Итальянский педагог Мария Монтессори и ее методика
Заведующая : Бикмухамбетова Тасмиля Наиловна
Немного истории. Итальянский педагог Мария
Монтессори была одной из первых, кто в конце Х!Х века поняла, что
ребенок – это просто ребенок, существо со своим уникальным
внутренним миром. Он вырастет, объясняла она, и обязательно станет
похожим на нас, потому что природа наделила его спонтанным
интересом к познанию всего, что его окружает.
М. Монтессори была первой женщиной – доктором
медицины в Италии. Начинала с места ассистента профессора в
университетской психиатрической клинике. Она совсем не была «синим
чулком». Напротив, остроумная, красивая, одетая по последней моде,
она везде вызывала восхищение. В 1908 году Марию Монтессори узнал
весь мир.
М.
Монтессори входила в палату к слабоумным детям, и однажды поняла
нечто, чему до нее никто не придавал значения. Дети сидели без
движения в смирительных рубашках, а иначе, как объяснили ей, они бы
целый день ползали по полу в поисках хлебных крошек. М. Монтессори
увидела, что детям попросту не чем заняться. Значит, проблема этих
малышей была не столько медицинская, сколько
педагогическая!
С этого момента судьба М. Монтессори сделала крутой поворот. Она занялась методами обучения маленьких детей, прежде переписав от руки собственные переводы французских исследователей Итара и Сегена. В 20 лет она стала директором Ортофренической школы, в которой учились дети с задержкой в развитии. Уже через год многие ее подопечные научились читать и писать и выдержали экзамены наравне со здоровыми сверстниками.
Это было вторым потрясением для М. Монтессори: так как же учат в обыкновенных школах, если этих детей обгоняют в знаниях ее отстающие в развитии малыши?!
Удивительно, с какой быстротой известие о методе
Монтессори разнеслось по всему миру. Из Австралии приехали две
сестры-учительницы, которые продали дом, чтобы добраться до Италии
и поучиться у Монтессори. Путешествующий англичанин познакомился с
ней и вскоре основал Монтессорийское общество в Англии, устроив
первые классы у себя дома. Из России в гости к М. Монтессори
приезжали Юлия Ивановна Фаусек, Елизавета Ивановна Тихеева и дочка
Льва Николаевича Толстого Татьяна. Все они, вернувшись, написали
педагогические книжки, описывающие метод Монтессори, а в 1913 году
была переведена на русский язык и издана ее фундаментальная работа
«Дом ребенка. Метод научной педагогики». Имя М. Монтессори
неожиданно составило национальную гордость Италии. Ее портрет
изобразили на итальянских лирах.
Итак, М. Монтессори стала едва ли ни самым
знаменитым педагогом планеты. Ее детские сады и школы открывались
по всему миру. Даже в Россию, в Санкт-Петербург был привезен ее
дидактический материал, который до сих пор хранится в архивах
факультета дошкольного и начального школьного образования
педагогического университета им. А. И. Герцена. Многие пособия
питерская последовательница М. Монтессори Юлия Ивановна Фаусек
придумала и сама, создавая детские садики Монтессори. Но в 1926
году эксперимент был прекращен решением Государственного Ученого
Совета. То же случилось и в Италии, когда у власти оказался
дуче.
Идеи и методы Монтессори завоевали весь мир. И дело даже не в том, что её ученики без принуждения и натаскивания к 4-5 годам начинали читать и имели представление о всех арифметических действиях. Главной целью педагогики Монтессори стало воспитание свободного человека - самостоятельного, обладающего чувством собственного достоинства, тонко чувствующего окружающий мир и умеющего находить в нём свое место. Формирование всех этих качеств происходит уже в раннем детстве. Например, ребёнка надо как можно раньше приучить обслуживать себя: это не только помощь взрослым, но и воспитание независимости, лежащей в основе уважения к собственной личности.
Большое значение Монтессори придавала воспитанию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса) и развитию мелкой моторики. Известно, что дети, которые-в раннем возрасте научились хорошо выполнять мелкие движения руками, значительно опережают сверстников в умственном развитии.
