Материалдар / Особенности репродукции человека. Постэмбриональный онтогенез. основы геронтологии

Особенности репродукции человека. Постэмбриональный онтогенез. основы геронтологии

Материал туралы қысқаша түсінік
Изучите периоды постнатального развития человека, их характеристику. Заполните таблицу: оцените адаптивные возможности организма человека (низкие/снижены, повышаются/максимальные) в каждом периоде, отметьте критические периоды. Объясните, почему в определённые периоды возрастает вероятность развития указанных
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
19 Қараша 2021
335
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема 4. Возрастная антропология. Постэмбриональный период онтогенеза
Работа 1. Периодизация постнатального периода онтогенеза человека
Изучите периоды постнатального развития человека, их характеристику. Заполните таблицу: оцените адаптивные
возможности организма человека (низкие/снижены, повышаются/максимальные) в каждом периоде, отметьте
критические периоды. Объясните, почему в определённые периоды возрастает вероятность развития указанных
заболеваний.
Периоды

Характеристика

Новорожденность
0 -10 дней

- переход в новую среду (нестерильные условия, меняющиеся
температура и внешнее давление)
- самостоятельное дыхание
- становление внеутробного кровообращения
- грудное вскармливание
- потеря веса (150-200 г)
- отпадение пуповины
- формирование собственных суточных ритмов
- закрывается боталлов проток и овальное окно между предсердиями

Младенчество
(грудной)
до 1 года

- интенсивный рост и развитие (длина тела увеличивается в 1,5 раза, вес –
в 3 раза)
- зарастание боталлова протока и овального окна между предсердиями
- зарастание родничков
- появление изгибов позвоночника
- бурный рост головного мозга, познавательное развитие, формирование
«детской речи», интенсивное психоэмоциональное развитие
- недостаточная выработка собственных пищеварительных ферментов
- начинают прорезываться молочные зубы
- ослабление пассивного иммунитета, незрелость приобретённого

Адаптивные
возможности
организма

Риск развития
заболеваний
- неспецифические
инфекции
- перегревание/переохлаж
дение
- патологии различных
органов и систем,
особенно
пищеварительной
- повышенная
вероятность смерти
- рахит
- возможность различных
нарушений функций
нервной системы
- расстройства питания и
пищеварения
- аномалии прорезывания
зубов и формирования
прикуса
- высокий риск
инфекционных и
паразитарных
заболеваний

1

Раннее детство
до 4 лет

- продолжение роста, снижение
интенсивности ростовых процессов
- прорезывание всех 20 молочных зубов
- интенсивное развитие интеллекта, освоение
«взрослой» речи, предметно-манипулятивная
деятельность, зарождение самосознания

Первое детство
4 года – 6/7 лет

- «первый» ростовой скачок
- прорезывание больших коренных зубов
- появление половых отличий в скелете,
отложении жира, формировании психики
- завершение освоения речи, начало
формирования самосознания и становления
личности
- стадия «адренархе»(девочки 6-7 лет, мальчики 7-8 лет) - созревание
андрогенной зоны коры надпочечников, повышение секреции половых
гормонов, начало развития вторичных половых признаков (у девочек
проявляется раньше)
- усиленный рост, особенно мышечной системы
- завершение развития печени, дыхательной системы
- смена молочных зубов на постоянные
- стадия «гонадархе» - созревание систем репродуктивного гомеостаза
(гипоталамус-гипофиз-гонады)
- интенсивное половое созревание, завершение формирования вторичных
половых признаков, появление у девочек менархе, у мальчиков
поллюции
- «второй» ростовой скачок
- значительные биохимические, гормональные, физиологические,
морфологические, психологические перестройки организма
- интенсивное интеллектуальное развитие, личностная и эмоциональная
нестабильность
- завершение формирования кровеносной системы, желудка, тонкой
кишки

Второе детство
(препубертатный)
6/7-12 лет

Перипубертатный

Подростковый
(пубертатный)
12-15/16 лет

Вторичные половые
признаки не выражены,
преобладает тип «малого
ребёнка» с относительно
крупной головой и
туловищем, со слабой
мускулатурой не
способной к сильным и
длительным
сокращениям, изгибы
позвоночника
окончательно не
сформированы и т.д.

