Середина
урока
30
мин
|
Просмотр
кинофрагмента. Голова профессора
Доуэля и Мари.
- Беседа библиотекаря с
учащимися.
Вспомните, что произошло с А.Р. Беляевым с
1916 по 1922 годы.
Он лежал, закованный в гипс, был беспомощен и
неподвижен. Не мог пошевелить ни рукой ни ногой. Его бросила жена,
и он пропал бы, если бы не Маргарита Констатиновна - будущая жена
писателя. Таким образом, ощущения профессора Доуэля – не выдумка,
они во многом выстраданы. Не случайна и фигура
Мари.
-
Вы видели изображение Богини
правосудия?
(Это богиня с завязанными глазами, которая
держит в руках весы и меч).
- Почему именно
женщина?
Доуэль занимается наукой, Керн занимается
наукой.
Что, как вы думаете, делает
Мари? (Она судья по воле
случая. Она оценивает того и другого, их деятельность, с точки
зрения самого важного чувства).
Выразительное чтение отрывка
главы.
- Прочитайте, пожалуйста, отрывок из главы
«Голова заговорила» от слов «Прошлую ночь Лоран видела во сне…» и
до конца главы.
Беседа (после
чтения отрывка).
Какая проблема здесь раскрывается
автором?
- А теперь на основе сказанного попробуем
определить и сформулировать проблемы, которые поднимает автор в
романе.
- Подумайте, чем опасны такие люди, как
Керн?
(В качестве возможного ответа на этот вопрос
приведём слова
Шерлока Холмса, произнесённые им в известном
рассказе А. Конан Дойла «Пёстрая лента»: «Ах, сколько зла на свете,
и хуже всего, когда злые дела совершает умный человек!.. Когда врач
совершает преступления, он ужаснее всех прочих преступников. У него
сильные нервы и опасные знания...»). Наука - очень опасное оружие в
преступных руках.
|
Беседа с элементами
диспута.
Искусные
руки хирурга возродили к жизни человека, чьё
существование
неотделимо от моря. Наука и фантастика вновь слились в
произведении Беляева со стремительным сюжетом, драматическими
событиями, в результате которых ломаются жизни персонажей. Для
Беляева оказывается важной и социальная сторона происходящего –
судьба учёного в обществе. Действие «Человека – амфибии», как и
многих других произведений фантаста, происходит в далёкой
экзотической стране. Самым фантастическим из всех замыслов Беляева до сих пор
остается мысль о человеке-амфибии. Трагическая судьба Ихтиандра в
какой-то мере, может быть, приоткрывает нам, что Беляев и сам видел
всю сложность и трудность жизни человека-рыбы. Но Беляев никогда не
был доктринером в фантастике. Каждый замысел его, кроме прямой
цели, преследовал и косвенные
возможности -- поиски обходных путей, поиски непроложенных
дорог к осуществлению задуманного. Амфибий еще нет, может быть их и
не будет -- не потому, что это невозможно, а потому, что такие же
страстные мечтатели,
как
Беляев, воодушевленные той же мечтой, прокладывают сегодня иной,
более простой путь к овладению морскими глубинами. От первых
аквалангов исследователи моря прошли за каких-нибудь пятнадцать лет
огромный путь.
Смелые
товарищи Жака Кусто уже построили на дне Средиземного моря
подводный дом и прожили там длительное время. Другие уже опускались
в морские глубины и находились там долгие часы, дыша
воздухом,
обогащенным азотом. Эти опыты в морских глубинах, в царстве
вечного мрака, под чудовищным давлением приближают время, когда
люди свободно пройдут по подводным путям. И когда Кусто заявляет о
своем намерении вскоре построить подводную деревню для нескольких
десятков людей -- как
тут не
вспомнить беляевских "подводных земледельцев" с их
удивительно
уютным
домиком, мимо крыльца которого проплывают
рыбы.
- Стоило ли доктору
Сальватору спасать жизнь индейскому
ребёнку,
превращая его в
получеловека-полурыбу?
- Какая важная мысль
писателя пронизывает
произведение?
(научные
достижения не должны быть употреблены во вред человеку. Беляев
показывает, как любые достижения науки в мире лживых, злых людей,
предателей, попав в руки хищников, используются в корыстных целях.
Писатель призывает не допустить, чтобы открытия науки
использовались в качестве разрушительной
силы).
-
Ихтиандр - необычный, оказывающийся чаще всего в необычной
ситуации; и развитие сюжета служит раскрытию внутренних черт этого
героя.
- О
чём мечтал доктор Сальватор, герой романа «Человек -
амфибия»?
(О новой
породе людей, способных освоить необъятные водные просторы с
неистощимыми запасами пищи и
сырья…)
- Как сложилась судьба
Ихтиандра?
- Юноша с жабрами акулы стал уникальным, но счастлив ли он?
Виноват ли в этом доктор Сальватор? Должен ли ученый
нести ответственность за
своё
открытие? (Можно вспомнить Оппенгеймера, изобретшего
ядерную бомбу. Тот, кто изобрёл атомную
бомбу, даже не представлял себе, к каким трагическим последствиям
может привести это чудо-изобретение
XX столетия. Перед тем как это супероружие
испытали на себе жители японских городов Хиросима и Нагасаки, был
проделан очень долгий путь.)
|
|
фрагменты кинофильмов, буктрейлер по
произведениям А.Р.Беляева «Человек-амфибия» и «Голова профессора
Доуэля»
Список
использованной литературы:
1. Статья о жизни
писателя-фантаста Александра Беляева. К 120-летию со дня рождения
А. Беляева http://www.alexandrbelyaev.ru
2. Переписка
писателя-фантаста А. Р. Беляева с К. Э. Циолковским
http://www.alexandrbelyaev.ru
3. Страницы биографии
фантаста Александра Беляева
http://www.alexandrbelyaev.ru
4. Его так и называли -
русский Жюль Верн
http://www.alexandrbelyaev.ru
5. Тайна смерти фантаста
Беляева http://www.alexandrbelyaev.ru
6. Творчество Беляева как
основоположника советской фантастики.
http://www.alexandrbelyaev.ru
7. «Человек-амфибия» —
советский художественный фильм 1961 года, поставленный на студии
«Ленфильм» режиссёрами В. Чеботарёвым и Г. Казанским по
одноимённому научно-фантастическому роману Александра
Беляева.
|