Савельева
Е.Ю.
(выступление на заседании кафедры
ООД общеобразовательных дисциплин)
Протокол № 5 от
19.12.2024)
Особенности использования здоровьесберегающих
технологий.
Восточная мудрость
гласит:
«Здоровье – это вершина, которую должен
каждый покорить сам».
Задача педагогов – научить детей покорять
эту вершину.
В настоящее время, каждый педагог должен знать,
что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и
друг на друга влияющие категории. Ориентация на здоровьесберегающие
технологии в обучении являются одной из главных и актуальных задач
всей системы образования. Культура здоровья определяется, прежде всего,
умением жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. И
Физическая культура видится, как важнейший фактор развития,
совершенствования естественных жизненно важных возможностей,
качеств человека, его способностей преобразовывать свое «я» и
окружающий мир.
В
подростковом возрасте, к сожалению, здоровье и здоровый образ жизни
не занимают в иерархии потребностей первые
места. Но в
соответствии с Законом «Об образовании», именно, здоровье
обучающихся относится к приоритетным направлениям государственной
политики в сфере образования. Поэтому вопрос о сохранении здоровья
обучающихся на сегодняшний день стоит очень
остро. Современная
социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и
экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье
всего населения Казахстана, особенно на здоровье детей и
молодежи.
Физическая культура, спорт и туризм –
ориентированы на совершенствование личности, воспитание гражданина,
формирование профессионала.
Проблема эффективности применения
здоровьесберегающих технологий при организации занятий физической
культуры актуальна как никогда.
Медики отмечают тенденцию к увеличению числа
студентов, имеющих отклонения в здоровье - хронические заболевания,
напрямую связанные с процессом обучения. В учебном плане есть
только один предмет, который может в определённой мере
компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного
процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности
обучающихся, – это предмет «Физическая
культура».
Здоровьесберегающие образовательные технологии,
применяемые на занятиях
физической культурой – это система мер по
охране, укреплению здоровья и формированию культуры здоровья
обучающимися посредством
применения психолого-педагогических приемов, методов,
технологий.
Для
этого - активизировать деятельность обучающихся направленную на
формирование интереса к занятиям физкультуры, потребности в
здоровом образе жизни, учитывая интересы современной молодежи,
сочетая компоненты оздоровительной, тренировочной, образовательной
деятельности. Воспитывать у студентов целостное воздействие на
самосовершенствование, самореализацию, стимулируя уверенность в
себе, волевую устойчивость, т.е признаки психологического здоровья
студента.
Повышение работоспособности, высокое качество
здоровья, снижение заболеваемости, отличный иммунитет являются
функциональными проявлениями здорового образа жизни. Также здоровый
образ жизни по поведению обучающегося, проявляется в хорошем
настроении, полноценном отдыхе, жизненной энергии. Нельзя забывать,
что от рождения человеку дается здоровье, которым при взрослении не
все дорожат, неправильно используя дар природы, нарушают основной
закон – гармонию.
При
формировании и развитии выше указанных качеств,
способствующих потребности в здоровом образе жизни,
возникают противоречия:
-многофункциональность занятия, повышение
требований к его валеологической
направленности;
- высокий
уровень требований к физической подготовленности студентов и
снижение интереса к занятиям физической
культуры.
Решение противоречий, возможно лишь при условии
подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии:
сохранение, укрепление и формирование
здоровья.

Педагог, автор книг по здоровье сбережению В.И.
Ковалько, писала: «Успех работы по реализации здоровьесберегающих
технологий зависит от активного участия обучающихся, создания
здоровьесберегающей среды, высокой профессиональной компетентности
и грамотности педагогов, планомерной работы с родителями, тесного
взаимодействия с социально-культурной сферой. Подготовка к
здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий
должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого
образовательного учреждения».
Одним из важных условий по здоровьесбережению,
является обеспечение оптимального двигательного режима на занятиях
физической культуры, который позволяет удовлетворить
физиологическую потребность в движении, способствует развитию
двигательных навыков и поддержанию работоспособности в течение
всего учебного дня, недели и года.
Насильно заставить всех студентов заниматься
физической культурой и своим здоровьем невозможно, нужны стимулы и
мотивы.
Для
создания условий мотивации к занятиям физической культурой
применить:
1. Валеологическое просвещение обучающихся и их
родителей.
На
родительских собраниях широко освещать и разъяснять вопросы,
связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и
укрепления, профилактике заболеваний, о необходимости полноценного
питания. Практиковать беседы о здоровом образе жизни. Для более
наглядного представления о здоровом образе жизни использовать
компьютерные презентации.
2. На
уроке физического воспитания комбинировать игровой, соревновательный и
круговой метод, учитывая
физические особенности обучающихся, не допуская переутомления,
контролируя нагрузку. Для наглядности показываем последовательность
действий и технику упражнений, с последующим разбором упражнений.
Это формирует интерес студентов к занятиям, формирует навыки и
умения, обеспечивает мотивацию на
здоровье.
3.Проблема
организации физической активности студентов, профилактика
гиподинамии помогают решать внеурочные формы
физкультурно-оздоровительной и
спортивно-массовой работы.
Для
определения состояния физической подготовленности обучающихся надо
ежегодно проводить мониторинг,
позволяющий:
-
Выявить
состояние физической подготовленности и здоровья
студентов.
-
Разработать
рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию
физической подготовленности обучающихся.
-
Проанализировать результативность работы по
физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья
студентов.
Примерная схема
мониторинга:

По данным
тестирования определяются группы обучающихся, нуждающиеся в
корректировке. Это позволяет разработать комплексы упражнений,
направленные на развитие отстающих физических качеств: быстроту,
ловкость, силу, гибкость, выносливость.
По анализу
результатов работы, можно будет отметить, что применение
здоровьесберегающих образовательных технологий
позволяет:
-поднять
успеваемость по предмету;
- улучшить
динамику роста физической
подготовленности;
-мотивировать
студентов к соблюдению здорового образа
жизни;
- повысить
динамику состояния здоровья обучающихся.
Доказано, что здоровьесберегающая образовательная
среда позволяет быстрее адаптироваться в науке и производстве,
успешнее осваивать новые виды деятельности, лучше выполнять свою
работу.
Особенностями организации учебной деятельности в
условиях здоровьесберегающей педагогики является реализация
качественной физкультурно-оздоровительной работы, создание условий
для заинтересованного отношения к учебе, комфортных условий для
занятий физкультурой.
Творческий подход к педагогическому процессу
позволяет повысить интерес к занятиям физической культурой и
спортом, а это главная цель, к которой мы стремимся при решении
проблемы организации учебного процесса, направленного на сохранение
здоровья обучающихся.
Считаю, что образовательная деятельность будет
выполнять функцию укрепления здоровья только в том случае, если
здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни.
Пример такого образа жизни должны нести педагоги, родители,
общественность.
Список
используемых источников
-
И.И. Брехман.
Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья.
– СПБ.: Наука, 1993, 269с.
-
Шевченко С.Д.
Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС,
2004.-208с.
-
Ахутина Т.В.
Здоровьесберегающие технологии обучения:
индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7.
№2. С.21 – 28.
-
«Здоровьесберегающие технологии на уроках
физической культуры и во внеклассной спортивной
работе».