Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Открытый урок по истории: "Эпоха раннего железа на территории Казахстана"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Урок истории Казахстана в 6 классе.
Эпоха раннего железа на территории Казахстана .
Цель урока:
Повторить и обобщить итоги знаний, полученных учащимися в ходе предыдущих уроков, начиная с периодизации истории древнего мира и заканчивая рассказами о племенах, населявших степные просторы в эпоху раннего железа, о развитии хозяйства и культуры, об исторических памятниках, являющимися основами знаний об этой эпохе
В процессе игры воспитание у учащихся чувства ответственности, коллективизма. Различный уровень заданий должен способствовать самореализации и повышению самооценки каждого, даже самого слабого ученика.
Развитие у учащихся навыков публичного выступления, умения анализировать и систематизировать учебный материал. Игровая форма повторения сложного материала должна способствовать воспитанию интереса к истории далеких предков, интереса к предмету
Форма урока:
индивидуально-командная игра-соревнование
Тип урока:
повторительно-обобщающий
Оборудование:
Игровое поле в форме шахматной доски (расчерченный лист ватмана); в верхней части каждой игровой клетки небольшой надрез для крепления карточек-«лошадок». (См. лист-дополнение)
Два комплекта карточек с изображением лошадей (карточки-«лошадки») с номерами от 1 до 4: один комплект – белые лошади, другой – черные.
68 карточек с изображением подковы (карточки-«подковы»), на обратной стороне которых написаны вопросы 4 уровней:
а) 16 вопросов для слабоуспевающих учеников;
б) 16 вопросов второго уровня;
в) 16 вопросов третьего уровня;
г) 16 вопросов четвертого уровня для сильных учеников.
В каждом уровне имеется по одной карточке со «счастливой»
подковой, вытянув которую ученик получает один балл за
везение. На карточках 4 уровней изображение подковы
определенным цветом.
4. Игровая таблица – таблица результатов – лист ватмана для
крепления карточек-«подков», наглядно демонстрирующих
результаты каждого игрока и команды в целом.
5. Таблички на столах с обозначением команд – белые и черные.
6. Каждый ученик имеет эмблему своей команды, оформленную в виде короны.
7. Магнитофон.
Ход урока:
Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем играть в шахматы, в игру «Ход конём». Для того, чтобы понять почему играть будем именно в шахматы и именно «ход конём», давайте вспомним:
? Какой вид хозяйства был наиболее распространен в эпоху железа на территории Казахстана? Правильно, скотоводство.
? А какой вид скота преимущественно разводился на степных просторах казахских степей? Конечно, лошади.
Теперь, наверно, всем понятно, почему мы выбрали именно такую игру. Название игры «Ход конём» - термин, взятый из шахмат. Конь – главное действующее лицо в этой игре. Но решающее значение имеют действия всадников: только благодаря их знаниям, эрудиции, смекалке и сообразительности конь сможет благополучно преодолеть все препятствия.
Сейчас я объясню вам правила игры, будьте внимательны!
1. В игре участвует две команды – черные и белые. Команды формируются предварительно или с помощью жеребьевки.
2. Перед началом игры каждый участник забега дает своей лошади кличку, придумывает ей родословную.
3. Команды стартуют с противоположных сторон, навстречу друг другу. Их разделяет 8 клеток-препятствий.
4. У каждого всадника своя трасса. Для этого игровое поле разделено на 4 части. Белые лошади передвигаются по белым полям (клеткам), черные – по черным. Движение с клетки на клетку по диагонали. Препятствия всадники преодолевают по очереди.
5. Начинает игру всадник на коне под №1. Команда, начинающая игру определяется жеребьевкой. Затем попытку преодолеть препятствие получает игрок под №1 другой команды, и т.д.
6. Задача игрока – преодолев все препятствия, добраться до финиша. Для этого он берет карточку-«подкову» (из числа предложенных ему) и отвечает на вопрос. Правильный ответ равнозначен взятию препятствия. В этом случае карточка-«лошадка» передвигается по игровому полю на одну клетку и прикрепляется к ней, а карточка-«подкова» прикрепляется к игровой таблице. Если ответ неверный, препятствие считается не взятым, карточка-«лошадка» остается на месте, правильный ответ сообщается учителем. Всаднику остается только попытать счастья в следующий раз, когда подойдет его ход.
7. Игра длится до полного розыгрыша карточек-«подков».
