Тема «Нравственное и этическое воспитание на уроках литературы»
Новоселова Светлана Омаровна
учитель русского языка и литературы
ГКУ «СШ № 17»
Алматинская область
Илийский район
Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой — воспитание гармонически развитой личности. И в формировании гармонически развитой личности нравственному и этическому воспитанию принадлежит значительная роль. Нельзя не согласиться с В. Г. Белинским: «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». После учебного заведения некоторые науки, как правило, забываются, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.
Необходимо развивать в ребенке чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, нравственные требования, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, уважать человека и его особенности.
Этическое воспитание — это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни [1].
Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво [2]. Эстетическое воспитание, будучи частью идейно-нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннеe развитие человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру — это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты.
Воспитание детей на уроках литературы включает множество моментов и в него входит и развитие эстетического вкуса. Такое воспитание включает не только развитие любви к прекрасному, но и формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всем окружающим [3].
«Нравы» - это те эталоны и нормы, которыми люди руководствуются в своих поступках. Думаю, на уроках литературы особенно важны следующие цели нравственного и этического воспитания:
-
Возрождение духовно-нравственных ценностей.
-
Формирование единства воспитательных и жизненно-практических задач, формирование собственного отношения к жизни, становление нравственного фундамента личности.
-
Расширение культурного кругозора, формирование способности морального суждения, обучению самостоятельному принятию решений.
-
Формирование гуманизма к окружающему миру.
-
Формирование потребности к самосовершенствованию.
Литература влияет не только на ум ребенка, но и формирует восприятие мира человека. Эстетическое воспитание через произведения художественной литературы способствует обогащению эмоциональной сферы личности и обогащению чувственного опыта. Оно повышает познавательную активность, влияет на познание нравственной стороны окружающего мира [4].
В последнее время очень много дискуссий о преподавании литературы. Ни об одном школьном предмете столько не спорят. Это вполне объяснимо. Значение литературы трудно переоценить. Все понимают роль литературы в познании внутреннего мира человека, в формировании нравственных и эстетических ценностей, в обогащении эмоциональной и интеллектуальной сфер человека.
Литература как учебный предмет играет основную роль во всей системе школьного эстетического воспитания: она художественная основа всего обучения и воспитания. Литература - единственный предмет, непременной задачей которого является развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся. Словесник должен дать почувствовать школьникам человеческое в каждом литературном произведении, чтобы они, открывая предусмотренные программами книги, знали: произведения эти нужны им не для ответа на вопросы, а для большего - для овладения самым важным "предметом" - ЧЕЛОВЕЧНОСТЬЮ. Пробудить у учащихся живой интерес к жизни и искусству, вызвать у них стремление к самостоятельному познанию, научить сознательно читать - главная обязанность учителя-словесника.
Для меня как для учителя литературы всегда была важна нравственная сторона урока. Нравственные беседы, поездки в театр, внеклассные мероприятия, литературные викторины, уличные чтения, развитие словесного творчества, литературные обсуждения – это только часть используемых приемов учителя-словесника в достижении главной цели: воспитания настоящего, неравнодушного человека. Каким вы увидели героев произведения? Какая ситуация вас зацепила больше всего и почему? А как бы поступили вы?
Мне всегда хочется сделать из своего урока произведение искусства. Не просто рассказать о творчестве Владимира Маяковского и прочесть его стихи, а взять и самим переделать простую будничную фразу в футуристическом стиле, так сказать, самим стать Маяковскими. Не просто работать по художественному произведению, а предложить ребятам почувствовать себя в роли литературных героев и выступить от их имени. И не просто написать сочинение, а сделать это в интерактивном кабинете с использованием музыки и произведений живописи. Для меня важно наполнить урок не только учебным содержанием, но и тем, что близко ребятам, тем, что их волнует. Главное, чтобы детям было интересно учить себя, развивать себя, познавать мир. Вернуть детям желание учиться, создать из них самостоятельно думающую и говорящую, конкурентоспособную личность – вот моя задача как учителя.
Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. «…нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности…» [2]. Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т. д. Каждый человек должен воспитывать, обогащать, совершенствовать свой эстетический вкус.
Именно поэтому уже не первый год я использую на своих уроках прием творческих проектов. Многие предметники знают подобную работу по ЦО «анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях» и «анализировать художественный мир произведения, представляя проблематику в различных формах представления (символы, формулы, законы, буктрейлеры)». Для себя я расширила рамки такой работы. Моим ученикам я предлагаю создать творческую работу по произведению, самим став героями этого произведения. В самом начале, по моей задумке, это должны были быть небольшие видеоролики, в которых ребята читали стихи, инсценировали понравившиеся моменты художественного текста. Ребята должны были показать мне, КАК и КАКИМ они увидели произведение, его героев, его автора. А как можно это сделать, если ты не читал произведение? Обязательно нужно знать содержание! А если еще и посмотреть фильм-экранизацию, то работа превращается просто в шедевр.
