Материалдар / Обобщение педагогического опыта на тему: «Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы»

Обобщение педагогического опыта на тему: «Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы»

Материал туралы қысқаша түсінік
документ содержит матерриалы обобщения педагогического опыта учител начальных классов
Авторы:
08 Сәуір 2024
136
1 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Министерство Просвещения Республики Казахстан

Туркестанская область

г. Шардара

ГКУ «Общеобразовательная школа имени М.Горького»






Обобщение педагогического опыта на тему:

«Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы»






Автор: Коваленко Елена Николаевна

Образование: высшее

Место учебы: СГИ «Дарын»

Специальность: учитель начальных классов

Педстаж: 28 лет

Категория: педагог-исследователь







2024 год



Содержание:



  1. Введение ...................................................................................................3

  2. Обобщение педагогического опыта.......................................................4-13

Ведущая педагогическая идея.....................................................................4

Актуальность опыта..................................................................................4-5

Оригинальность, новизна опыта..................................................................5

Теоретическая база опыта.........................................................................5-8

Технология опыта....................................................................................9-12

Результативность ..................................................................................12-13

Основные этапы изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта...............................................................................12

Адресная направленность..........................................................................13

  1. Перечень использованных источников.....................................................14









































Введение


Перед современным учителем сегодня стоит задача в формировании у учащихся читательской, математической и естественнонаучной грамотности.

Суть функциональной грамотности состоит с развитии способности ученика вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функционально грамотный учащийся должен уметь использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

У младших школьников она характеризуется следующими показателями:

  • готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

  • возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

  • способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

  • совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию;

  • умением прогнозировать свое будущее.

Для успешного формирования таких способностей методические пособия предлагают следующие педагогические технологии:

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

  • технология формирования типа правильной читательской деятельности;

  • технология проектной деятельности;

  • обучение на основе «учебных ситуаций»;

  • уровневая дифференциация обучения;

  • информационные и коммуникационные технологии;

  • технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

В новых ГОСО подчеркивается, что учащиеся к моменту окончания начальной школы должны овладеть четырьмя главными способностями:

1)добывать самостоятельно новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3) оценивать свое знание-незнание;

4) стремиться к саморазвитию.




Обобщение педагогического опыта на тему:

«Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы»


Ведущая педагогическая идея



Человек – деятельное существо, каждый человек через собственную деятельность познает окружающий его мир, ищет пути решения возникающих жизненных проблем. Внутренний мотив деятельности человека связан с удовлетворением личных потребностей. Именно деятельность определена стандартом как главная ценность обучения.

В школе же учащиеся выполняют преимущественно уже совершенно другую «деятельность»: слушают учителя и одноклассников, производят указанные учителем действия, но при этом они часто не видят в этом никакого смысла. Это порождает ряд педагогических проблем, решить которые можно лишь одним единственным путем: построить учебный процесс в соответствии с природой человека. Человека нельзя научить, развить, воспитать, он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться.

Таким образом, чтобы это произошло, чтобы это произошло, учитель должен выступать не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся. Через технологию проблемного обучения происходит реализация системно - деятельностного подхода. Использовать технологию проблемного диалога непросто, но работать по-другому уже не возможно.

Не только от творчества, но и от мастерства учителя зависит построение урока с с учётом познания, в случае когда построение зависит не только от содержания учебного материала. Изучение трудных вопросов можно сделать более доступным, пробудив творческую мысль учащихся, а сами уроки сделать живыми и интересными, воссоздать на них атмосферу поиска и открытий. Чаще всего учащиеся на урока идут за общением с друзьями, с учителями. Наивысшую радость и удовлетворение они испытывают от работы, позволяющей открывать себя: свои способности, возможности.

В этоми состоит ведущая идея моего педагогического опыта.



