Материалдар / О КУЛЬТУРЕ ЭТНОСОВ КАЗАХСТАНА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

О КУЛЬТУРЕ ЭТНОСОВ КАЗАХСТАНА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

Материал туралы қысқаша түсінік
жалпы Қазақстандағы ұлт өкілдері, тарихи кезендер қарастырылған
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
15 Қараша 2020
265
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


А.К. Нуркина 202 мектеп-гимназия

Алматы, Республика Казахстан


О КУЛЬТУРЕ ЭТНОСОВ КАЗАХСТАНА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

ВВЕДЕНИЕ

Общая характеристика работы. Исследование истории становления и развития национальных культурных объединений на примере южных регионов Казахстана является приоритетной научной проблемой в свете задач, поставленных в Стратегии «Казахстан - 2030». В диссертации рассмотрен широкий круг актуальных вопросов, среди которых – исторические предпосылки развития культуры этносов Казахстана, история формирования этнокультурных объединений в южных регионах страны в период независимости, приоритетные аспекты и перспективы развития межэтнических культурных процессов в пределах рассматриваемого географического пространства.

Актуальность темы исследования. Изучение культуры и культурных процессов в среде этносов Казахстана в их региональном аспекте проистекает из приоритетов развития современного общества в Казахстане и соответствует задачам, стоящим перед исторической наукой страны. Наша страна уверенно продвигается по пути экономических, социально-политических, демократических и культурных преобразований, диктуемых  велением времени и стремлением войти в когорту развитых стран мира. Президент Республики Казахстан акцентирует особое внимание на проблеме межэтнического согласия, называя ее составной казахстанского пути к лидерству и приоритетным направлением деятельности по реализации Стратегического плана 2020 [1].

Модель межэтнического согласия в Казахстане сегодня привлекает мировое сообщество и постсоветские страны. Между тем, история становления национальных культурных центров и культурные процессы в среде этносов Казахстана являются главными факторами, определяющими мирное сосуществование народов. Межэтническое согласие в нашей стране не установилось в одночасье и не пришло само собой. Это стало возможным благодаря правильно выбранному стратегическому курсу на сохранение гражданского мира и внутриполитической стабильности в обществе, обозначенных в Стратегии «Казахстан - 2030» в октябре 1997 года.

Разработка и осуществление эффективных механизмов регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений включает в себя такую важную проблему как изучение истории формирования культурных объединений представителей различных этносов страны, в том числе диаспор и этнических групп. Изучение культуры и культурных процессов в среде этносов Казахстана в их региональном аспекте проистекает из приоритетов развития современного общества в Казахстане и соответствует задачам, стоящим перед исторической наукой страны. Наша страна уверенно продвигается по пути экономических, социально политических, демократических и культурных преобразований, диктуемых велением времени и стремлением войти в когорту развитых стран мира [1].

Историографическая база и объем литературы по исследуемой тематике на первый взгляд достаточно обширный. Однако, подробное обращение к этой проблеме показывает, что в ней достаточно разработаны преимущественно вопросы, связанные с историей формирования этнокультурных центров в Республике Казахстан, которые отражены в общем контексте литературы по межэтническим отношениям, национальной политике, государственным и социальным программам, отражающих вопросы межэтнического согласия в имиджевых и обзорных книгах и материалах Ассамблеи народа Казахстана. Региональный же аспект, в данном случае южные регионы Казахстана, также представлен в общей литературе по межэтническим отношениям. Поэтому представляется целесообразным систематизировать историографию рассматриваемой проблемы и представить степень ее изученности по четырем основным направлениям [2].

Первое. Теоретические работы отечественных и зарубежных авторов по этнокультурному диалогу и вопросам взаимодействия этносов в области современных этнокультурных процессов. Анализ таких процессов и истории становления этнокультурных центров в нашей республике показывает, что они могут быть исследованы только лишь при условии обобщения пройденного исторического опыта, а также на основе изучения работ по межэтническим отношениям и истории этнокультурных процессов как в пршлом, так и в настоящем. Социально-экономические и политические изменения новой эпохи в истории постсоветских республик породили многочисленные дискуссии, выход из которых на позиции объективности и исторической справедливости во многом позволили исследования по межэтническим отношениям в Казахстане. Значительный вклад внесла общая и литература стран СНГ по национальной политике в области культуры, межэтнического диалога, культурным процессам в полиэтнической среде и т.д.

Второе. По вопросам развития и истории культуры этносов Казахстана и Центральной Азии. Данный блок исследований представлен работами, которые позволяют определить теоретико-методологические подходы к изучению истории формирования национально-культурных центров. Особенность работ данного направления состоит в том, что этнокульутрные процессы в Казахстане можно рассмотреть сточки зрения их историко -цивилизационной сущности в общем контексте процесса взаимодействия Востока и Запада, Европы и Азии, Тюркского мира, Центральной Азии. Вместе с тем, благодаря указанным исследованиям появляется возможность проследить динамику развития культуры собственно казахского народа и внутри казахского общества, в лоне которой рождались исторические условия и культуры отдельных этносов, диаспор и этнических групп получили, которые получили возможность для своего самосохранения и дальнейшего развития.

Третье. Специальная литература по проблеме межэтнических отношений и национальной политике в области культуры этносов Казахстан в период независимости

Исследуя международные и межэтнические контакты Г. Муканова подчеркивает, что эволюционные изменения этноса, в частности, отдельных его компонентов (к примеру, языка), не приведшие к ликвидации самого этноса, считаются этническими изменениями или этническими процессами. Этнические процессы составляют суть этнической эволюции, иными словами – этнической истории. Любой этнос постоянно эволюционирует, так или иначе, создавая собственную историю [3].

