Материалдар / "Методы и приемы рефлексии на уроках русского языка и литературы"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

"Методы и приемы рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Материал туралы қысқаша түсінік
жас әріптестеріме әдістемелік көмек
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
26 Желтоқсан 2018
442
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Коммунальное государственное учреждение «Основная общеобразовательная Коздигаринская школа Сырымского районного отдела образования»











Тема:

«Методы и приёмы рефлексии на уроках русского языка и литературы».


















Еркетлеуова Гульмира Жолаевна










2018 – 2019 учебный год



Тема: «Методы и приёмы рефлексии на уроках русского языка и литературы».

Цель: продемонстрировать виды рефлексии на современных уроках и основные способы организации и работы с ней (на примере нескольких форм рефлексии)

Задачи:

- Дать представление о классификации рефлексии.

- Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.

Категория: Учителя русского языка и литературы


Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно Вас всех видеть.

В одной притче говорится:

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.


Что же такое рефлексия? Рефлексия (от латинского Reflecus- обращение назад) – это способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими людьми, и строить свое поведение с учетом возможных реакций. В педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия трактуется как размышление, самонаблюдение, самоанализ. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».


Рефлексию можно применять на любом этапе урока, и осуществляется она на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции.

В зависимости от цели, вида и функции рефлексивной деятельности можно представить следующую классификацию рефлексии:

Способность к рефлексии дает возможность человеку:

- осознать свои поступки, отношения, ценности;

- формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные:

- управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами:

- формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности:

-обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.

Кроме того, рефлексивная практика помогает избавиться от страха, способствует открытому общению людей, сплочению команды, коллектива.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия деятельности

- рефлексия содержания учебного материала


1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Данный вид рефлексивной деятельности отражает внутреннее состояние ученика, его самочувствие (комфортно – дискомфортно), является средством самопознания. Он используется для формирования благоприятного микроклимата на уроке, снижения уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации здоровьесберегающей технологии. Проводить этот вид рефлексии целесообразно в начале урока (для установления эмоционального контакта) и в конце деятельности (для выявления эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой).

Лестница «Мое настроение »

Каждый участник на стикере пишет свое имя и прикрепляет на одной из ступеньке лестницы. Ступеньки «Супер!» «Я надеюсь на себя» « Хорошо» «Неплохо» «Мне нужна помощь» «Незнаю» « Плохо»

2. Рефлексия деятельности.

Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, когда преследуется цель осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, и в конце урока – для оценки активности каждого ученика и эффективности его деятельности на разных этапах урока. При использовании данного вида рефлексии предполагается рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом).

«Пятерочка»

На листах формата А4 предлагается обвести свою руку и написать информацию на пальцах:

Большой – «Для меня важно и интересно…»

Указательный – «Мне было трудно…»

Средний – «Для меня недостаточно…»

Безымянный – «Мне понравилось…»

Мизинец – «Мои предложения»

3.Рефлексия содержания учебного материала.

Интеллектуальная рефлексия выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности; что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал. При использовании этой рефлексивной деятельности предполагается следующий результат.

- Рост уровня осознания содержания пройденного материала

- Развитие речи учащихся (речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной).

- Преодоление страха выражать свое отношение к проблеме: учащиеся размышляют, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили.

- Формирование и развитие новых способов самовыражения учащихся.

- Повышение мотивации учения, получения новых знаний.

- Рост активности каждого учащегося.

«Рефлексивное эссе»

Участники отвечая на вопросы и анализируя содержания учебного материала пишут:

- В начале я (мы) подумала ...........................................................

- Затем я( мы) столкнулся с такой проблемой ............................

- Чтобы решить проблему я (мы) .................................................

- Из этого я (мы) увидел ................................................................

- Значить это показывает ..............................................................

- Итак я ( мы) пришел к такому мнению .....................................



Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

- Что я делаю?

- С какой целью?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Как я этого достиг?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

Участники оценивают эффективность проведения мастер- класса с использованием приема «Дерево».

На дереве прикрепляют:

- плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

- цветы – довольно неплохо;

- зелёные листики – не совсем удовлетворён;

- жёлтые листики – неудовлетворённость



















Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!