Актуальность опыта

Актуальность педагогического опыта обусловлена современными требованиями Государственного образовательного стандарта образования, целью которого является создание условий, обеспечивающие возможность формирование функциональной грамотности обучающихся.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Д ля формирования функциональной грамотности ученика начальной школы необходимо использовать в учебном процессе новые образовательные технологии, которые активизируют деятельность ученика на уроках.

К таким технологиям относятся: технология проблемно-диалогического обучения, технология системно – деятельностного обучения, технология проблемного диалога, проектная технология. Практическая значимость данных технологий заключается в том, чтобы научить учащихся самостоятельно овладевать новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками, применять свои знания в практической деятельности.



Оригинальность, новизна опыта

Изменения, происходящие сегодня в мире задают новые параметры обучения и воспитания, требуют кардинального пересмотра целей и результатов образования, методов преподавания и системы оценивания достигнутых результатов. Человек должен быть функционально грамотным.

Что входит в это понятие? В это понятие входит способность овладение инициативностью и думать творчески.

Проблемно – диалогическое обучение - это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.

Системно-деятельностный обучение - это обучение, при котором в учебном процессе главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ученика.

Основной результат обучения – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.


Теоретическая база опыта


Когда мы слышим о понятии «функциональная грамотность», то в первую очередь думаем о современных детях: это они сейчас должны уметь не просто читать, но и вникать в текст, анализировать его, находить связи с тем, что уже известно.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе: здесь идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.

Н а начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение.

Важно, чтобы функциональная грамотность была не обособленным набором задачек для решения, а процессом, гармонично вшитым в общую учебную программу. Решение проблемных заданий на уроках развивает целеустремленность, скорость и гибкость мышления, нестандартное мышление, мобильность, информационную и коммуникативную культуру.

Базовым компонентом функциональной грамотности является читательская грамотность. Ученики должны научиться понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается (Схема 1). Оно создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство». Это могут быть:

Shape1

Схема 1. Приемы оосознанности чтения

Математическая грамотность – следующий вид функциональной грамотности ученика начальной школы. Суть математической грамотности состоит в способности человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку. Математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии: умение решать задачи, сюжет который связан с жизненными ситуациями, практическое умения ориентироваться во времени, формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости. Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся. Интеллектуальное развитие ученика, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление, являются главной задачей уроков математики (Схема 2,3).


Shape2

Схема 2. Примеры заданий для развития логического мышления.

Shape3

Схема 3. Примеры форм работы над задачей


Еще один вид функциональной грамотности – естественнонаучная. Естественнонаучная грамотность - это способность ученика осваивать и использовать естественнонаучные знания для:

  • освоения новых знаний, для распознания и постановки вопросов,

  • для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

Учебные предметы «Познание мира» и «Естествознание» являются интегрированными и состоят из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроках отрабатываются навыки обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. У учащихся есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Виды заданий на уроках «Познание мира» и «Естествознание» можно условно разделить на 3 группы (Схема 4).

Shape4


Схема 4. Виды заданий


Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности учащихся начальной школы. Таким образом, формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы, возможно реализовать на уроках в начальной школе. Эта работа должна быть направлена на совершенствование умений, использующихся в различных жизненных ситуациях. Обучение, ориентированное на ученика, дает возможность ученику раскрыться как личности, стать полноправным участником процесса, а не пассивным слушателем.

Технология опыта


Ф ормированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе я применяю задания, соответствующие уровню логических приемов. Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе. В своей практике я использую такие методы и приёмы, чтобы ученик учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности и желанием и одновременно. Я стараюсь разнообразить уроки и развивать критическое мышление.

На уроках чтения для формирования читательской грамотности применяю различные методы и приемы (Таблица 1).

Прием и методы

Особенноси применения

Синквейн

Это творческий вид работы по выяснению уровня осмысления текста, предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах

Работа с вопросником

Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно провожу фронтальную проверку точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Чтение с остановками

На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета

Знаю, узнал, хочу узнать

Материалды жүктеу

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