2024-2025 оқу жылына арналған
Қысқа мерзімді сабақ жоспарларын жүктеп алғыңыз келеді ме?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен жасалған
Материалдар / Писатель-фантаст

Писатель-фантаст

Материал туралы қысқаша түсінік
о писателе фантасте
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Тема урока:

СРСП. Реферат. Писатель-фантаст

Предмет

Русский язык и литература

ФИО педагога

Кобекова Салтанат Рахманбердиевна

Дата

22.10.2024г

Группа

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Вид урока

Урок практика

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

познакомить учащихся с биографией писателя-фантаста Александра Романовича Беляева, его произведениями, рассмотреть основные проблемы в романах «Человек-амфибия» и «Голова профессора Доуэля».

развитие интеллекта и расширение эрудиции, развитие познавательных процессов, творческих способностей и критического мышления, навыков устной речи.

Цели урока

поддерживать у учащихся устойчивый интерес к чтению, к культурному наследию человечества, формирование интереса школьников к личности и творчеству А.Р.Беляева.

Предшествующие знания

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ценности

способность к осмыслению и оценке с позиции гуманизма глобальных проблем человечества, являющихся предметом изображения искусства самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками и нежелание им подражать.

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников


Оценивание


Ресурсы


Начало урока



8 мин

Какие произведения называют фантастическими? (где есть вымысел, это любой жанр, в котором нарушаются известные нам законы мироздания.)

В литературоведении этот вымысел называют фантастическим допущением, то есть автор допускает всякие новые технологии, другие планеты, возможность существования магии, нарушение физических законов и др. "Фантастическое допущение"- такая вещь, событие или условие, которое невозможно или пока недостижимо в нашем мире.

Беседа с учащимися.

  • Что удивило в биографии?

  • Чему мы можем научиться?

 



компьютерная презентация, выставка книг А.Р.Беляева, распечатки текста глав романов, «Толковый словарь» С.И.Ожегова,

Середина урока


30 мин

























Просмотр кинофрагмента. Голова профессора Доуэля и Мари.

- Беседа библиотекаря с учащимися.

Вспомните, что произошло с А.Р. Беляевым с 1916 по 1922 годы.

Он лежал, закованный в гипс, был беспомощен и неподвижен. Не мог пошевелить ни рукой ни ногой. Его бросила жена, и он пропал бы, если бы не Маргарита Констатиновна - будущая жена писателя. Таким образом, ощущения профессора Доуэля – не выдумка, они во многом выстраданы. Не случайна и фигура Мари.

-

 

Вы видели изображение Богини правосудия?

(Это богиня с завязанными глазами, которая держит в руках весы и меч).

- Почему именно женщина?

Доуэль занимается наукой, Керн занимается наукой.

Что, как вы думаете, делает Мари? (Она судья по воле случая. Она оценивает того и другого, их деятельность, с точки зрения самого важного чувства).

Выразительное чтение отрывка главы.

- Прочитайте, пожалуйста, отрывок из главы «Голова заговорила» от слов «Прошлую ночь Лоран видела во сне…» и до конца главы.

Беседа (после чтения отрывка).

Какая проблема здесь раскрывается автором?

- А теперь на основе сказанного попробуем определить и сформулировать проблемы, которые поднимает автор в романе.

 

- Подумайте, чем опасны такие люди, как Керн?

(В качестве возможного ответа на этот вопрос приведём слова

Шерлока Холмса, произнесённые им в известном рассказе А. Конан Дойла «Пёстрая лента»: «Ах, сколько зла на свете, и хуже всего, когда злые дела совершает умный человек!.. Когда врач совершает преступления, он ужаснее всех прочих преступников. У него сильные нервы и опасные знания...»). Наука - очень опасное оружие в преступных руках.


Беседа с элементами диспута.

Искусные руки хирурга возродили к жизни человека, чьё существование

неотделимо от моря. Наука и фантастика вновь слились в произведении Беляева со стремительным сюжетом, драматическими событиями, в результате которых ломаются жизни персонажей. Для Беляева оказывается важной и социальная сторона происходящего – судьба учёного в обществе. Действие «Человека – амфибии», как и многих других произведений фантаста, происходит в далёкой экзотической стране. Самым фантастическим из всех замыслов Беляева до сих пор остается мысль о человеке-амфибии. Трагическая судьба Ихтиандра в какой-то мере, может быть, приоткрывает нам, что Беляев и сам видел всю сложность и трудность жизни человека-рыбы. Но Беляев никогда не был доктринером в фантастике. Каждый замысел его, кроме прямой цели, преследовал и косвенные

возможности -- поиски обходных путей, поиски непроложенных дорог к осуществлению задуманного. Амфибий еще нет, может быть их и не будет -- не потому, что это невозможно, а потому, что такие же страстные мечтатели,

как Беляев, воодушевленные той же мечтой, прокладывают сегодня иной, более простой путь к овладению морскими глубинами. От первых аквалангов исследователи моря прошли за каких-нибудь пятнадцать лет огромный путь.

Смелые товарищи Жака Кусто уже построили на дне Средиземного моря подводный дом и прожили там длительное время. Другие уже опускались в морские глубины и находились там долгие часы, дыша воздухом,

обогащенным азотом. Эти опыты в морских глубинах, в царстве вечного мрака, под чудовищным давлением приближают время, когда люди свободно пройдут по подводным путям. И когда Кусто заявляет о своем намерении вскоре построить подводную деревню для нескольких десятков людей -- как

тут не вспомнить беляевских "подводных земледельцев" с их удивительно

уютным домиком, мимо крыльца которого проплывают рыбы.

 

- Стоило ли доктору Сальватору спасать жизнь индейскому ребёнку,

превращая его в получеловека-полурыбу?


- Какая важная мысль писателя пронизывает произведение?

(научные достижения не должны быть употреблены во вред человеку. Беляев показывает, как любые достижения науки в мире лживых, злых людей, предателей, попав в руки хищников, используются в корыстных целях. Писатель призывает не допустить, чтобы открытия науки использовались в качестве разрушительной силы).

- Ихтиандр - необычный, оказывающийся чаще всего в необычной ситуации; и развитие сюжета служит раскрытию внутренних черт этого героя.

- О чём мечтал доктор Сальватор, герой романа «Человек - амфибия»?

(О новой породе людей, способных освоить необъятные водные просторы с неистощимыми запасами пищи и сырья…)

- Как сложилась судьба Ихтиандра?

- Юноша с жабрами акулы стал уникальным, но счастлив ли он? Виноват ли в этом доктор Сальватор? Должен ли ученый нести ответственность за своё

 

открытие? (Можно вспомнить Оппенгеймера, изобретшего ядерную бомбу. Тот, кто изобрёл атомную бомбу, даже не представлял себе, к каким трагическим последствиям может привести это чудо-изобретение XX столетия. Перед тем как это супероружие испытали на себе жители японских городов Хиросима и Нагасаки, был проделан очень долгий путь.)


фрагменты кинофильмов, буктрейлер по произведениям А.Р.Беляева «Человек-амфибия» и «Голова профессора Доуэля»



Список использованной литературы:

1. Статья о жизни писателя-фантаста Александра Беляева. К 120-летию со дня рождения А. Беляева http://www.alexandrbelyaev.ru

2. Переписка писателя-фантаста А. Р. Беляева с К. Э. Циолковским http://www.alexandrbelyaev.ru

3. Страницы биографии фантаста Александра Беляева http://www.alexandrbelyaev.ru

4. Его так и называли - русский Жюль Верн http://www.alexandrbelyaev.ru

5. Тайна смерти фантаста Беляева http://www.alexandrbelyaev.ru

6. Творчество Беляева как основоположника советской фантастики. http://www.alexandrbelyaev.ru

7. «Человек-амфибия» — советский художественный фильм 1961 года, поставленный на студии «Ленфильм» режиссёрами В. Чеботарёвым и Г. Казанским по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева.


Конец урока


7 мин


Мы предлагаем посмотреть вам буктрейлер, чтобы еще раз вспомнить произведения А.Р.Беляева.

Составьте на тему сегодняшнего урока синквейн.

(Александр Романович Беляев

Замечательный, мужественный

Мечтает, творит, борется

Он человек с горячим сердцем!)


Просмотр буктрейлера.






10 Қаңтар 2025
101
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі