Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
Куксина Светлана Николаевна
Учитель физики средней школы № 30 города Шымкент
Известно, что использование интегрированных уроков наполняет взаимосвязанные понятия более глубоким теоретическим содержанием, способствует формированию у учащихся обобщенных, «сквозных» умений, позволяет школьникам системно осваивать новый познавательный и ценностный опыт, так как интеграция является характерным для культуры в целом и образования в особенности способом работы с информацией.
Функцию объединения разнопредметных знаний в целостную научную картину мира выполняет интеграция в процессе обучения. Установление и усвоение в процессе познания взаимосвязей и взаимообусловленностей между отдельными элементами знаний из различных дисциплин способствуют углублению и расширению знаний, связи их с практикой, формированию у обучающихся умений обобщать и систематизировать информацию, развивают системное мышление.
Интегрированный урок — особый вид урока, на котором обозначенная тема, вопрос, проблема рассматриваются средствами двух или нескольких дисциплин, осуществляются синтез и систематизация знаний, умений, что обеспечивает формирование у обучающихся целостной картины мира, способствует освоению ими соответствующих компетенций. При этом может быть выделена ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и определены вспомогательные дисциплины, способствующие углублению,
расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Проведение интегрированных уроков наиболее эффективно в следующих случаях:
— при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
— при изучении обобщенных межнаучных категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности, технологических процессов;
— при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках, учебных дисциплинах;
— при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемой дисциплины;
— при использовании технологии проблемного и проектного обучения (составление междисциплинарных проектов, решение комплексных проблем);
— при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из смежной или параллельной дисциплины.
Особенности интегрированных уроков:
— предметом изучения и анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах, материал таких уроков показывает единство процессов в окружающем мире, позволяет обучающимся видеть взаимосвязь разных наук;
— содержание интегрированных уроков включает в себя не только основной изучаемый материал из разных дисциплин, но и новое содержание, которое создается на основе осмысления и обобщения этого материала обучающимися;
— конечной целью интегрированного урока является применение знаний в незнакомой, нестандартной ситуации, выдвижение новых гипотез и реализация теоретических знаний на практике, в ходе чего происходит осмысление целостности окружающего мира, формируются творческие способности обучающихся .
Подготовка интегрированного урока
Прежде чем решиться на интегрированный урок с участием нескольких преподавателей (мастера производственного обучения), надо постараться их заинтересовать и мотивировать, поскольку преподаватели должны быть готовы к большим затратам времени и сил при подготовке и проведении интегрированного (бинарного) урока. Как показывает практика, в профессиональных образовательных организациях наиболее часто интегрируются такие учебные дисциплины, как материаловедение и физика, физика и электротехника, материаловедение и урок учебной практики, профессиональная дисциплина и иностранный язык и др.
Первым шагом в подготовке интегрированного урока является анализ и сопоставление программного материала, календарно-тематических планов учебных дисциплин с целью выделения тем, близких по содержанию или по цели использования.
Интегрированный урок более эффективен в начале изучения раздела, после чего на последующих раздельных уроках по каждой дисциплине будет проведена углубленная проработка содержания учебного материала, а также в конце изучения раздела с целью обобщения и интеграции с другими областями знания.
Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения . Интегрированные уроки могут объединять содержание самых разных дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины или интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одной дисциплины. Объектом интеграции содержания могут выступать:
— общие понятия;
— общие идеи;
— проблемы различных дисциплин;
— обобщенные способы действий;
— приемы, имеющие обобщенный характер.
Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и приводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации интегрированного урока, от него зависит методика и технология проведения урока.
Определение целей интегрированного урока
Основными целями интегрированных уроков могут выступать систематизация и обобщение знаний, выявление причинно-следственных связей, обучение приемам и способам переноса знаний из одной предметной области в другую; развитие интеллектуальных умений, таких как синтез, обобщение, сопоставление и установление межпредметных и универсальных связей и т.д. Интегрированные уроки проводятся также с целью более глубокого проникновения в суть изучаемой темы, повышения интереса обучающихся к обучению; целостного, синтезированного восприятия изучаемых вопросов по данной теме.
Формы интегрирования могут быть:
— предметно-образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания;
— понятийная, когда проводится феноменологический анализ явления, составляющего это понятие, и вырабатывается тезаурусное поле понятия;
— мировоззренческая, когда производится обоснование изучаемого наукой явления с помощью научных фактов;
— деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;
— концептуальная, при которой обучающиеся разрабатывают новые идеи, предложения, способы решения учебной проблемы.
На выбор форм интегрирования влияют и выбранные содержательные компоненты интеграции, и уровень развития обучающихся, их умение совмещать знания из разных дисциплин.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия:
— психологическая совместимость преподавателей, работающих на уроке;
— четкое определение содержания, системообразующего компонента интеграции, заданий, требующих реализации межпредметных связей;
— активизация учебно-познавательной, умственной деятельности обучающихся на всех этапах урока, использование методов проблемного обучения;
— наличие интегрированных заданий, требующих обобщения, осмысления знаний, способов действий, развивающих практические умения и навыки;
— интегрированные уроки способствуют информационному обогащению содержания обучения за счет включения интересного взаимодополняемого материала;
— повышается мотивация обучающихся к изучению дисциплин, наблюдается рост познавательного интереса обучающихся, который проявляется в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
— интеграция способствует снятию напряжения, утомляемости, поддерживает положительный эмоциональный настрой за счет переключения на разнообразные виды деятельности, обеспечивающие решение комплексных (системных, взаимосвязанных) задач;
— проведение интегрированных уроков дает большие возможности для самореализации, самовыражения, творчества преподавателей, что способствует развитию их интереса и мотивации к работе.
Использованная литература;
1. Мартынова М. В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков. Методические рекомендации. — URL: http://ido.tsu.ru/ss/?unit=199&page=594.
2. Ужан О. Ю. Роль и место интегрированных уроков в формировании творческих способностей обучающихся // Профессиональное образование
в России и за рубежом. — 2013.
3. Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113-115.
4. https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannyy-urok-osobennosti-podgotovka-provedenie