Материалдар / Монгольские завоевания в Казахстане. Образование улусов.

Монгольские завоевания в Казахстане. Образование улусов.

Материал туралы қысқаша түсінік
Цель данного урока:ознакомить учащихся с историей создания империи Чингисхана,дать понятие об общественном строе, завоевании казахских земель, гибели Отрара и создании улусов. XIII вв, о раннефеодальных государствах.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
18 Желтоқсан 2017
2033
1 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема урока: Монгольские завоевания в Казахстане. Образование улусов.Цель урока: обеспечить условия для усвоения материала о завоевании монголами Казахстана. Образовательная: Ознакомить учащихся с историей создания империи Чингисхана, об общественном строе, завоевании казахских земель, гибели Отрара и создании улусов. Закрепить знания о культуре Казахстана 2-ой половины IX- начала XIIIвв, о раннефеодальных государствах. ВоспитательнаяВоспитывать патриотизм, а также отрицательное отношение к войнам и военным конфликтам. РазвивающаяРазвивать речь учащихся в ходе выступлений, развитие памяти, внимательности, исторического мировоззрения. Тип урока: комбинированный.Технологии, применяемые на уроке: развивающее обучение, проблемное обучение, ИКТМетоды урока: словесно-иллюстративный, частично-поисковый; контроля и оценки знаний.Дидактический материал и ТСО: Карта, мультимедийный проектор, интерактивная доска, видеоролик.

Ход урока:1. Организационный момент: взаимное приветствие Метод: Психологический настрой “Все в твоих руках”. (Притча)“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. В наших руках возможность создать в классе такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя “как дома”. Деление учащихся на 3 группы, путем выбора смайликов. Выбор капитанов команд. 2. Актуализация опорных знаний.Каждой группе раздаются одинаковые вопросы по прошедшим темам.Задание І.1. Определите последовательность существования раннесредневековых государственных образований:а) Тюргешский каганат    б) Тюркский каганатв) Карлукский                    г) Западно-Тюркскийд) Огузское государство   е) Кимакский каганат2.  Выберите причины падения Тюркского каганатаа) внутренние междоусобицы     б) нападение Китаяб) нападение Византии                 д) не было централизованным государством3. Выберите правителей Западно-Тюркского каганатаа) Бумын                     б) Тардуш (Дато)в) Сатук Богра-хан     г) Шегуд) Тон                          е) Ешбар ЕлтерисЗадание ІІ. Определите лишнее:А) Каган, Ябгу, Шад, елтебер, беки, кара будуны, князья, графы, таты, короли.Задание ІІІ. «Веришь, не веришь»:1. Каганаты раннего средневековья: Тюркский, Тюргешский, Западно-Тюркский, Карлукский, Кимакский, Огузский, Каракитайский.  2. Государство Караханидов образовалось в 940 г.3. Государство киданей основал Сатук Богра хан.4. Название "Дешт-и-Кыпчак" означает Степь Огузов. 5. Столица огузского государства ЯнгикентЗадание IV. Кто есть кто?1. Бумын каган. А) Половцы2. Сатук Богра хан. Б) Основатель Тюркского каганата3. Елюй Даши. В) Основатель Караханидского ханства4. Кыпчаки. Г) Основатель Каракитайского ханстваЗадание V. Вставьте пропущенные слова в исторический текст:1. ………. Титул феодального правителя у тюркских и монгольских племен.2. Этноним «Тюрк» встречается в …….источниках, известен с …….. года.3. ………..Титул огузского правителя.4. …..........Так называлась степь кыпчаков.Оценивание по оценочному листу.Вывод: Средневековые государства внесли вклад в развитие Казахстана. Способствовали становлению, развитию племен и родов. Заложили основы будущего Казахского ханства.3. Изложение нового материала:План урока:
  • Образование Монгольского государства.
  • Общественное устройство.
  • Завоевание монголами территории Казахстана.
  • Образование улусов.


В первой четверти XIII века казахская степь подверглась опустошительному нашествию кочевых племен. Захватчики применили здесь массовый террор и насилие, опустошили целые области и разрушили города. В арабских и персидских исторических сочинениях приведены наименования около тридцати городов в разных странах, где население почти полностью было уничтожено. В их числе три южно-казахстанских города — Отрар, Сыгнак, АшнасСегодня мы с вами совершим путешествие в мир Монгольской империи, познакомимся с исторической личностью Чингисхана, попытаемся решить исторические задачи, ответить на задания.   Показ видеоролика (4 мин 30 сек).

1. Образование Монгольского государства. Монгольские племена первоначально населяли междуречье Орхона и Керулена, к середине ХII в. они продвинулись на запад, оттеснив с территории Монгольского Алтая и верховьев Иртыша найманов и кыпчаков. С этого времени монголы располагались на территории от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге.В древние времена был создан такой литературный памятник, как «Сокровенное сказание монголов». В отличие от других летописей того времени в нем говорится не о предках и расшифровке родословной, а в основном, о жизни и делах Чингисхана.В течение 20 лет сын предводителя монгольского племени рода кият-борджигинов Есугей-бахадура - Темучин (1155 (1162)-1227) в жесткой борьбе подчинил себе разрозненные племена Алтая, и в 1206 г. на курултае (хурале) монгольской знати, проходившем на берегу р. Орхон и Керулен, было объявлено об образовании Монгольского государства, и Темучин был провозглашен верховным правителем - Чингис-ханом. Столицей стал город Каракорум. Таким образом, в начале XIII в. в Центральной Азии образовалось новое монгольское военно-феодальное государство.Выполнить задание: составить кластер используя текст:1 группе – Общественное устройство.2 группе – Завоевание монголами территории Казахстана.3 группе – Образование улусов.2. Общественное устройство (составить кластер)Схема 1Монгольская империя95 административных туменов3 военно-административных улусовПравое крыло (Барунгар)       Центральное крыло (Кул)          Левое крыло (Жонгар)Схема 2Высший орган - Курултай - учредительное собраниеОдин раз в год в летнее время.Планы предстоящей войны, сбор войск, сроки войны, внутренние вопросы жизни империи.Схема 3Основной закон-Яса ЧингисханаI часть - слова назидания, условия по управлению  II часть - общие законы по военным и гражданским делам, правила, наказания. Вывод: Монгольское государство, которое изменило историю многих народов средневековья, впервые под своей властью объединило разные племена и народы, страны и государства Евразии. Монголы, благодаря своей идее централизованной власти, объединили прежде вольные степные племена. Нормы кочевой жизни стал регулировать «Яса» – свод обычных прав.3. Завоевание монголами территории Казахстана.Назовите причины монгольских походов? • Необходимость в расширении границ государства;• Необходимость в расширении пастбищных угодий;• Для монгольской знати новые завоеванные народы - это новые плательщики даниВ 1219 году монгольские племена направились к городу Отрар. Поводом для вооруженного вторжения монголов в Казахстан послужила так называемая «Отрарская катастрофа». Что вы знаете о героизме защитников города Отрар?Вывод: В 1219-1224 гг. вся территория Казахстана была завоевана Чингисханом. Последствия нашествия были катастрофическими. Несмотря на то, что Жетысу не оказало сопротивления, города и поселения были опустошены. Если до нашествия в этом крае насчитывалось 200 городов и поселений, то в XIII-XIV веках из них осталось всего около 20.4. Образование улусов. Работа с картой.Чингисхан еще при жизни своей выделил земли каждому из 4-х сыновей, розданные сыновьям земли назывались улусами. Территория Казахстана вошла в состав улусов 3-х сыновей.Последствия завоеваний. Через пять лет весь Казахстан и Средняя Азия после упорного сопротивления вошли в состав монгольской империи. Монгольское нашествие оставило неизгладимые последствия. Арабский историк Ибн-аль-Асир писал об этом: «Монголы ни кого не жалели, убивали женщин, мужчин, детей, раскрывали утробы беременным, умертвляли младенцев. Немало представителей племен, населявших Казахстан, оказались из-за монгольского завоевания в Венгрии, на Балканах, Индии, Египте, Китае».Вопрос: какое последствие имело монгольское нашествие для Казахстана?Схема «Последствия монгольских завоеваний».

Вывод: Монгольское нашествие сопровождалось массовым истреблением людей, уничтожением материальных и культурных ценностей. Произошел упадок оседлой городской культуры. Было замедлено формирование казахской народности.4. Закрепление -  работа учащихся в группах: Каждая группа учеников получает определенное задание на карточках.1 группа1. Предатель, открывший ворота Отрара.2. В каком году родился Чингисхан?3. Младший сын Чингисхана.4. 1207 -1208 гг.+Джучи = покорил енисейских кыргызов5. О ком идет речь? 1. Удивительно - но факт Его назвали именем покоренного вождя. Неграмотен, но державой управлял на началах взаимного согласия. Имел талант красноречия, отличался храбростью и выдержкой. (Темучин.)

2 группа1. Последствия монгольских завоеваний.2. Что означает слово «курултай»?3. Имя отца Чингисхана.4. 1218г +Чингисхан = отправил торговый караван в Отрар5. . О ком идет речь? Его имя означает “неожиданно появившийся, словно путник или странник” Отец пережил его на шесть месяцев (Джучи).

3 группа1. Что такое «Яса»?2. Какое важное событие произошло в 1206 году?3. Столица Монгольской империи?4. 1211-1215гг.+Чингисхан= захватил Китай5. О ком идет речь? Бесстрашный военачальник, правитель города которого сейчас нет на карте, гордый, отчаянный человек, умерший от расплавленного серебра. Гайир-хан (Каир-хан) 5. Домашнее задание: № 27 (подготовить сообщение Золотая Орда, Ак-орда) 6. Итоги урока, оценки.







Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