Статья «Особенности обучения русскому языку
младших школьников »
22.02.21
Туякпаева Рита
Мухтаровна
Учитель русского
языка
г. Нұр-Сұлтан
Успешное овладение знаниями по русскому языку в
начальных классах общеобразовательной школы с государственным
языком обучения невозможно без интереса детей к учёбе.
Необходимо показать младшим школьникам как увлекателен,
разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской
грамоты.
Это имеет большое значение для формирования
подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности,
т.к. у учащихся появится стремление расширять свои знания по
русскому языку как языку межнационального общения, совершенствовать
свою речь.
Современная школа, на мой, взгляд, это школа, где
ученики должны получать не готовые знания, а научиться добывать
знания самостоятельно. Моя первостепенная
задача как учителя – обучить учеников тому, как учиться,
способствовать формированию независимых, самомотивированных,
увлечённых, уверенных, ответственных личностей с развитым
критическим мышлением. Все эти качества я должна формировать на
уроке. Поэтому стараюсь качественно, на высоком методическом уровне
планировать каждый урок.
Есть правило: как начнёшь урок, так он и
продолжится. В самом начале задаются темп, динамика, увлечённость
детей. Включить ребят в работу, внести позитив – важная задача. В
этом помогает правильно подобранный и проведённый психологический
настрой. Этот игровой метод формирует у учащихся
сплочённость, собранность, доброжелательность по отношению друг к
другу. Подбирая эмоциональный настрой необходимо учитывать возраст
детей, сложившийся психологический климат в классе. Для этого
я использую различные психологические тренинги: «Круг
радости»: дети, взявшись за руки, образовывают круг,
улыбаются и говорят друг другу приятные, добрые слова,
желают удачи.
Или такой приём как «Изобрази своё настроение в
цветах»: зеленый — хорошее, синий — не очень, красный — нет
настроения.
Создавая для детей комфортный микроклимат на
уроке, я использую такие приемы как: «Улыбка другу», «Пожелание»,
«Фейерверк». Такая работа, способствует положительному настрою
учащихся к дальнейшей работе, которая предусматривает активный
диалог.
Одной из важных своих задач считаю развитие у
детей критического мышления.
Я часто использую на своих уроках методы и приёмы
технологии развития критического мышления: «Мозговая атака», «Знаю
— узнал — хочу знать», составление кластеров, пятистишья,
ассоциации, диаграмму Венна. Эта технология дает возможность
развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся. С
применением этой технологии повышается уровень самооценки
каждого учащегося.
Также на уроках я использую парные и
групповые формы работ через такие стратегии как: «Фишбоун»,
«Кластер», «Горячий стул», «Карусель», «Мозговой штурм», а также
задания творческого характера.
Развитию мышления, речи учащихся, активизации их
словаря способствуют задания творческого характера. Творческие
задания позволяют детям создавать что-то новое, свое: рисунок,
новый рассказ, начало текста и т.д.
По моему мнению, уже в начальных классах
нужно больше уделять внимания на анализ текста. Анализ
текста направлен на то, чтобы формировать навыки выполнения
поисковых, проблемных и творческих действий. От первой
встречи с текстом, от того, какие вопросы и задания к текстам будут
предложены, зависит, насколько успешно будет развиваться творческое
воображение учащихся.
Первый шаг в формировании творческого мышления –
ответы на поставленные вопросы, позволяющие выяснить, каково первое
впечатление от прочитанного: «Понравилось ли тебе произведение? Чем
именно? Почему рассказ так назван? Что нового и интересного вы
узнали из текста? Какова главная мысль текста? Назовите ключевые
слова текста? и другие».
Если произведение пробудило в ребенке внутренние
мотивы, потребность высказать чувства, которые он испытал при
чтении, значит, созданы определенные условия для успешного анализа
прочитанного, перехода от репродуктивных упражнений к творческим.
Здесь можно воспользоваться пирамидой Блюма — от простого к
сложному: по предложенным критериям, на основе образца создать
другой текст, а затем преобразовать текст, создать совершенно новый
текст, сочинить сказку или стих, дать собственную оценку действиям
героев.
Можно предложить ученикам задания, позволяющие
идти от понимания темы, содержания, идейного смысла произведения к
размышлениям об особенностях поведения героев, их оценке, к
предложениям о возможных вариантах развития
сюжета.
Научить писать сочинения – дело очень непростое,
и в этом помогают сочинения – миниатюры. Ученикам предлагается
тема, и они в свободной форме должны выразить свои чувства, мысли,
переживания.
Мини – сочинения позволяют учителю не только
проследить степень эмоционального воздействия на ребенка, но и
увидеть процесс формирования у него нравственных
ценностей.
Такие сочинения являются свидетельством динамики
в развитии интеллекта ребенка, который приобретает умение
самостоятельно, творчески осмысливать прочитанное, переходить к
созданию собственных текстов.
На уроках я использую такие виды работ:
составление рассказа, сказки по заданной теме (составь устный
рассказ; попробуй написать письмо другу в котором расскажешь о
празднике Наурыз).
В развитии творчества учащихся младшего возраста
большую роль играет моторика рук (рисование). После чтения текста
учащиеся рисуют рисунки. Рисунки развивают следующие креативные
качества : воображение, фантазию.
Так ученики 3 классов после уроков на тему
«Птицы» нарисовали прекрасные рисунки экзотических
птиц.
Еще одно творческое задание, уже коллективное,
требующее понимания содержания языковых особенностей текста –
озаглавить его. Особый интерес для учащихся представляют задания,
связанные с перестройкой текста. Детям нравится придумывать новую
концовку. Например, даю задание: составьте текст на тему «Если бы я
был лесником», «Если бы я понимал язык птиц» и т.д. Прочитав начало
текста, ученики творчески переделывают ход повествования,
придумывают разные концовки, выражая свое отношение к описываемым
событиям.
Развивая связную речь, необходимо обучать
повествованию, описанию и элементам рассуждения. Дети часто пишут
сочинения разного типа: описание, повествование и рассуждение
(«Книги читаю – мир открываю», «Моя Родина – Казахстан», «Моё
любимое домашнее животное», «Любимый вид спорта», «Зима» и
другие).
В школах с казахским языком обучения на первом
месте должно стоять диалоговое обучение. Дети часто составляют
диалог по образцу. Диалог – наиболее близкая форма речи для детей,
позволяющая воспринимать неродной язык фразами. Важно создавать на
уроке речевые ситуации, близкие к естественным жизненным условиям,
требующие от ученика обмена мыслями, участия в обсуждении данной
темы («В магазине», «В библиотеке», «В аптеке» и
другие).
Диалоги на уроке составляются парные,
групповые.
Уроки русского языка в начальных классах
казахской школы – это уроки развития творческого воображения, уроки
развития речи, обогащения словарного запаса. Существует
многообразие приёмов и методов сделать уроки насыщенными,
интересными, эффективными, приносящими радость и
удовлетворение, как ученикам, так и учителю. Моя задача
как учителя неустанно их находить и применять на
уроке.