Но мои ученики, к счастью, на этом целеполагании не остановились. Они восприняли задание очень серьезно! И я не перестаю удивляться фантазии своих учеников. Дети сами пишут сценарии, подбирают музыку, подыскивают нужный реквизит и локации для съёмок, гримируются и учат длинные тексты, чтобы отыграть некоторые сцены. Помню, как в одном из военных проектов по повести «Сотников» Василя Быкова мой одиннадцатиклассник учил огромный текст на немецком языке, чтобы сцена допроса главного героя выглядела достовернее и сильнее.
После знакомства с романами «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» я получила очень интересное видение изученных произведений. Дети не просто прочли произведения, не только посмотрели экранизации, но и самостоятельно познакомились с документальными фильмами о жизни поэтов. Видеоработа получилась необыкновенной: авторы переплели биографии Пушкина и Лермонтова, показали аналогии жизней Онегина и Печорина.
Некоторые мои ученики после изучения произведений подмечают свою схожесть с героями произведений (и внешнюю, и психологическую). И, к счастью, из этого тоже рождается творческая работа!
Я заметила, что вначале дети работали индивидуально. Потом стали собираться замечательные творческие группы, и даже есть случай, когда для создания работы объединялись даже эти группы в одну. Для меня важно, чтобы дети горели идеями, раскрывались в работе, проявляли инициативу и импровизировали! Ведь проанализированное в такой работе произведение, его герои и их поступки никогда не сотрутся из памяти и не оставят моих учеников равнодушными. А это и есть моя цель!
И самое потрясающее, что в эту работу вливаются даже те ученики, которые до этого четвертями молчали! Эти дети как-то особенно раскрываются и удивляют! Как мне признался один из моих любимых троечников: «Мне почему-то понравилось это произведение». И его работа была одной из интереснейших в классе!
Один из лучших творческих проектов после изучения раздела «Война в судьбах людей» в 11 классе содержал следующие моменты: знание военной лирики (стихотворений Окуджавы, Высоцкого, Симонова и других поэтов курса 11 класса), выразительное чтение стихотворений о войне, моменты военной кинохроники, связь истории и современности. И просто прекрасная актерская игра и понимание ужасов войны! Это был один из первых серьезных проектов, который дети презентовали мне со всей атрибутикой кинотеатра (занавешенные шторы, мебель была сдвинута как в кинозале, большой монитор). Честно признаюсь, были моменты, где мы плакали, это проект вызвал шквал эмоций и отзывов.
И ты понимаешь, что именно в такие моменты и происходит нравственное и этическое воспитание. Не нужно постоянно повторять, что плохо, а что хорошо. Нужно УЧИТЬ детей видеть добро и зло через художественную литературу, через собственную работу с произведением. Нужно воспитывать в детях непринятие зла и несправедливости, стремление к человечности и доброте к окружающим.
Нужно постоянно помнить о том, что задачей
воспитания является выработка активной жизненной позиции человека,
которая проявляется в сознательном отношении к общественному долгу,
в единстве слова и дела как повседневной норме поведения.
Составляющие его - это патриотизм, коллективизм, отношение к труду.
Сюда же можно добавить доброту, вежливость, честность,
ответственность. Нравственные отношения пронизывают все социальные
отношения личности (политические, правовые, эстетические,
научно-познавательные). Человек живет в
обществе и находится во множестве общественных и личных связей
между собой и другими людьми. Он должен согласовывать свою
деятельность с другими членами общества, подчиняться определенным
нормам, правилам, требованиям[5].
Высокий уровень воспитания учащихся заключается в
единстве нравственного сознания, эстетического мышления, воли и
поведения. Он будет достигнут при условиях целостности процесса
воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни,
участия школьников в общественной деятельности. Только при
сознательном освоении общественно значимой деятельности, осознании
её значения, осмысления участия в ней, будет происходить овладение
моральными нормами и требованиями, превращение их в формы
поведения, в привычку.
Хочется, чтобы урок литературы перестал быть уроком, а стал откровением. Любое произведение может стать ориентиром в жизни, как ключ к разгадке о его предназначении на земле.
Особенность детского характера состоит в том, что он невероятно податлив. Так важно, чтобы ученик откликнулся на интересное дело, загорелся желанием помочь, тогда и сам ребёнок раскроется, демонстрируя все свои возможности.
