Материалдар / Методический материал по предметам специальных дисциплин

Методический материал по предметам специальных дисциплин

Материал туралы қысқаша түсінік
Для реализации проблемной темы «Развитие технического мышления учащихся с целью повышения качества образования» мне, как преподавателю, необходимо было совершенствовать традиционно существующий учебно-воспитательный процесс урока черчения, улучшить содержательную и процессуальную стороны обучения.
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

«Использование модульной технологии в процессе преподавания черчения: проблемы и перспективы»


Д ля реализации проблемной темы «Развитие технического мышления учащихся с целью повышения качества образования» мне, как преподавателю, необходимо было совершенствовать традиционно существующий учебно-воспитательный процесс урока черчения, улучшить содержательную и процессуальную стороны обучения. Законом «Об образовании» Республики Казахстан утвержден принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий нам, преподавателям, использовать наиболее оптимальный, на наш взгляд, вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели. Современная педагогика располагает большим спектром технологий.

Учебный предмет имеет конструкцию, включающую теоретические и практические занятия одной темы. Каждый раздел состоит из разного количества часов. Это зависит от часов, отведенных на тему учебной программой. Метод «погружения» в учебный предмет подразумевает такую систему творчески взаимосвязанной, методически грамотной деятельности преподавателя и учащихся, когда вся недельная нагрузка объединяется в одно учебное занятие. Традиционное занятие заменяется укрупненной учебной единицей, позволяющей в концентрированном виде изучить, закрепить и применить необходимый объем материала. Необходимо, чтобы после объяснения нового материала обязательно последовали этапы сознательного осмысления, восприятия, а затем применения (выполнения системы упражнений). На традиционном уроке для эффективной реализации всех этапов учебной работы времени недостаточно. Объединение нескольких уроков в одно занятие создает условия для более результативной работы учащихся и преподавателя.

Работа по реализации проблемной темы позволила отработать определенный достаточно эффективный алгоритм работы, используя блочный подход на основе метода «погружения» в предмет. И одновременно с этим вывела на новую проблему, которую необходимо решить в перспективе – вопрос совместного изучения черчения и графической системы, с помощью которой могут быть выполнены электронные чертежи. Необходимы дополнительные часы для того, чтобы освоить графическую систему . Однако это время ни в коем случае не может быть выделено за счет часов, отведенных на изучение предмета «Черчение», которых и так совершенно недостаточно.

В связи с современными задачами образования возникла необходимость пересмотра содержания графического образования учащихся. Разработку ее нового содержания следует рассматривать как общепедагогическую проблему, а в контексте с работой по подготовке и повышению квалификации кадров в системе непрерывного образования и как государственную задачу.

Учебная деятельность при модульном обучении структурируется на учебные ситуации или задачи, учебные действия, контроль, оценку. Процесс усвоения, построенный целиком на деятельности учащихся, при модульной организации обеспечивает глубину и прочность усвоения за счёт раскрытия существенных сторон нового материала и различных форм материализации новых знаний.

Очень важно строить процесс обучения в согласии с процессом усвоения. Этим модульные уроки отличаются от обычных. Они представляют собой полный цикл процесса познания - описание - объяснение - проектирование. Модульная технология в начале каждого этапа деятельности предполагает мотивацию, помогающую учащемуся понять какую информацию и для чего он осваивает.

На подготовительном этапе структурирования учебной модульной программы большое внимания надо уделять:

изучению учебных возможностей и потребностей учащихся;

изучению содержания учебной дисциплины;

обоснованию предыдущих знаний учащихся.

На первом этапе преподаватель должен умело разложить содержание и по уровню сложности, и по методам работы над ним, не забывая про алгоритмизацию. Это значит, что если, например, при изучении нового материала учитель задает самостоятельную работу с текстом учебника, то обязательно должен продумать наводящие вопросы для учащихся с низким уровнем обученности, рекомендации о дальнейшем направлении для тех, кто выполнил задание полностью, и тех, у кого возникли трудности. При этом для сильных учащихся в содержании должны быть проблемные темы, дополнительная информация и т.д. Ученики имеют разные учебные возможности: кто-то может только узнать знакомые факты, кто-то выполнит несложные действия, а кто-то установит межпредметные связи. Технология модульного обучения должна давать учащимся возможность выбора.

Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно, проведя перед этим большую подготовительную работу.

Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всего курса, всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи.

Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы обучающихся, алгоритм выполнения заданий, критерии оценки выполнения, коррекцию собственной деятельности.

В-третьих, подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты и т.д. Затем разработать методическое сопровождение учащихся с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.

Необходимо помнить, что для многих учащихся самоцелеполагание, самооценка и рефлексия - очень сложные процессы для учащихся и требуют дополнительной подготовки. Преподаватель тоже должен изменить свою функцию с информационной на консультирующую.

Преподавателю, только начинающему знакомство с технологией модульного обучения нет необходимости разрабатывать модульное обучение на целый год, можно начать разработку модульной программы на небольшую тему.

Рейтинговая форма контроля проста в применении, что помогает как преподавателю, так и обучающемуся.

Для составления рейтинговой системы контроля преподавателю необходимо решить два вида задач:

по содержанию: проанализировать содержание материала, выявить основные показатели контроля, четко разделить по целостности восприятия. Для каждого уровня указать конкретное содержание и степень овладения материалом;

по деятельности: проанализировать каждый вид деятельности, представить его в виде понятного алгоритма (последовательности операций). Разделить все действия на три уровня исполнения, сформулировать критерии оценки каждого уровня, представить результаты по данным уровням.

Изучив опыт преподавателей, которые использовали в своем обучении технологию модульного обучения, можно сказать, что она является оптимальным методом обучения.

Данный способ обучения позволяет повысить успеваемость за короткие сроки. У обучающегося появляется мотивация получить больше баллов, а следовательно, и хорошую оценку.

Модульное обучение учит детей самостоятельности и работать в группах или в парах.

Используя модульную технологию, преподаватель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью обучающихся. Модульная система обучения дает преподавателю профессиональный рост, а студенту возможность саморазвития, самореализации. В то же время эта система обучения требует от преподавателя большой предварительной работы, а от обучающегося напряженного труда. Обучающиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности.

Таким образом, технология модульного обучения, как и любая педагогическая технология, это, в первую очередь, система, в которую входят совместные действия учителя и обучающихся, это сотрудничество. Преподаватель получает опыт подготовки и проведения современного урока, начиная от мотивации и совместного целеполагания, и заканчивая оценкой результатов, выставлением и комментированием отметок, и рефлексией. Такой опыт повышает уровень профессиональной компетенции учителя. Обучающиеся формируют умение учиться, приобретая опыт самостоятельной познавательной и рефлексивно-оценочной деятельности.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