8. В индивидуальном первенстве побеждает тот, кто быстрее других пройдет трассу, преодолев все препятствия (правильно ответив на вопросы) и достигнет линии финиша на игровом поле. В командном первенстве побеждает команда, участники которой согласно игровой таблице набрали в совокупности наибольшее количество карточек-«подков».
9. Лучший игрок и выигравшая команда будут награждены.
10. Как в настоящих скачках у нас работает тотализатор. Каждый из присутствующих на листочках, которые лежат перед вами, может сделать прогноз: какая команда и кто из игроков будет победителем сегодняшних игр. Угадавший получает приз. Если угадавших будет несколько, победителя определит жеребьевка.
Итак, ребята, вы узнали правила игры, и я вижу, что вам не терпится тронуться в путь. Для того чтобы создать себе и окружающим хорошее настроение и показать свою готовность мы проведем разминку «Ипподром».
Игра «Ипподром»
Слова ведущего – действия ведущего и участников:
1. «Кони выходят на старт» - 3 хлопка руками по коленям.
2. «Кони бегут по земле» - удары кулаками в грудь.
3. «Кони бегут по траве» - участники трут ладошки друг о друга.
4. «Кони бегут по воде» - шлепки ладошками по щекам.
5. «Кони берут препятствие» - участники привстают, складывают ладошки «лодочкой» и кричат «Ух!».
6. Ведущий кричит «Ура!» - участники кричат: «Ура!», «Ура!»,
«Ура!».
Молодцы! Теперь мы действительно находимся на ипподроме, где сейчас будут проходить конные соревнования в преодолении препятствий. Сейчас я представлю участников состязания.
В забеге участвует …. (ф.и. ученика) на лошади по кличке …(ученик представляет лошадь).
Каждое соревнование начинается с жеребьевки. Сейчас определим – какая команда начнет забег. Ответьте на вопрос:
? В какой сказке по воле волшебницы в лошадей были превращены серые мыши? («Золушка»).
После жеребьевки дается команда: «По коням!» Игра начинается.
Вопросы на карточках-«подковах» (см. листы-вкладыши с вопросами 4 уровней.
В конце игры подводится итог. Называется команда, победившая в игре и лучший игрок. Победитель тотализатора также получает приз.
1 уровень:
1. О чем говорят следы сажи и золы в памятниках культуры раннего железа? ( О существовании культа огня)
2. «Усы» тасмолинских курганов были направлены на восток, потому что …(У племен Центрального Казахстана существовал культ солнца).
3. Что такое эпоха бронзы? (Вторая эпоха в истории древнего мира)
4. Счастливая подкова.
5. Что получали методом сырого дутья? (Железо, крицу).
6. Где находится плоскогороье Мангыстау? (В Арало-Каспийском регионе).
7. Что такое Сарыарка? (Степь Казахстана – Центральный Казахстан).
8. В каком кургане был найден «Золотой человек»? (В Иссыкском).
9. В каком направлении были ориентированы «усы» тасмолинских курганов? (На восток)
10. Каких животных разводили племена раннего железа? (Лошади, овцы, верблюды).
11. У тасмолинских курганов были… («усы»).
12. Где существовала тасмолинская культура? (В Центральном Казахстане).
13. Какое море в древности называли Гирканским? (Каспийское).
14. Где находится плоскогорье Устюрт? (В Арало-Каспийском регионе).
15. Что такое эпоха камня? (первая эпоха в истории древнего мира).
16. Что такое эпоха железа? (Последняя эпоха в истории древнего мира).
17. Какое скотоводство существовало в период раннего железа? (Кочевое).
2 уровень:
1. Что такое крица? (Окатыши железа, получаемые способом сырого дутья).
2. Когда существовала эпоха позднего железа? (с 3 века до н. э. до 4 века нашей эры).
3. Счастливая подкова.
4. Почему культура Северного Казахстана называется улыбаевской? (Найдена у селения Улыбай в Северном Казахстане).
5. Какой культ существовал у дай-массагетов? (культ огня).
6. Какой регион называют Арало-Каспийским? (Между морями Аралом и Каспием).
7. Какие области входят в археологический регион Северный Казахстан? (Костанайская, Северо-Казахстанская, часть Акмолинской и часть Павлодарской областей).
8. Что находят в захоронениях тасмолинской культуры кроме погребений человека? (Захоронения лошадей).
9. Сколько типов курганов тасмолинской культуры вам известно? (4 типа).
10. Что такое акинак? (Короткий меч).
11. На сколько групп делятся сакские курганы? (На 3).
12. Что такое менгиры? (Большие валуны).
