ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ
ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
Куксина Светлана
Николаевна
Учитель физики средней
школы № 30 города Шымкент
Известно,
что использование интегрированных уроков наполняет взаимосвязанные
понятия более глубоким теоретическим содержанием, способствует
формированию у учащихся обобщенных, «сквозных» умений, позволяет
школьникам системно осваивать новый познавательный и ценностный
опыт, так как интеграция является характерным для культуры в целом
и образования в особенности способом работы с
информацией.
Функцию объединения разнопредметных знаний в
целостную научную картину мира выполняет интеграция в процессе
обучения. Установление и усвоение в процессе познания взаимосвязей
и взаимообусловленностей между отдельными элементами знаний из
различных дисциплин способствуют углублению и расширению знаний,
связи их с практикой, формированию у обучающихся умений обобщать и
систематизировать информацию, развивают системное
мышление.
Интегрированный урок — особый вид урока, на
котором обозначенная тема, вопрос, проблема рассматриваются
средствами двух или нескольких дисциплин, осуществляются синтез и
систематизация знаний, умений, что обеспечивает формирование у
обучающихся целостной картины мира, способствует освоению ими
соответствующих компетенций. При этом может быть выделена ведущая
дисциплина, выступающая интегратором, и определены вспомогательные
дисциплины, способствующие углублению,
расширению, уточнению материала ведущей
дисциплины.
Проведение интегрированных уроков наиболее
эффективно в следующих случаях:
— при обнаружении дублирования одного и того
же материала в учебных программах и
учебниках;
— при изучении обобщенных межнаучных
категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов,
принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и
деятельности, технологических процессов;
— при выявлении противоречий в описании и
трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках,
учебных дисциплинах;
— при демонстрации более широкого поля
проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемой
дисциплины;
— при использовании технологии проблемного и
проектного обучения (составление междисциплинарных проектов,
решение комплексных проблем);
— при лимите времени на изучение темы и
желании воспользоваться готовым содержанием из смежной или
параллельной дисциплины.
Особенности интегрированных
уроков:
— предметом изучения и анализа в
интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о
сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах,
материал таких уроков показывает единство процессов в окружающем
мире, позволяет обучающимся видеть взаимосвязь разных
наук;
— содержание интегрированных уроков включает
в себя не только основной изучаемый материал из разных дисциплин,
но и новое содержание, которое создается на основе осмысления и
обобщения этого материала обучающимися;
— конечной целью интегрированного урока
является применение знаний в незнакомой, нестандартной ситуации,
выдвижение новых гипотез и реализация теоретических знаний на
практике, в ходе чего происходит осмысление целостности окружающего
мира, формируются творческие способности обучающихся
.
Подготовка интегрированного
урока
Прежде чем решиться на интегрированный урок с
участием нескольких преподавателей (мастера производственного
обучения), надо постараться их заинтересовать и мотивировать,
поскольку преподаватели должны быть готовы к большим затратам
времени и сил при подготовке и проведении интегрированного
(бинарного) урока. Как показывает практика, в профессиональных
образовательных организациях наиболее часто интегрируются такие
учебные дисциплины, как материаловедение и физика, физика и
электротехника, материаловедение и урок учебной практики,
профессиональная дисциплина и иностранный язык и
др.
Первым шагом в подготовке интегрированного урока
является анализ и сопоставление программного материала,
календарно-тематических планов учебных дисциплин с целью выделения
тем, близких по содержанию или по цели
использования.
Интегрированный урок более эффективен в начале
изучения раздела, после чего на последующих раздельных уроках по
каждой дисциплине будет проведена углубленная проработка содержания
учебного материала, а также в конце изучения раздела с целью
обобщения и интеграции с другими областями
знания.
Интегрировать на уроке можно любые компоненты
педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и
средства обучения . Интегрированные уроки могут объединять
содержание самых разных дисциплин с сохранением методов обучения
ведущей дисциплины или интегрировать методику обучения разным
дисциплинам при сохранении содержания только одной дисциплины.
Объектом интеграции содержания могут
выступать:
— общие понятия;
— общие идеи;
— проблемы различных
дисциплин;
— обобщенные способы
действий;
— приемы, имеющие обобщенный
характер.
Эти
компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке,
становятся системообразующими, вокруг них собирается и приводится в
новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является
главным в организации интегрированного урока, от него зависит
методика и технология проведения урока.
Определение целей интегрированного
урока
Основными целями интегрированных уроков могут
выступать систематизация и обобщение знаний, выявление
причинно-следственных связей, обучение приемам и способам переноса
знаний из одной предметной области в другую; развитие
интеллектуальных умений, таких как синтез, обобщение, сопоставление
и установление межпредметных и универсальных связей и т.д.
Интегрированные уроки проводятся также с целью более глубокого
проникновения в суть изучаемой темы, повышения интереса обучающихся
к обучению; целостного, синтезированного восприятия изучаемых
вопросов по данной теме.
Формы интегрирования могут
быть:
— предметно-образная, используемая при
воссоздании более широкого и целостного представления о предмете
познания;
— понятийная, когда проводится
феноменологический анализ явления, составляющего это понятие, и
вырабатывается тезаурусное поле понятия;
— мировоззренческая, когда производится
обоснование изучаемого наукой явления с помощью научных
фактов;
— деятельностная, при которой производится
процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения
в новых условиях;
— концептуальная, при которой обучающиеся
разрабатывают новые идеи, предложения, способы решения учебной
проблемы.
На
выбор форм интегрирования влияют и выбранные содержательные
компоненты интеграции, и уровень развития обучающихся, их умение
совмещать знания из разных дисциплин.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что для
эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие
условия:
— психологическая совместимость
преподавателей, работающих на уроке;
— четкое определение содержания,
системообразующего компонента интеграции, заданий, требующих
реализации межпредметных связей;
— активизация учебно-познавательной,
умственной деятельности обучающихся на всех этапах урока,
использование методов проблемного
обучения;
— наличие интегрированных заданий, требующих
обобщения, осмысления знаний, способов действий, развивающих
практические умения и навыки;
— интегрированные уроки способствуют
информационному обогащению содержания обучения за счет включения
интересного взаимодополняемого материала;
— повышается мотивация обучающихся к изучению
дисциплин, наблюдается рост познавательного интереса обучающихся,
который проявляется в желании активной и самостоятельной работы на
уроке и во внеурочное время;
— интеграция способствует снятию напряжения,
утомляемости, поддерживает положительный эмоциональный настрой за
счет переключения на разнообразные виды деятельности,
обеспечивающие решение комплексных (системных, взаимосвязанных)
задач;
— проведение интегрированных уроков дает
большие возможности для самореализации, самовыражения, творчества
преподавателей, что способствует развитию их интереса и мотивации к
работе.
Использованная
литература;
1. Мартынова М. В. Интегрированное обучение.
Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков.
Методические рекомендации. — URL:
http://ido.tsu.ru/ss/?unit=199&page=594.
2. Ужан О. Ю. Роль и место интегрированных уроков
в формировании творческих способностей обучающихся //
Профессиональное образование
в России и за рубежом. —
2013.
3. Криволапова Е. В. Интегрированный урок как
одна из форм нестандартного урока // Инновационные педагогические
технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015
г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113-115.
4.
https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannyy-urok-osobennosti-podgotovka-provedenie