Хочется, чтобы дети понимали смысл человеческой жизни. Современное общество стало скупее на милосердие и доброту, на великодушие. Хорошие, замечательные поступки сейчас кажутся скорее исключением из правил, чем нормальным, обычным явлением. Мы всё чаще сталкиваемся с равнодушием. Вспомним золотое правило поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Необходимо учить детей бережнее относиться друг к другу.
Уроки литературы всегда были основой этического воспитания школьников. Они жизненно важны, потому что именно здесь наполняется душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем. Литература ставит перед читателем проблему нравственного выбора.
Счастье — стать властителем тех, кого обучаешь, и повести их за собой в мир литературы. Необходимо помнить, что вторжение в мир нравственных и эстетических переживаний современного подростка не может быть нейтральным: оно либо «открывает» литературу, либо «закрывает» ее. Главное для меня как для учителя-словесника - указать путь к нравственным вершинам, научить детей не потеряться, найти себя в жизни. Каждому, и ученику, и учителю, следует бояться бесцветности. Человек существует для того, чтобы себя открывать. Главное - не забывать, что уроки литературы - это уроки жизни.
И от того, насколько нравственной, чуткой, этичной, доброй, порядочной будет наша молодежь, зависит и нравственное здоровье нации. Нравственное здоровье общества и нравственное здоровье человека базируются на общих нравственных принципах. Человек живёт и действует не только для себя, но и во благо общества отдаёт свои дарования и энергию развитию и укреплению общества. Нравственный человек – это счастливый человек, способный получать полное удовлетворение от своего труда, стремиться к творчеству и самосовершенствованию.
Список литературы:
-
Аверченко А.Т. «Вопросы воспитания» - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.
-
Мамедова И. М. «Эстетическое воспитание школьников» - журнал «Молодой ученый» — 2014. — № 2 (61). — С. 790-792.
-
Гаврилычева Г.Ф. «Младший школьник и его ценности: психология развития ценностных ориентаций» - журнал «Начальная школа» - 2008. - № 7. - C. 13-18.
-
Загвязинский В.И. «Теории обучения и воспитания» - М.: ИЦ Академия, 2012. - 256 c.
-
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/03/08/nravstvenno-esteticheskoe-vospitanie-detey-vo
2
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Нравственное и этическое воспитание на уроках литературы.
Нравственное и этическое воспитание на уроках литературы.
Тема «Нравственное и этическое воспитание на уроках литературы»
Новоселова Светлана Омаровна
учитель русского языка и литературы
ГКУ «СШ № 17»
Алматинская область
Илийский район
Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой — воспитание гармонически развитой личности. И в формировании гармонически развитой личности нравственному и этическому воспитанию принадлежит значительная роль. Нельзя не согласиться с В. Г. Белинским: «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». После учебного заведения некоторые науки, как правило, забываются, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.
Необходимо развивать в ребенке чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, нравственные требования, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, уважать человека и его особенности.
Этическое воспитание — это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни [1].
Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво [2]. Эстетическое воспитание, будучи частью идейно-нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннеe развитие человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру — это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты.
Воспитание детей на уроках литературы включает множество моментов и в него входит и развитие эстетического вкуса. Такое воспитание включает не только развитие любви к прекрасному, но и формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всем окружающим [3].
«Нравы» - это те эталоны и нормы, которыми люди руководствуются в своих поступках. Думаю, на уроках литературы особенно важны следующие цели нравственного и этического воспитания:
-
Возрождение духовно-нравственных ценностей.
-
Формирование единства воспитательных и жизненно-практических задач, формирование собственного отношения к жизни, становление нравственного фундамента личности.
-
Расширение культурного кругозора, формирование способности морального суждения, обучению самостоятельному принятию решений.
-
Формирование гуманизма к окружающему миру.
-
Формирование потребности к самосовершенствованию.
Литература влияет не только на ум ребенка, но и формирует восприятие мира человека. Эстетическое воспитание через произведения художественной литературы способствует обогащению эмоциональной сферы личности и обогащению чувственного опыта. Оно повышает познавательную активность, влияет на познание нравственной стороны окружающего мира [4].
В последнее время очень много дискуссий о преподавании литературы. Ни об одном школьном предмете столько не спорят. Это вполне объяснимо. Значение литературы трудно переоценить. Все понимают роль литературы в познании внутреннего мира человека, в формировании нравственных и эстетических ценностей, в обогащении эмоциональной и интеллектуальной сфер человека.
