МЕТОДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Тақырып бойынша 11 материал табылды

МЕТОДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Материал туралы қысқаша түсінік
В докладе рассматривается важность решения проблемы инклюзивного образования в современных условиях развития общества. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и детей с ОВЗ вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.
Материалдың қысқаша нұсқасы

МЕТОДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.


Зинетова Жадыра Сейлхановна

Западно-Казахстанская область, г.Уральск

Колледж сервиса и новых технологий


Аннотация: в докладе рассматривается важность решения проблемы инклюзивного образования в современных условиях развития общества. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и детей с ОВЗ вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.

Ключевые слова: инклюзив, инклюзивное образование, особые образовательные процессы, перспективная форма образования.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.





«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;

они будут открывать это новое сами».

(И.Г. Песталоцци)

                                                                                                                                   


  Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.    Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

         Инклюзия-это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей, которые приводят к успехам в школе.

         

         Инклюзия благоприятна и полезна всем участникам образовательного процесса: это позитивный опыт, приносящий радость всем детям. Этот образовательный процесс способствует внедрению разнообразных методов и приемов, все дети представляют собой единое пространство, они уважают друг друга. Инклюзивное образование опирается на философию, концептуальные основы, закономерности и принципы общей педагогики. Помимо общих законов и общеизвестных дидактических принципов, инклюзивное образование подчиняется специфическим принципам:

  1. Ценность человека зависит не только от его способностей и достижений.

  2. Каждый человек уникален!

  3. Каждый человек способен чувствовать и думать!

  4. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений: все люди нуждаются друг в друге, все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников и наставников.

  6. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

  7. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования детей с особыми образовательными потребностями.

         Первое, что должен сделать преподаватель для того, чтобы помочь адаптироваться детям с особенностями развития - это создание психологически комфортной образовательной среды. Необходима спокойная рабочая обстановка на уроке. Обязательны беседы с учащимися о толерантности и уважении друг к другу на уроках, на внеклассных занятиях.

          Чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся, необходимо учитывать диагноз детей. Очень важно проведение физкультминуток на уроках. Применяются следующие методики:

-выполнение заданий, связанных с передвижением по классу;

-смена разных видов деятельности во избежание переутомления;

-учет эмоциональных потребностей и поведения каждого учащегося (ребенок может быть на уроке подавлен, замкнут, медлителен или гиперактивен);

-предоставление дополнительного времени для выполнения задании (разрешается дописать после уроков);

-работа творческого характера может сдаваться учителю или в рукописном, или печатном, или электронном виде (по выбору учащихся);

-предоставление возможности доработать и переработать творческую работу.

            Также очень важно создание в учебном процессе «ситуации успеха» для ученика - обстановки, располагающей его к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.

             При усвоении нового материала нужно помнить, что новый материал в большом объеме нельзя давать в один прием, необходимо поэтапное усвоение. На уроках литературы объяснение лучше давать не в форме лекций, а в форме бесед и комментированного чтения. Предлагаются использовать следующие приемы работы:

  1. Прием «Чтение с остановками». После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована.

  2. Прием «Синквейн». Этот прием предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в группах. Направлен на творческую работу по выяснению уровня осмысления текста.

  3. Прием «Знаю, узнал, хочу узнать». Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

  4. Прием «Мозговой штурм». Позволяет активизировать, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.

  5. Прием «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить событие в логической последовательности.

  6.  Прием «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы) и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые вопросы). Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

При использовании на уроках литературы указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

             На уроках русского языка при закреплении изученного материала, при выполнении упражнений задания необходимо разбивать четко по шагам для обеспечения их выполнения. Ученикам, у которых умения и навыки по какому-либо разделу сформированы непрочно, предлагается выполнить задания для повторения изученного материала или произвести указанные виды разборов.

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям, является дидактическая игра. Игрообучение благотворно влияет на формирование положительной учебной мотивации детей с особыми потребностями («Орфографическая зоркость», «Третье лишнее», «Заменить словосочетание одним словом», «Составь рассказ по опорным словам», «Построй слово», викторины, игры-соревнования.)

             При обучении необходимо реализовывать принцип: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству. Поэтому учащихся необходимо привлекать к участию в школьных, городских мероприятиях, конкурсах. Кроме того, необходимо вовлекать таких детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, уровень актуального развития состояние физического и нервно-психического развития в социальную жизнь: экскурсии в музеи, походы в библиотеку, театры, кинотеатры, спортивные мероприятия.

В заключение хочется отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого стать заинтересованным и интересным соучастником процесса учебной деятельности. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами». (И.Г. Песталоцци)

                                                                                                                                           

















Список литературы

  1. Григорьева Г. Ф. Дети должны учиться вместе / Г. Ф. Григорьева. - (Качественное образование). - (Стандарты и пути) // Национальные проекты. - 2009 - N12 -С. 70-71. - Продолж. Следует

  2. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. – М.: Издатель: Московский городской психолого - педагогический университет, 2011. – с.10-11  http://psihdocs.ru/lekciya-po-teme-filosofskie-osnovaniya-inklyuzii-i-principi-in.html

  3. Алехина С. В.  Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 1. -С. 83-92. - Библиогр.: с. 91 (8 назв. ). - ISSN 1814-2052

  4. Будникова Е.С., Резникова Е.В. Реализация инклюзивного образования в образовательной организации ] : учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Будникова, Е.В. Резникова. – Челябинск: Изд-во Цицеро, 2017 - 110с.

  5. Демичева О. Г. Неспециальные проблемы инклюзивного образования / О. Г. Демичева //Социальная педагогика. - 2012 - № 2 -С. 54-58

Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
22.10.2025
34
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі