С
еверо-Казахстанская область
район Шал акына
КГУ «Приишимская средняя школа района Шал
акына»
учитель истории
Кабиева Динара Маратовна
ЭССЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ
Мы редко задумываемся над тем, что самые
обычные предметы, которые нас окружают, язык, на котором мы
общаемся друг с другом, и многое другое - все это части мозаики под
названием история.
История - видимая и невидимая окружает нас
со всех сторон. Каждое мгновение человек творит свою историю,
историю своей семьи, своего города, своей
страны.
Базовые ценности гражданско-патриотического
воспитания легли в основу национального проекта
«Рухани Жаңғыру», в которой важная роль отводится
формированию исторического сознания молодежи.
Актуальный тезис программы:
«…патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу,
городу, региону, с
любви к малой родине…» является для меня ключевым и приоритетным в
преподавании истории и общественных
дисциплин.
Введение тем по истории родного края в программу
по предмету «История Казахстана» - это важный шаг в формировании
патриота своей страны. Большую помощь в данной работе может оказать
и организованная мною на уроках деятельность учеников по изучению
истории родного края.
Окружающий мир полон ежедневных открытий. Моя
задача - направить ученика к активному познанию. Научить его видеть
дальше своего окна, дать понять, что то, что он изучает в школе,
каждый день происходит в окружающем его мире.
Некоторые навыки краеведческой работы дети
получают уже в дошкольном возрасте. Закрепить и продолжить эту
работу в школе просто необходимо, так как иначе потеряется и
стремление, и интерес к этой деятельности
уже в среднем звене. Поэтому, одним из важнейших
направлений в моей работе является краеведение, основной
целью работы которого является углубление и расширение знаний
учащихся о природе, истории и культуре родного края, формирование
духовно-нравственных качеств и патриотических чувств
учащихся, формирование казахстанского патриотизма и стремления
воплотить в жизнь общенациональную идею «Mәңгілік
Ел», развитие толерантности и умения общаться в условиях
межэтнической и межкультурной коммуникации
Использование проектной деятельности является
одним из важнейших направлений модернизации образования.
Актуальность и значимость перехода работы учителя на новый этап с
применением проектной деятельности обусловлена и развитием
общества. Проектная компетентность становится нужным компонентом
практически во всех сферах деятельности
человека.
Технология проектно-исследовательской
деятельности успешно зарекомендовала себя в моей практике, так как
ориентирована на активизацию обучения, развитие самостоятельности,
способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству и
созидательной деятельности. Ее применение эффективно формирует не
только исследовательскую активность, но и информационную культуру
ученика.
Я
считаю, что метод проектов, позволяет мне, во-первых, решить одну
из самых острых проблем современного образования - проблему
мотивации. Во-вторых, реализовать принципы личностно -
ориентированного обучения. В-третьих, выполняя проекты, школьники
осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся
самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и
применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их
творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность,
ответственность, формируются умения планировать и принимать
решения.
Проектная методика позволяет мне гармонично
дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология
обучения более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая
учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться
и самореализовываться в разнообразной учебной и практической
деятельности.
Анализируя опыт использования метода проектов на
уроках истории, основное предпочтение отдается темам истории
Казахстана, краеведению, истории своей семьи. Тип проекта зависит
от возраста учащихся и темы.
Поисковая и исследовательская деятельность по
краеведению выходит за рамки урока, расширяет кругозор, область
интересов, развивает наблюдательность, учит анализировать явления
жизни. Учащиеся учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и
исследование проблемы, а также творчески подходить к
работе.
Также в моей работе возможны небольшие по объему
исследовательские творческие работы, например: «Моя малая родина».
По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные
проекты. Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных
знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины,
развивают исследовательские и творческие
способности.
Результатами моей работы становятся красочные
оформленные презентации, доклады, выставки рисунков и портретов.
Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения,
поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное
мышление и логическая память. Особое внимание обращаю на придание
процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников
самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические
обобщения.
