Материалдар / Новые подходы в обучении на уроках русского языка и литературы
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Новые подходы в обучении на уроках русского языка и литературы

Материал туралы қысқаша түсінік
материал для учителей рус,яз и литературы
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
08 Наурыз 2021
297
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады



Дәулетхан Құндызай Талапқызы

Қапшағай қаласы,Алматы облысы

Орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі

Новые подходы в обучении на уроках русского языка и литературы

Обучать — значит вдвойне учиться

Жозеф Жубер.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь обще-учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, само оценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Поиски новых средств обучения учащихся привели меня к пониманию того, что мне нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Вопросы заставили меня в какой-то момент ответственнее взглянуть на дело, которому я отдаю годы. Мои любимые язык и литература... Это ведь далеко не всё, чему приходится сегодня учить детей. Мало того, в последние годы больше приходится учиться - так быстро всё меняется вокруг нас... И где в этом вихре я со своими намерениями, мои школьники с их жизненными целями, правила грамматики, мысли великих, русская речь и герои книг? Пришлось осознать, что всё перечисленное уже «разнесено» в пространстве и во времени, удалено друг от друга... Легче всего мне было признать, что недостаточно владеть разнообразными методиками преподавания, иметь наработанные приёмы, фирменный стиль общения с учениками... Мало быть грамотной и эрудированной. Это мы «прошли». Сейчас передо мной задача сложнее: стать современным учителем современного ученика, помочь детям выйти из школы в жизнь здоровыми, гуманными и компетентными, научить инструментарием моих учебных предметов познавать и изменять мир - и не просто, а к лучшему...

Новые подходы в преподавании и обучении позволяют так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно о таком уроке говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Редко можно найти людей, интересующихся именно русским языком, а не литературой. Высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя-словесника неизменно провозглашается воспитание любви к слову. Русский язык – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть. Именно в недостаточной интеллектуальной зрелости учащихся заключается причина трудностей становления филологического профиля. В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом ребенка. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания. Важно было найти способ, который помог бы мне научить ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать нужные выводы и обобщения. Передо мной стояла задача способствовать формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя при этом у учеников интерес к предмету. И в этом мне помог курс третьего базового обучения по новым подходам.

Что же такое «новые подходы в преподавании и обучении» и в чём его особенности? Актуальность данной программы заключается в том, чтобы ученики научились тому, как учиться, и в результате могли стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях. Пажарес (1992) утверждал, что при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе. Существенным фактором компетентного преподавания является исследование и оценка учителем самостоятельного постижения смысла учеником. Этот подход предполагает участие в процессе обучения и самого ученика. То есть ученик становится ответственным за свое обучение. Содержание программы основано на 7 модулях: новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, оценивание обучения и оценивание для обучения, использование ИКТ, обучение талантливых и одаренных детей, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, управление и лидерство в обучении.

Для результативности обучения мне необходимо было обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:

- не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;

- коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;

- объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Организация уроков русского языка и литературы в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель подбирает и составляет упражнения, задания, в процессе выполнения которых у учащихся формируются лингвистические знания, умения и навыки, вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.

2. Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.

3. Принцип обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Реализовать эти принципы на уроках русского языка лучше всего при изучении нового материала. Особенностью современного урока является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.

Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Как выполнить социальный заказ, где доминирующей идеей компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения? Результатом школьного образования должно быть опережающее развитие: учащиеся должны понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формировать интересы и осознавать возможности. Продиктовано это тем, что обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли. В этом мне помогли подходы критического мышления, диалоговое обучение, ИКТ, позитивный настрой, тренинги, самооценивание учащихся и рефлексия. Подходы критического мышления используются в работе с учебными текстами (приемы «кластер», «инсерт», «таблицы», «синквейна» и др.).

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. А ведь ещё известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Ученье, лишённое всякого интереса убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт». Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволило мне не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решить самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся. В результате использования на уроках ИКТ повысилась учебная мотивация (по результатам анкетирования, проводимого психологом школы, 100% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока, осуществляются межпредметные связи. На уроках литературы для лучшего освоения художественных произведений смотром фрагменты фильмов, что способствует не только нравственному, но и эстетическому воспитанию.

К. Д. Ушинский писал: «…дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её единообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития». То есть ребенок тянется к той деятельности, в которой он порождает, а затем реализует собственную цель, таким образом, он становится субъектом этой деятельности. Субъекта деятельности можно сформировать только соответствующим методом педагогической деятельности. Таким методом является коллективный диалог.

