Материалдар / Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Материал туралы қысқаша түсінік
Обобщение педагогического опыта на тему: «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка в классах с казахским языком обучения»
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
23 Тамыз 2022
399
4 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Министерство просвещения Республики Казахстан

Туркестанская область

г. Шардара

ГКУ «Общая средняя школа имени М.Горького»






Обобщение педагогического опыта на тему:

«Применение инновационных образовательных технологий

в преподавании русского языка в классах с казахским языком обучения»






Автор: Казиева Гульмира Куралбаевна

Образование: высшее

Место учебы: Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауезова (2002-2005)

Специальность: русский язык и литература

Педстаж: 5 лет

Без категории






2022 год


Содержание:

  1. Мое педагогическое кредо ………………………………………………..3

  2. Обобщение педагогического опыта.......................................................4-11

Ведущая педагогическая идея.....................................................................4

Актуальность опыта...................................................................................4-5

Оригинальность, новизна опыта..............................................................5-6

Теоретическая база опыта...........................................................................6

Технология опыта......................................................................................6-9

Результативность ....................................................................................9-11

Основные этапы изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта...............................................................................11

Адресная направленность..........................................................................11

  1. Доклад на тему: Инновационные методы преподавания русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения

(выступление на районном семинаре).................................................12-16

  1. Авторские краткосрочные планы уроков русского языка и

литературы..............................................................................................17-29

  1. Перечень использованных источников.....................................................29

















Мое педагогическое кредо

Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель. Если учитель имеет
только любовь к ученику, как отец, мать, - он
будет лучше того учителя, который прочел все
книги, но не имеет любви ни к делу, ни к
ученикам. Если учитель соединяет в себе
любовь к делу и к ученикам, он – совершенный
учитель.
Л.Н.Толстой.


Выбрать профессию всегда было ответственным шагом в жизни каждого человека. Счастлив тот, кому выбранная профессия приносит радость и удовлетворение. Я мечтала стать учителем еще в детстве.
Теперь уже с твердой уверенностью я могу сказать, что не ошиблась в ее выборе – стать учителем, каждый день пребывания в школе только укрепляет во мне уверенность в этом. Когда вхожу в класс и когда вижу детские искренние улыбки, светлый взгляд, то я словно растворяюсь в десятках мальчиков и девочек. В этот момент осознаешь, что твоя задача, как педагога, не только давать ребятам прочные и глубокие знания по предмету, но и на каждом уроке вселять в своих воспитанников доброту своей души, делать их сердца отзывчивыми к людским заботам, превращать их в личность, в людей высоких. У каждого народа есть свои великие поэты : Данте - у итальянцев, Шекспир- у англичан, Гёте - у немцев, Пушкин – у русских, Абай - у казахов. Русский язык-это язык русского народа. Один из самых богатых языков мира. Это язык науки, техники, культуры. Богатство и выразительность русского языка отмечали многие писатели и деятели культуры.

А бай Кунанбаев призывал изучать русский язык. Он говорил: «Если ты будешь знать русский язык, то на мир откроются твои глаза».
Моё педагогическое кредо – каждый ребенок индивидуален, в чем-то по-своему талантлив. Чтобы не пропустить индивидуальность и способствовать развитию творческих способностей, я использую личностно – ориентированный подход в обучении. На уроках русского языка и литературы создаются условия для гармонического и духовного развития личности. Быть учителем непросто. Учитель, как сказал Роберт Рождественский, это капитан на мостике корабля. С этими словами я полностью согласна.


Обобщение педагогического опыта


Ведущая педагогическая идея


Перед многими педагогами в процессе работы в школе встает вопрос повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а значит, существует реальная необходимость разработать некую систему обучения, выявить влияние учебного материала, формы и последовательности его предъявления на развитие познавательных способностей школьников. В связи с переходом несколько лет назад основной школы на обновленное содержание образования особо меня заинтересовали новые образовательные технологии. Эта проблема натолкнула меня на идею формирования своего педагогического опыта, тему которого можно сформулировать следующим образом: «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы».

Актуальность опыта


В основе представленного педагогического опыта лежит несколько идей:

1.Идея деятельностного подхода (обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений).

2.Идея развития познавательной активности учащихся, их творческого потенциала, личностной мотивации.

3.Идея сотрудничества учителя и учащихся на основе взаимного уважения и доверия.

Эти идеи дали основание для формулировки моего педагогического кредо: «Каждому ученику – свое открытие на уроке». В современной педагогической практике нередко возникает противоречие между выдвигаемой учебной задачей «учить учиться» и уровнем развития познавательных способностей школьников. В данном педагогическом опыте представлена система используемых технологий, методических приемов, направленных на устранение указанного противоречия.

Цель опыта: внедрить в практику преподавания русского языка и литературы современные педагогические технологии, активные и интерактивные методы обучения, которые будут способствовать повышению эффективности учебного процесса.

Задачи опыта: 1.Адаптировать ту или иную современную педагогическую технологию к условиям своей практической деятельности.

2.Сформировать комплекс методов, приемов, наиболее успешно реализуемых при определенных условиях процесса обучения.

Достоверными признаками, характеризующими уровень развития познавательных способностей школьников, является степень развития памяти, внимания, наблюдательности, воображения и, кроме того, способности ученика к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу, то есть владение теми мыслительными процессами, которые отличают творчески активную личность. Необходимые для этого условия стремлюсь создать в ходе своей педагогической деятельности. Исходя из сказанного, можно подчеркнуть актуальность представленного педагогического опыта. Проблема повышения эффективности обучения русскому языку и литературе действительно значима в настоящее время. Особенности её решения отражены в моем педагогическом опыте.