На
уроках особый интерес вызывают работы над проектом
«Достопримечательности Петропавловска», «Северо-Казахстанская
область глазами тинэйджера», «Великие люди нашей области», «Музеи
Северо-Казахстанской области».
Такие работы выполняются по некому алгоритму. В
начале изучения темы я предлагаю самостоятельно создать параграф.
Формируется тема, проблема и задание. Учащиеся делятся на группы и
на протяжении урока пишут пункты, используя дополнительную
литературу, различные источники.
Самостоятельно формируют заголовок и пишут
небольшой авторский текст, раскрывают событийно-хронологический ряд
материала для краеведческой темы.
Например, проекты в 7-8-х классах являются в
основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что
не преуменьшает их значимость, а говорит о соответствии возрастным
особенностям школьников данного возраста.
На
старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает
характер научно-исследовательской работы с определением целей и
задач, выдвижением гипотезы исследования. За свою работу ученики
получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за
защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную
поисковую деятельность.
Методика проектной деятельности позволяет
реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо
мной, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на
себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру
своей страны. Все это способствует формированию активной
гражданской позиции учащихся и максимальному развитию
индивидуальных способностей и талантов
каждого.
Значительную роль в реализации проектной
деятельности я отвожу информационно-коммуникационным технологиям.
Именно они повышают эффективность объяснения и качество обучения,
так как позволяют применять различные подходы и методы обучения-
поиск информации в Интернете, использование различных
Интернет-ресурсов. Для подготовки к проектам активно применяю
компьютерные программы: Microsoft Office Word, Microsoft Office
Power Point, Microsoft Office Publisher. Интернет-ресурсы позволяют
реализовать личностно-ориентированный подход в обучении,
обеспечивают в более подробном изучении данной темы с учётом
способностей детей, их уровня интересов и т.
д.
Учебные электронные ресурсы, которые используются
в помощь создания проектов: цветные рисунки и фото, слайд-шоу с
дикторским сопровождением. Интерактивные модели, рисунки, схемы.
Например, интеллект-карты, мультимедийные презентации к внеклассным
мероприятиям, аудио и видео материал. В результате такой работы
повышается мотивация учащихся при изучении предмета, повышение
темпа урока, увеличение объема самостоятельных работ и расширение
кругозора. Формами представления результатов проекта с
использованием электронно-технических средств могут быть:
презентации, газеты, информационные бюллетени, буклеты, веб-сайты,
рефераты, видеофильмы.
Хотя не все проекты могут непосредственно влиять
на сообщество, они могут, по крайней мере, использоваться в
качестве доказательства обучения в рабочих цифровых портфолио
студентов. Самое замечательное в цифровых портфолио то, что они
продвигаются через оценки и рисуют картину прогресса с течением
времени.
Итак, проект - это возможность учащихся выразить
свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной
форме: изготовление коллажей, плакатов, объявлений, исследования с
последующим оформлением. В процессе проектной работы
ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое
важное то, что ребёнок, а не учитель определяет, что будет
содержать проект, в какой форме и как пройдёт его
презентация.
Практика работы доказала эффективность проектного
метода в области краеведения, а именно на уроке истории и родного
края. Мною достигнуто повышение качества педагогического процесса,
произошло расширение возможностей в области
краеведения. Мои ученики успешно выполняют задания с
сообщениями об исследованиях, выполненных самостоятельно или под
руководством меня, это для них очень интересно. Разработанные
мини-проекты применяются на практике в учебной и внеурочной
деятельности. Краеведческая деятельность в школе – это настоящий
кладезь информации для
исследований.
В этом году я с учащейся 5 «А» класса Султан
Аружан разработали проект, приуроченный к 75 летию Великой
Отечественной Войны. Проект интересен тем, что у нас на руках есть
весь нужный нам материал, то есть, вся информация о ветеране,
фотографии, награды, медали, благодарственные письма, грамоты,
различные документы, подтверждающие каждую
награду.
Также я провожу различные викторины. Это вызывает
большой интересу учащихся. Например, викторина об истории и
развитии нашего села. За этот период,
пока проходила эта работа, активно начинало работать всё культурно
– образовательное пространство нашего села: учащиеся в поисках
правильных ответов обращались и в сельский акимат села Повозочное,
в библиотеку, к ветеранам и писателям – краеведам нашей
местности, к учителям и родителям. Викторина под названием «Знатоки
истории», «Своя игра». Деткам очень нравится. По окончании конкурса
ребята каждый раз с нетерпением ждут торжественную линейку, на
которой проходит награждение победителей (Приложение
1).
Активный человек-активен во всем. Так мне хочется
отметить, что в ноябре месяце прошлого года я участвовала в
конкурсе «Научно-исследовательских проектов в сфере образования»
где заняла первое место. В первый год моей работы это было мое
самое первое достижение, чему была я очень рада! (Приложение 2).
Главным в моей работе стало теперь не только знание преподаваемых
предметов, стремление к достижению учащимися высоких учебных
результатов, но и целенаправленная педагогическая деятельность по
формированию ключевых компетенций школьников. Я планирую работу
так, чтобы способствовать не только накоплению учебных знаний,
умений и навыков, а развитию личности высокоорганизованной,
всесторонне развитой, умеющей применить полученные на уроках умения
и знания в практической деятельности. Для реализации поставленных
задач в своей работе использую новые идеи, новые педагогические
стратегии, так как являюсь учителем. Очень уважаю профессию
учителя! По своему предмету также принимаю активное участие в
различных олимпиадах (Приложение
3).
Организуя проектно - исследовательскую
деятельность, я разделила ее на следующие
этапы.
- Определение тематики проекта, поиск и анализ
проблемы, постановка целей и задач, выбор
названия;
- Обсуждение возможных вариантов исследования,
сбор и изучение необходимой информации, определение формы продукта,
составление плана работы, распределение
обязанностей;
- Выполнение и внесение нужных изменений; анализ
результатов выполнения проекта, оценка необходимых качества
выполнения проекта;
- Подготовка и защита
презентации.
Хочется обратить особое внимание на
воспитательный аспект проектно - исследовательской работы в рамках
краеведения.
При выборе темы исследования у учащихся
формируется активная жизненная позиция, любовь и уважение к своей
малой Родине. Авторы работ осознают актуальность проблемы,
значимость ее для себя и общества, и здесь важна работа учителя как
лидера. При выполнении исследования идет воспитание таких качеств,
как:
- целеустремленность и
ответственность
- трудолюбие и
настойчивость
- интерес к другим
личностям
- нравственность и внутренняя
толерантность.
С какими трудностями я столкнулась при
организации данной формы работы с
учащимися?
- недостаточность собственных теоретических
знаний и подготовки для организации проектно - исследовательской
деятельности учащихся;
- недостаточная сформированность волевых качеств,
исследовательских умений у учащихся (приемов анализа, синтеза,
оценки результатов своей деятельности), умения организовать свою
работу.
Но, несмотря на перечисленные трудности, все-таки
хочется отметить, что организация проектно - исследовательской
деятельности приносит и положительные результаты. Прежде
всего, это возможность выявить способных, мотивированных к данному
виду деятельности учащихся,
развитие у них умения видеть проблему, искать
пути ее решения, планировать свою работу, находить различные
источники информации и работать с ними, представлять результаты
своего исследования,
чувство собственного морального удовлетворения от
проделанной работы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что
проектная деятельность обеспечивает возможность самостоятельной,
творческой, исследовательской деятельности на уроке краеведения, а
также возможность самостоятельного конструирования собственных
знаний посредством использования электронно-технических средств
обучения. Мотивируя своих воспитанников на изучение
исторических событий я осознаю, что моя миссия
взрастить
любовь к истории, научить мыслить, понимать суть происходящих
событий, уважать и не нарушать законы, ценить свободу и любить
Родину.