Этапы урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Оценивание
|
Ресурсы
|
Начало
урока
4
мин
|
Организационный момент урока.
Приветствие уч-ся.
Привлечение учащихся к формированию цели
урока.
Мотивация на успешную работу на
уроке.
Учитель: тема нашего
урока вам знакома из курса «Основы права» в 9 классе. Отобразите
свои знания о правах и свободах человека и гражданина РК на дереве
Блоба.
|
Приветствие учителя.
Записывают тему урока, знакомятся с планом работы на
уроке.
Вместе с другими уч-ся определяют цель урока в соответствие
с темой урока.
|
ФО «Дерево Блоба»-
определяют свой уровень знаний по новой теме на
дереве.
|
Слайд с темой и целью,
планом урока
|
Середина
урока
5
мин
|
Актуализация знаний с целью подведения к теме и цели
урока.
Вот несколько интересных фактов о
правах граждан:
-
В Швейцарии нет орденов и
медалей — так обеспечивается равенство
всех граждан перед законом.
-
Конституция
Японии в
целом гарантирует все основные права и свободы граждан,
провозглашает равенство, запрещает рабство, пытки и незаконное
заключение.
-
В Бразилии лица старше 65 лет по праву ездят
в общественном транспорте бесплатно. А в Рио-де-Жанейро с 10 вечера
до 5 утра водителям разрешено ехать на красный свет светофора. Это
право было дано гражданам для уменьшения риска автомобильного
ограбления.
-
В
Португалии среди необычных прав у граждан
— право
не являться на работу, если на улице ненастье, это считается
уважительной причиной неявки.
-
Всеобщая декларация прав
человека была принята Организацией
Объединённых Наций в 1948 году. 3В этом документе правительства
обязались добиваться, чтобы все люди — богатые и бедные, сильные и
слабые, мужчины и женщины, независимо от расы и вероисповедания,
были равны.
В Древней Греции гражданином полиса являлся
только человек мужского пола, у которого и отец, и мать родились в
полисе. Только с 18 лет он становился полноправным
гражданином.
В Древнем Египте пленных стали обращать
в рабство и закрепили за ними наименование "живые убитые".
Помещик имел право продавать, покупать,
дарить и наследовать крестьян, как свою собственность. Так было в
центральных и южных регионах Российской империи с конца 15-го до
середины 19-го века. До отмены крепостного права крестьяне являлись
предметом купли-продажи, поэтому читателей изданий совершенно не
смущало то, что рядом с объявлением о продаже лошади или поношенных
сапог, их владелец указывал ещё и людей, например: «Мальчишка,
умеющий чесать волосы и девка лет 30 от роду».
Размещая публикацию о продаже, помещик всячески восхвалял свой
товар. Девушек описывали как работящих мастериц на все руки.
Обязательно рассказывали о внешности крестьянок и её характере,
используя различные эпитеты. Если продавали семью, то перечисляли
весь состав.
Только в 1918
году к голосованию
были допущены даже английские женщины. Однако мужчины голосовали по
достижению 21-летнего возраста, а женщины — только с 30
лет.
|
Уч-ся знакомятся с данными примерами. Делятся
впечатлениями.
|
ФО учителя-похвала за
активность
|
Слайд с
примерами
|
10
мин
|
Проверочная работа по пройденной теме-
установите соответствие (сама таблица в
Проложении)
|
Соотносят характеристики с ключевыми
понятиями.
Ответы:
|
|
|
15
мин
|
Новая
тема
1) Организует просмотр
видеоматериала. Организует обратную связь- чем запомнился материал,
что новое узнали из материала.
2) Из текста на стр. 44
найдите различия между правами и свободами
человека.
3) Вопрос для
размышления- права гражданина и права человека в РК- это понятия
разные и общие?

4) Прочитайте раздел «Признаки прав
человека». Почему не все относятся к правам гражданина
РК?
5) Анализ схемы 21 стр. 46.
6) Что является противовесом прав в РК?
Каковы последствия невыполнения обязанностей?
7) Правовой статус-организует
самостоятельную работу уч-ся -заполнение кластера

|
Просматривают
видеоматериал и делятся впечатлением от увиденного. Запись в
тетрадь
Дают определения праву
и свободам.
Размышляют над
значением статусов- гражданин и человек.
Называют по схеме 21-
виды прав по субъекту, от характера субъектов, их реализующих, по
содержанию.
Ответ: обязанности.
Наказание.
Правовой статус-
кластер заполняют
Выступление уч-ся-
зачитывают данные пирамиды
|
|
Видеоматериал
https://yandex.kz/video/preview/2083403063059081662?from=tabbar&parent-reqid=1727767684272699-8123705541908687793-balancer-term-kz-yp-vla-5-BAL&text=понятие+прав+и+свобод+человека
Учебник, пар.9,
10.
Пар.10
|
7
мин
|
Закрепление
Задание. Сделайте вывод,
применяя формулу «ПОПС»
- Я считаю, что «права
человека заканчиваются там, где начинаются права другого
человека»
П –
«позиция» На мой
взгляд…
О –
«обоснование» Потому
что…
П –
«примеры» В качестве
доказательства могу привести примеры…
С –
«следствие» Таким образом, я
делаю вывод…
|
ИР должны найти факты,
написать вывод в соответствии с приемом «Формула
ПОПСа»
Вариант ответа: Выражение «права человека заканчиваются
там, где начинаются права другого человека» означает,
что осуществлять
свои желания и потребности нужно таким образом и в такой степени,
чтобы это было не в ущерб законным интересам других
лиц.
Понимать это следует буквально: как только
права одного человека начинают приносить вред другому, эти права
теряют свою силу, перестают действовать.
Примеры:
Каждый из нас ценит своё право и
возможность говорить то, что он думает. Но это справедливо до
определённого момента. Например, если в переполненном театре громко
закричать «пожар» без всяких на то оснований, права на свободу
слова мгновенно исчезают — потому что такая необдуманная выходка
может принести непоправимый вред и стать причиной серьёзных
травм.
У каждого человека есть право громко
слушать музыку, но только если это не мешает другим людям. Или
другой пример — человек имеет право курить, но другие люди имеют
право не быть «пассивными курильщиками» в его
присутствии.
|
ФО учителем
-похвала
К.О. самооценивание
«Кулак –ладонь»
|
Слайд с формулой ПОПСа
|
Конец урока
4
минут
|
Организует обратную
связь от уч-ся
Рефлексия
Стратегия «Лестница
успеха»
Учитель предлагает
каждому учащемуся на флипчарте «Лестница успеха» наклеить свой
стикер на понимание темы (На верхней- поняли все, смогу применить;
на средней- не совсем поняли; на нижней- не
поняли).
«Как считаете вы
справились с целью сегодняшнего урока?»
Комментирует домашнее
задание- изучить содержание
параграфа 9,10.
|
Беседуют, опираясь на
предложенные вопросы
|
ФО через обратную
связь
Учитель комментирует
роль каждого на уроке через похвалу или
рекомендации.
|
Слайды с
вопросами
Дневники,
учебники
|