Литература как учебный предмет играет основную роль во всей системе школьного эстетического воспитания: она художественная основа всего обучения и воспитания. Литература - единственный предмет, непременной задачей которого является развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся. Словесник должен дать почувствовать школьникам человеческое в каждом литературном произведении, чтобы они, открывая предусмотренные программами книги, знали: произведения эти нужны им не для ответа на вопросы, а для большего - для овладения самым важным "предметом" - ЧЕЛОВЕЧНОСТЬЮ. Пробудить у учащихся живой интерес к жизни и искусству, вызвать у них стремление к самостоятельному познанию, научить сознательно читать - главная обязанность учителя-словесника.
Для меня как для учителя литературы всегда была важна нравственная сторона урока. Нравственные беседы, поездки в театр, внеклассные мероприятия, литературные викторины, уличные чтения, развитие словесного творчества, литературные обсуждения – это только часть используемых приемов учителя-словесника в достижении главной цели: воспитания настоящего, неравнодушного человека. Каким вы увидели героев произведения? Какая ситуация вас зацепила больше всего и почему? А как бы поступили вы?
Мне всегда хочется сделать из своего урока произведение искусства. Не просто рассказать о творчестве Владимира Маяковского и прочесть его стихи, а взять и самим переделать простую будничную фразу в футуристическом стиле, так сказать, самим стать Маяковскими. Не просто работать по художественному произведению, а предложить ребятам почувствовать себя в роли литературных героев и выступить от их имени. И не просто написать сочинение, а сделать это в интерактивном кабинете с использованием музыки и произведений живописи. Для меня важно наполнить урок не только учебным содержанием, но и тем, что близко ребятам, тем, что их волнует. Главное, чтобы детям было интересно учить себя, развивать себя, познавать мир. Вернуть детям желание учиться, создать из них самостоятельно думающую и говорящую, конкурентоспособную личность – вот моя задача как учителя.
Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. «…нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности…» [2]. Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т. д. Каждый человек должен воспитывать, обогащать, совершенствовать свой эстетический вкус.
Именно поэтому уже не первый год я использую на своих уроках прием творческих проектов. Многие предметники знают подобную работу по ЦО «анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях» и «анализировать художественный мир произведения, представляя проблематику в различных формах представления (символы, формулы, законы, буктрейлеры)». Для себя я расширила рамки такой работы. Моим ученикам я предлагаю создать творческую работу по произведению, самим став героями этого произведения. В самом начале, по моей задумке, это должны были быть небольшие видеоролики, в которых ребята читали стихи, инсценировали понравившиеся моменты художественного текста. Ребята должны были показать мне, КАК и КАКИМ они увидели произведение, его героев, его автора. А как можно это сделать, если ты не читал произведение? Обязательно нужно знать содержание! А если еще и посмотреть фильм-экранизацию, то работа превращается просто в шедевр.
Но мои ученики, к счастью, на этом целеполагании не остановились. Они восприняли задание очень серьезно! И я не перестаю удивляться фантазии своих учеников. Дети сами пишут сценарии, подбирают музыку, подыскивают нужный реквизит и локации для съёмок, гримируются и учат длинные тексты, чтобы отыграть некоторые сцены. Помню, как в одном из военных проектов по повести «Сотников» Василя Быкова мой одиннадцатиклассник учил огромный текст на немецком языке, чтобы сцена допроса главного героя выглядела достовернее и сильнее.
После знакомства с романами «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» я получила очень интересное видение изученных произведений. Дети не просто прочли произведения, не только посмотрели экранизации, но и самостоятельно познакомились с документальными фильмами о жизни поэтов. Видеоработа получилась необыкновенной: авторы переплели биографии Пушкина и Лермонтова, показали аналогии жизней Онегина и Печорина.
Некоторые мои ученики после изучения произведений подмечают свою схожесть с героями произведений (и внешнюю, и психологическую). И, к счастью, из этого тоже рождается творческая работа!
Я заметила, что вначале дети работали индивидуально. Потом стали собираться замечательные творческие группы, и даже есть случай, когда для создания работы объединялись даже эти группы в одну. Для меня важно, чтобы дети горели идеями, раскрывались в работе, проявляли инициативу и импровизировали! Ведь проанализированное в такой работе произведение, его герои и их поступки никогда не сотрутся из памяти и не оставят моих учеников равнодушными. А это и есть моя цель!
И самое потрясающее, что в эту работу вливаются даже те ученики, которые до этого четвертями молчали! Эти дети как-то особенно раскрываются и удивляют! Как мне признался один из моих любимых троечников: «Мне почему-то понравилось это произведение». И его работа была одной из интереснейших в классе!
