Уроки с использованием игр и игровых
ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания,
поскольку отход от традиционного построения урока и введение
игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего
класса.
Игра и игровые упражнения делают
процесс обучения более интересным, занимательным, создают у детей
бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в
усвоении учебного материала.
В процессе игры создаются условия для освоения
социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение
школьника.
Мы предлагаем Вам урок
учителя русского языка и литературы специализированной физико-математической школы-интерната №5
для одаренных детей имени Ж.Каппарова Казыгуртского района
Таласова Р.Ж по теме: «Великий
баснописец Иван Андреевич Крылов».
Б.Н.Абдишева –
методистр русского
языка и литературы
ОИПК и ППК
Великий баснописец Иван Андреевич
Крылов
Тип урока:
урок
обобщения и систематизации.
Вид
урока: урок-состязание
Цель
урока: Актуализировать личностный
смысл учащихся изучению темы. Содействовать развитию у школьников
умений выделять главное в баснях.
Создать содержательные и организационные условия
для развития у школьников умений анализировать басни.
Эпиграф к
уроку: Сказка-быль, но в ней
намек,
Басня-тоже нам
урок.
Оборудование
урока: мультимедийная установка,
портрет
И.А Крылова, рисунки, иллюстрации к
басням.
Ход
урока:
1. Организационный
момент:
Учитель:
- Имя великого русского
баснописца Крылова стоит на ряду имен любимых
народом поэтов, основоположников русской литературы. На них
воспитывались и воспитываются многие поколения. Басни
Крылова приобрели мировое
признание. В них сочетается суровая правда с глубокой мыслью и
живописностью языка. Краткие и меткие крыловские изречения давно
перешли в пословицы и поговорки, стали народным достоянием еще при
жизни баснописца.
Слава баснописца во многом
оттеснила в нашем восприятии Крылова драматурга, прозаика, лирика.
Тем не менее произведения И.А Крылова конца
XVIII века представляют выдающийся
интерес.
Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769
года в Москве, в семье скромного армейского офицера выслужившегося
из низов до капитанского чина. Андрей Прохорович Крылов через
несколько лет после рождения первенца вышел в отставку, переселился
в Твери и поступил там, на службу в городской магистрат. Он умер в
1778 году, и вдова его с двумя сыновьями оказалась в безысходной
нужде. По обычаям того времени, будущий баснописец еще с восьми лет
был «записан» на мелкую чиновничью должность. Но после смерти отца
ему пришлось поддерживать семью и уже фактически поступить
«подканцеляристом» в тот же тверской магистрат, где служил его
отец.
Служба в магистрате
познакомила Крылова с мрачными правами провинциальных судов со
злоупотреблениями и взяточничеством чиновников. В 1785 году Крылов
с матерью и братом перебрались в Петербург. Здесь он поступил на
должность канцеляриста в Казенную палату и служил в ней около
четырех лет.
В 14 лет он написал свою
первую комедию «Кофейница». Крылов сложился как писатель в
последнюю четверть XVIII
века.
Сегодняшний урок посвящен
творчеству великого баснописца И.А. Крылова. Будет проходить он в форме
состязание. Для этого мы делим класс на две команды. Первая команда
будет называться «Пламя», а вторая «Искра».
Вы познакомились с
баснями И.А
Крылова. Сейчас вам будут показаны фрагменты диафильмов по басням
Крылова. Какая из команд быстро и правильно ответит на вопросы, та
команда и начнет следующий тур. (Показываются фрагменты
диафильмов. Дальше продолжаются следующие
туры.)
I-тур.
«Собери фразеологический оборот»
Каждому участнику дается карточка, надо соединить начало
и конец фразеологического оборота.
1. Волков боятся
. .
. . . . . . в лес не ходить(Волк на
псарне)
2. Знает кошка
. .
. . .. . . чье мясо
сьела,
3. Вот где
собака . . . . .
зарыта
(Две собаки)
4.Делить шкуру
неубитого . . . . .
. медведя
(Квартет)
5. Белая ворона (Ворона и лисица)
6. Нем как
. .
. . .. рыба. (Щука и кот). (Рыбья
пляска)
7. Пустить козла
. .
. . .. в огород
(Квартет)
8. Дуться как
. .
. . .. мышь на крупу.(Мышь и
крыса)
II
–тур. «В мире
животных»
Необходимо дописать
названия животных из басен И.Крылова.
1. Тянуть
. . . . . за хвость.(Щука и
кот)
2.Кукушка
хвалит.
. . . .
за то, что хвалит он.
. . . . .
(Кукушка а Петух)
III-тур.
Вспомните названия басен,
ставшие крылатыми словами:
1.«Слон на
воеводостве»
2. «Тришкин
кофтан»
3. «Демьянова
уха»
IV-тур.
Определить из какой басни крылатые
слова.
-
От радости в зобу дыханье
сперло (Ворона и
лисица)
-
А ларчик просто
открывался (Ларчик)
-
Ты виноват уже тем, что
хочется мне кушать (Волк и
ягненок)
-
Усильного всегда бессильный
виноват (Волк и
ягненок)
-
Попрыгунья Стрекоза лето
красное пропела (Стрекоза и
Суравей)
-
И в сердце льстец всегда
отыщет уголок (Ворона и
Лисица)
7.Зелен виноград
(Лисица и виноград)
V-тур.Из каких басен взяты
эти выражения?
1. «Ай, Моська знать она
сильна, что лает на слона?» (Слон и Моська)
-
«Слона-то я и не приметил».
(Слон и Моська)
-
«Избави бог и нас от этаких
судей». (Осел и Соловей)
-
То думает, что на того
Весь свет
глядит его к глазам (Мышь и крыса)
-
Когда в товарищах согласья нет
(Лебедь, Щука и Рак)
VI-тур.
Прочтите фразеологические обороты со словами ворона,
заяц, кот, кошка, муха, слон, собака, рыба
(персонажи из басен Крылова)
-
Ворона-ворон считать, белая
ворона.
-
заяц-гнаться за двумя зайцами,
убить двух зайцев.
-
кот-кот наплакал, покупать кота в
мешке, черная кошка пробежала, как кошка с
собакой.
-
Медведь-
медведь
на уха наступил.
-
Муха-сделать из мухи слона, мухи
не обидит.
-
Рыба-как рыба в воде, ни рыба ни
мясо.
-
Собака-где собака зарыта, собаку
сьел.
VII-тур.
Завершите
эти выражения:
1. У
сильного всегда -
... . . . . (бессильный
виноват). (Волк и
ягненок)
2. А вы,
друзья, как ни садитесь все . . . . . .
.(в музыканты не годитесь).
(Квартет)
3. А
Васька слушает да . . . . .
. (ест).( Кот и
повар)
4. Да
толька воз и . . . . .
(ныне
там).(Лебедь, Шука и
Рак)
5. Как
счастье многие находят лишь тем, что хорошо на
. .
. . . .(задних лапах
ходят).(Две
собаки)
(По итогам состязания
объявляются победиели)
Учитель: - И вечен Крылов, пока живы
жадность и зависть, трусость и лесть, воровство и казнокрадство,
коварство и неблагодарность.
И мне
хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова и
задумываться о своих поступках и тогда, я думаю, ваша жизнь будет
лучше, богаче, интереснее.
(Подведение итогов.
Вручение грамот победителям.)