МОТИВАЦИЯ
В
ОБУЧЕНИИ
– КАК ОСНОВНОЙ
ЗАЛОГ УСПЕШНОГО
УРОКА
Шестакова Лариса
Борисовна
Учитель русского языка и
литературы средней школы № 30
города
Шымкент
При сложившейся ситуации в стране и мире, учителя
продолжают свою работу, обучая школьников дистанционно. Несмотря на
сложности дистанционного обучения, мы не должны забывать о том, что
нашим детям необходима непрерывная поддержка со стороны взрослых. И
сегодня я хотела бы поделиться своими идеями, рекомендациями о
необходимости мотивировать учеников на обучение и при дистанционном
обучении.
Мотивация. Педагогика трактует это понятие
так.
Мотивация – общее название для процессов, методов
и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной
деятельности, активному освоению содержания
образования.
Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная
активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для
учащихся являются следующие мотивы:
При дистанционном обучении - одним из главных
условий успешного обучения является мотивация учения.
Наиболее значимыми в этой работе можно считать
следующие установки и действия учителя:
–
учет возрастных особенностей школьников
(планирование заданий с учетом возраста, например, в младших
классах можно предложить найти определение чего либо в
энциклопедии, а в старших классах расширить поле деятельности, это
исмпользование и энциклопедий, интеренет ресурсов, научной
литературы и т.д);
–
выбор действия в соответствии с возможностями
ученика ( это учет интересов, способностей учащихся, уровня
сложности и т.д);
–
совместный с учащимися выбор средств по
достижению цели (вовлекать уч-ся в процесс урока с учетом выбора
средств для достижения целей, например ,поддержать идею, которая
вызывает интерес у учащихся, поддержать проявленную
инициативу);
–
использование индивидуальных форм работы
(контроль и поддержка со стороны учителя);
–
использование проблемных ситуаций (включение в
обучающий процесс ролевых игр, использование приобретенных навыков
в конкретной жизненной ситуации);
–
создание ситуации успеха; (важно всегда
ориентировать учащегося на положительный результат, чтобы
закрепилось желание работать дальше)
–
вера учителя в возможности
ученика;
–
применение поощрения и
порицания;
Только правильно организованная дистанционная
работа может побуждать ученика учиться дальше.
В настоящее время сложно представить подготовку к
занятиям, их проведение без использования современных
информационно-коммуникативных технологий. При этом применение
информационных технологий заставляет пересматривать не только
планирование, но и содержание учебного предмета. Также меняется и
роль обучающихся. Задача школьников сводится к постоянному
самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого
материала, так как современные информационные системы обеспечивают
доступ к большому объему знаний. И для того, чтобы “не потеряться”
в этом потоке информации ребенку нужна помощь и поддержка
учителя.
Большой популярностью у учителя при дистанционном
обучении пользуются следующие виды работ:
-
работа с электронными
учебниками;
-
работа с демонстрационными
материалами;
-
компьютерные тесты;
-
использование ресурсов Internet для подбора
справочных материалов.
-
использование слайд –
презентаций.
Учитель ставит перед собой следующие
цели:
-
расширить кругозор учащихся, используя материал
из разных источников информации; учащиеся могут работать
индивидуально.
-
дифференцировать урок, давая возможность детям с
различными интересами и способностями выбрать нужный
материал.
-
активизировать познавательную деятельность
учащихся – получить как можно больше информации за меньшее
время.
Значительное влияние на развитие мотивации учения
могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации
родителям нужно опираться на следующие советы
педагогов:
-
интересоваться делами, учебой
ребенка;
-
помогать при выполнении домашних заданий в форме
совета,поддержкии не подавлять самостоятельность и
инициативность;
-
объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это
недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не
доработал);
-
чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать
стимул двигаться дальше.
Основным источником интересов к самой учебной
деятельности является прежде всего ее содержание. Для того чтобы
содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно
должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в
принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и
последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и
развивающее влияние и т. д.) Однако имеются и некоторые специальные
приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания
обучения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации
новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным
открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры,
искусства, литературы, к явлениям общественно-политической
внутренней и международной жизни. С этой целью учителя подбирают
специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент
вызывают особый интерес у всей общественности страны, публикуются в
печати, сообщаются по телевидению и радио. А так же игры, учебные
дискуссии. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают
важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с
большим интересом.
Поощрение и порицание в учении. Метод поощрения
школьников применяется в целях поддержания и развития, хороших
начал в их поведении, в учебной деятельности. В учебном процессе —
это похвала учителя, выставление повышенной оценки и др. Применение
порицаний и других видов наказания является исключением в
формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяется
лишь в вынужденных ситуациях.