Наконец, главная особенность этой педагогической системы - создание специально подготовленной среды, как определила её Монтессори. (О некоторых материалах, которые используются в ней для стимулирования развития вашего малыша, вы прочитаете в этой книге.) Это значит, что все предметы, с которыми работает ребёнок, доступны для него и стоят в определенном порядке, который дети сами поддерживают. Так осуществляется свобода выбора. Каждый дидактический материал в такой среде только один. Так провоцируются социальные кон- такты и устанавливаются правила поведения в маленьком сообществе. Вся мебель в группе сделана под рост ребёнка. Так среду делают удобной для малень кого человека. Всё, что происходит в Монтессори-группе, - это сложная и высо копрофессиональная работа, которой специально учат и к вершинам которой педагоги идут порой всю жизнь.
Но среда - не просто набор дидактических игр. Например, если, имея даже самую укомплектованную и упорядоченную среду, взрослые начинают навязы- ; вать ребёнку какую-то, на их взгляд, полезную деятельность, то они рискуют столкнуться с яростным сопротивлением такому «воспитательному воздействию». Психологический контакт, доверие между взрослым и ребёнком, внимание к личности и потребностям развития малыша - вот слагаемые успеха.
Помните, что ребёнок вам ничего не должен. Немы, а природа определяет естественный темп развития вашего малыша, и он лучше нас осознаёт свои потребности в познании, исследовании мира. Ребёнок имеет право сам решить, когда, с чем и сколько времени ему заниматься. В этой книге мы не случайно подробно рассказываем, как сделать каждое упражнение. Иногда родители спрашивают: «А не лучше ли дать возможность ребёнку самостоятельно манипулировать с дидактическим материалом?» В возрасте примерно до трёх лет ребёнок так и делает, исследуя простейшие свойства материала.
После трёх лет важно, чтобы малыш научился сознательно классифицировать свойства и называть их. Его сознание готово к такой работе, и хорошо, чтобы ваш малыш не попал в положение нищего, который, оказавшись во дворце, использует королевскую печать для того, чтобы колоть орехи. Ребёнок не может знать о назначении дидактических игр, пока вы не покажете ему, как использовать материалы по назначению. Признаком своевременности предложенного материала становится желание ребёнка самостоятельно повторять показанное упражнение, добиваясь всё больших успехов в точности его выполнения. Ребёнок сам решит, где следует остановиться.
По мере взросления вашего малыша поощряйте его желание делать что-то самостоятельно, но прежде покажите ему новое для него упражнение медленно и чётко, выделяя каждое движение. Не ждите, что всё сразу получится идеально. Ваш ребёнок, как и любой человек, имеет право на ошибку.
Не старайтесь уличить ребёнка в том, что он чего-то не знает или не умеет. Сделайте над собой усилие и откажитесь от таких слов, как «не мешай», «нельзя», «не надо». Категорические запреты и замечания сделают вашего малыша неуверенным в себе.
Это вовсе не означает, что ребёнку надо всё разрешать. «Свобода, - замечает Монтессори, - не имеет никакого отношения к вседозволенности». Вы можете и иногда должны проявлять твердость и настойчивость, но не насилие. И здесь есть сложный в выполнении совет. Чтобы не делать ребёнка рабом вашего настроения и заложником вашей непоследовательности, изберите арбитра ваших споров - правила, которые будут регулировать ваши семейные отношения. Чтобы они действовали, лучше принять их на семейном совете.
Мы с вами тоже примем определенные правила работы с этой книгой.
-
Для всех игр и упражнений приготовьте удобные стол и стул, соответствую
щие росту ребёнка. Посуда, используемая в упражнениях, должна быть
красивой, без трещин и зазубрин. -
Помните, что начав какое-либо упражнение, его необходимо довести до
конца и убрать за собой. Малыш обязательно должен помогать вам в убор
ке - это приучает его к аккуратности, позволяет почувствовать уверенность
в себе. Важно, чтобы почти все вещи, которыми пользуется малыш, он мог
доставать сам.