- острые инфекции (корь,
скарлатина, коклюш,
ветряная оспа и др.)
- аллергии
- зубочелюстные
аномалии
- вероятность
инфицирования
туберкулёзом
- нарушение осанки у
детей со слабым
физическим развитием

- патологии сердечнососудистой и других
систем
- аномалии прорезывания
зубов и прикуса
- частый травматизм
- высокая вероятность
отклонений показателей
здоровья:
проявление
наследственных
заболеваний, болезней
обмена веществ
(ожирение или
истощение)
- пубертатные
поведенческие кризы,
агрессивность
2

Юношеский
(постпубертатный)
15/16 лет-18/21 год

Первая зрелость
18/21 год-35 лет
Вторая зрелость
до 55-60 лет

Пожилой возраст
до 75 лет

Старческий возраст
до 90 лет
Долгожительство
свыше 90 лет

- завершение полового созревания, окончательное развитие первичных и
вторичных половых признаков, маскулинизация или феминизации тела,
обмена веществ, полового поведения, устанавливаются овуляторные
циклы у женщин и циркадные ритмы секреции тестостерона и
выработки зрелой спермы у мужчин
- окончание линейного роста тела к концу периода
- завершение формирования всех систем органов
- интенсивное развитие интеллекта, формирование мировоззрения,
развитие социально-психологических особенностей личности
- форма и строение тела меняются незначительно
- окончательная морфофункциональная зрелость головного мозга
- устойчивый гомеостаз
- способность к воспроизведению полноценного потомства
- замедление скорости ответных реакций
- снижение выработки гормонов, в первую очередь, половых
- проявление признаков старения в конце периода (изменения кожных
покровов, осанки, потеря зубов и др.)
- уменьшение невосприимчивости к инфекционным заболеваниям
- постепенное угасание репродуктивных функций
- уменьшение функциональных способностей всех систем как следствие
инволюции («обратного развития»)
- дряблость кожи
- уменьшение содержания оссеина в костях, накопление неорганических
солей, ограничение движения в суставах
- снижение физической активности, повышенная утомляемость
- инволюция всех систем
- снижение слуха, остроты зрения, памяти, эмоций, психических реакций

- нарушение функций
различных органов и
систем
- психоневрозы

- риск заболеваний
снижен
- повышение риска
развития опухолей
- проявление
климактерического
синдрома
- психические
расстройства
- увеличение частоты
развития возрастных
заболеваний:
атеросклероза, диабета,
подагры и др.
- психоневрозы
- возможность проявления
старческого слабоумия,
депрессии

Биологический феномен, обусловленный комплексом различных
факторов: биологических (генотипом, наследственно-конституционными
особенностями, половыми различиями); социальных (психологических,
экономических, медицинских, экологических); активным образом жизни и
рациональным питанием
3

Работа 2. Виды роста и их характеристика
Заполните таблицу, используя учебник, лекции, методическое руководство.
Отметьте виды роста, которые не характерны для организма человека.
Виды (типы)
роста
Ограниченный

Характеристика, примеры

Неограниченный

Ауксентичный

Пролиферативный:

- мультипликативный

- аккреционный

Аллометрический

т

Работа 3. Гетерохронность созревания органов человека в
постэмбриональном периоде
При прямом типе постэмбрионального развития новорожденный
отличается незрелостью систем органов. Гетерохрония, или
разновременность, проявляется в неодинаковой скорости созревания
разных органов и систем организма. На первых этапах онтогенеза
созревают наиболее важные, жизненно необходимые системы.
Окончательного (дефинитивного) развития органы человека достигают
в разном возрасте.
Заполните таблицу, используя Руководство к практическим
занятиям по Антропологии.
4

Орган
Головной мозг
Семенники
Яичники
Сердце
Легкие
Печень
Почки
Желудок

Возраст

Надпочечники
Поджелудочная железа
(β-клетки – инсулин)
Слюнные железы
Работа 4. Типы возраста человека
Заполните таблицу, используя предложенные характеристики.
Тип возраста
Характеристика
Хронологический
Биологический
Социальный
Психический

Характеристики типов возраста:
- определяется положением индивида в системе общественных отношений
(дошкольный, школьный, студенческий, трудоспособный, пенсионный,
брачный, гражданский и т.д.)
- определяется количеством прожитых лет
- определяется характером сенсомоторной и умственной деятельности
- оценивается степенью морфофизиологической зрелости с помощью
различных тестов (антропометрические данные, функциональные и
биохимические показатели)

5

Работа 5. Гипотезы старения человека
Современная геронтология выделяется две основные группы гипотез
старения: стохастические и генетические (программные).
Стохастические гипотезы рассматривают старение как процесс,
связанный со случайными изменениями, происходящими
в процессе
жизнедеятельности организма и имеющими различную локализацию. В
гипотезах этого направления важная роль отводится различным
внутриклеточным структурам, прежде всего генетическому аппарату, от
повреждения которых зависят функциональные расстройства на клеточном,
тканевом и органном уровнях.
Генетические (программные) гипотезы старения основаны на
представлении о наличии в организмах специальных генетических программ
старения, которые являются результатом эволюции.
Разберите некоторые гипотезы старения, представленные в таблице,
заполните её, используя предложенные варианты.
Гипотеза