Под коллективным диалогом мы будем понимать такой метод педагогической деятельности, при котором:

-педагогической целью является реализация ценностных связей между педагогом и ребенком;

- содержанием совместной деятельности являются постановка и решение общих задач, создание проблемных ситуаций;

- типом педагогической деятельности является лидерство: педагог-лидер, дети-соисполнители;

- стиль общения учителя с детьми характеризуется как доверительно-диалогический: доброжелательность, открытость, естественность, отзывчивость педагога в общении с детьми;

- педагогической формой является урок-наблюдение

Первое условие организации учебного диалога – это снятие факторов, охлаждающих и тормозящих общение педагогов с детьми. Учитель-диалогист хочет и умеет общаться с ребенком, он восприимчив к чужому мнению, т.е. стремиться не оценить, а услышать, понять и принять мнение ребенка. Побуждающий диалог – это «экскаватор» , который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает сформулировать учебную задачу. А. Эйнштейн писал: «Формирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение». В формировании проблемы (учебной задачи) помогают такие приемы, как стимулирующие, проблемные, открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации.

Если постановка учебной задачи проходит в форме побуждающего диалога, то её совместное решение – в форме подводящего диалога, который можно сравнить с локомотивом, движущимся к новому знанию, способу действия. Фронтальной дискуссии может предшествовать выдвижение и обсуждение гипотез в группах. Дети объединяются в группы, выслушивают друг друга, спорят, приходят к какому-то единому мнению. Затем каждая группа высказывает собственное мнение или присоединяется к мнению других. Желательно, чтобы каждая группа зафиксировала свою точку зрения на флипчарте и затем с комментариями представила её классу. В дальнейшем идет обсуждение выдвинутых группами версий. Данный подход имеет следующие преимущества: выше вовлеченность детей в совместную деятельность (во фронтальной работе часть детей все равно «выпадает»); выдвигаемые версии более «наглядны», продуманы и отточены, что позволяет более организованно провести этап обсуждения версий. Диалоговые ситуации – это ситуации, в которых учитель не преподает, а организует учебно-познавательную деятельность, а ребенок действует сам.

Таким образом, диалог, обеспечивает наиболее благоприятные условия для развития ребенка как субъекта.

Педагог включается в новую для него деятельность и овладевает ею точно так же, как ученик. Возникает необходимость «взращивания» рефлексивных способностей педагога, так как все компоненты учебной деятельности пронизаны рефлексией. Общение и диалог становятся основой всех уроков, способом жизни детей и взрослых. На мой взгляд, необходимо организовать рефлексивную деятельность, так как она позволяет ученику осознать свою «Я» – свою самобытность, индивидуальность и является важнейшим условием становления субъектности у школьников. Она может протекать только в обстановке , если, каждый ребенок имеет возможность говорить и знает, что его настроение, мнение, планы интересны взрослым и сверстникам. Таким образом, учителю нужно выстроить учебный процесс, в рамках которого ребенок чувствовал бы себя свободным.

Практика убеждает в том, что способы рефлексии могут быть однотипны. Дети, решая учебную задачу на уроках, отделяют «знаю» от «не знаю», Такие же задачи решает и педагог, определяя границы своих возможностей, действуя по формуле «я знаю, что я это умею или не умею».

Таким образом, я думаю, чтобы получить новое качество образования, педагогу необходимо проанализировать свой опыт работы с детьми: что делается хорошо, а что хотелось бы изменить. Это и есть оценка своих деяний как человека, как педагога. Без этого процесса – рефлексии – невозможно движение вперед как в жизни, так и в профессиональной деятельности. В современном мире, чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен, с одной стороны, постоянно учиться, заниматься самообразованием, а с другой стороны, самореализовываться в педагогической деятельности. Основная функция учителя сегодня – направляющая. Обучающийся и преподаватель выступают при таком подходе в качестве равноправных партнеров образовательного процесса, происходит изменение стиля взаимоотношений между преподавателем и учащимся, переход от авторитарного к демократическому. Но, наверное, недостаточно просто провозгласить этот лозунг по изменению стиля. Важно понять, что стоит за этими словами: что должно измениться в подходах к постановке целей занятий, в подборе материала для занятий и приемов введения информации, в выстраивании взаимоотношений между преподавателем и учеником? Если учитель хочет воспитать творческую, самостоятельно думающую, сомневающуюся и умеющую принимать решения личность, то он должен поощрять это в своих учениках, давать возможность ошибаться, стимулировать самостоятельную работу учащихся, побуждать их к принятию решений, и ответственности за свои решения.