Каждый разворот содержит материал для одного-двух занятий. Сначала сами ознакомьтесь с содержанием упражнений и приготовьте необходимые предметы. А потом садитесь вместе с ребёнком и, рассматривая картинку, читайте или пересказывайте текст, задавая по ходу вопросы. Не торопите малыша с ответами, дайте ему возможность сформулировать свои мысли. Затем предложите выполнить описанные упражнения-игры.
На следующий день, или когда вам будет удобно, спросите его, не хочет ли он ещё раз услышать историю о трёх друзьях. Возможно, он и сам напомнит вам о них. Если вы не раз откроете книжку и ребёнок с удовольствием будет выполнять предложенные упражнения, значит, мы старались не зря.
Развитие сенсорики
В любом учебнике по дошкольной педагогике, легко можно отыскать раздел о важности сенсорного развития ребёнка. Многие серьёзные исследования посвящены тому, как сенсорное воспитание способствует развитию интеллекта, но мало кто пишет, какие конкретные упражнения помогают это делать. В лучшем случае перечень таких упражнений случаен и короток. Только Мария Монтессори ещё в начале прошлого века не только поняла важность этой проблемы и даже выделила особый сензитивный (наибольшей восприимчивости) период сенсорного развития, но и разработала специальный материал, который должен удовлетворить естественную потребность ребёнка в сенсорном развитии.
Монтессори и её последователи, конечно же, понимают, что здоровый ребёнок получает некоторые сенсорные впечатления уже потому, что он видит, слышит, ощущает запах, вкус и так далее. Но можно ли не просто пользоваться этой природной особенностью ребёнка, но и развивать её? Например, японских детей учат различать более ста оттенков серого цвета. Подобные умения Монтессори называла утончением чувств и считала их важным жизненным качеством, способствующим, в том числе, и интеллектуальному развитию ребёнка.
Задача специального материала Монтессори в том, чтобы помочь достичь более высокого уровня развития чувств, поощрить, расширить и организовать его опыт, научить детей классифицировать. Этот внешне простой навык особенно остро необходим ребёнку для построения интеллекта и развития его творческих возможностей. Из достойных уважения экспертов-непедагогов это заметил художник К.С. Петров-Водкин. Он определил трёх своих крестников именно в Монтессори-группу и как-то, наблюдая за их занятиями, воскликнул, поражённый остроумием сенсорного материала: «У этих детей будут широко открыты и глаза, и уши, и всё тело, и весь ум для восприятия мира». Но раскрыть перед ребёнком мир - это только одна из задач. Вторая, и не менее важная, - помочь детям упорядочить свои ощущения. «Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - значит группировать, следовательно, в жизни подготовляться к творчеству», - замечает Монтессори в одной из своих книг. Творчество напрямую связано с фантазией, с воображением. И здесь важно отличать, по выражению К.Г. Юнга, «умную фантазию от глупой». «Умной» фантазию ребёнка делает познание окружающего его мира. Такое познание маленький ребёнок может получить через сенсорный опыт, только посредством собственных чувств. Именно с помощью чувств ребёнок получает реальное представление о жизни.
Косвенно сенсорный материал подводит ребёнка к письму и математике. Эта подготовка может быть разделена на моторную и интеллектуальную. Моторная происходит путём тренировки трёх пишущих пальцев и приучению к свободному и непрерывному движению кисти руки. Интеллектуальная заключается в пополнении словарного запаса конкретными понятиями. Подготовка к математике ещё более основательна. Фактически ребёнок в этом разделе получает основополагающие математические понятия, такие как «большой - маленький», «длинный -короткий» и т.д.
Несколько слов о самом материале и принципах его использования. В этой книге классический дидактический материал сознательно упрощён и приближен к домашним возможностям. Тем не менее внимание сосредоточено на том, чтобы не растерять дидактические задачи и придерживаться ряда важных принципов работы, принятых в системе М. Монтессори.
Родителям предлагается предоставить ребёнку несколько соответствующих его возрасту материалов для свободного выбора.
Во время первого занятия (упражнение 1) взрослый показывает принцип обращения с материалом, и если ребёнок усвоил этот принцип, оставляет его для самостоятельной работы. Начиная с упражнения 4, в некоторых уроках, которые даёт ребёнку взрослый, используется принцип трёхступенчатого урока, который в этой книге не комментируется.
