Коммунальное государственное учреждение «Основная
общеобразовательная Коздигаринская школа Сырымского районного
отдела образования»
Тема:
«Методы и приёмы рефлексии на уроках
русского языка и литературы».
Еркетлеуова Гульмира Жолаевна
2018 – 2019 учебный год
Тема: «Методы и приёмы
рефлексии на уроках русского языка и литературы».
Цель: продемонстрировать
виды рефлексии на современных уроках и основные способы организации
и работы с ней (на примере нескольких форм
рефлексии)
Задачи:
- Дать представление о
классификации рефлексии.
- Показать конкретные
варианты проведения рефлексии на уроках.
Категория: Учителя русского языка и
литературы
Добрый день, уважаемые
коллеги! Приятно Вас всех видеть.
В
одной притче говорится:
“Жил
мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец
знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец,
какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает:
“Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец,
подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
В
наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а
главное, успешным. Психологи особо подчёркивают, что становление и
развитие духовной жизни связано, прежде всего, с
рефлексией.
Что же такое
рефлексия? Рефлексия
(от
латинского Reflecus- обращение назад) – это способность осознавать
свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются
другими людьми, и строить свое поведение с учетом возможных
реакций. В педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия
трактуется как размышление, самонаблюдение,
самоанализ. Словарь
иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем
внутреннем состоянии, самопознание. В
современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ
деятельности и её
результатов. Рефлексия, в упрощённом определении, - это
«разговор с самим собой».
Рефлексию можно применять на
любом этапе урока, и осуществляется она на протяжении всего
учебного процесса, выполняя на разных его
этапах различные функции.
В зависимости от цели, вида
и функции рефлексивной деятельности можно представить следующую
классификацию рефлексии:
Способность к рефлексии дает
возможность человеку:
- осознать свои поступки,
отношения, ценности;
- формировать образы и
смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные:
- управлять собственной
активностью в соответствии с личностными ценностями и
смыслами:
- формировать и
переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями,
целями, задачами деятельности:
-обеспечивает осмысление
прошлого и предвосхищение будущего.
Кроме того, рефлексивная
практика помогает избавиться от страха, способствует открытому
общению людей, сплочению команды, коллектива.
Исходя из функций рефлексии, предлагается
следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального
состояния;
- рефлексия деятельности
- рефлексия содержания учебного
материала
1. Рефлексия настроения и эмоционального
состояния.
Данный вид рефлексивной
деятельности отражает внутреннее состояние ученика, его
самочувствие (комфортно – дискомфортно), является средством
самопознания. Он используется для формирования благоприятного
микроклимата на уроке, снижения уровня психологических и
физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации
здоровьесберегающей технологии. Проводить этот вид рефлексии
целесообразно в начале урока (для установления эмоционального
контакта) и в конце деятельности (для выявления эмоционального
состояния, степени удовлетворенности работой).
Лестница «Мое
настроение »
Каждый участник на стикере
пишет свое имя и прикрепляет на одной из ступеньке лестницы.
Ступеньки «Супер!» «Я надеюсь на себя» « Хорошо» «Неплохо» «Мне
нужна помощь» «Незнаю» « Плохо»
2. Рефлексия
деятельности.
Этот
вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, когда
преследуется цель осмысления способов и приемов работы с учебным
материалом, поиска наиболее рациональных, и в конце урока – для
оценки активности каждого ученика и эффективности его деятельности
на разных этапах урока. При использовании данного вида рефлексии
предполагается рост мотивации учения и развитие умения
определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более
высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы,
проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном,
коллективном, групповом).
«Пятерочка»
На листах формата
А4 предлагается обвести свою руку и написать информацию на
пальцах:
Большой – «Для
меня важно и интересно…»
Указательный –
«Мне было трудно…»
Средний – «Для
меня недостаточно…»
Безымянный – «Мне
понравилось…»
Мизинец – «Мои
предложения»
3.Рефлексия
содержания учебного материала.
Интеллектуальная
рефлексия выступает формой
теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели,
содержание, средства, способы собственной деятельности; что понял,
что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал. При
использовании этой рефлексивной деятельности предполагается
следующий результат.
-
Рост
уровня осознания содержания пройденного материала
- Развитие речи учащихся (речь становится более
яркой, выразительной, образной,
насыщенной).
-
Преодоление страха выражать свое отношение к
проблеме: учащиеся размышляют, сами ставят цели, осмысливают то,
что поняли, усвоили.
-
Формирование и развитие новых способов
самовыражения учащихся.
-
Повышение мотивации учения, получения новых
знаний.
-
Рост
активности каждого учащегося.
«Рефлексивное
эссе»
Участники отвечая на вопросы и анализируя содержания
учебного материала
пишут:
-
В начале я (мы)
подумала ...........................................................
-
Затем я( мы) столкнулся с
такой проблемой ............................
-
Чтобы решить проблему я (мы)
.................................................
-
Из этого я (мы) увидел
................................................................
-
Значить это показывает
..............................................................
-
Итак я ( мы) пришел к такому
мнению
.....................................
Вернемся к рефлексивным
вопросам и зададим их себе:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей
деятельности?
- Как я этого
достиг?
- Можно ли сделать
лучше?
- Что я буду делать
дальше?
Пока учитель задаёт себе эти
вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться
достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно,
рефлексия является обязательным условием саморазвития не только
ученика, но и учителя.
Участники оценивают эффективность
проведения мастер-
класса с использованием приема
«Дерево».
На дереве
прикрепляют:
- плоды – дело прошло
полезно, плодотворно;
- цветы – довольно
неплохо;
- зелёные листики – не
совсем удовлетворён;
- жёлтые листики –
неудовлетворённость