Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
«Ознакомление с окружающим миром» Тема: «Чудо – чудное - водица»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тема: «Чудо – чудное - водица»
Цель: Способствовать формированию представлений о разном состоянии воды у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Развивать познавательный интерес к воде через элементарную исследовательскую деятельность, используя зрительное, тактильное, слуховое восприятие
Познакомить с различными явлениями и состояниями воды в окружающей среде
Развивать экологически грамотное поведение детей в быту
Воспитывать у детей понимание необходимости бережного отношения к воде как природному источнику
Планируемые результаты:
Интегративные качества: любознательность, активность; овладение навыками игрового опыта, умение выражать своё мнение
Предпосылки УУД: коммуникативные - умение слушать, регулятивные – умение выполнять по заданному образцу и правилу
Методическое обеспечение:
*«Откуда на земле вода?», «Агрегатное состояние воды» - схемы - иллюстрации
*«Откуда в доме вода» - картина – иллюстрация
*Глобус
*Дидактические игры: «Где можно найти воду?»
*Плакаты для беседы
*Подбор загадок и стихотворений о воде
*Карточки «Времена года» к игре «Вода, кругом вода»;
*Карточки к игре: «Хорошо – плохо»
*Для опытов: разные по размеру ёмкости
*Геометрические фигуры (для моделирования)
* Простые и цветные карандаши
Предварительная работа
*Беседа с детьми на тему:
а) «Всем нужна вода» б) «Круговорот воды в природе»
* Разучивание стихотворений о воде
*Чтение книг для детей
а) «Почемучка» (из серии «Наш мир»)
б) Экологическая азбука»
*Рассматривание альбомов, открыток «Разное состояние воды»
План хода занятия
Орг. момент
*Педагог: Что принёс нам Снеговичок? (Прозрачные ёмкости наполнены снегом и льдом, которые затем поставлены в тёплое место в присутствии детей. №1 – с рыхлым снегом, №2 - плотно набитая снегом, №3 - наполнена льдом)
-А второй опыт «Где быстрее замёрзнет вода?» - (на мороз выносим две ёмкости с водой, не глубокую тарелку и большую миска)
-Что будет со снегом в помещении, с водой на улице? (мнения детей)
-В этом мы убедимся в конце занятия. Послушайте стихотворение, оно подскажет тему нашего занятия. Это стихотворение о чуде, которое есть на нашей Земле.
Основная часть:
*Чтение стихотворения «Волшебница – вода» Н. Рыжова (читают дети)
*Беседа с детьми
-Педагог: Почему воду назвали волшебницей? (ответы детей)
-Волшебница, чудо – чудное – вот как красиво можно назвать водичку. У меня есть интересные записи. (Звучит аудизапись звуков воды)
-Что это за звуки? Кто узнал? Да, это с нами разговаривают весенние ручейки и море.
- А узнаете ли, что нарисовано на плакате «Вода»?(ответы детей)
-Что такое круговорот воды в природе? (плакат «Откуда на земле берётся вода?»)?
-В каком состоянии бывает вода? (в твёрдом, жидком и газообразном)
(картинка «Агрегатное состояние воды»)
-Можно ли утверждать, что лёд – это твёрдая вода?
-Где можно увидеть лёд? (на реке, на озере, в морозилке холодильника..)
-А что такое туман?
(Туман – это облако у поверхности земли. Он состоит из мельчайших капелек воды. Образуется при охлаждении воздуха, когда водяные пары превращаются в капельки воды)
*Рассматривание глобуса)
-Педагог: А каким цветом на глобусе обозначены реки, моря, океаны?
-Что обозначено белым цветом? (ответы детей: вода, льды и снега)
*Загадывание загадок о воде (дети загадывают их друг другу)
-Педагог: Снеговичок любит загадки, но не умеет их ещё отгадывать. Поэтому в загадках о воде, надо объяснить свою отгадку (мнение детей):
-Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли — жить нельзя нам без ... (Воды)
-По морю идёт-идёт, а до берега дойдёт — тут и сразу пропадёт. (Волна)
-Течёт, течёт — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит. (Речка)
-Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
-Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня,
Издалека по песенке узнаете меня. (Ручеёк)
-Видно, речка замерзала и укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет, если солнце не поможет.
Но когда весна придёт, одеяло пропадёт. (Лёд на реке)
-Без досок, без топоров через реку мост готов.
Мост, как синее стекло: скользко, весело, светло! (Лёд)
-В новой стене, круглом окне
Днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)
-Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
-День и ночь кричит, а голос не устаёт. (Водопад)
-Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи — но не удобно для ноги. (Болото)
-По городу дождик осенний гулял, зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит, ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
-В огне не горит и в воде не тонет (лед)
-Сперва летит, потом бежит, потом на улице лежит….
Тогда без бот или калош его сухим не перейдешь (дождь)
-Что за звездочки сквозные на пальто и на платке?
Все сквозные – вырезные, а возьмешь – вода в руке (снежинки)
-Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (Вода)
*Дидактическая игра «Вода, вода – кругом вода»
-Педагог: Научим Снеговичка определять разное состояние воды?
(У каждого участника карточки с изображением времён года)
- Задание: с помощью карандаша обвести овалом такое состояние воды, которое можно найти на этих картинках?)
(Предполагаемые ответы о видоизмененном состоянии воды: это ручеек, водопад, капли дождя, снегопад, туман, сосульки, лёд, снег и т.д.)
*Словесная игра «Доскажи словечко» (Упражнение «Слова – родственники»)
-Педагог: От какого слова произошло имя Снеговичка? - (снег)
-Это слова – родственники. Расскажем Снеговичку о его словах – родственниках? (педагог читает, дети дополняют)
-Тихо, тихо, как во сне, падает на землю … (снег)
-С неба всё скользят пушинки – серебристые… (снежинки)
-Кружатся над головою каруселью… (снеговою)
-На полянки, на лужок всё снижается… (снежок)
-Землю белой, чистой, нежной застелил постелью… (снежной)
-От веселье для ребят всё сильнее … (снегопад)
-Все бегут вперегонки все хотят играть в … (снежки)
-Снежный ком – на снежный ком, всё украсили… (снежком)
-Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик )
-Рядом снежная фигурка – это девочка… (снегурка)
-На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири)
-Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег).
*Физминутка
-А теперь немного отдохнем. Вспомним игру «Дождь» (это мультимедийная игра: слайды - природное явление "гроза, звук грома и шум дождя, радуга»). Под музыку дети выполняют движения, педагог говорит: «пошел дождь, капельки упали на землю, пригрело солнышко, капельки испарились и превратились в тучу, в тучке пар превращается в дождь, дождь попадает на землю и ручьями сбегает в реку». Дети показывают путь капельки, импровизируя движения.
*Словесная игра. А любимая игра Снеговичка: «Кто больше назовет съедобной
жидкости» (сок, какао, кисель, ситро, минеральная вода, морс, кофе и т.д.)
*Чтение стихотворения «О воде» Н.Рыжовой (читает педагог)
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!
-Вопросы: Как ласково называют водичку? (чудо – чудное водица, волшебница)
-Можем ли мы прожить без воды? (ответы детей)
*Проведение опыта. Хотите показать Снеговичку опыты с водой.
*Опыт 1, в котором надо определить, одинаковая ли вода в трех стаканах:
-по цвету и по прозрачности – как узнать? (определяем глазами);
-по вкусу (языком), по температуре (рукой).
-Затем кладем в стаканы – соль, сахар, лимон. Что стало с этими веществами?
*Вывод: вода обладает способностью растворять соль, сахар, лимонный сок. Она -
прозрачная, бесцветная, холодная, горячая, теплая.
*Опыт 2, как узнать, есть ли вода в овощах? (с помощью тёрки)
-в каждом фрукте и овоще есть вода: трем морковь и отжимаем сок
-вода может растворять различные вещества, помогает разносить питательные
вещества по всему организму человека:
-съешь бутерброд, разжевал, проглотил, вода растворит его на мелки кусочки;
*Подведение итога опыта «Снег и лёд»
-Опыт 1 со снегом и льдом: «Что быстрее будет таять?» Ёмкости были наполнены снегом, льдом (перед занятием поставлены в тёплое место в присутствии детей):
-Вопрос: Что было в этих прозрачных пластмассовых ёмкостях?
-Покажем Снеговичку, что стало со снегом, со льдом.
Под №1 – он был рыхлым; снег растаял
Под №2 – снег утрамбованный; растаял не весь
Под №3 – твёрдый лёд; немного растаял.
-Опыт 2 «Где быстрее замёрзнет вода?» - (на мороз были вынесены две ёмкости с водой, неглубокая тарелка и миска)
- Дети высказывают мнение (в миске воды было больше, в ней вода не замёрзла до конца; и делают соответствующий вывод).
Заключительная часть
*Рефлексия. Снеговичок, спрашивает, что детям понравилось, что они нового узнали. Дети делятся своими впечатлениями. Снеговичок благодарит детей за интересные игры, стихи, опыты.