2024-2025 оқу жылына арналған
Қысқа мерзімді сабақ жоспарларын жүктеп алғыңыз келеді ме?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен жасалған
Материалдар / Открытый урок. А.П. Чехов "Толстый и тонкий"

Открытый урок. А.П. Чехов "Толстый и тонкий"

Материал туралы қысқаша түсінік
Ашық сабақ
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Раздел

РАЗДЕЛ «Тема социального неравенства в литературе»

ФИО педагога

Сулейменова Самал Амангельдиевна

Дата:

11.02.2025

Класс: 10 «А»

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока: Урок

Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

Цели обучения в соответствии с учебной программой:

10.3.5 анализировать содержание художественных произведений, определяя роль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей, в раскрытии основной мысли;

П 10.4.5 писать причинно-следственное эссе;

ИЯЕ 10.5.2 использовать сложные синтаксические конструкции.

Цели урока:

  • анализирует содержание художественных произведений, определяя роль деталей в раскрытии основной мысли;

  • пишет причинно-следственное эссе;


Воспитательные цели:

  • * понимает чувства и эмоциональное состояние другого человека;

  • * умеет руководствоваться принципами справедливой оценки достоинства каждого человека.

Ход урока

Этап урока/Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

8 минут


  1. Организационный момент.

Создание положительного эмоционального настроя.

Доска Padlet: https://padlet.com/MaskTa/padlet-nml3dducg5k0bujo


- Доброе утро, ребята!

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

Я тоже желаю вам ясного утра, а также открыть сегодня что-то новое.


  1. Определение темы и целей урока.


1.Определение темы урока.

Портрет А.П.Чехова

- Кто изображен на этом портрете?

- Правильно. Сегодня мы будем с вами изучать его произведение «Толстый и тонкий»

Откройте тетради, запишите число и тему урока.


2.Определение целей урока. Облако слов.

Учащиеся:

анализирует содержание художественных произведений, определяя роль деталей в раскрытии основной мысли;

определяет основную мысль текста, выявляя детали, подтверждающие её;

пишет причинно-следственное эссе;

соблюдает речевые нормы, избегая нарушений лексической сочетаемости, использования слов в несвойственном значении.

Воспитательные цели:

* понимает чувства и эмоциональное состояние другого человека;

* умеет руководствоваться принципами справедливой оценки достоинства каждого человека.


Распределение по группам:

«Толстый», «Тонкий», «Наблюдатели»



Приветствуют учителя.



















Учащиеся определяют тему.


Учащиеся записывают тему урока.



Постановка целей урока.


























До начала урока учащихся распределяют по группам






















Словесное поощрение






Словесное поощрение

















Доска Padlet:

https://padlet.com/MaskTa/padlet-nml3dducg5k0bujo














Середина урока 30 минут











6.С1. понимать общее содержание сообщения продолжительностью не более 2-3 минут, определяя тему и основную

мысль текста;


6.Г3.3. задавать вопросы и отвечать на них;









  1. Этап вызова.

1.Предтекстовая работа.

  1. Эпиграфом к нашему уроку являются слова А.П.Чехова: «Среди людей нужно сознавать свое достоинство».

Заполните в группе лестницу ассоциаций на слово «достоинство»


  1. Задание №1. Словарная работа.


Откройте толковый словарь и найдите значение слова «достоинство» и запишите его значение в тетрадь.

- Соответствуют ли ваши представления о достоинстве со словарной статьей ?

Какой можно сделать вывод?


3.Задание №2. Мозговой штурм. Открывающиеся карточки на платформе Quizlet:

https://quizlet.com/kz/1001780103/%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D1%88%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BC-%D0%90%D0%9F%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2-%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B9-%D0%B8-%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%B9-flash-cards/?i=4pj40o&x=1jqt


4. Задание № 3. Викторина по образу «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель» на платформе Wordwall:


https://wordwall.net/resource/86153432


  1. Задание №4. Кластер. Работа в парах.

Ребята, в течение минуты обсудите в парах и представьте свои выводы по вопросу: «Портрет маленького человека» составить кластер (2 мин)


- В русской литературе сложилась традиция, что «маленького человека» следует жалеть, защищать и сострадать ему, как мы видели у Н.В.Гоголя. Обратимся к рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий» и выясним, каков чеховский герой.


  1. Осмысление нового.

2.Работа с текстом.

1. Групповая работа.

Задание №5. «Табель о рангах».

- А.П.Чехов в рассказе «Толстый и тонкий» говорит о чинах своих героев.

- Посмотрите градацию чинов в «Табеле о рангах».

- Какие ранги были у Толстого и Тонкого?


  1. Индивидуальная работа.

Задание №6. Встреча двух друзей.

- Но сначала мы обратимся к встрече двух друзей на вокзале. Какие прозвища были у них в детстве? (Герострат и Эфиальт)

- Используйте ИИ, чтобы выяснить об исторических личностях Герострате и Эфиальте.


- Как вы думаете, почему Чехов награждает своих героев такими прозвищами в детстве?


  1. Групповая работа.

Задание №7. Сравнительная характеристика Толстого и Тонкого.

Рабочие листы.

Группа №1 – «Толстый» . Обратитесь к тексту и найдите цитаты, соответствующие характеристике Толстого и Тонкого и заполните Таблицу №1.

Таблица №1.



Группа №2 – «Тонкий» . Обратитесь к тексту и найдите цитаты, соответствующие характеристике Тонкого и Тонкого и заполните Таблицу №2.

Таблица №2.


Группа №3 – «Наблюдатели» . Обратитесь к тексту и найдите цитаты, соответствующие речи и поведению героев в начале и в конце рассказа, напишите мотивы поведения героев. Заполните столбики таблицы №3.

Вывод: Мы с вами проанализировали поведение героев «Толстый и тонкий», теперь давайте сделаем вывод: над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов ?








Учащиеся по группам заполняют лестницу ассоциаций, затем каждая группа озвучивает её.










Учащиеся работают со словарем и выписывают значение слова.





Учащиеся отвечают на вопросы учителя.





Учащиеся отвечают на вопросы учителя.








Учащиеся отвечают на вопросы викторины






Учащиеся самостоятельно разделяются на пары и заполняют кластер, затем по 1-2 представителя от группы озвучивают.

















Учащиеся изучают таблицу.




Учащиеся отвечают на вопрос учителя.




Учащиеся отвечают на вопрос учителя.


Учащиеся работают чатом GPT и находят информацию, кто такие Герострат и Эфиальт.














Учащиеся:

- работают с содержанием произведения;


- сравнивают поведение толстого и тонкого

- заполняют таблицы








































Учащиеся делают вывод












ФО:

Закладка – каждому ответившему






















ФО:

Закладка – каждому ответившему







ФО:

Закладка – каждому ответившему






ФО:

Закладка – каждому ответившему







ФО:

Закладка – каждому ответившему



























ФО:

Закладка – каждому ответившему






ФО:

Закладка – ответившему





ФО:

Закладка – ответившему правильно


ФО:

Закладка – каждому ответившему правильно





Дескрипторы















Дескрипторы


















Дескрипторы







ФО:

Закладка – ответившему






















https://quizlet.com/kz/1001780103/%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D1%88%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BC-%D0%90%D0%9F%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2-%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B9-%D0%B8-%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%B9-flash-cards/?i=4pj40o&x=1jqt



https://wordwall.net/resource/86153432





























V. Закрепление знаний.

Задание № 8. Трехминутное эссе. «Можно ли назвать Тонкого «маленьким человеком»?». Индивидуальная работа. Взаимооценивание по дескрипторам.

Дайте друг другу прочитать свое эссе. Оцените эссе соседа по 10-балльной системе.

Ответ:

Да, Тонкого из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий» можно назвать «маленьким человеком». Этот образ соответствует ключевым чертам «маленького человека» в русской литературе.

Аргументы:

1.Низкое социальное положение
«Я уже до коллежского асессора дослужился и двумя орденами имею».
2. Зависимость от вышестоящих
«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой».

3.Униженность и забитость
«Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги».
4.Отсутствие собственного достоинства
«Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец».
5.Трагикомичность образа
Чехов изображает Тонкого с долей юмора, но за этим скрывается трагедия «маленького человека», который не может преодолеть свою зависимость от социальных условностей.

Вывод.

Тонкий — типичный «маленький человек», который живет в страхе перед вышестоящими, не имеет собственного достоинства и полностью зависит от мнения окружающих. Его поведение отражает социальное неравенство и униженность, которые Чехов мастерски высмеивает, но одновременно вызывает сочувствие к своему герою.


Учитель:

- А.П.Чехов говорил, что всегда, при любых обстоятельствах надо сохранить в себе человека.


- Как вы понимаете слова А.П.Чехова?


(Каждый человек должен ценить своё человеческое достоинство. Нужно быть внутренне свободным, а не рабом таких предрассудков как чинопочитание и раболепие перед вышестоящими людьми. Писатель пишет о том, что никто не заставляет тонкого лебезить перед начальством. Люди сами выбирают себе определенную модель поведения)


А.П.Чехов в одном из своих произведений сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»

- Я хочу, чтобы вы помнили как героев бессмертного писателя, так и эти его слова.





Учащиеся пишут Трехминутное эссе, обмениваются с соседом, оценивают по дескрипторам эссе соседа и балл ставят в тетрадь.
















































Учащиеся объясняют свое понимание слов А.П.Чехова








Дескрипторы






















































ФО:

Закладка – ответившему





















Конец урока 7 минут

VII. Подведение итогов.

- Давайте подведем итог и посчитаем количество Закладок, что ваши группы заработали во время урока. И если вы набрали 4-5 шт., можно обменять их на баллы, если меньше, на следующем уроке у вас будет такая возможность.

(выставить группам баллы по количеству Закладок)





Учащиеся отвечают, считают закладки .



ФО: выставление баллов каждому учащемуся группы по количеству заработанных группой Закладок.



Рефлексия.

 Зайдите по ссылке на платформу Рadlet, напишите свое имя, а также ваши впечатления об уроке.

https://padlet.com/MaskTa/padlet-voue94qkez2iufm1

Домашнее задание.

Написать эссе 150-200 слов на тему «Почему рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» остается актуальным в наше время?»


Учащиеся пишут рефлексию на платформе Padlet.


Учащиеся записывают Д/З в дневник.


Платформа Padlet:

https://padlet.com/MaskTa/padlet-voue94qkez2iufm1




20 Наурыз 2025
66
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі