Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Мектепте өлкетану сабақтарында электрондық оқыту құралдарын пайдалану
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
С еверо-Казахстанская область
район Шал акына
КГУ «Приишимская средняя школа района Шал акына»
учитель истории
Кабиева Динара Маратовна
ЭССЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ
Мы редко задумываемся над тем, что самые обычные предметы, которые нас окружают, язык, на котором мы общаемся друг с другом, и многое другое - все это части мозаики под названием история.
История - видимая и невидимая окружает нас со всех сторон. Каждое мгновение человек творит свою историю, историю своей семьи, своего города, своей страны.
Базовые ценности гражданско-патриотического воспитания легли в основу национального проекта «Рухани Жаңғыру», в которой важная роль отводится формированию исторического сознания молодежи. Актуальный тезис программы: «…патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине…» является для меня ключевым и приоритетным в преподавании истории и общественных дисциплин.
Введение тем по истории родного края в программу по предмету «История Казахстана» - это важный шаг в формировании патриота своей страны. Большую помощь в данной работе может оказать и организованная мною на уроках деятельность учеников по изучению истории родного края.
Окружающий мир полон ежедневных открытий. Моя задача - направить ученика к активному познанию. Научить его видеть дальше своего окна, дать понять, что то, что он изучает в школе, каждый день происходит в окружающем его мире.
Некоторые навыки краеведческой работы дети получают уже в дошкольном возрасте. Закрепить и продолжить эту работу в школе просто необходимо, так как иначе потеряется и стремление, и интерес к этой деятельности уже в среднем звене. Поэтому, одним из важнейших направлений в моей работе является краеведение, основной целью работы которого является углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края, формирование духовно-нравственных качеств и патриотических чувств учащихся, формирование казахстанского патриотизма и стремления воплотить в жизнь общенациональную идею «Mәңгілік Ел», развитие толерантности и умения общаться в условиях межэтнической и межкультурной коммуникации
Использование проектной деятельности является одним из важнейших направлений модернизации образования. Актуальность и значимость перехода работы учителя на новый этап с применением проектной деятельности обусловлена и развитием общества. Проектная компетентность становится нужным компонентом практически во всех сферах деятельности человека.
Технология проектно-исследовательской деятельности успешно зарекомендовала себя в моей практике, так как ориентирована на активизацию обучения, развитие самостоятельности, способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству и созидательной деятельности. Ее применение эффективно формирует не только исследовательскую активность, но и информационную культуру ученика.
Я считаю, что метод проектов, позволяет мне, во-первых, решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. Во-вторых, реализовать принципы личностно - ориентированного обучения. В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.
Проектная методика позволяет мне гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности.
Анализируя опыт использования метода проектов на уроках истории, основное предпочтение отдается темам истории Казахстана, краеведению, истории своей семьи. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.
Поисковая и исследовательская деятельность по краеведению выходит за рамки урока, расширяет кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит анализировать явления жизни. Учащиеся учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и исследование проблемы, а также творчески подходить к работе.
Также в моей работе возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Моя малая родина». По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты. Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности.
Результатами моей работы становятся красочные оформленные презентации, доклады, выставки рисунков и портретов. Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Особое внимание обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.
На уроках особый интерес вызывают работы над проектом «Достопримечательности Петропавловска», «Северо-Казахстанская область глазами тинэйджера», «Великие люди нашей области», «Музеи Северо-Казахстанской области».
Такие работы выполняются по некому алгоритму. В начале изучения темы я предлагаю самостоятельно создать параграф. Формируется тема, проблема и задание. Учащиеся делятся на группы и на протяжении урока пишут пункты, используя дополнительную литературу, различные источники.
Самостоятельно формируют заголовок и пишут небольшой авторский текст, раскрывают событийно-хронологический ряд материала для краеведческой темы.
Например, проекты в 7-8-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не преуменьшает их значимость, а говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.
На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования. За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.
Методика проектной деятельности позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мной, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.
Значительную роль в реализации проектной деятельности я отвожу информационно-коммуникационным технологиям. Именно они повышают эффективность объяснения и качество обучения, так как позволяют применять различные подходы и методы обучения- поиск информации в Интернете, использование различных Интернет-ресурсов. Для подготовки к проектам активно применяю компьютерные программы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher. Интернет-ресурсы позволяют реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают в более подробном изучении данной темы с учётом способностей детей, их уровня интересов и т. д.
Учебные электронные ресурсы, которые используются в помощь создания проектов: цветные рисунки и фото, слайд-шоу с дикторским сопровождением. Интерактивные модели, рисунки, схемы. Например, интеллект-карты, мультимедийные презентации к внеклассным мероприятиям, аудио и видео материал. В результате такой работы повышается мотивация учащихся при изучении предмета, повышение темпа урока, увеличение объема самостоятельных работ и расширение кругозора. Формами представления результатов проекта с использованием электронно-технических средств могут быть: презентации, газеты, информационные бюллетени, буклеты, веб-сайты, рефераты, видеофильмы.
Хотя не все проекты могут непосредственно влиять на сообщество, они могут, по крайней мере, использоваться в качестве доказательства обучения в рабочих цифровых портфолио студентов. Самое замечательное в цифровых портфолио то, что они продвигаются через оценки и рисуют картину прогресса с течением времени.
Итак, проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, объявлений, исследования с последующим оформлением. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребёнок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация.
Практика работы доказала эффективность проектного метода в области краеведения, а именно на уроке истории и родного края. Мною достигнуто повышение качества педагогического процесса, произошло расширение возможностей в области краеведения. Мои ученики успешно выполняют задания с сообщениями об исследованиях, выполненных самостоятельно или под руководством меня, это для них очень интересно. Разработанные мини-проекты применяются на практике в учебной и внеурочной деятельности. Краеведческая деятельность в школе – это настоящий кладезь информации для исследований.
В этом году я с учащейся 5 «А» класса Султан Аружан разработали проект, приуроченный к 75 летию Великой Отечественной Войны. Проект интересен тем, что у нас на руках есть весь нужный нам материал, то есть, вся информация о ветеране, фотографии, награды, медали, благодарственные письма, грамоты, различные документы, подтверждающие каждую награду.
Также я провожу различные викторины. Это вызывает большой интересу учащихся. Например, викторина об истории и развитии нашего села. За этот период, пока проходила эта работа, активно начинало работать всё культурно – образовательное пространство нашего села: учащиеся в поисках правильных ответов обращались и в сельский акимат села Повозочное, в библиотеку, к ветеранам и писателям – краеведам нашей местности, к учителям и родителям. Викторина под названием «Знатоки истории», «Своя игра». Деткам очень нравится. По окончании конкурса ребята каждый раз с нетерпением ждут торжественную линейку, на которой проходит награждение победителей (Приложение 1).
Активный человек-активен во всем. Так мне хочется отметить, что в ноябре месяце прошлого года я участвовала в конкурсе «Научно-исследовательских проектов в сфере образования» где заняла первое место. В первый год моей работы это было мое самое первое достижение, чему была я очень рада! (Приложение 2). Главным в моей работе стало теперь не только знание преподаваемых предметов, стремление к достижению учащимися высоких учебных результатов, но и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию ключевых компетенций школьников. Я планирую работу так, чтобы способствовать не только накоплению учебных знаний, умений и навыков, а развитию личности высокоорганизованной, всесторонне развитой, умеющей применить полученные на уроках умения и знания в практической деятельности. Для реализации поставленных задач в своей работе использую новые идеи, новые педагогические стратегии, так как являюсь учителем. Очень уважаю профессию учителя! По своему предмету также принимаю активное участие в различных олимпиадах (Приложение 3).
Организуя проектно - исследовательскую деятельность, я разделила ее на следующие этапы.
- Определение тематики проекта, поиск и анализ проблемы, постановка целей и задач, выбор названия;
- Обсуждение возможных вариантов исследования, сбор и изучение необходимой информации, определение формы продукта, составление плана работы, распределение обязанностей;
- Выполнение и внесение нужных изменений; анализ результатов выполнения проекта, оценка необходимых качества выполнения проекта;
- Подготовка и защита презентации.
Хочется обратить особое внимание на воспитательный аспект проектно - исследовательской работы в рамках краеведения.
При выборе темы исследования у учащихся формируется активная жизненная позиция, любовь и уважение к своей малой Родине. Авторы работ осознают актуальность проблемы, значимость ее для себя и общества, и здесь важна работа учителя как лидера. При выполнении исследования идет воспитание таких качеств, как:
- целеустремленность и ответственность
- трудолюбие и настойчивость
- интерес к другим личностям
- нравственность и внутренняя толерантность.
С какими трудностями я столкнулась при организации данной формы работы с учащимися?
- недостаточность собственных теоретических знаний и подготовки для организации проектно - исследовательской деятельности учащихся;
- недостаточная сформированность волевых качеств, исследовательских умений у учащихся (приемов анализа, синтеза, оценки результатов своей деятельности), умения организовать свою работу.
Но, несмотря на перечисленные трудности, все-таки хочется отметить, что организация проектно - исследовательской деятельности приносит и положительные результаты. Прежде всего, это возможность выявить способных, мотивированных к данному виду деятельности учащихся,
развитие у них умения видеть проблему, искать пути ее решения, планировать свою работу, находить различные источники информации и работать с ними, представлять результаты своего исследования,
чувство собственного морального удовлетворения от проделанной работы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обеспечивает возможность самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности на уроке краеведения, а также возможность самостоятельного конструирования собственных знаний посредством использования электронно-технических средств обучения. Мотивируя своих воспитанников на изучение исторических событий я осознаю, что моя миссия взрастить любовь к истории, научить мыслить, понимать суть происходящих событий, уважать и не нарушать законы, ценить свободу и любить Родину.