Желательно не вносить существенных изменений в предоставленный материал для упражнений, так как он подобран по определенным принципам. Например, можно заметить, что внешне легче изучать свойства предметов на знакомых природных материалах, как это делается в методике Декроли. Мария Монтессори сознательно использует абстрактный материал (материализованную абстракцию), который становится своеобразным эталоном того или иного качества. При этом Монтессори исходит из того, что внутренний мир ребёнка представляет собой хаос, и столь же хаотичен для него внешний мир. Поэтому только чёткий и точный материал, позволяющий ребёнку выделять признаки предметов в чистом виде, способствует адекватному осознанию внешнего мира. Познакомившись с эталоном, ребёнок может изучать полученное понятие на других вполне реальных предметах. Иными словами, материал становится универсальным ключом к познанию окружающего мира.
Но сам термин «материализованная абстракция» ещё более глубок. Известно, что предметы, способствующие развитию математического мышления, встречаются не так уж часто. В сенсорном материале есть возможность показать ребёнку некоторые математические закономерности, которые укореняются в его впитывающем уме и развивают его математическое мышление {например, геометрические тела - шар, куб и т. д.). Закономерно, что значительная часть этого материала показывается ребёнку в начальной школе в новом качестве, при изучении математики.
Для лучшего восприятия эту абстракцию ещё более усиливают путём изоляции свойств, которая носит двоякий характер: с одной стороны, изоляция от окружающего мира, с другой - изоляция (выделение) одного качества, только того, которое меняется. Именно поэтому, например, в первых упражнениях используются неокрашенные матрёшки. Для поощрения самостоятельной работы в материал включён контроль ошибок. В одной части материала он визуальный, а в другой контроль проводится с помощью контрольных точек. В частности, невозможно полностью собрать большую матрёшку, если неправильно собраны меньшие.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
М.Монтессори и ее методика
М.Монтессори и ее методика
Итальянский педагог Мария Монтессори и ее методика
Заведующая : Бикмухамбетова Тасмиля Наиловна
Немного истории. Итальянский педагог Мария
Монтессори была одной из первых, кто в конце Х!Х века поняла, что
ребенок – это просто ребенок, существо со своим уникальным
внутренним миром. Он вырастет, объясняла она, и обязательно станет
похожим на нас, потому что природа наделила его спонтанным
интересом к познанию всего, что его окружает.
М. Монтессори была первой женщиной – доктором
медицины в Италии. Начинала с места ассистента профессора в
университетской психиатрической клинике. Она совсем не была «синим
чулком». Напротив, остроумная, красивая, одетая по последней моде,
она везде вызывала восхищение. В 1908 году Марию Монтессори узнал
весь мир.
М.
Монтессори входила в палату к слабоумным детям, и однажды поняла
нечто, чему до нее никто не придавал значения. Дети сидели без
движения в смирительных рубашках, а иначе, как объяснили ей, они бы
целый день ползали по полу в поисках хлебных крошек. М. Монтессори
увидела, что детям попросту не чем заняться. Значит, проблема этих
малышей была не столько медицинская, сколько
педагогическая!
С этого момента судьба М. Монтессори сделала крутой поворот. Она занялась методами обучения маленьких детей, прежде переписав от руки собственные переводы французских исследователей Итара и Сегена. В 20 лет она стала директором Ортофренической школы, в которой учились дети с задержкой в развитии. Уже через год многие ее подопечные научились читать и писать и выдержали экзамены наравне со здоровыми сверстниками.
Это было вторым потрясением для М. Монтессори: так как же учат в обыкновенных школах, если этих детей обгоняют в знаниях ее отстающие в развитии малыши?!
