Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
«Особенности обучения русскому языку младших школьников »
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Статья «Особенности обучения русскому языку младших школьников »
22.02.21
Туякпаева Рита Мухтаровна
Учитель русского языка
г. Нұр-Сұлтан
Успешное овладение знаниями по русскому языку в начальных классах общеобразовательной школы с государственным языком обучения невозможно без интереса детей к учёбе. Необходимо показать младшим школьникам как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности, т.к. у учащихся появится стремление расширять свои знания по русскому языку как языку межнационального общения, совершенствовать свою речь.
Современная школа, на мой, взгляд, это школа, где ученики должны получать не готовые знания, а научиться добывать знания самостоятельно. Моя первостепенная задача как учителя – обучить учеников тому, как учиться, способствовать формированию независимых, самомотивированных, увлечённых, уверенных, ответственных личностей с развитым критическим мышлением. Все эти качества я должна формировать на уроке. Поэтому стараюсь качественно, на высоком методическом уровне планировать каждый урок.
Есть правило: как начнёшь урок, так он и продолжится. В самом начале задаются темп, динамика, увлечённость детей. Включить ребят в работу, внести позитив – важная задача. В этом помогает правильно подобранный и проведённый психологический настрой. Этот игровой метод формирует у учащихся сплочённость, собранность, доброжелательность по отношению друг к другу. Подбирая эмоциональный настрой необходимо учитывать возраст детей, сложившийся психологический климат в классе. Для этого я использую различные психологические тренинги: «Круг радости»: дети, взявшись за руки, образовывают круг, улыбаются и говорят друг другу приятные, добрые слова, желают удачи.
Или такой приём как «Изобрази своё настроение в цветах»: зеленый — хорошее, синий — не очень, красный — нет настроения.
Создавая для детей комфортный микроклимат на уроке, я использую такие приемы как: «Улыбка другу», «Пожелание», «Фейерверк». Такая работа, способствует положительному настрою учащихся к дальнейшей работе, которая предусматривает активный диалог.
Одной из важных своих задач считаю развитие у детей критического мышления.
Я часто использую на своих уроках методы и приёмы технологии развития критического мышления: «Мозговая атака», «Знаю — узнал — хочу знать», составление кластеров, пятистишья, ассоциации, диаграмму Венна. Эта технология дает возможность развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся. С применением этой технологии повышается уровень самооценки каждого учащегося.
Также на уроках я использую парные и групповые формы работ через такие стратегии как: «Фишбоун», «Кластер», «Горячий стул», «Карусель», «Мозговой штурм», а также задания творческого характера.
Развитию мышления, речи учащихся, активизации их словаря способствуют задания творческого характера. Творческие задания позволяют детям создавать что-то новое, свое: рисунок, новый рассказ, начало текста и т.д.
По моему мнению, уже в начальных классах нужно больше уделять внимания на анализ текста. Анализ текста направлен на то, чтобы формировать навыки выполнения поисковых, проблемных и творческих действий. От первой встречи с текстом, от того, какие вопросы и задания к текстам будут предложены, зависит, насколько успешно будет развиваться творческое воображение учащихся.
Первый шаг в формировании творческого мышления – ответы на поставленные вопросы, позволяющие выяснить, каково первое впечатление от прочитанного: «Понравилось ли тебе произведение? Чем именно? Почему рассказ так назван? Что нового и интересного вы узнали из текста? Какова главная мысль текста? Назовите ключевые слова текста? и другие».
Если произведение пробудило в ребенке внутренние мотивы, потребность высказать чувства, которые он испытал при чтении, значит, созданы определенные условия для успешного анализа прочитанного, перехода от репродуктивных упражнений к творческим. Здесь можно воспользоваться пирамидой Блюма — от простого к сложному: по предложенным критериям, на основе образца создать другой текст, а затем преобразовать текст, создать совершенно новый текст, сочинить сказку или стих, дать собственную оценку действиям героев.
Можно предложить ученикам задания, позволяющие идти от понимания темы, содержания, идейного смысла произведения к размышлениям об особенностях поведения героев, их оценке, к предложениям о возможных вариантах развития сюжета.
Научить писать сочинения – дело очень непростое, и в этом помогают сочинения – миниатюры. Ученикам предлагается тема, и они в свободной форме должны выразить свои чувства, мысли, переживания.
Мини – сочинения позволяют учителю не только проследить степень эмоционального воздействия на ребенка, но и увидеть процесс формирования у него нравственных ценностей.
Такие сочинения являются свидетельством динамики в развитии интеллекта ребенка, который приобретает умение самостоятельно, творчески осмысливать прочитанное, переходить к созданию собственных текстов.
На уроках я использую такие виды работ: составление рассказа, сказки по заданной теме (составь устный рассказ; попробуй написать письмо другу в котором расскажешь о празднике Наурыз).
В развитии творчества учащихся младшего возраста большую роль играет моторика рук (рисование). После чтения текста учащиеся рисуют рисунки. Рисунки развивают следующие креативные качества : воображение, фантазию.
Так ученики 3 классов после уроков на тему «Птицы» нарисовали прекрасные рисунки экзотических птиц.
Еще одно творческое задание, уже коллективное, требующее понимания содержания языковых особенностей текста – озаглавить его. Особый интерес для учащихся представляют задания, связанные с перестройкой текста. Детям нравится придумывать новую концовку. Например, даю задание: составьте текст на тему «Если бы я был лесником», «Если бы я понимал язык птиц» и т.д. Прочитав начало текста, ученики творчески переделывают ход повествования, придумывают разные концовки, выражая свое отношение к описываемым событиям.
Развивая связную речь, необходимо обучать повествованию, описанию и элементам рассуждения. Дети часто пишут сочинения разного типа: описание, повествование и рассуждение («Книги читаю – мир открываю», «Моя Родина – Казахстан», «Моё любимое домашнее животное», «Любимый вид спорта», «Зима» и другие).
В школах с казахским языком обучения на первом месте должно стоять диалоговое обучение. Дети часто составляют диалог по образцу. Диалог – наиболее близкая форма речи для детей, позволяющая воспринимать неродной язык фразами. Важно создавать на уроке речевые ситуации, близкие к естественным жизненным условиям, требующие от ученика обмена мыслями, участия в обсуждении данной темы («В магазине», «В библиотеке», «В аптеке» и другие).
Диалоги на уроке составляются парные, групповые.
Уроки русского языка в начальных классах казахской школы – это уроки развития творческого воображения, уроки развития речи, обогащения словарного запаса. Существует многообразие приёмов и методов сделать уроки насыщенными, интересными, эффективными, приносящими радость и удовлетворение, как ученикам, так и учителю. Моя задача как учителя неустанно их находить и применять на уроке.