Образовательная область:
«Коммуникация»
Раздел: Основы грамоты.
Тема: «Путешествие в зимний
парк».
Цель:
Закрепить место звука в слове, понятие о термине «слог», деление
слов на слоги»
Задачи: Закреплять навык дифференцирования звуков, умение
оперировать понятиями «слог», « слово», знание букв, их графических
образов, учить детей определять место звука в слове;
закреплять знания о гласных и согласных звуках; упражнять
договаривать пропущенные слова по смыслу; развивать фонематический
слух, речь, внимание, память, мелкую моторику рук; воспитывать
аккуратность при выполнении письменных работ в
тетради.
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: называют заданные звуки в слове,
деление слова на слоги, определяют их количество.
Понимают: что звуки в слове стоят в определенном
порядке, значение термина «слог»
Применяют: знания о звуках, навык работы в
тетради, по схеме.
Оборудование и материалы: фишки, карта-схема,
рабочая тетрадь.
Полилингвальный компонент: дыбыс – звук – sound,
сөз – слово – word, әріп – буква – letter, ұзын сөз – длинное слово
– lond word, қысқа сөз – короткое слово – short word, мектеп –
школа – school, сала – шар – ball, қарбыз – арбуз
–watermelon.
ХОД ОУД
1. Организационный момент
Какое счастье, что все мы живем
в
Казахстане, что все мы граждане своей страны. А
наша столица – город Астана – самый красивый город нашей
республики. Сегодня чудесный день! У всех хорошее настроение.
Приглашаю в круг радости:
Казахстан – земля родная,
Очень любим мы тебя.
Море, горы, даль степная –
Это
– Родина моя!
– Привет вам, мои друзья. Какое счастье, что все мы живем в Казахстане, что
все мы граждане своей страны. А наша столица – город Астана – самый
красивый город нашей республики. Наша Родина Казахстан – это многонациональная
страна. Над всеми нами чистое голубое небо, в котором парит
благородный орёл свободы, много лесов, скверов,
парков. Сегодня чудесный день! У всех хорошее
настроение.
Нас
приглашают на
прогулку в зимний парк, но парк тот необычный. В парке нам
потребуются знания о звуках, буквах, словах. Сначала вспомним
правила поведения в парке (Дети называют). Угадайте, на чём мы
отправимся в парке: на машине или на лыжах. В этом слове 2 слога.
(Дети определяют количество слогов).
- А
чтобы в пути не замёрзли губы, давайте их разомнём проведём речевую
зарядку с кругом радости
Речевая зарядка
Ма-ма-ма – наступила зима
Ме-ме-ме – рады мы зиме
Ду-ду ду в зимний лес иду.
Итак, в путь! (имитация ходьбы на
лыжах)
Круг радости: Сегодня пожелаем всем добра и хорошего дня всем
обитателям зимнего парка:
В
Казахстане мы живем
Есть у каждого свой дом,
Есть работа, есть друзья,
Мама, папа есть И я.
2. Основная часть
Повторение правил
Педагог предлагает детям вспомнить
правила:
– Все
слова состоят из звуков, звуки мы слышим и произносим, а буквы мы
видим и пишем. Если в слове много звуков – слово длинное, если в
слове мало звуков – то слово короткое. Звуки бывают гласные и
согласные. Звук в слове может находиться в начале слова, в середине
слова и в конце слова. Работа со звуками (вывешивает
карты-схемы)
Педагог: – В гости к нам пришел Алдаркосе
(кукла). Он принес конверт с
карточками-схем. Рассмотрим их.
– Что
нарисовано на схеме?
– Что
нового вы заметили?
– Правильно.
Одна звуковая клетка заштрихована. Все звуки в
словах «живут» в своем
домике. Если звук произнести неправильно, то
получится смешное слово или
совсем другое по смыслу. Слова могут состоять из
двух, трех и более звуков. Вы
уже
знаете: что одна клетка обозначает – один звук. Вспоминаем правило
правило: если заданный звук стоит в начале слова – мы будем
отмечать карандашом первую
клетку в схеме слова, если заданный звук стоит в
середине слова – отмечать
карандашом клетку – по середине схемы, если
заданный звук стоит в конце слова
– отмечать карандашом – последнюю клетку в схеме
слова. Чтобы узнать, где
стоит заданный звук в слове, мы будем «читать»
слово ладошками и определять
его
место. Надо произнести слово с заданным звуком и ладошками
задержать
его- «в начале», «в середине», «в конце» слова.
«Читаем» слово с лева на право.
Педагог сам произносит и показывает детям
«задержку» звука, вибрируя
ладошками. Примерные слова: аарбуз, шаар, школаа.
Заданный звук может
стоять: в начале слова, в середине слова, в конце
слова.
Полилингвальный компонент: дыбыс – звук – sound,
сөз – слово – word,
әріп – буква – letter, ұзын сөз – длинное слово –
lond word, қысқа сөз – короткое
слово – short word, мектеп – школа – school, сала
– шар – ball, қарбыз – арбуз –
watermelon.
Работа в тетради .Педагог совместно с детьми
обсуждают выполнение задания.
Физминутка: Два хлопка над
головой,
Два
хлопка перед собой.
Руки за спину мы спрячем,
И
на двух ногах поскачем.
Выполняют по сигналу
воспитателя.
Работа со словами деление слов на слоги. Педагог совместно с детьми обсуждают выполнение
задания
-Ребята, посмотрите, что за стол среди берёз под
открытым небом, угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? (кормушка)
А как ещё называют кормушку? (птичья столовая) Встаньте и подойдите
к кормушке, насыпьте зерна в кормушку (дети сыплют корм в
кормушку). В кормушке зерна есть, а что-то не видно птиц. Давайте
их позовём, прохлопаем названия птиц и поможем им найти кормушку.
(Дети отгадывают загадки, делят слова на слоги, помещают птиц в
кормушку).
Сначала позовём птичку-невеличку, которая ножки
имеет, ходить не умеет, хочет сделать шажок – получается прыжок.
(Воробей)
Спинкою зеленовата животиком
желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика.
(Синица)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор. (Дятел)
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)
Северные гости клюют рябины
грозди.
Так нарядны и ярки, на головках – хохолки.
(свиристель)
- Пока птички клюют, мы с вами поиграем. Давайте
отойдем в сторону, чтобы не спугнуть птиц.
Физкультминутка «Хочу быть
птичкой».
Я по улице гулял, (Дети выполняют ходьбу на
месте).
Галок и ворон считал: (Скрещивают перед собой
кисти рук, делают ими плавные движения, обозначающие
полет).
Раз, два, три, четыре, пять,
Буду я считать опять. (Загибают поочередно пальцы
рук, начиная с большого, а затем с мизинца).
Рот открыл, смотрю я в небо,(Поднимают голову
вверх).
Вправо, влево. Я там не был.(Делают повороты
головой).
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать. (Часто взмахивают руками
через стороны вверх, вниз, кисти напряжены).
Крылья вверх и крылья вниз,(Плавно взмахивают
руками).
Только слышен ветра свист.(Вращают указательными
пальцами рук, поднятых вверх).
Я подпрыгнул-, чтоб взлететь,
(Подпрыгивают).
Но пришлось на землю сесть.
(Приседают).
-
Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли, одна птица улетела. Кто
улетел? (синица) А почему?! Что же ей не понравилось? Я, кажется,
догадалась. У нас в кормушке – семечки, пшено. А синички что любят?
(сало) Давайте угостим синиц салом.
-
Ребята, а вы хотите узнать, что птицы думают о вас? (чтение слова
«умны»).
Наша прогулка по зимнему парку заканчивается пора
возвращаться в класс и выполним графический
диктант
Педагог совместно с детьми обсуждают выполнение
задания.
Работа в тетради (графическая
работа)
Педагог напоминает о правилах посадки за столом
при письме.
Перед выполнением графической работы педагог
показывает движения руки в воздухе.
Пальчиковая гимнастика «Ручка»
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
3. Рефлексия
Педагог подводит итог, поощряет
детей.
Каких птиц вы видели?
– Если было интересно на занятии, похлопайте в
ладоши, если неинтересно
– поднимите руки вверх.
– Какие бывают звуки?
– Где
может в слове находиться заданный звук?
– Как
определить, где находится заданный звук в слове?
– Как
надо двигать ладошки?
– Как
будем отмечать звук в схеме?
Ребята, я довольна вашими знаниями и поведением в
парке . Вы – настоящие друзья
природы.