Удивительно, с какой быстротой известие о методе
Монтессори разнеслось по всему миру. Из Австралии приехали две
сестры-учительницы, которые продали дом, чтобы добраться до Италии
и поучиться у Монтессори. Путешествующий англичанин познакомился с
ней и вскоре основал Монтессорийское общество в Англии, устроив
первые классы у себя дома. Из России в гости к М. Монтессори
приезжали Юлия Ивановна Фаусек, Елизавета Ивановна Тихеева и дочка
Льва Николаевича Толстого Татьяна. Все они, вернувшись, написали
педагогические книжки, описывающие метод Монтессори, а в 1913 году
была переведена на русский язык и издана ее фундаментальная работа
«Дом ребенка. Метод научной педагогики». Имя М. Монтессори
неожиданно составило национальную гордость Италии. Ее портрет
изобразили на итальянских лирах.
Итак, М. Монтессори стала едва ли ни самым
знаменитым педагогом планеты. Ее детские сады и школы открывались
по всему миру. Даже в Россию, в Санкт-Петербург был привезен ее
дидактический материал, который до сих пор хранится в архивах
факультета дошкольного и начального школьного образования
педагогического университета им. А. И. Герцена. Многие пособия
питерская последовательница М. Монтессори Юлия Ивановна Фаусек
придумала и сама, создавая детские садики Монтессори. Но в 1926
году эксперимент был прекращен решением Государственного Ученого
Совета. То же случилось и в Италии, когда у власти оказался
дуче.
Идеи и методы Монтессори завоевали весь мир. И дело даже не в том, что её ученики без принуждения и натаскивания к 4-5 годам начинали читать и имели представление о всех арифметических действиях. Главной целью педагогики Монтессори стало воспитание свободного человека - самостоятельного, обладающего чувством собственного достоинства, тонко чувствующего окружающий мир и умеющего находить в нём свое место. Формирование всех этих качеств происходит уже в раннем детстве. Например, ребёнка надо как можно раньше приучить обслуживать себя: это не только помощь взрослым, но и воспитание независимости, лежащей в основе уважения к собственной личности.
Большое значение Монтессори придавала воспитанию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса) и развитию мелкой моторики. Известно, что дети, которые-в раннем возрасте научились хорошо выполнять мелкие движения руками, значительно опережают сверстников в умственном развитии.
Наконец, главная особенность этой педагогической системы - создание специально подготовленной среды, как определила её Монтессори. (О некоторых материалах, которые используются в ней для стимулирования развития вашего малыша, вы прочитаете в этой книге.) Это значит, что все предметы, с которыми работает ребёнок, доступны для него и стоят в определенном порядке, который дети сами поддерживают. Так осуществляется свобода выбора. Каждый дидактический материал в такой среде только один. Так провоцируются социальные кон- такты и устанавливаются правила поведения в маленьком сообществе. Вся мебель в группе сделана под рост ребёнка. Так среду делают удобной для малень кого человека. Всё, что происходит в Монтессори-группе, - это сложная и высо копрофессиональная работа, которой специально учат и к вершинам которой педагоги идут порой всю жизнь.
Но среда - не просто набор дидактических игр. Например, если, имея даже самую укомплектованную и упорядоченную среду, взрослые начинают навязы- ; вать ребёнку какую-то, на их взгляд, полезную деятельность, то они рискуют столкнуться с яростным сопротивлением такому «воспитательному воздействию». Психологический контакт, доверие между взрослым и ребёнком, внимание к личности и потребностям развития малыша - вот слагаемые успеха.
Помните, что ребёнок вам ничего не должен. Немы, а природа определяет естественный темп развития вашего малыша, и он лучше нас осознаёт свои потребности в познании, исследовании мира. Ребёнок имеет право сам решить, когда, с чем и сколько времени ему заниматься. В этой книге мы не случайно подробно рассказываем, как сделать каждое упражнение. Иногда родители спрашивают: «А не лучше ли дать возможность ребёнку самостоятельно манипулировать с дидактическим материалом?» В возрасте примерно до трёх лет ребёнок так и делает, исследуя простейшие свойства материала.