Оригинальность, новизна опыта


Использование педагогических технологий и подходов в учебно-воспитательном процессе:

  • развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • коммуникативное обучение;

  • проектная технология;

  • игровые технологии;

  • и нформационно-коммуникативные технологии; которым отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д.

И сегодня я пониманию, что в информационном обществе учитель перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.

Использования возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).


Теоретическая база опыта


В практике педагогической деятельности использую основы следующих современных технологий:

- технологии проблемного обучения;

- технологии развития критического мышления;

- информационно-компьютерных технологий;

- технологии личностно-ориентированного обучения;

- проективных технологий;

- здоровьесберегающих технологий.

Применение проблемного обучения на уроках русского языка и литературы считаю одним из действенных способов повышения эффективности учебного процесса. В основе теории проблемного обучения лежит идея о формировании познавательной активности личности через создание соответствующих дидактических и психологических условий. Проблемная ситуация характеризуется как активное психическое состояние, возникающее у личности при выполнении задачи в условиях субъективного открытия «новых знаний». Таким образом, ядром проблемной ситуации становится неизвестное новое знание, которое собственно и должен открыть для себя ученик, чтобы достигнуть поставленной цели. Для решения этой задачи ученику необходимо использовать специальные действия поиска нужного знания. Сущность проблемного обучения, таким образом, сводится к активной мыслительной обработке задания и самостоятельного вывода.

Технология опыта


Цель технологии: овладение способом познания; развитие индивидуальных способностей; самостоятельное открытие знаний. В ходе своей педагогической действительности стремлюсь создать условия, способствующие возникновению у ученика потребности в поиске нового знания. Это условия для творческого поиска, развития интереса к материалу, удовлетворенности учебным процессом. Для развития познавательных способностей школьников использую систему определенных заданий и особых методических приемов. Одним из интересных для учащихся заданий, с вязанных с созданием проблемной ситуации, считаю задание, которое направлено на установление связей между отдельными языковыми элементами. Это задание «Найти лишнее слово».

С технологией проблемного обучения тесным образом связана технология развития критического мышления. Цель данной технологии – обеспечить развитие критического мышления через интерактивное включение обучающихся в познавательный процесс. В основе технологии лежит дидактический цикл, состоящий их трех этапов: вызова, осмысления, размышления. Первая стадия – вызов – активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме. Вторая стадия – осмысление нового материала. На этой стадии использую различные методические приемы:

Прием «Чтение текста с остановками». Развивает простор для воображения: "А что же будет дальше?"

Прием составления концептуальной таблицы. По горизонтали записываются основные характеристики, по которым сравнивается явления или объекты, а по вертикали — отличительные свойства, по которым происходит сравнение.

Прием «Кластер» (представление информации в графическом оформлении). Кластер иногда называют «наглядным мозговым штурмом». Использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Прием «Дерево мудрости». Учитель или каждый ученик записывает вопрос на листочке по тексту учебника, заворачивает его и крепит скрепкой к дереву. Вопросы распределены по уровням сложности: жёлтые – уровень знания, понимания и применения; зелёные – уровень анализа и синтеза; красные – уровень оценки. В конце урока обучающиеся по очереди подходят к дереву, «срывают» записку с вопросом , отвечают, а дома более полно готовят ответ на этот вопрос

«Тонкие» и «толстые» вопросы. Способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

Прием «Письмо по кругу». Класс делится на группы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным. «Письмо по кругу» можно использовать как на стадии вызова, чтобы выяснить жизненный опыт детей по тому или иному вопросу, так и для проверки знаний учащихся. Этот прием может служить и другим целям. У детей часто возникает проблема с кратким пересказом художественных произведений, а «письмо по кругу» в увлекательной форме позволяет отработать этот навык.

На стадии рефлексии помимо широко известного синквейна (пятистрочные «стихотворения») использую такой прием, как диаманта (семистрочные «стихотворения» по алгоритму.

1.Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя)

2.Два слова (определение; прилагательные)

3.Три слова (действие; причастия)

4.Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные)

5.Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия)

6.Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные)

7.Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное)

Помимо технологии развития критического мышления и проблемного обучения, активно внедряю в педагогическую практику информационно-компьютерные технологии. В качестве электронных форм контроля использую тесты, которые учащиеся выполняют индивидуально. Нередко тесты составляю сама, вывожу их на экран с помощью проектора либо использую специальные диски. Учебный материал, предназначенный для изучения, периодически представляю в виде самостоятельно подготовленных презентаций.

Огромные возможности на уроках предоставляет интерактивная доска. Детям очень интересно выполнять задания, которые можно приготовить, используя возможности интерактивной доски. Благодаря наглядности и практике такие задания быстро запоминаются.

Нередко предлагаю учащимся такой вид работы, как разгадывание или составление кроссвордов.

В практике педагогической деятельности использую проектные технологии. Проектные виды работ эффективны в достижении концептуальных для современного школьного образования личностных и метапредметных результатов. Результативность использования проектной технологии очевидна.

В практике педагогической деятельности также использую основы таких технологий, как:

-технология личностно-ориентированного обучения;

- здоровьесберегающие технологии;

-тренинги.

Тренинговые технологии предполагают проведение учебных занятий с большой долей практических упражнений, т.е. более 70% времени отводится на отработку навыков.

В ходе образовательного пр

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