Культурные факторы, влияющие на межэтнические отношения, дифференцируются на две группы: первая связана с просвещением и информированностью, а вторая – с традиционными нормами каждой культуры. Специфика Казахстана состоит в том, что эти две группы факторов выступают в синтезированном виде. Общеизвестно, что традиции образования, и в целом просвещения казахского общества складывались во многом под влиянием демократической традиции передовой российской интеллигенции, как художественной, так и научно-технической. Примером тому является творчество Абая Кунанбаева, Ч.Ч. Валиханова, Ыбрая Алтынсарина и других. Обращенность их взглядов и творческого наследия к передовой культуре России во многом позволила обойти и нивелировать сложные межэтнические границы и отчасти снять предубеждения. В тоже время в условиях традиционности казахской культуры складывались более благоприятные условия для формирования более устойчивой модели межнационального согласия.

Казахстан представляет собой полиэтническое и одновременно национально-паритетное государство, поскольку население его состоит из более ста наций, где основные этнические группы составляют казахи и русские. Президент Н.А. Назарбаев замечает по этому поводу: «Это единственная республика, в которой коренное население, хотя и представляет самую большую группу, но не является большинством. Этнокультурное возрождение казахов ни в коей мере не ущемляет национального достоинства и прав других народов, населяющих Казахстан».[4]

Как известно, в разрешении проблем сегодняшнего дня первостепенную важность имеет прошлое, точнее - уроки истории. Социальные психологи и социологи выделяют пять групп взаимозависимых факторов, влияющих на межэтнические отношения - исторические, социальные, культурные, психологические (или их выделяют как личностные) и ситуативные. Представляется целесообразным добавить к ним и политические факторы. Из данной классификации видно, что первенствующую роль для понимания проблем межэтнических отношений играют исторические факторы. Для Казахстана, который со второй половины XIX века стал превращаться в полиэтническую окраину бывшей Российской империи, уроки исторического прошлого имеют непреходящее значение. Поскольку проблема эволюции модели межэтнического согласия в Казахстане весьма обширна и объемна, представляется целесообразным ограничиться определением ее общих тенденций на протяжении XX - начале XXI вв.

Политическая структура Казахстана, дружба народов представляют уникальную возможность построения демократического, т.е. правового гражданского общества, гарантирующего всестороннее развитие всех наций и граждан, создания всем им достойных условий жизни. Культурные факторы, влияющие на межэтнические отношения, делятся на две группы: первая связана с просвещением и информированностью, вторая - с традиционными нормами каждой культуры. Специфика Казахстана состояла в том, что эти две группы факторов выступали в синтезированном виде. Общеизвестно, что традиции образования, и в целом просвещения казахского общества складывались во многом под влиянием демократической традиции русской интеллигенции, как художественной, так и научно-технической. По своей природе культура казахского народа носила открытый характер, она не была замкнута. Такая данность и составила основу толерантного восприятия пришлых этнических ценностей.

Развитие этического сознания находится в тесном взаимодействии с множеством факторов. Наиболее важные из них можно свести к своеобразному этносоциокультурному феномену протекающему в рамках процесса модернизации. В этой трехмерной структуре культурный фактор выражает функции самоутверждения и самовыражения. В данном случае реализуются важные функции этнической культуры.

В целом, по самой своей природе этническое сознание политически нейтрально, но может приобрести политическую (этнополитическую) направленность под влиянием элит, которые в науке принято называть «этническими антрепренерами». Этот термин имеет преимущественное негативное звучание, однако в действительности влияние этнических элит не обязательно противоположно целям модернизации – все зависит от политической ориентации элит и их фундаментальных интересов в конкретных исторических условиях. В то же время возможность появления этнонационализма различна в разных исторических обстоятельствах, о чем свидетельствует краткий вышеприведенный анализ эволюции модели межэтнического согласия в Казахстане.









Литературы:

  1. Проблемы методологии изучения и преподавания современной истории.– М.: Фонд современной истории, 2009. – 292 с.

  2. Этносаралық қарым – қатынас саласындағы жұмысты жетілдіру бойынша анықтамалық материал. – Астана:ТОО «Агроиздат», 2009. – 72 б.

  3. Муканова Г. Путь к себе. Аспекты истории, культуры, демографии, этногенеза гагаузов. – М.: «Elena-VI»SRL, 2008. – 298 с.

  4. Назарбаев Н. А. Стратегия развития Казахстана «Казахстан-2030». –  Алматы, 1997.

  5. Оңтүстік Қазақстан: тарих, этникалық мәдениет және экономика // Отан тарихы№б.

  6. Роль историко-культурного наследия в формировании межэтнического согласия в Республике Казахстан // Отан тарихы. – 2008. - №с.

  7. Современные этнические процессы в южных регионах страны // Материалы международной научно-практической конференции «Межнациональное и межконфессиональное согласие – основа стабильности в Казахстане» (Өскемен, 20-23 мамыр 2008 ж.). - Өскемен: С. Аманжолов атындағы ШҚМУ, 2008. - С. 43-47.

  8. Культура независимого Казахстана: теоретическое осмысление // Валихановские чтения: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - Кокшетау: КГУ, 24-26 апреля 2008. - Кокшетау 2008. - С. 284-286.

  9. Изучение языков в воскресных школах МАНК города Алматы // Алматы достық ордасы. - Алматы: Алматинская городская Ассамблея народов Казахстана, 2008. - С. 101-104.

  10. Қазақстанның Оңтүстік өңірлеріндегі ұлттық мәдени үрдістер // Қоғам және Дәуір №бб.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