Один из лучших творческих проектов после изучения раздела «Война в судьбах людей» в 11 классе содержал следующие моменты: знание военной лирики (стихотворений Окуджавы, Высоцкого, Симонова и других поэтов курса 11 класса), выразительное чтение стихотворений о войне, моменты военной кинохроники, связь истории и современности. И просто прекрасная актерская игра и понимание ужасов войны! Это был один из первых серьезных проектов, который дети презентовали мне со всей атрибутикой кинотеатра (занавешенные шторы, мебель была сдвинута как в кинозале, большой монитор). Честно признаюсь, были моменты, где мы плакали, это проект вызвал шквал эмоций и отзывов.
И ты понимаешь, что именно в такие моменты и происходит нравственное и этическое воспитание. Не нужно постоянно повторять, что плохо, а что хорошо. Нужно УЧИТЬ детей видеть добро и зло через художественную литературу, через собственную работу с произведением. Нужно воспитывать в детях непринятие зла и несправедливости, стремление к человечности и доброте к окружающим.
Нужно постоянно помнить о том, что задачей
воспитания является выработка активной жизненной позиции человека,
которая проявляется в сознательном отношении к общественному долгу,
в единстве слова и дела как повседневной норме поведения.
Составляющие его - это патриотизм, коллективизм, отношение к труду.
Сюда же можно добавить доброту, вежливость, честность,
ответственность. Нравственные отношения пронизывают все социальные
отношения личности (политические, правовые, эстетические,
научно-познавательные). Человек живет в
обществе и находится во множестве общественных и личных связей
между собой и другими людьми. Он должен согласовывать свою
деятельность с другими членами общества, подчиняться определенным
нормам, правилам, требованиям[5].
Высокий уровень воспитания учащихся заключается в
единстве нравственного сознания, эстетического мышления, воли и
поведения. Он будет достигнут при условиях целостности процесса
воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни,
участия школьников в общественной деятельности. Только при
сознательном освоении общественно значимой деятельности, осознании
её значения, осмысления участия в ней, будет происходить овладение
моральными нормами и требованиями, превращение их в формы
поведения, в привычку.
Хочется, чтобы урок литературы перестал быть уроком, а стал откровением. Любое произведение может стать ориентиром в жизни, как ключ к разгадке о его предназначении на земле.
Особенность детского характера состоит в том, что он невероятно податлив. Так важно, чтобы ученик откликнулся на интересное дело, загорелся желанием помочь, тогда и сам ребёнок раскроется, демонстрируя все свои возможности.
Хочется, чтобы дети понимали смысл человеческой жизни. Современное общество стало скупее на милосердие и доброту, на великодушие. Хорошие, замечательные поступки сейчас кажутся скорее исключением из правил, чем нормальным, обычным явлением. Мы всё чаще сталкиваемся с равнодушием. Вспомним золотое правило поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Необходимо учить детей бережнее относиться друг к другу.
Уроки литературы всегда были основой этического воспитания школьников. Они жизненно важны, потому что именно здесь наполняется душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем. Литература ставит перед читателем проблему нравственного выбора.
Счастье — стать властителем тех, кого обучаешь, и повести их за собой в мир литературы. Необходимо помнить, что вторжение в мир нравственных и эстетических переживаний современного подростка не может быть нейтральным: оно либо «открывает» литературу, либо «закрывает» ее. Главное для меня как для учителя-словесника - указать путь к нравственным вершинам, научить детей не потеряться, найти себя в жизни. Каждому, и ученику, и учителю, следует бояться бесцветности. Человек существует для того, чтобы себя открывать. Главное - не забывать, что уроки литературы - это уроки жизни.
И от того, насколько нравственной, чуткой, этичной, доброй, порядочной будет наша молодежь, зависит и нравственное здоровье нации. Нравственное здоровье общества и нравственное здоровье человека базируются на общих нравственных принципах. Человек живёт и действует не только для себя, но и во благо общества отдаёт свои дарования и энергию развитию и укреплению общества. Нравственный человек – это счастливый человек, способный получать полное удовлетворение от своего труда, стремиться к творчеству и самосовершенствованию.
Список литературы:
-
Аверченко А.Т. «Вопросы воспитания» - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.
-
Мамедова И. М. «Эстетическое воспитание школьников» - журнал «Молодой ученый» — 2014. — № 2 (61). — С. 790-792.
-
Гаврилычева Г.Ф. «Младший школьник и его ценности: психология развития ценностных ориентаций» - журнал «Начальная школа» - 2008. - № 7. - C. 13-18.
-
Загвязинский В.И. «Теории обучения и воспитания» - М.: ИЦ Академия, 2012. - 256 c.
-
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/03/08/nravstvenno-esteticheskoe-vospitanie-detey-vo
2
шағым қалдыра аласыз