13. Где было найдено поселение Дыкылтас? (На территории Мангыстау).
14. Что такое бронза? (Сплав олова и меди).
15. На какие три эпохи делится история древнего мира? (Эпоха камня, эпоха бронзы, эпоха железа).
16. Где жили гирканцы? (У Каспийского моря).
17. Когда существовала эпоха раннего железа? ( С 8 века до н.э. до 3 века до н.э.)
3 уровень:
1. Как назывались саки, которые изготавливали и употребляли кумыс? ( Саки-хаомаварги).
2. Почему в эпоху раннего железа основными памятниками являлись курганы? (Потому что в то время ее существовало других памятников – городов, поселений).
3. Как назывались большие каменные валуны? (Менгиры).
4. Расскажите о третьей группе сакских курганов? (Это малые курганы высотой от 50см. до 1 м., диаметр – 6-18 м.).
5. Какие племена населяли Сарыарку? (Аргиппеи, исседоны, аримаспы).
6. Расскажите о второй группе сакских курганов. (Это средние курганы, их диаметр – 30-45 м., высота – 2-6 м.).
7. Почему культура Северного Казахстана называется улыбай-тасмолинской? (Потому что в ней были черты культуры Центрального Казахстана – тасмолинской).
8. Какие курганы называются «царскими»? (Курганы саков, большие курганы высотой 7-20 м., диаметром – 48-104 м.).
9. Как по-другому назывались племена каспиев? (Гирканцы).
10. Где находилось Актауское поселение? (В Северном Казахстане, на правом берегу Ишима).
11. Как еще по-другому назывались племена дахов? (Даи, даги).
12. Где проживают племена даев? (На побережье Аральского моря).
13. Чем занимались жители Арало-Каспийского региона? (Скотоводством, охотой, ремеслом, земледелием).
14. Что такое Жетысу? (Семиречье).
15. Каких саков называли парадарайя? (Заморских).
16. Счастливая подкова.
17. Что вам известно об Иссыкском кургане? (Это царский курган, в котором был найден «Золотой человек».)
4 уровень:
1. Счастливая подкова.
2. Охарактеризуйте три группы саков. (Саки-хаомаварга, саки-парадарайя, саки-тиграхауда).
3. Где проживали саки, носящие остроконечные шапки? (Саки-тиграхауда, работа с картой).
4. Какие факты говорят о схожести культуры племен раннего железа и казахского народа? (Культ огня, культ солнца, занятия скотоводством, схожесть погребальных обрядов).
5. Расскажите о группах племен дахов? (Апарны, ксанфийцы, адаи).
6. Какие ремесла были развиты у даев, откуда мы узнаем об этом? (Ювелирное, ткачество, керамика, узнаем по исследованным курганам).
7. Какие памятники находятся на Устюрте? (Байте, Терен, Карамонке).
8. Почему эпохи древнего мира получили такие названия? (По материалу, из которого были изготовлены орудия труда).
9. О чем свидетельствуют разные размеры курганов и разные по богатству находки в них? (Об имущественном неравенстве).
10. Кто пришли на смену жетысуйским сакам? (Племена уйсуней).
11. Назовите два периода сакского времени в Жетысу? (Раннесакский период – 8-6 вв. до н.э., позднесакский период – 5-3 вв. до н.э.).
12. В каком кургане был обнаружен саркофаг? (В Большом Бесшатырском кургане).
13. Назовите периоды улыбай-тасмолинской культуры. (1 период: 8-7 вв. до н.э., второй: - 6-5 вв. до н.э., третий – 4-2 вв.до н.э.).
14. Какие территории входят в археологический район Центрального Казахстана? (Карагандинская, Павлодарская, южная часть Акмолинской области).
15. Почему тасмолинская культура получила такое название? (По местечку Тасмола в кибастузском районе Павлодарской области).
16. К какому периоду относятся памятники Бирлик, Покровка, Бектениз и где они были найдены? (К сакскому периоду на территории Северного Казахстана).
17. Из каких письменных источников мы узнали о племенах даев и гирканцев? (Записи Герадота и персидского царя Ксеркса).
Использованная литература:
1. Турлугул Т. История древнего Казахстана
Учебник 6 класса
2. Прошлое Казахстана по археологическим источникам, Алма-Ата, 1976 год
3. Детская энциклопедия Казахстана т.1 Древний Казахстан, Алматы, ТОО «Аруна».
4. Идея игры позаимствована в газете «Последний звонок» 2003 год, №5