Содержание гипотезы
- накопление «свободных радикалов»
(высокоактивных химических соединений)
- повреждение ДНК, белков, липидов, клеток
- уменьшение с возрастом чувствительности
гипоталамуса к регуляторным сигналам нервной
системы и эндокринных желёз
- изменение функции отдельных желёз (гипофиза,
щитовидной, половых и т.д.)
- изменению нейроэндокринного гомеостаза
организма
- накопление с возрастом неисправленных мутаций
(генетических ошибок)
- потеря генами способности проявлять активность
из-за повреждений в ДНК и иРНК
- мутации в регуляторных генах
- нарушение последовательности включения и
выключения генов, от которых зависят процессы
жизнедеятельности в клетках
- старение клеток и организма в целом
- способности клеток к делению ограничены (in vitro
не более 50 раз; биологический предел или предел
Хейфлика)
- человеческий организм постепенно теряет
способность к обновлению клеток
6

- мутации в соматических клетках (особенно под
воздействием радиации) приводят к
образованию дефектных молекул иРНК и белков
- нарушение сбалансированной деятельности всех
частей организма
- изменения в соединительной ткани (костной,
хрящевой, сухожилий и др.)
- снижение физиологической активности организма
- старение – результат запрограммированной гибели
клеток (апоптоза) с повреждённым геномом
- интоксикация организма продуктами обмена
гнилостных бактерий, обитающих в кишечном
тракте
- гибель клеток
- удвоение ДНК без теломерных концов хромосом
- количество делений клеток и продолжительность
их жизни ограничена из-за укорочения хромосом
Названия гипотез и теорий старения
- теория* апоптоза (В. П. Скулачёв)
- элевационная гипотеза старения (гипотеза «гипоталамических часов», В.
Дильман )
- свободно-радикальная гипотеза (Д. Харман, Н. Эмануэль)
- теория «ортобиоза» - бактериальной интоксикации организма (И.И.
Мечников)
- теория предельного деления клеток (Л. Хейфлик)
- гипотеза возрастных изменений соединительной ткани (А.А. Богомолец)
- гипотеза накопления мутаций (Л. Оргель)
- теломерная теория старения (А. Оловников)
- гено-регуляторная теория старения (В. Райт)
- мутационная теория (теория “старения по ошибке”, М. Сциллард)
_____________________________
*Теория – доказанная гипотеза. Поскольку ни одна из теорий старения не доказана
окончательно, их следует признать на сегодняшний день гипотезами.

Ситуационные задачи
Задача 1
Скорость роста человеческого организма меняется в процессе
развития: в одни периоды онтогенеза она высокая, в другие – низкая, а в
определённом периоде рост организма человека прекращается.
Вопросы:
1. Назовите периоды онтогенеза человека, для которых характерна
высокая и максимальная скорость роста.
2. Какие механизмы обеспечивают рост человека? На каких уровнях
организации происходят ростовые процессы?
7

3. Назовите типы роста, известные Вам. Какой тип роста характерен
для человека?
4. Одинакова ли скорость роста в разных органах и тканях человека?
5. Как регулируется рост человека в разные периоды онтогенеза?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Задача 2
В экономически развитых странах антропологи отмечают увеличение
средней продолжительности жизни, снижение рождаемости. Это привело к
перераспределению возрастного состава популяций и к прогрессивному
возрастанию числа людей пожилого и старческого возраста. Изучение
процессов старения необходимо для установления видовой
продолжительности жизни человека.
Вопросы:
1. Что такое старость? Какие науки изучают проблемы старения и
болезни старости?
2. Что такое биологический и хронологический возраст человека?
3. Назовите периоды постнатального онтогенеза человека и дайте
краткую характеристику.
4. Назовите и кратко охарактеризуйте основные теории старения.
Как влияют генотип, условия и образ жизни на проявление старения?
5. Каковы перспективы увеличения продолжительности жизни человека?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
8

Вопросы для самоподготовки
1. Назовите и охарактеризуйте основные периоды постэмбрионального
развития человека?
2. В какие периоды заканчивается окончательное формирование структур
и органов человека?
3. Какие периоды онтогенеза называются критическими? Назовите
критические периоды онтогенеза у человека. Объясните, чем они
обусловлены?
4. Какие типы роста организмов Вам известны?
5. Какие типы роста обеспечивают рост человека? Какие процессы лежат
в основе роста?
6. Что такое ростовые скачки? В какие периоды онтогенеза человека они
отмечаются?
7. Что такой пубертатный спурт роста, его особенности?
8. Каковы особенности полового созревания человека?
9. Что такое хронологический возраст человека? Как определяется
его биологический возраст?
10.Понятие об акселерации и инфантилизме.
11.Что такое процесс старения? На каких уровнях организации он
проявляется? Приведите примеры.
12.Какие Вам известны теории и гипотезы, объясняющие механизмы
старения? Раскройте их содержание.
Подпись преподавателя
Дата

__________________
____________

9
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