После трёх лет важно, чтобы малыш научился сознательно классифицировать свойства и называть их. Его сознание готово к такой работе, и хорошо, чтобы ваш малыш не попал в положение нищего, который, оказавшись во дворце, использует королевскую печать для того, чтобы колоть орехи. Ребёнок не может знать о назначении дидактических игр, пока вы не покажете ему, как использовать материалы по назначению. Признаком своевременности предложенного материала становится желание ребёнка самостоятельно повторять показанное упражнение, добиваясь всё больших успехов в точности его выполнения. Ребёнок сам решит, где следует остановиться.
По мере взросления вашего малыша поощряйте его желание делать что-то самостоятельно, но прежде покажите ему новое для него упражнение медленно и чётко, выделяя каждое движение. Не ждите, что всё сразу получится идеально. Ваш ребёнок, как и любой человек, имеет право на ошибку.
Не старайтесь уличить ребёнка в том, что он чего-то не знает или не умеет. Сделайте над собой усилие и откажитесь от таких слов, как «не мешай», «нельзя», «не надо». Категорические запреты и замечания сделают вашего малыша неуверенным в себе.
Это вовсе не означает, что ребёнку надо всё разрешать. «Свобода, - замечает Монтессори, - не имеет никакого отношения к вседозволенности». Вы можете и иногда должны проявлять твердость и настойчивость, но не насилие. И здесь есть сложный в выполнении совет. Чтобы не делать ребёнка рабом вашего настроения и заложником вашей непоследовательности, изберите арбитра ваших споров - правила, которые будут регулировать ваши семейные отношения. Чтобы они действовали, лучше принять их на семейном совете.
Мы с вами тоже примем определенные правила работы с этой книгой.
-
Для всех игр и упражнений приготовьте удобные стол и стул, соответствую
щие росту ребёнка. Посуда, используемая в упражнениях, должна быть
красивой, без трещин и зазубрин. -
Помните, что начав какое-либо упражнение, его необходимо довести до
конца и убрать за собой. Малыш обязательно должен помогать вам в убор
ке - это приучает его к аккуратности, позволяет почувствовать уверенность
в себе. Важно, чтобы почти все вещи, которыми пользуется малыш, он мог
доставать сам.
Каждый разворот содержит материал для одного-двух занятий. Сначала сами ознакомьтесь с содержанием упражнений и приготовьте необходимые предметы. А потом садитесь вместе с ребёнком и, рассматривая картинку, читайте или пересказывайте текст, задавая по ходу вопросы. Не торопите малыша с ответами, дайте ему возможность сформулировать свои мысли. Затем предложите выполнить описанные упражнения-игры.
На следующий день, или когда вам будет удобно, спросите его, не хочет ли он ещё раз услышать историю о трёх друзьях. Возможно, он и сам напомнит вам о них. Если вы не раз откроете книжку и ребёнок с удовольствием будет выполнять предложенные упражнения, значит, мы старались не зря.
Развитие сенсорики
В любом учебнике по дошкольной педагогике, легко можно отыскать раздел о важности сенсорного развития ребёнка. Многие серьёзные исследования посвящены тому, как сенсорное воспитание способствует развитию интеллекта, но мало кто пишет, какие конкретные упражнения помогают это делать. В лучшем случае перечень таких упражнений случаен и короток. Только Мария Монтессори ещё в начале прошлого века не только поняла важность этой проблемы и даже выделила особый сензитивный (наибольшей восприимчивости) период сенсорного развития, но и разработала специальный материал, который должен удовлетворить естественную потребность ребёнка в сенсорном развитии.
Монтессори и её последователи, конечно же, понимают, что здоровый ребёнок получает некоторые сенсорные впечатления уже потому, что он видит, слышит, ощущает запах, вкус и так далее. Но можно ли не просто пользоваться этой природной особенностью ребёнка, но и развивать её? Например, японских детей учат различать более ста оттенков серого цвета. Подобные умения Монтессори называла утончением чувств и считала их важным жизненным качеством, способствующим, в том числе, и интеллектуальному развитию ребёнка.
Задача специального материала Монтессори в том, чтобы помочь достичь более высокого уровня развития чувств, поощрить, расширить и организовать его опыт, научить детей классифицировать. Этот внешне простой навык особенно остро необходим ребёнку для построения интеллекта и развития его творческих возможностей. Из достойных уважения экспертов-непедагогов это заметил художник К.С. Петров-Водкин. Он определил трёх своих крестников именно в Монтессори-группу и как-то, наблюдая за их занятиями, воскликнул, поражённый остроумием сенсорного материала: «У этих детей будут широко открыты и глаза, и уши, и всё тело, и весь ум для восприятия мира». Но раскрыть перед ребёнком мир - это только одна из задач. Вторая, и не менее важная, - помочь детям упорядочить свои ощущения. «Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - значит группировать, следовательно, в жизни подготовляться к творчеству», - замечает Монтессори в одной из своих книг. Творчество напрямую связано с фантазией, с воображением. И здесь важно отличать, по выражению К.Г. Юнга, «умную фантазию от глупой». «Умной» фантазию ребёнка делает познание окружающего его мира. Такое познание маленький ребёнок может получить через сенсорный опыт, только посредством собственных чувств. Именно с помощью чувств ребёнок получает реальное представление о жизни.
Косвенно сенсорный материал подводит ребёнка к письму и математике. Эта подготовка может быть разделена на моторную и интеллектуальную. Моторная происходит путём тренировки трёх пишущих пальцев и приучению к свободному и непрерывному движению кисти руки. Интеллектуальная заключается в пополнении словарного запаса конкретными понятиями. Подготовка к математике ещё более основательна. Фактически ребёнок в этом разделе получает основополагающие математические понятия, такие как «большой - маленький», «длинный -короткий» и т.д.
Несколько слов о самом материале и принципах его использования. В этой книге классический дидактический материал сознательно упрощён и приближен к домашним возможностям. Тем не менее внимание сосредоточено на том, чтобы не растерять дидактические задачи и придерживаться ряда важных принципов работы, принятых в системе М. Монтессори.
Родителям предлагается предоставить ребёнку несколько соответствующих его возрасту материалов для свободного выбора.
Во время первого занятия (упражнение 1) взрослый показывает принцип обращения с материалом, и если ребёнок усвоил этот принцип, оставляет его для самостоятельной работы. Начиная с упражнения 4, в некоторых уроках, которые даёт ребёнку взрослый, используется принцип трёхступенчатого урока, который в этой книге не комментируется.
Желательно не вносить существенных изменений в предоставленный материал для упражнений, так как он подобран по определенным принципам. Например, можно заметить, что внешне легче изучать свойства предметов на знакомых природных материалах, как это делается в методике Декроли. Мария Монтессори сознательно использует абстрактный материал (материализованную абстракцию), который становится своеобразным эталоном того или иного качества. При этом Монтессори исходит из того, что внутренний мир ребёнка представляет собой хаос, и столь же хаотичен для него внешний мир. Поэтому только чёткий и точный материал, позволяющий ребёнку выделять признаки предметов в чистом виде, способствует адекватному осознанию внешнего мира. Познакомившись с эталоном, ребёнок может изучать полученное понятие на других вполне реальных предметах. Иными словами, материал становится универсальным ключом к познанию окружающего мира.
Но сам термин «материализованная абстракция» ещё более глубок. Известно, что предметы, способствующие развитию математического мышления, встречаются не так уж часто. В сенсорном материале есть возможность показать ребёнку некоторые математические закономерности, которые укореняются в его впитывающем уме и развивают его математическое мышление {например, геометрические тела - шар, куб и т. д.). Закономерно, что значительная часть этого материала показывается ребёнку в начальной школе в новом качестве, при изучении математики.
Для лучшего восприятия эту абстракцию ещё более усиливают путём изоляции свойств, которая носит двоякий характер: с одной стороны, изоляция от окружающего мира, с другой - изоляция (выделение) одного качества, только того, которое меняется. Именно поэтому, например, в первых упражнениях используются неокрашенные матрёшки. Для поощрения самостоятельной работы в материал включён контроль ошибок. В одной части материала он визуальный, а в другой контроль проводится с помощью контрольных точек. В частности, невозможно полностью собрать большую матрёшку, если неправильно собраны меньшие.
шағым қалдыра аласыз













