Материалдар / «Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

«Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»

Материал туралы қысқаша түсінік
Консультация для родителей о пользе артикуляционной гимнастики для детей с нарушениями зрения
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
15 Наурыз 2021
208
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


КГУ«Специальный детский сад № 123 »

Управления образования города Алматы

Логопед: Хожамуратова Елена Владимировна



Консультация для родителей на тему:

«Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»

Одним из основных направлений работы  является социализация, психическое и личностное развитие ребенка. Важнейшим условием социализации и всестороннего развития ребенка является овладение им родным языком. Но речь лишь тогда полноценное средство общения, когда сформированы или корригированы все ее структурные компоненты. 

Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения строится с учетом  ведущих дидактических и специфических принципов. К последним относятся принципы коррекционного обучения: учет вторичных и первичных дефектов, опора на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирования всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет уровня сформированности речи и структуры речевого нарушения, опора на сохранные компоненты речевой деятельности, учет новизны, объема, нарастающей сложности речевого материала.

В процессе коррекционной работы осуществляется комплексное многостороннее воздействие, организуемое силами учителя-логопеда, тифлопедагога, воспитателя, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по физкультуре в системе разнообразных занятий с детьми.

Воспитателями и тифлопедагогами совместно с логопедами определяются задачи, направленные на коррекцию речевых нарушений. Коррекционно-логопедические задачи по развитию речевой культуры решаются в игровой и в предметно-практической деятельности, на музыкальных и ритмических занятиях.

Коррекционно-логопедической работе предшествует углубленное обследование детей учителем-логопедом, который устанавливает степень сложности первичных и вторичных отклонений, требующих индивидуального подхода к каждому ребенку. По результатам диагностики, речевые нарушения имеют различную форму и степень тяжести: общее недоразвитие речи различных уровней (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН).

Раннее выявление нарушений речи и организация коррекционной работы способствуют предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии детей (в том числе и в формировании письменной речи).

Специфика, содержание знаний, форма организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия определены степенью выраженности речевого нарушения, зрительного диагноза, возрастными, психическими, двигательными, интеллектуальными возможностями дошкольников, а также медико-эргономическими установками офтальмологической службы.


С детьми проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные СКУД.

На подгрупповой специальной учебной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых СКУД по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На учебной деятельности по подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов.


На индивидуальных СКУД с детьми проводится:

- артикуляционная гимнастика, выработка направленной воздушной струи;

- постановка звука;

- автоматизация навыка произношения звука;

- дифференциация смешиваемых звуков;

- закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических СКУД.

Ежедневное проведение артикуляционной гимнастики, упражнения мышц артикуляционного аппарата, исправление произношения, правильное громкое произнесение звуков, слогов, слов, заучивание стихотворений на определенный звук создают основу для преодоления нарушения речи.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

В результате проводимой коррекционно-логопедической работы удается устранить фонетические нарушения речи, сформировать фонематические представления, развивать лексико-грамматические категории, сформировать умение связно непрерывно, логически строить высказывание, пользоваться различными моделями предложений.

Одна из задач,  стоящая перед сотрудниками дошкольного учреждения, заключается в становлении правильной, чистой, свободной речи у слабовидящего ребёнка.
Решить данную задачу в состоянии не только логопед, но и педагоги ДУ. Одним из самых доступных средств в её решении является артикуляционная гимнастика.
Занятия артикуляционной гимнастикой целесообразно начинать в самом раннем дошкольном возрасте, так как именно с этого периода, возможно, воздействовать на мышцы  артикуляционного аппарата ребёнка, то есть добиваться их мягкости, эластичности и подвижности. Тем самым предупредить возникновение неправильного звукопроизношения.


Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети  сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

  2.  Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы уже подготовлены.

  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

  1. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем научиться говорить правильно, чётко и красиво.


Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?


Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке («Зоопарк», «Весёлая прогулка», «Приключения Язычка» и т.д.).
На этом этапе ребенок должен повторять упражнения 2 – 3 раза. Затем повторяйте с ним вместе все  упражнения, используя карточки и рисунки к теме «Гимнастика для развития речи» не менее 5 - 6 раз. Карточки помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься в любом удобном месте.
При этом необходимо выполнять упражнения, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов артикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности у детей (С,З.Ц.Ш.Ж.Л.Р).


Рекомендации к проведению упражнений:

  1. Сначала упражнения выполняются медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный и тактильный контроль. После того, как малыш освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

  2.  Затем темп можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить  за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятие не имеет смысла.

  3.  Лучше заниматься  2 раза в день в течении 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

  4.  Занимаясь с детьми 3 – 4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

  5.  Если во время занятий язычок ребёнка дрожит, слишком напряжён, необходимо обратится к специалисту.


Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.


Как же организовать обучение, чтобы оно было воспринято с радостью и интересом даже с детьми младшей группы?

Посадите детей в удобном месте. Приготовьте для каждого упражнения мягкую игрушку или куклу бибабо. Уточните с детьми, где находится язычок и его кончик, где зубки, щёчки. Познакомьте малышей с некоторыми упражнениями органов артикуляционного аппарата: губы в улыбке или вытянуты трубочкой, язычок поднят вверх, опущен вниз, двигается в стороны, щёлкает и т.д.



















Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!