Материалдар / Образ "маленького человека" в произведениях русских классиков
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Образ "маленького человека" в произведениях русских классиков

Материал туралы қысқаша түсінік
Образ "маленького человека" в произведениях русских классиков
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Введение



Определение «маленький человек» применяется к категории литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ «маленького человека» оказывался тем актуальнее, чем демократичнее становилась литература. Само понятие «маленький человек», скорее всего, было введено в обиход Белинским (статья 1840 года «Горе от ума»). Тему «маленького человека» поднимают многие писатели. Он всегда был актуален, поскольку его задача – отразить жизнь обычного человека со всеми его переживаниями, проблемами, неприятностями и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжелую работу по показу и объяснению жизни простых людей. «Маленький человек – представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.

В русской литературе XIX века особенно популярным стало изображение образа маленького человека. Над ним работали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибодоев, Достоевский, Чехов, Лев Толстой и многие другие писатели.

Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XIX и начала XX веков. У каждого писателя также были свои личные взгляды на этого героя. Но уже со второй трети XX века этот образ исчезает со страниц литературных произведений, поскольку метод соцреализма не предполагает такого героя.























Образ "маленького человека" в произведениях русских классиков



Многие произведения русских писателей проникнуты любовью к простому человеку и болью к нему. Одним из первых, кто выдвинул тему «маленького человека» в литературе, был А. С. Пушкин. В «Рассказах Белкина» писатель акцентирует внимание на судьбе «маленького человека», которого он старался изобразить объективно, без идеализации. Традиции А. С. Пушкина продолжили и развили Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов.

В повести Н. В. Гоголя «Шинель» прямо выражена идея сострадательного, гуманного отношения к «маленькому человеку». Акакий Акакиевич Башмачкин – «вечный титулярный советник». Бессмысленная канцелярская работа убила в нем каждую живую мысль. Единственное свое удовольствие он находил в копировании бумаг.

Он с любовью выписывал письма ровной рукой и полностью погружался в работу, забывая и обиды, нанесенные ему коллегами, и бедность, и заботы о хлебе насущном. Даже дома он думал только о том, что «завтра Бог пошлет что-нибудь переписать». Но человек в этом забитом чиновнике проснулся и тогда, когда появилась цель жизни – новая шинель. «Он даже стал как-то живее, даже сильнее по характеру. Сомнение и нерешительность естественно исчезли с его лица и из его действий...» Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом так, как другой человек думает о любви, о семье.

Вот он заказывает себе новую шинель, и «...существование его как-то стало полнее...». Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но есть в нем и жалость, и печаль. Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и печали, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобрести шинель и каким бедствием оборачивается ее утрата.

Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но его радость была недолгой. Когда он ночью возвращался домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в судьбе несчастного чиновника. Напрасно Башмачкин искал помощи у «значительного человека».

Его даже обвиняли в бунте против начальства и «вышестоящих». Расстроенный Акакий Акакиевич заболевает и умирает. В финале «маленький» робкий человек, доведенный до отчаяния миром сильных мира сего, протестует против этого мира. Умирая, он «богохульствует», произносит самые страшные слова, следующие за словами «ваше превосходительство».

Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду. Высокое петербургское общество проявляет преступное равнодушие к капитану Копейкину («Мертвые души»). Оно оказалось бездушным, бездушным не просто по отношению к маленькому человеку, а по отношению к защитнику Родины, герою войны 1812 года, инвалиду, потерявшему все средства к существованию...

Недаром дальнейшая судьба капитана Копейкина связана с бунтом; это предупреждение о том, что терпение забитых и униженных когда-нибудь кончится, что всему есть предел. И если восстала широкая русская душа, то горе тем, кто притеснял и обижал бедняка. Роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди» проникнут духом гоголевской «Шинели».

Это история о судьбе такого же «маленького человека», раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сутенёром, раскрывает глубокую драматичность жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга вынести любые невзгоды.

Макар, живущий в крайней нужде, помогает ей. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт — это «бунт на коленях».

Никто не может им помочь. Варю увозят на верную смерть, а Макар остается наедине со своим горем. Жизни двух прекрасных людей сломаны, искалечены, разрушены жестокой действительностью.

Интересно отметить, что Макар Девушкан читает «Станционного агента» Пушкина и «Шинель» Гоголя. Он симпатичен Самсону Вырину и враждебен Башмачкину. Наверное, потому, что он видит в нем свое будущее. Так, Достоевский, с одной стороны, показывает «униженного и оскорбленного» человека, и сердце писателя наполняется любовью и жалостью к этому человеку, а с другой стороны, он высказывается за смирение, покорность, призывая: «Смиренный себя, гордый человек!» Мармеладов, герой романа «Преступление и наказание», также становится жертвой неблагоприятных социальных условий.

Этот пьяный отставной чиновник говорит Раскольникову: «В бедности ты еще сохраняешь свое благородство врожденных чувств, а в бедности никто и никогда». Мармеладов поясняет свою мысль: «Бедность — не порок, нищета — порок», потому что в бедности еще не искажается чувство человеческого достоинства в самом бедняке; нищий перестает быть личностью, перестает уважать себя, унижается, доходя до последней степени нравственного падения. Далее в развитии образа «маленького человека» проявляется тенденция к «раздвоению». С одной стороны, из «маленького народа» выходят рядовые демократы, а их дети становятся революционерами.

С другой стороны, «маленький человек» тонет, превращаясь в ограниченного буржуа. Наиболее отчетливо этот процесс мы наблюдаем в рассказах А. П. Чехова «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре». Учитель Беликов по натуре человек не злой, а робкий и сдержанный. В условиях, когда действовала формула «Жизнь циркулярно не запрещена, но и не разрешена полностью», он становится страшной фигурой в городе.

Все живое, прогрессивное пугало Беликова; во всем он видел «элемент сомнения». Свою личную жизнь Беликов тоже не смог устроить. Однажды он увидел свою невесту катающейся на велосипеде и очень удивился.

Беликов отправился за объяснениями к брату Вареньки, считая, что женщина не может себе позволить такую вольность. Но итог разговора оказался весьма печальным – умер учитель греческого языка. Горожане с радостью похоронили Беликова, но и после его смерти печать «беликовщины» осталась на жителях города.

Беликов продолжал жить в их сознании; он вселил в их души страх. Со временем «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучная жизнь вы живете, господа», — сказал А. П. Чехов своим произведением «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением. С тонким юмором писатель высмеивает смерть Ивана Червякова, из уст которого никогда не сходил с губ лакей «Ваша». В том же году, что и «Смерть чиновника», появляется повесть «Толстый и тонкий».

Чехов снова выступает против мещанства, против раболепия. Коллегиальный слуга Порфирий хихикает, «по-китайски», кланяясь в подобострастном поклоне, встречая своего бывшего друга, имеющего высокий чин. Чувство дружбы, связывавшее этих двух людей, было забыто.

Во всех произведениях, где создавались образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит «маленького человека» к деградации. Но у каждого из этих героев есть в жизни что-то, что помогает им перенести тяжесть своего положения: у Самсона Вырина есть дочь, радость его жизни, у Акакия Акакиевича есть шинель, у Макара Девушкина и Вареньки есть взаимная любовь и забота друг о друге. друг. В одном из писем к сестре А. П. Чехов восклицал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» Зоркий глаз художника, заметив пошлость, увидел и другое – красоту «маленького человека».



Заключение

Образ «маленького человека» появился в мировой литературе XIX века и стал очень популярным. Этот герой был человеком из низких социальных слоев, со своими достоинствами и недостатками, радостями и горестями, мечтами и стремлениями. В период расцвета реалистического движения в литературе внутренний мир, психология «маленького человека» занимали многих писателей. Русская классика особенно часто обращалась к теме «маленького человека». Первыми из них были Александр Сергеевич Пушкин и Александр Сергеевич Грибоедов. Даже сам термин впервые был употреблен критиком Белинским при рассмотрении произведения Грибоедова «Горе от ума».

Пушкин, как один из первых классиков, описавших образ «маленького человека», на ранних этапах своего творчества старался показать высокую духовность героев, как, например, в повести «Станционный агент». Позднее в его произведениях звучали мотивы перехода от образа «маленького человека» и слияния с образом народного героя – «Песни западных славян». В своих исторических стихотворениях Александр Сергеевич рассматривает вечную связь «маленького человека» и неограниченной власти – «Арап Петра Великого», «Полтава».

Для всех произведений Пушкина характерно глубокое проникновение в характер каждого героя – «маленького человека», мастерское написание его портрета, от которого не ускользнула ни одна черта.

Прямым продолжателем темы пушкинского «маленького человека» был Николай Васильевич Гоголь. Наиболее полно она выразила себя в рассказе «Шинель». Позже Федор Михайлович Достоевский пошел по стопам Пушкина и Гоголя, дав нам единый образ «маленького человека» в романах «Преступление и наказание» и «Бедные люди».

Особняком стоит Грибоедов, он иначе смотрит на этого героя, что приближает его взгляды к взглядам Чехова и отчасти Островского. Здесь на первый план выходит понятие пошлости и самоунижения

В сознании Л. Толстого, Н. Лескова, А. Куприна «маленький человек» — это талантливая, самоотверженная личность. Наиболее ярко эти образы проявились в романе «Война и мир» и повести «Левша».

Такое разнообразие трактовки образа маленького человека и его эволюция у самого Пушкина объясняются постоянными социальными изменениями и изменчивостью самой жизни. Каждая эпоха дает своего «маленького человека».

Но, с начала XX века эта тема постепенно угасла и образ «маленького человека» в русской литературе исчезает, уступая место другим героям.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!