МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аипеисова Ботагоз
Мухамедкалиевна
Учитель математики средней
школы № 30 города Шымкент
Проблема
познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Как
сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием? Каждая эпоха
в силу своих социокультурных особенностей предлагала свой путь
решения. Познавательный интерес - это один из важнейших для
нас мотивов учения школьников. Его
действие очень сильно. Под его влиянием учебная работа
даже у слабых учащихся
протекает более
продуктивно.
Основная
задача обучения
математике в школе - прочное и осознанное овладение учащимися
системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной
жизни и трудовой деятельности каждому члену современного
общества.
Одной из
главных задач учителя является организация познавательной
деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались
потребности в осуществлении творческого преобразования учебного
материала с целью овладения новым знанием. Работать над
активизацией познавательной деятельности – это, значит, формировать
положительное отношение школьников к учебной деятельности,
развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых
предметов.
Формирование познавательной активности возможно
при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему
интересна. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к
знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить
познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру
в свои силы». [Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и
потребность к самообразованию. – М., Просвещение,
1885]
Одной из
главных задач школы является не только сообщение определённой суммы
знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов,
творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному
«добыванию» и обогащению знаний и умений, применяя их в
своей практической деятельности.
Увеличение
умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как
поддержать интерес ученика к изучаемому материалу и его
познавательную активность на протяжении всего урока. В связи с этим
ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких
методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников,
стимулировали бы развитие общей активности, самостоятельности,
личной инициативы и творчества учащихся разного
возраста.
Эффективность процесса обучения математике в наше
время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит
учителю. Его задача, прежде всего, воспитать активно мыслящую
личность. От мастерства учителя, его умения управлять процессом
формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом
зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу.
Остановлюсь на некоторых методах и приемах, которые способствуют
успешному усвоению учебного материала, развитию познавательной
активности школьников.
Эвристические
методы. Эвристические
методы — это система эвристических правил деятельности учителя
и ученика, разработанные с учётом закономерностей
и принципов педагогического управления и самоуправления
в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся
в решении творческих задач.
Групповая
форма обучения. Групповая
форма обучения требует особой организации класса и применяется
как форма организации учебной деятельности мною нечасто, но эта
работа даёт заметный эффект не только в обучении, но и в
воспитании учащихся. В каждой группе выделяется свой лидер,
который чувствует ответственность за работу всей группы,
а менее подготовленные ученики стараются показать себя
с лучшей стороны.
Устный
счёт на уроках математики. Устный
счёт — необходимый этап проведения каждого урока. Однообразно
проводимая устная работа притупляет интерес учащихся к этому
виду деятельности.
Организация самостоятельной
работы. Самостоятельная
работа как метод обучения представляет собой овладение знаниями,
навыками и умениями в результате индивидуального
ознакомления с теоретическими источниками или отработки
необходимых приёмов и действий. Выступая как важнейший метод
обучения, самостоятельная работа вместе с тем является
внутренней основой любого другого метода обучения
и необходимой предпосылкой дидактической связи различных
методов между собой. Её основными видами являются: работа
с печатными источниками, самостоятельные тренировки, работа
с ответствующими обучающими компьютерными программами
и другие. Особой эффективностью отличается проблемный
(исследовательский) лабораторный метод, когда выдвигают гипотезу
исследования, намечают его пути, подбирают необходимые материалы
сами учащиеся.
Метод
исследовательского обучения.
Одной из
основных задач современного образования является формирование
разносторонне развитой, творческой личности, способной
реализовывать творческий потенциал. Важное место в решении
данной проблемы отводится развивающему обучению, при котором на
передний план выдвигаются проблемы развития познавательных
процессов и способностей
учащихся.
Игровые
моменты на уроках, нестандартные
уроки. Одним из
средств формирования познавательного интереса является
занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное,
неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес
к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный
материал. В процессе игры на уроке математики учащиеся
незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им
приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия,
тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит
школьника в условия поиска, пробуждает интерес к победе,
а отсюда — стремление быть быстрым, собранным, ловким,
находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила
игры.
Творческие домашние
задания. Выполнение
домашнего задания — важное условие успешного обучения
математике, поэтому для поддержания интереса к изучаемой теме,
для более глубокого и всестороннего её изучения полезно
выполнять «необычные» домашние задания. Иногда я использую этот
приём контроля знаний после проведения нестандартных
уроков.
Регулярное
использование на уроках математики системы специальных задач
и заданий, направленных на развитие познавательных
возможностей и способностей, расширяет математический кругозор
учеников, способствует математическому развитию, повышает качество
математической подготовленности, позволяет детям более уверенно
ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их
действительности и активнее использовать математические знания
в повседневной жизни.
Литература:
1.
Савенков А. И. Психологические основы
исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие.– М.:
«Ось-89», 2006 г.
2.
Бутузов И. Г. Дифференцированный подход
в обучении учащихся на современном уроке.
3.
Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение
в современной школе. –М.; 1996г.
4. Формирование
познавательных интересов школьников. // Под ред.
Щукиной Г. И.; Л., 1998г.
5.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности
учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1999г.
6.
Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса
в педагогике. М., Педагогика,
2001 г.
6.
https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6268/
7.https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2020/01/27/priemy-i-metody-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti