чеченском конфликте в качестве одной из сторон сегодня также выступают международные террористические формирования. События 11 сентября 2001 года в свою очередь продемонстрировали то, что международное влияние лидера исламских боевиков Усамы бен Ладена сегодня вообще можно сравнивать с влиянием какого-нибудь небольшого государства на мировой арене.
Современные конфликты зачастую не признают государственных границ. Афганские беженцы, решившие покидавшие зону вооруженных столкновений между талибами и боевыми силами Северного альянса, представляли собой серьезную проблему не только для самого Афганистана, но и для граничащего с ним Таджикистана, и для российских властей.
Более того, в связи с неуклонно набирающей темпы тенденцией глобализации международных отношений, с развитием мировых телекоммуникационных систем многие конфликты последнего десятилетия XX например: Келеманс К. Военный ответ возглавляемой США коалиции на теракты 11 сентября / Нравственные ограничения войны: проблемы и примеры / Под общей редакцией Б. Коппитерса, Н. Фоушина, Р. Апресяна - М.: Гардарики, 2002. С. 336-370. века, зародившись как внутренние или локальные, нередко приобретают глобальное, общемировое значение. Так, косовский конфликт по определению не мог остаться лишь в рамках межгосударственных отношений Союзной Республики Югославии и Албании. В этот конфликт (а также в его урегулирование) в той или иной степени оказались втянуты не только основные европейские государства, имеющие свои интересы на Балканах, но и в целом мировое сообщество в лице США, международных организаций НАТО и ООН, а также многих негосударственных участников (различных неправительственных организаций, например). Чеченские боевики, находящиеся на границе с суверенной Грузией, также становятся причиной отдельной международной проблемой, в урегулирование которой, кроме России и, собственно, Грузии, втягиваются еще и Соединенные Штаты Америки [4].
Глобальное развитие всемирной сети Интернет уже не раз позволило участникам акций протеста во время нескольких сессий Всемирной Торговой Организации, а также саммитов руководителей стран «Большой семерки» успешно скоординировать свои действия, находясь за много сотен километров друг от друга. Такие манифестации уже со времен сессии ВТО в Сиэтле в 1999 году представляют собой хорошо организованные мероприятия активистов различных неправительственных организаций и общественных объединений, преследующих конкретные цели6. Подобные акции сегодня все чаще предоставляют мировым средствам массовой информации повод говорить о наступлении «неправительственного порядка» в современных международных отношениях. Обоснованность подобных утверждений подтверждают сегодня многочисленные факты участия различных «неправительственных» акторов в международных делах (в том числе - в урегулировании современных конфликтов).
Анализ различных функций, которые те или иные неправительственные организации могут выполнять, будучи каким-либо образом вовлеченными в урегулирование современных конфликтов, а также форм деятельности НПО в конфликте представляется автору данной работы одними из наиболее важных аспектов в исследуемой им проблематике [3].
Определение того, какие функции выполняют сегодня различные неправительственные организации в урегулировании конфликтов, позволяет приблизиться к ответу на главный вопрос, поставленный автором в данной работе, а именно - какова роль неправительственных организаций в урегулировании современных конфликтов и насколько может быть эффективным участие таких организаций в подобных процессах современной системы международных отношений?
Авторы, занимающиеся данной проблемой, обычно обращают внимание на интересующие именно их нюансы этого вопроса. В результате, они выделяют самые разные функции, выполняемые неправительственными организациями в урегулировании конфликтов. Часто бывает так, что одни и те же функции, различные авторы просто называют по-разному.
В целом же, многие из выделяемых функций совпадают по конечным целям, которые обычно стоят перед неправительственными организациями, участвующими в урегулировании конфликтной ситуации, а это, как правило -максимально возможное содействие в сохранении и поддержании мира в зоне того или иного конфликта.
В числе различных неправительственных организаций, осуществляющих подобную функцию в урегулировании современных конфликтов, в первую очередь можно назвать такие НПО, как: «Врачи без границ», «Международная амнистия», «Международный Комитет Красного Креста» (МККК) и некоторые другие [5].
Принцип нейтральности зафиксирован, например, в Уставе Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца в качестве одного из семи основополагающих принципов деятельности этой организации, провозглашенных на XX Международной конференции Красного Креста, состоявшейся в Вене в 1965 году. «Чтобы сохранить всеобщее доверие, Красный Крест не может принимать чью-либо сторону в вооруженных конфликтах и вступать в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера», - так определяется данный принцип в одном из базовых документов этой международной неправительственной организации .
В результате именно «Международный Комитет Красного Креста» -неправительственная организация, в свое время появившаяся вследствие вооруженного конфликта и на случай подобного конфликта 55 - уже не раз со времен своего основания выполнял функцию нейтрального посредника в конфликте. МККК выступал в данной роли, например, в ходе Карибского кризиса 1962 года, во время китайско-вьетнамского конфликта 1979 года, а также во время конфликта в Камбодже в том же году [6].
Более того, «Международный Комитет Красного Креста» смог выполнить данную функцию даже в отношении сил ООН в Сомали в 1993 году, после того, как было убито 23 солдата сил ЮНОСОМ П. Делегаты МККК посещали тогда лиц, задержанных силами ЮНОСОМ II, и приходили на помощь как к жертвам со стороны сил ООН, так и со стороны сомалийских группировок. МККК предлагал свои посреднические услуги и в ситуации возможной переправки трех натовских военнопленных из Белграда в США в апреле 1999 года во время конфликта в крае Косово.
Результатом, например, выполнения «Международным Комитетом Красного Креста» функции нейтрального посредника во время войны в Персидском заливе после принятия Советом Безопасности ООН резолюции с требованием о выводе иракских войск с территории Кувейта, а также введения эмбарго и наличия сильного давления со стороны Кувейта и стран антииракской коалиции - явилось то, что МККК тогда удалось добиться от властей Ирака разрешения на проведение гуманитарной операции на территории этого государства.
Кроме того, «Международный Комитет Красного Креста», пользуясь преимуществами своего нейтрального статуса в урегулировании конфликта, может предложить и так называемые добрые услуги противоборствующим сторонам, которые могут, например, заключаться в установлении перемирия или же в создании специальных санитарных и безопасных зон. Так, в декабре 1996 года МККК предложил подобные услуги сторонам чеченского конфликта, подписавшим мирное соглашение, с тем, чтобы способствовать выполнению его условий, особенно в отношении задержанных [7].
И, наконец, «Международный Комитет Красного Креста» готов рассмотреть любую просьбу втянутых в конфликт сторон, обращающихся к нему как к независимой нейтральной организации, если удовлетворение этой просьбы будет являться непосредственным и ощутимым вкладом в урегулирование данных разногласий.
При осуществлении коммуникативной функции, действия неправительственных организаций направлены, в основном, на гражданское население. Нередко именно неправительственные организации оказываются единственными субъектами в зоне конфликта, обладающими полной достоверной информацией о происходящих событиях.
Список использованных источников:
-
Мухаметов Р.С. Место и роль неправительственных организаций в урегулировании международных конфликтов// Научный журнал, «Дискурс-Пи». 2018 год, номер выпуска №1. с. 27-30.
-
Правозащитный активизм и роль НПО. Интернет-сайт «Совет Европы». https://www.coe.int/ru/web/compass/human-rights-activism-and-the-role-of-ngos (дата обращения: 04.11. 2022.).
-
Международный комитет Красного креста. Интернет-сайт. https://www.icrc.org/ru (дата обращения 04.11
-
.2022.
-
Довженко М.В. Роль неправительственных организаций в урегулировании политических конфликтов современности, 2002, докторская диссертация. Электронная версия
-
Michael Brown (ed.), The International Dimension of Internal Conflict, MIT Press, Cambridge, 1997
-
Stephen Van Evera, “Hypotheses on nationalism and war”, in Robert J. Art and Robert Jervis, International Politics: Enduring Concepts and Contemporary Politics, Harper Collins, New York, 1996, pp. 5-39.
-
Кузнецова Е.В. Международные НПО, учебное пособие, Минск, 2008. С22-26.