Приложение 1

Тема: «Тарас Бульба» Н.Гоголя как героическая повесть.

Цели: 1. Дать понятие о народном герое и героической повести,

2. развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ,

3. воспитание патриотических чувств,формирование понятий «воля», «воинская доблесть».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: текст повести, репродукции, карточки, листы оценивания, интерактивная доска.

Ход урока.

Мотивирующий этап. ( видеоролик «Ценности» )

Беседа по опросу д/з

(прочитать свои мини-сочинения «Портрет друга»)

Структурированный обзор ( или изучение новой темы)

Посмотрите, ребята, на этот портрет. Перед нами Н.В.Гоголь-один из самых загадочных писателей в русской литературе. Вы видите его таинственный взгляд. Идут века,а его произведения не стареют. Каждое поколение читателей находит для себя что-то новое. А сейчас предоставим слово Регине,она подготовила нам презентацию по биографии.

Закрепление.

Мы,ребята, наш урок посвятим данной повести.

- беседа

-кем был Тарас Бульба?

-как он выглядел?

-кого еще мы видим в повести?

-одним из средств создания характеристики литературного героя является его высказывание. Какова и о чем его знаменитая речь?

Давайте прослушаем его речь ( можно аудиозапись)

-почему Тарас ,несмотря на успехи сыновей в воинском искусстве не был доволен? В чем он был убежден?

-работа в группах

3 группы ( дать ответы на флипчарте на вопросы и защитить

свою работу)

каждой группе даются вопросы,когда 1 группа

выступает другие оценивают по критериям,критерии

на столах.

-работа с текстом (наблюдение) ( индивидуальная работа)

(самооценивание)

Физминутка «Хомка»

-Работа в группе

группы работают по созданию флипчарта с образом

Тараса (характерные черты, портрет) + защита.

Итог урока

Заключительное слово учителя.

Автор рассказывает о Тарасе с большим сочувствием. Он ценит в нем любовь и преданность родине, ненависть к врагам, мужество и героизм, с которым он переносит страшные муки и смерть. Литературоведы пишут: «Тарас Бульба » -героическая повесть. Героическая повесть предполагает изображение подвигов во имя великой цели-защиты родины, спасения людей, утверждения правды, то есть какой-то общей идеи справедливости. Слово «героический» соотносят с действиями, выдающимися по своему общественному значению, отвечающими интересам многих людей и требующими от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. Повесть вполне можно назвать героической, так как в ней идет речь о мужественной борьбе украинцев против засилья польской шляхты и католической веры. Воплощение героического народного духа мы находим в трагической гибели Тараса Бульбы. Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества». Герои не погибают- они обретают бессмертие, ибо убеждены, что « не погибнет ни одно великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа- подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.

Рефлексия.

-что было нового,интересного?

-какой вид работы понравился,что удалось?

- какой вывод для себя вы сделали?

VII. Дом.задание. Тв.зад.3 стр. 78

Тема: Тарас Бульба и его сыновья.

Цели:

1. Через образы главных героев- Тараса,Остапа и Андрия охарактеризовать время, в котором они жили;

2. сопоставить характеристики героев и понять,что дает это нам для раскрытия основной идеи произведения;

3. воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, учиться толерантности.

Оборудование: текст повести,репродукции к повести, ИКТ, критерии для оценивания.

Ход урока.

І. Эмоц.настрой: звучит отрывок из песни «Родительский дом»

ІІ. Беседа.

-как проявляется родительская любовь по отношению к вам?

- как они встречают вас после долгой разлуки?

- как вы думаете, что они вам желают?

- конечно, они любят вас, желают только благополучия. Подобно Тарасу Бульбе, который по случаю приезда своих сыновей из бурсы созывает гостей и говорит сыновьям такие слова:

На доске эпиграф: « Боже благослови! Будьте здоровы, сынки: и

ты, Остап, и ты, Андрий!»

- Тарас Бульба просит божьего благословения для обоих сыновей одинаково, никого из них не выделяя. Но как вы знаете, по воле отца они поедут в Сечь, где каждый найдет свою смерть. В Сечи они оказались по воле отца, значит в их смерти виновен сам Тарас. Любил ли он сыновей? Что было мерилом его любви? Может, для Тараса было что-то более важное, чем любовь к своим детям?

ІІІ. Работа с текстом в паре.

(Каждой паре дается вопрос, они обдумывают и отвечают. Затем друг друга оценивают, критерии на доске.)

ІV.тренинг «Буратино» или вежливые слова.

V. Работа в группе.

( 3 группы работают над образами Тараса, Остапа и Андрия. Создают флип

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!